Главная стр 1
Индивидуальная программа развития

по физике

для ученика 8 класса

Разработчик программы – учитель физики М.Н. Макарова



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа индивидуальных занятий разработана для одаренного ученика 8 класса, который показывает отличные учебные способности, проявляет интерес к изучению предметов физико-математического цикла. Программа рассчитана на два учебных года - 68 учебных часов (1час в неделю).

Индивидуальный образовательный маршрут позволяет учитывать интересы, склонности и способности учащегося, создавать условия для развития познавательной активности и повышения мотивации к изучению физики.

Программа индивидуальных занятий составлена с опорой на программу «Физика в самостоятельных исследованиях» В.Г. Разумовского, В.А. Орлова, Ю.И. Дика и др. Суть программы – для решения задач формирования основ физической науки, интеллектуального развития школьника не надо сообщать ему систему готовых знаний, нужно знакомить его с методами научного познания. Для этого учить проводить наблюдения, обрабатывать полученные данные, ставить вопросы и выдвигать гипотезы, устанавливать зависимости между физическими величинами, делать выводы и проверять их экспериментально.



Цель – создание условий для развития познавательных интересов, творческой деятельности в области физики, повышения мотивации к изучению предмета и самореализации ученика.

Задачи:

  • Освоение содержания основ физической науки, методов научного познания природы.

  • Овладение умениями проводить наблюдения, обрабатывать результаты, представлять их в разном виде, делать выводы.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении знаний, решении задач и выполнении экспериментальных исследований.

  • Использование знаний и умений в решении практических задач.

Дидактические принципы:

  • Индивидуальность

  • Учет возрастных особенностей

  • Опора на интересы и потребности ученика

  •  Сотрудничество

  • Последовательность

  • Успешность

  • Преемственность

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Программа опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания школьного курса физики:

- поиск информации в печатных и электронных источниках,

- представление информации разными способами (тезисы, конспект, интеллект-карта и др.),

- приобретение опыта проведения экспериментальных работ,

- осознание сути экспериментального метода познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент),

- овладение разными способами представления результатов эксперимента,

- решение задач разного типа (расчетных, графических, качественных).



Требования к уровню подготовки ученика

Знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое и магнитное поля, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление, работа и мощность тока, фокусное расстояние, оптическая сила и увеличение линзы;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, энергии в тепловых процессах, электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;

  • имена ученых-физиков и области их научных интересов;

уметь:

  • описывать и объяснять ряд физических явлений;

  • использовать физические приборы измерительные инструменты для измерения физических величин;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний;

  • решать задачи на применение изученных законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации.

Прогнозируемые результаты

Предметные результаты:

— знания о природе важнейших физических явлений, понимание смысла физических законов;

— владение основами метода научного исследования: умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять их с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

— умения применять полученные знания при решении задач.



Метапредметные результаты:

— овладение техникой эксперимента, приемами решения задач;

— овладение различными видами представления результатов эксперимента;

— умение вскрывать зависимости между физическими величинами;

— умение формулировать выводы.

Личностные результаты:

— самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

— интерес к чтению научно-популярной литературы;

— интерес к чтению литературы об ученых-физиках, конструкторах, инженерах;

— желание принять участие в предметных олимпиадах, конкурсах, проектах;

— приобретение опыта публичных выступлений.



Самореализация:

результативное участие в школьных и городских олимпиадах, творческих конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней, Интернет-конкурсах.



Учебно-методическое обеспечение:

  1. Элементарный учебник физики. Под редакцией академика Г.С. Ландсберга. Том 1, 2, 3 - М.: «Наука». 1986.

  2. Кирик Л.А. Физика. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. - М.: «ИЛЕКСА». 2003.

  3. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарева А.В. Факультативный курс физики 8.М.: «Просвещение». 1985

  4. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зиберман А.Р. Задачи по физике. М.: Дрофа. 2002

  5. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? М.: Наука. 1992

  6. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М.: «Просвещение».1983

  7. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями. М.: «Просвещение».2006

  8. Гольдфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа. 1975

Содержание программы (2012-13 учебный год)

.


Тема

Кол-во часов

Введение. Измерение расстояний. Измерение времени. Пространственные и временные масштабы в природе.

2

Гидростатика. Давление. Давление в газах и жидкостях. Законы Паскаля и Архимеда.

5

Механическое движение. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное движение. Свободное падение

5

Тепловые явления. Изменения агрегатных состояний вещества

5

Электромагнетизм. Закон Ома для участка цепи. Законы последовательного и параллельного соединения проводников    

8

Световые явления. Законы геометрической оптики. Сферическое зеркало. Линзы.

7

Тестирование

1

Учебно-тематический план (2012-13 учебный год)



Тема занятия

Вводимые понятия

Вид деятельности

1

Измерения расстояний

Эталон метра. Локация. Метод параллакса

Работа с литературой, практическая работа «Измерение расстояния до Луны»

2

Измерения времени

Атомный эталон времени.

Стробоскоп. Маятник



Работа с литературой, практическая работа «Изготовление механического стробоскопа и наблюдение периодических процессов»

3

Давление. Атмосферное давление

Насосы

Решение задач. Принцип действия медицинских банок, насоса

4-5

Весовое давление жидкости и газа

Гидростатический парадокс

Решение задач.

6

Закон Архимеда. Условия плавания тел

Ареометр


Решение задач, практическая работа «Измерение плотности вещества методом гидростатического взвешивания»

7

Сообщающиеся сосуды

Закон сообщающихся сосудов

Решение задач.

8

Равномерное прямолинейное движение

Графики движения, скорости


Решение задач.

9-10

Ускорение. Законы равноускоренного движения

Графики движения, скорости, ускорения


Решение задач.

11-12


Свободное падение

Ускорение свободного падения

Решение задач.

13

Плавление и кристаллизация

Уравнение теплового баланса

Наблюдение плавления и отвердевания кристаллического тела. Решение задач

14

Парообразование и конденсация

КПД теплового процесса

Решение задач.

15

Влажность воздуха

Приборы для измерения влажности воздуха

Практическая работа по определению влажности воздуха

16-17

Закон сохранения энергии в тепловых процессах




Решение задач.

18-20

Законы последовательного и параллельного соединения проводников.

Омметр. Гальванометр

Решение задач. Практические работы: «Изучение законов последовательного и параллельного соединения», «Измерение удельного сопротивления материала», «Измерение сопротивления проводника омметром»

21-22

Смешанное соединение проводников

Эквивалентные электрические схемы

Решение задач. Практическая работа «Изучение параллельного соединения проводников»

23-24

Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца

КПД электронагревательного прибора

Решение задач. Практическая работа «Измерение КПД нагревательного элемента»

25

Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током

Сила Ампера. Правило левой руки. Электроизмерительные приборы.

Решение задач.

26

Природа электрического тока в жидкостях

Электролит. Электролиз. Закон электролиза

Практическая работа «Исследование зависимости массы выделившегося при электролизе вещества от силы тока в цепи»

27-28

Закон прямолинейного распространения света. Законы отражения и преломления света

Сферическое зеркало. Оптический центр. Оптические оси. Фокус.

Показатель преломления света. Оптически более (менее плотная) среда



Решение графических задач. Практическая работа «Измерение показателя преломления стекла»

29

Ход светового луча в плоскопараллельной пластинке




Практическая работа. Решение задач

30

Полное внутреннее отражение. Ход светового луча в треугольной призме




Решение задач. Практическая работа

31-32

Линзы. Построение изображения предмета в тонкой линзе

Оптическая сила линзы

Практическая работа «Наблюдение изображений предмета в собирающей линзе. Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы»

33

Оптические приборы




Работа с литературой. Поиск информации в Интернет

34

Тестирование









Содержание программы (2013-14 учебный год)

Тема

Кол-во часов

Законы движения. Первый, второй и третий законы Ньютона. Алгоритм решения задач по динамике.

5

Закон всемирного тяготения. Опыты Кавендиша. Ускорение свободного падения на планетах Солнечной системы. Первая, вторая и третья космические скорости. История космонавтики

5

Вращательное движение тел. Кинематика и динамика вращательного движения

2

Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Закон сохранения момента импульса. Закон сохранения энергии в механических процессах

7

Колебания и волны. Механические колебания. Механические волны. Звук.

5

Оптика. Измерение скорости света. Спектры. Использование метода спектрального анализа в астрофизике

4

Физика атома и атомного ядра. Радиоактивность

6

Учебно-тематический план (2013-14 учебный год)




Тема занятия

Вводимые понятия

Вид деятельности

1

Первый закон Ньютона

Инерциальные системы отсчета - ИСО

Использование Интернет-ресурсов

2-3

Второй закон Ньютона

Прямая и обратная задачи механики. Алгоритм решения задач по динамике

Решение задач

4-5

Третий закон Ньютона




Решение задач

6

Закон всемирного тяготения. Опыты Кавендиша

Гравитационная постоянная

Решение задач

7

Сила тяжести на других планетах

Ускорение свободного падения

Решение задач. Использование Интернет-ресурсов

8

Первая, вторая и третья космические скорости




Решение задач

9

История космонавтики

К.Э. Циолковский, Келдыш, С.П. Королев

Поиск информации в Интернете

10

Выпускники нашей школы – работники космической отрасли

С. Коколин

А. Степаничев



Д. Янин

Работа в школьном музее, встречи с родственниками

11

Вращательное движение тел

Угловая скорость. Угловое ускорение

Работа с литературой

12

Основное уравнение динамики вращательного движения

Момент инерции тела. Теорема Штейнера

Конспектирование

13-14

Закон сохранения импульса

Реактивное движение. Абсолютно упругий и абсолютно неупругий удары.

Решение задач

15

Закон сохранения момента импульса

Гироскоп

Конспектирование

16-17

Закон сохранения энергии в механике

Маятник Максвелла

Решение задач

18-19

Совместное использование законов сохранения при решении задач




Решение комбинированных задач

20-21

Механические колебания. Гармонические колебания маятника.

Маятники математический и пружинный

Практические работы «Запись гармонических колебаний маятника», «Изучение колебаний математического маятника»

22

Механическая волна.




Практическая работа

23-24

Звук. Запись и воспроизведение звука

Акустический резонанс

Практическая работа. Работа с литературой

25

Развитие представлений о природе света

Корпускулярная и волновая теории света

Работа с литературой и Интернет-ресурсами

26

Методы измерения скорости света




Работа с литературой и Интернет-ресурсами

27

Излучение света. Виды спектров

Сплошной и линейчатый спектры

Практическая работа «Наблюдение спектров излучения»

28

Спектральный анализ и его использование в астрофизике




Работа с литературой и Интернет-ресурсами

29

История открытия и изучения явления радиоактивности

А. Беккерель, М. и П. Кюри,

Э. Резерфорд

Работа с литературой и Интернет-ресурсами. Создание презентации

30

Природа радиоактивного излучения

Альфа, бета и гамма-излучения




31

Способы регистрации элементарных частиц

Счетчик Гейгера, камера Вильсона. Трек частицы

Работа с приборами, фотографиями треков

32

Ядерные реакции

Альфа, бета-распад

Решение задач

33-34

Разработка проекта «Радиация. За и против»








Смотрите также:
Элективный курс по физике «Методы решения задач по физике»
600.98kb.
Программа развития по физике для
157.78kb.
Рабочая программа по физике для 11 класса Базовый уровень Количество часов в год 70 Количество часов в неделю 2
325.7kb.
Рабочая программа по физике для 11 класса социально- гуманитарного профиля Курс рассчитан на 34 часа Учитель Макиевская О. Е
86.58kb.
Рабочая программа по физике Уровень: общеобразовательный (базовый) Класс: 10
342.46kb.
Программа по физике «Подготовка к единому муниципальному экзамену»
122.64kb.
Программа по физике для 10 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 10-11 классы.»
58.21kb.
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 10-11 классы.»
56.21kb.
Рабочая программа по физике составлена для 9 класса на основе «Примерной программы основного общего образования по физике 7-9 классы»
297.96kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по курсу теория и методика обучения физике
45.4kb.
Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 10-11 классы.»
146.58kb.
Рабочая программа по физике для 7-9 классов разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по физике (базовый уровень) 2004 года
186.85kb.