Главная стр 1
скачать
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе:
Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. -Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с.
Настоящий календарно-тематический план по экологии для 9 класса ориентирован на использование учебника:
Чернова М.И. и др. Основы экологии: Учеб. Для 10 (11) кл. общеобразоват. Учеб. Заведений/Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. -
6-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2008.
Согласно действующему учебному плану и с учетом естественнонаучной направленности календарно-тематическое планирование предусматривает обучение экологии в объеме 34 часов, 1 час в неделю.
С учетом уровня специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), включающие в себя три уровня: воспроизведение и описание учебной информации, интеллектуальный уровень, творческий уровень.
При изучении курса учитываются различные стратегии включения старшеклассников в учебно-познавательную деятельность на уроке (пошаговая при изучении конкретной информации; диалоговая при изучении проблемных вопросов в курсе экологии; стратегия отстранения при изучении материала, требующего размышления и проявления к нему ценностно-смыслового отношения).
Основная цель курса: (основного общего образования) - формирование у учащихся представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.
Задачи курса:

  • создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными
    закономерностями общей экологии;

  • овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений - в форме личностных ориентации. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:

1.Ценностно-смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).

2.Общекультурную (Опыт освоения учащимися научной картины мира. Курс общая экология включает в себя основы экологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающихся фундаментальными достижениями человечества).

3.Учебно-познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).

4.Информационную (умение выделять основную и второстепенную информацию, оценивать информацию критически и адекватно поставленной цели - сжато, полно, выборочно. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, в том числе от противного. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем - текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую - из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).

5.Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений-высказывание, монолог, дискуссия, полемика; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).
6.Социально-трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).
7.Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).
Промежуточный контроль проводится в виде тестов.
Плановых лабораторных работ-3

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Курс « Общая экология» включает в себя «Введение» и 3 основные темы: «Организм и среда», «Сообщества и популяции», «Экосистемы», за счет уменьшения количества часов в основных темах я ввела 4 тему «Человек и экология».

Введение. (2 часа)

Предмет экология как наука. Разделы экологии. Роль экологии в жизни современного общества. История развития экологии как науки


Организм и среда (9 часов)
Общая экология, уровни организации жизни; способность к самовоспроизводству; ограниченность ресурсов; экологические факторы, абиотические и биотические факторы; закон оптимума, пессимум, критические точки, экстремальные условия, ограничивающий фактор; анабиоз, скрытая жизнь, избегание неблагоприятных факторов; средообразующая деятельность организмов; фотопериодизм, суточные и годовые ритмы; биотические связи, трофические отношения, конкуренция, симбиоз, нейтрализм; хищники, жертвы, паразиты, циклическое колебание численности; закон Гаузе, правило Тинеманна
Сообщества и популяции (10 часов)
Популяция, численность и плотность популяции, структура популяции; ёмкость среды, саморегуляция численности, динамика численности популяции; биоценоз, ярусность, экологическая ниша
Экосистемы (10 часов)
Экосистема, потоки энергии и вещества, биологический круговорот веществ, продуценты, консументы, редуценты; цепи питания, трофические уровни, правило 10%, биологическая продукция, биомасса; агроценозы, агроэкосистемы; сукцессии, незрелые и зре-лые сообщества; функции биологического разнообразия; биосфера, озоновый экран, живое вещество, круговороты углерода, азота, кислорода.
«Человек и экология» (3 часа)

Современные экологические проблемы нашей планеты, причины их возникновения и пути решения. Здоровье человека, его формирование под воздействием факторов среды.



ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:

- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);


- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей;
количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и
хозяина;
- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного
исключения, его значение в регулировании видового состава природных
сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и
акклиматизации видов;
- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

- законы биологической продуктивности (цепь питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);


- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки
энергии в биосфере);

Учащиеся должны уметь:
- решать простейшие экологические задачи;
-использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

- строить графики простейших экологических зависимостей;

- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.

Дополнительная литература:
- Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учеб. Для10-11 кл.
проф. Шк. - М.: Просвещение, 1998.

- Величковский Б.Т, Кирпичев В.И, Суравегина И.Т «Здоровье человека и окружающая среда» учебное пособие М,: Новая школа,1997


- Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов - на - Дону: Феникс, 1996.
- Город-экосистема. М.:ИГРАН,1996.
- Денисов В.В., Денисова И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов,
экспресс-справочник для студентов вузов. Издание 2-е, испр. И доп. -
Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

- Криксунов Е.А. и др. Экология: 9 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учеб.


заведений / Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин. - М.: Дрофа,1995.
- Коротнян А.В. Ноосфера: духовный мир человека /Сост. Коротнян А.В. - Л.:
Лениздат, 1987. - 223 с.

- Экология. Школьный справочник. Ярославль: Академия развития, 1998.


- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. /Авт.-сост. А.Е.Чижевский.
М.:Изд-во ACT, 1997.
Кроме того, в целях повышения информационной культуры учащихся
предусмотрены такие средства обучения, как демонстрация и обсуждение
презентаций учителя и учащихся.
Образовательные диски

1.CD-ROM «1С:Школа. Экология. 10-11 классы». Учебное пособие под редакцией А.К. Ахлебина, В.И. Сивоглазова, Дрофа, 2004

2. CD-ROM «Экология.» Учебное электронное издание. МГИ электроники и математики, 2004

Календарно-тематическое планирование уроков экологии в 9 классе




Раздел, тема урока.

Элементы содержания

Домашнее задание

Дата проведения







1.

Введение (2часа)

Предмет экологии. Ее разделы.




Экология как наука. Разделы экологии. Методы исследования. Взаимосвязь с другими науками.

стр.4-8.







2

История развития экологии как науки. Значение экологического образования в настоящее время

Поэтапное развитие экологии. Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие экологии

записи







3.

Организм и среда (9ч)

Потенциальные возможности размножения организмов.




Способности организмов к беспредельному росту численности. Главные ограничители на пути к беспредельному размножению

§1 с.10-13









4.

Общие законы зависимости организмов от факторов среды

Экологические факторы. Закон оптимума и ограничивающего фактора

§ 2с.15-19







5.

Основные пути приспособле-ния организмов к среде.

Основные пути адаптации организмов к среде: анабиоз, скрытая жизнь, постоянство внутренней среды, избегание неблагоприятных условий.

§3 с.22-28







6.

Основные среды жизни

Среды жизни: назмно-воздуш-ная, водная, почвенная, организменная.

§4 с.30-40







7.

Пути воздействия организмов на среду обитания.

Л/Р№1 Почвенные обитатели и их средообразующая деятель
ность.

Изменение организмами среды обитания в результате обмена веществ и разных проявлений жизнедеятельности.

§5 с.40-43







8.

Приспособительные формы организмов.

Л/Р№2 Жизненные формы

животных.



Приспособительные формы организмов: конвергенция, жизненная форма

§6







9.

Приспособительные ритмы жизни.


Приспособительные ритмы жизни: суточные, сезонные. Биологические часы. Фотопериодизм.

§7







10.

Решение задач и упражнений по теме «Организм и среда»

Вопросы по материалам первой главы из сборника задач и упражнен

Повторить §1-7








11.

Обобщение по теме «Организм и среда»

Тестовый контроль










12.

Сообщества и популяции (10ч)

Типы взаимодействия организмов.



Биотические факторы среды, трофические и топические связи

§8 с.60-62







13.

Законы и следствия пищевых отношений.


Законы и следствия пищевых отношений. Экологический бумеранг.

§9 с.65-70







14.

Законы конкурентных отношений в природе.

Законы конкурентных отношений в природе

§10 с.74-77







15.

Популяции.

Популяция, ареал, внутриви-довые отношения особей.

§11. Повтор.§10







16.

Демографическая структура популяций.

Демография, возрастная структура популяций

§12 с.85-88







17.

Рост численности и плотность популяций.


Емкость среды, саморегуляция численности популяций, отрицательная обратная связь.

§13 с.91-95







18.

Численность популяции и ее регуляция в природе.


Абиотические факторы, биотические факторы, гомеостаз популяции

§14с.99-106







19.

Повторения и закрепления знаний. Решение задач.

Закрепление материала

Презентация: «Регуляция численности популяций»



повторить § 8-14







20.

Биоценоз и его устойчивость.


Биоценоз, структура биоце-ноза, устойчивость биоценоза. Экологическая ниша.

§15, сообщ о Мебиусе







21.

Обобщающий урок по теме «Сообщества и популяции»

Задание со свободным ответом по выбору учителя










22.

Экосистемы (10ч)

Законы организации экосистем.




Экосистема. Биологический круговорот веществ. Проду-центы, консументы, редуцен-ты.

§16 вопросы 1, 2, 4.







23.

Законы биологической продуктивности.


Продуктивность экологичес-кой системы. Первичная продукция, вторичная продук-ция. Пирамида чисел, пирами-да биомассы

§17, задание 2







24.

Агроценозы и агроэкосистемы.


Агроценоз, агроэкосистема, химический и биологический методы борьбы с вредителями и болезнями с\х культур.

§18; задание 1







25.

Промежуточный контроль знаний по теме «Экосистемы»

Тестовый контроль

Повтор. §16-18







26.

Саморазвитие экосистем.


Причины нарушения экосистем. Сукцессия

§19







27.

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем.

Биологическое разнообразие, сопряженная эволюция, групповой отбор. Презентация.

§20







28.

Биосфера


Биосфера. Состав биосферы. Круговорот веществ в биосфере

§21; вопросы 1-5







29.

Экология как научная основа природопользования.

Л/Р №3Смена простейших в
сенном настое (саморазвитие
сообществ)

История взаимоотношений человека и биосферы; рост народонаселения; изменение состава атмосферы и климата.

§22; повторить главу 3







30.

Обобщающий урок по главе «Экосистемы»

Обобщить знания учащихся по теме «экосистема»










31.

Урок контроля и коррекции знаний по главе «Экосистема»

Контроль и коррекция знаний










32

«Человек и экология» (3 ч)

Современные проблемы охраны природы



Современные экологические проблемы нашей планеты, причины их возникновения и пути решения.










33

Экология и здоровье

Здоровье человека, его фор-мирование под воздействием факторов среды.










34

Урок-экскурсия

Экологический рейд




























скачать


Смотрите также:
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура»
378.55kb.
Рабочая программа составлена на основе: Программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура»
263.67kb.
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура»
128.75kb.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании»
401.75kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
119.82kb.
Рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия»
273.2kb.
Рабочая программа по литературе составлена на основе «Программы по литературе для 5-11 класса»
2272.36kb.
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов
242.1kb.
3. Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы.
170.37kb.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе
249.81kb.
Рабочая программа по курсу: технология класс: 1а, 1 б уровень 2011 2012 учебный год Составлена на основе
434.21kb.
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе следующих документов: 1) Программа по русской литературе для национальных общеобразовательных учреждений (4-11 классы). Под редакцией профессора М
651.3kb.