Главная стр 1
скачать


Текущая программа спецкурса «Методология гуманитарного знания»

(РГГУ, культурологи, 3-й курс, бакалавры, весенний семестр 2011)

Вторники, 17.30. ауд.: 408 (2-й к), 5-й этаж, 173 (ГЗ).


08.02

I. Вводное занятие. Полезные ресурсы: сайты http://www.aperlov.narod.ru и http://195.90.147.113:32000/s2/aperlov/classes, учебное пособие: Перлов А.М. «История науки: Введение в методологию гуманитарного знания».

14.02

II. Обсуждение возможности «полу-заочного» прохождения курса. Коллоквиум по главе 1 (с. 28 – 40).

21.02

III. Коллоквиум по главам 1-6 (с. 28 – 91). Фактически не состоялся, но ничего – 15.03 проведем обобщающий коллоквиум.

01.03

IV. Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М, 2004. С. 82 – 87, 112 – 121, 214 – 217, 278 – 283. www.aperlov.narod.ru/langlois.doc.

Гумбольдт В. О задаче историка // Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985. С. 292 – 306 - http://www.aperlov.narod.ru/humboldt.doc

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 58 – 69, 109 – 128, 164 – 168. – http://www.aperlov.narod.ru/kollingwood.doc



15.03

V. Коллоквиум по главам 1-14 (с. 28 – 170).

22.03

VI. Шюц А. Понятие и формирование теории в социальных науках // Американская социологическая мысль. М., 1994; С. 481 – 496.
http://www.aperlov.narod.ru/SCHUTZ1.DOC

* (дополнительные источники) Дискуссия Поппера и Адорно о логике социальных наук // Вопросы философии, № 10, 1992. С. 65 - 86. http://www.aperlov.narod.ru/texts05/diskussiakpita.doc.

* Дрей У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке // Философия и методология истории. М., 1977. С. 37 - 71.

* Рикер П. Конфликт и интерпретация. М., 1995. Глава: Герменевтика и структурализм. С. 37 – 94. http://www.aperlov.narod.ru/RICOEUR.doc.

(Дополнительное) задание к тексту Шюца - http://www.aperlov.narod.ru/shutzzadanie.doc



29.03 или 05.04

VII. Итоговый коллоквиум по всему учебному пособию



Контакты: arkadiy.perlov@gmail.com, 8-963-694-4293
Семинар I (01.03). Позитивизм. Модель профессиональной (гуманитарной) науки: накопление знания.
Цели занятия


  • Познакомиться с понятием и логикой позитивизма как одной из основных (и часто - моделеобразующих) стратегий (гуманитарного) исследования.

  • На примере позитивизма проследить за взаимосвязью между идеологией, технологическими рекомендациями, непроговариваемыми презумпциями позитивистского исследования, характерными риторическими фигурами и методологическими достоинствами и недостатками конкретной стратегии (гуманитарного) исследования. Обратить внимание на соответствующие позитивистской методологии этику и социологию научного сообщества.

  • При помощи отрывков из работы Ш. Ланглуа и Ш.Сеньобоса «Введение в изучение истории» освоить ряд технологических требований позитивистской интеллектуальной стратегии.

  • На материале высказываний Коллингвуда зафиксировать набор самых базовых возражений в адрес позитивизма и составить собственное представление о не/справедливости антипозитивистской критики.


Основной текст к семинару:

Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М, 2004. С. 82 – 87, 112 – 121, 214 – 217, 278 – 283.http://www.aperlov.narod.ru/texts05/langlois.doc.
Дополнительный текст:

Дюркгейм Э. Метод социологии. Гл. II (в издании М., 1991; С. 421 - 447). http://www.aperlov.narod.ru/durkheimmet.txt.
Литература:

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. Позитивизм; С. 121 – 128. http://www.aperlov.narod.ru/kollingwood.doc.
Вопросы к семинару:

  • Что является предметом деятельности историка? Понятия «факта» и «документа». Соответствующие им аналоги в других гуманитарных науках кроме истории.

  • Понятия внешней и внутренней критики у Ланглуа и Сеньобоса. Проблема опосредованности истинной информации о факте. Преодоление опосредованности.

  • На какого рода вопросы может ответить историческое знание, если понимать его как Ланглуа и Сеньобос? Какие постановки вопросов останутся некорректными? Как выглядят цели исторической науки?

  • Соответствует ли текст «Введения в изучение истории» тем требованиям, которые позитивисты предъявляют к научным текстам?

  • Особенности синтетического изложения гуманитарной информации в позитивизме. Стилистика «Введения в изучение истории».

  • Что можно сказать о культурной специфике французского позитивизма конца XIX века?

Семинар I (01.03). Представления о методологии гуманитарного исследования
в первой половине XIX века: В. фон Гумбольдт.

Цели занятия

  • Выявить рекомендации Гумбольдта «историку» и соответствующие им допущения об устройстве исследуемого предмета, об обязанностях историка и о том, что дает ему основание приходить к выводам того или иного содержания

  • Охарактеризовать представления Гумбольдта о степени желаемой и достижимой «точности» и «истинности» гуманитарного знания, проследить, как он обосновывает эти представления и от чего они зависят.

  • Поставить вопрос о том, насколько понимание Гумбольдта, при том, что он рассуждает о работе именно «историка», может быть спроецировано на другие предметные области, о каких сходствах и различиях с современным пониманием гуманитарного знания уместно и полезно говорить.

  • Постараться обратить внимание на взаимосвязь содержания исследовательских высказываний и формы, в которую они облечены; попытаться соотнести понятийный аппарат, которым пользуется Гумбольдт, и терминологию, которую предпочитаем мы для того, чтобы описывать его мысли.


Основной текст к семинару:

Гумбольдт В. фон. О задаче историка // Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985. С. 292 - 306. http://www.aperlov.narod.ru/humboldt.doc.


Обязательная! литература к семинару:

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 58 – 69, 109 – 122, 164 – 168.

http://www.aperlov.narod.ru/kollingwood.doc.
Вопросы к семинару:

  • Как выглядит, по мнению В. Гумбольдта, технология работы историка? С какими позициями спорит В. Гумбольдт?

  • Гумбольдт о возможности сопоставлять работу историка и художника. Основные сходства и отличия.

  • Понимание Гумбольдтом «истины» и следствия из этого понимания для работы историка.

  • Какие еще категории (помимо «истины») входят в словарь статьи Гумбольдта?

  • Насколько рекомендации Гумбольдта относятся именно к «историку», а насколько они могут быть применены к любому гуманитарному исследованию?

  • Чего ожидает Гумбольдт от своих читателей, каким их симпатиям или предпочтениям хочет угодить?

  • Что в мысли, подходе и словаре В. Гумбольдта следует считать принадлежащим первой половине XIX в., к каким конкретно культурным особенностям этой эпохи (или, может быть, других исторических периодов) восходят эти характеристики?

  • Насколько целесообразно или нецелесообразно начинать отсчет истории европейского гуманитарного знания именно с Гумбольдта?


Вариант отработки по семинару «Гумбольдт»
Пожалуйста, попробуйте, на материале статьи В. фон Гумбольдта «О задаче историка» начать составлять своего рода «универсальный вопросник к характеристике гносеологии гуманитарного исследования».

Ваш текст может состоять как из вопросов (например: «Как Гумбольдт понимает «истину»?», «Как устроен предмет гуманитарного / исторического познания?», «Что обуславливает корректность познания, не способного опираться исключительно на доказательство?»), так и из ключевых слов («понимание истины», «предмет гуманитарного знания» и т.д.).

Пожалуйста, ставьте вопросы таким образом, чтобы ответ на них можно было искать на материале самой статьи Гумбольдта, и лишь во вторую очередь – при помощи дополнительных источников (словарей, учебников, других работ и т.д.)

Не забудьте, что у нас есть возможность следить как за рекомендациями Гумбольдта, адресованными гуманитариям (в статье – прежде всего, историкам), так и за тем, как работает сам В. фон Гумбольдт. И при этом пытайтесь не путать эти пласты явной и подразумеваемой гносеологии.

Функцию подсказки для формулировки самых первых вопросов или ключевых слов может выполнить следующая установка: посмотрев, например, на список тех вопросов, которые предлагались в задании к семинару, или вспомнив темы, которые обсуждались на самом занятии, попробуйте добавить, допустим, к списку из восьми предлагавшихся вопросов еще пять. Те, которые хотели бы поставить Вы, если бы Вашей задачей было бы провести семинар по статье Гумбольдта (заодно поясните, пожалуйста, и цели формулируемых Вами вопросов: проверка знаний учащихся, постановка проблемы для совместного обсуждения, упражнение в использовании определенных объяснительных конструкций и т.п.). Другая подсказка: попробуйте вспомнить, какие важные сюжеты статьи Гумбольдта не нашли в семинаре никакого отражения. Ну а дальше само пойдет :)

Цель составляемого «вопросника» - определить свой собственный «паспорт», который, с Вашей точки зрения, описывает теорию исследовательской работы. Этот «паспорт» будет исходным шаблоном, который можно будет применять и совершенствовать для описания других, более современных и имеющих более непосредственное отношение к Вашей собственной исследовательской работе, теорий.



Семинар II (22 марта?). Описание теоретической конструкции в контексте истории гуманитарной гносеологии. Позиционирование исследователя на «карте гуманитарного знания» (например, на шкале между аналитическими и интуитивистскими подходами).
Цели занятия

  • Закрепить и продемонстрировать навыки эффективного анализа гуманитарного теоретического текста. На материале статьи А. Шюца «Понятие и формирование теории в социальных науках» выделить логическую структуру, соотношение спорящих позиций, выявить наборы и внутреннюю логику аргументации всех спорящих сторон; продемонстрировать умение видеть ядро высказываемого аргумента и правильно помещать его в контекст конкретного риторического и полемического оформления.

  • Поупражняться в умении «накладывать» «карту гуманитарной гносеологии» (построенную в основном в координатах противопоставления позитивистского и субъективистского полюсов) на конкретные эмпирические или теоретические гуманитарные исследования; попробовать спроецировать на осуществление собственного исследовательского проекта выводы из истории споров и компромиссов аналитического и герменевтического подходов.


Основной текст к семинару:

Шюц А. «Понятие и формирование теории в социальных науках» // Современная зарубежная социология (70 - 90-е годы). М., 1993. С. 84 - 103, или «Американская социологическая мысль», М., 1994. С. 526 - 541. http://www.aperlov.narod.ru/SCHUTZ1.DOC.


Дополнительные тексты к семинару:

Дискуссия Поппера и Адорно о логике социальных наук // Вопросы философии, № 10, 1992. С. 65 - 86. http://www.aperlov.narod.ru/texts05/diskussiakpita.doc.

Дрей У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке // Философия и методология истории. М., 1977. С. 37 - 71.

Рикер П. Конфликт и интерпретация. М., 1995. Глава: Герменевтика и структурализм. С. 37 – 94. http://www.aperlov.narod.ru/RICOEUR.doc.
Вопросы к семинару:


  • Логика статьи Шюца.

  • Как выглядят аргументы сторонников доказательного знания в гуманитарных (общественных) науках? (Теория охватывающих законов Гемпеля и варианты ее ослабления, структуралисты у Рикера).

  • Критика объективистских взглядов со стороны приверженцев самодостаточного гуманитарного знания (Дрей, Шюц, Рикер).

  • Целесообразность, возможности и границы достижения объективности (контролируемой индивидуальности) в концепциях Дрея, Шюца и Рикера. Обыденное знание и научное мышление в теории Шюца. «Теория рационального объяснения» Дрея и ее связь с понимающей социологией.

  • Центральное место понятия социального действия в исследовательском аппарате социологических наук.

(Дополнительное) задание к тексту Шюца - http://www.aperlov.narod.ru/schutzzadanie.doc




скачать


Смотрите также:
Программа спецкурса «Методология гуманитарного знания»
97.47kb.
Программа спецкурса «Методология гуманитарного знания»
98.47kb.
Программа курса "Методология гуманитарного знания"
102.9kb.
Программа курса «Методология гуманитарного знания»
111.45kb.
Программа курса «Методология гуманитарного знания»
42.03kb.
Программа курса Скачать doc-версию «Проблемы современной науки в контексте культуры» / «Методология гуманитарного знания»
92.97kb.
Программа курса методология истории д филос н., проф. Антипов Г. А. Новосибирск 2004
62.35kb.
Программа курса Скачать doc-версию «Проблемы современной науки в контексте культуры» / «Методология гуманитарного знания»
133.67kb.
I. Философские проблемы социально-гуманитарного познания
15.49kb.
Лекция Модель методического (научного) знания
489.73kb.
Программа спецкурса «Основы переработки сельхозпродуктов»
72.26kb.
Программа спецкурса для учащихся 5-6,7 классов общеобразовательных учреждений. Иркутск, 2007. 65 с. «Байкаловедение. Программа спецкурса для учащихся 5-6,7 классов общеобразовательных учреждений»
829.77kb.