Главная стр 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ТЕХНОЛОГИИ



«Дизайн в текстильных изделиях»

для 10-х КЛАССОВ НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Составлено учителем технологии Е.Ю. Ледяевой МОУ «СОШ № 4» в соответствии:


  1. Программа экспериментального курса предметной области «Технология» 5-11 (12) классы под редакцией Е. Д. Волоховой, Санкт – Петербург «Русский издательский дом» 2005 г.

  2. Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Дизайн в технике. Бумажная пластика». Журнал «Школа и производство» № 7 2005г, авт. В.Н.Рязанова к.п.н.зав. кабинетом технологии и предпринимательства, Н.К.Солопова к.п.н. зав. кафедрой преподавания дисциплин ест. – математич. цикла, Тамбовский областной ИПКРО.

Нефтеюганск

2009
Пояснительная записка.
Современных выпускников школы особенно привлекают профессии, востребованные в области дизайна. Дизайн – термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн – это художественное конструирование. Деятельность специалистов, работающих в области дизайна, направлена, в частности, на проектирование комфортной для человека предметной среды с учетом правил и закономерностей дизайна.

Содержание данного курса направленно на изучение: сущности понятия «дизайн»; профессий, связанных с деятельностью в области дизайна; принципов композиции; правил выполнения эскиза; этапов проектирования и создания оригинальных изделий из текстильных материалов с учетом закономерностей дизайна.

В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к отбору учебного материала. Темой для практических занятий данной программы выбрано лоскутное шитье с элементами росписи по ткани, т. к. освоение лоскутной техники не требует сложного оборудования, может быть легко организовано в школе и в то же время позволит подросткам попробовать свои силы в конкретной профессиональной деятельности.

Работая по данной программе, рассчитанной на 34 учебных часов (1 час в неделю), учащиеся ознакомятся с традиционными орнаментами разных народов, освоят основные приемы соединения лоскутков на машине и вручную; сначала работая по готовым образцам, копируя их, а затем приступят к разработке индивидуального проекта и выполнят изделие, используя ранее изученные способы соединения лоскутков.



Цель данного курса – познакомить учащихся с профессиями, связанными с работой в области дизайна, помочь подросткам выявить склонности и способности к этому виду деятельности, осознано выбрать дальнейший профиль обучения.

Задачи курса:

- вооружить учащихся знаниями об истории возникновения дизайна и основных закономерностях художественного конструирования;

- развивать творческое мышление учащихся, воображение, формировать опыт познавательной творческой деятельности;

- отработать практические умения при изготовлении килтов, объемных игрушек, аппликаций, элементов одежды с использованием росписи по ткани, с учетом полученных знаний основы дизайна;



В процессе обучения учащиеся могут приобрести умения:

- проектировать и создавать изделия с учетом закономерностей дизайна;

- выполнять в соответствии с технологией изделия в технике лоскутной пластики;

- пользоваться инструментами и оборудованием при выполнении практических работ;

- защищать выбранный проект.

Перечисленные умения формируются на основе знаний:

- понятие «дизайн», особенностей композиции в декоративно-прикладных видах искусства;

- этапы проектирования и создание декоративных изделий;

- оборудование необходимое для лоскутной пластики;

- основные приемы и этапы изготовления изделий из лоскутов.

Занятия проходят в русле проектной методики. С теоретическим материалом ученики знакомятся на лекциях. В ходе практических работ формируются умения и навыки проектирования и создания изделий, защита творческого проекта.

Более глубокому усвоению содержания программы, развитию творческой активности будет способствовать участие в ежегодной городской выставке детских творческих работ.

Тематический план.





Тема


Количество учебных часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Предметный мир, его прошлое и настоящее.

1

1




2.

На чем основывается дизайнерское проектирование.

1

0,5

0,5

3.

Профессии, востребованные в области дизайна.

1

0,5

0,5

4.

Подготовка к лоскутной технике. Материалы, инструменты, приспособления.

1




1

5.

Орнамент, композиция, цвет в лоскутной технике.

1

1




6.

Машинные и ручные швы, применяемые в лоскутной технике:

- выполнение машинных и ручных швов.



2




2

7.

Технический смысл и красота предмета. Эргономика.

1

1




8.

Изготовление изделия в лоскутной технике (по образцам):

- выкраивание деталей по шаблону;

- оформление изделия.


3

1

2

9.

Разработка проекта и изготовление изделия в лоскутной технике с применением машинных швов:

- выбор объекта проектирования;

- технологическая обработка изделия.


3




3

10.

Просмотр творческих проектов.

1

1




11.

Аппликация:

- выполнение аппликации.



2

1

1

12.

Основные приемы росписи по ткани:

- выполнение росписи по образцу.



2

1

1

13.

Разработка проекта и изготовление изделия с применением машинных, ручных швов и росписи по ткани:

- выбор образца изделия;

- разработка эскиза;

- выполнение росписи.



3




3

14.

Просмотр творческих проектов.

1

1




15.

Объемные изделия в лоскутной технике:

- выбор модели игрушки;

- раскрой деталей;

- изготовление игрушки.



3




3

16.

Методика оценки изделия с позиции потребителя.

1

0,5

0,5

17.

Разработка проекта и изготовление изделия в смешанной лоскутной технике:

- разработка эскиза;

- выбор техники и материалов;

- выполнение шаблонов;

- изготовление изделия.


4




4

18.

Маркетинг. Разработка рекламы изделия:

- разработка рекламы для выполненного изделия.



2

1

1

19.

Просмотр творческих проектов.

1

1




20.

Резерв

1











Итого:




35


23,5


11,5

Содержание занятий.


Занятие 1. Предметный мир, его прошлое и настоящее (3).

Лекция. Понятие о дизайне. История развития дизайна. «Веркбунд» и первый дизайнер Петер Беренс. «Баухауз» - первая школа художественного конструирования. Зарождение дизайна в России. Дизайн сегодня. Основные цели, задачи и содержание изучаемого курса.
Занятие 2. На чем основывается дизайнерское проектирование (3).

Лекция. Как мы воспринимаем и оцениваем предметный мир. Внешняя форма предмета: соотношение, объемно-пространственное строение, материал. Гармоническая форма, каковы ее признаки и как она создается. Главные категории композиции: органичность и целостность формы, пропорциональность и ритм, масштабность, пластичность, цвет и цветосочетание.

Практическая работа: Составление эссе на тему «Роль дизайна в жизни общества».
Занятие 3. Профессии, востребованные в области дизайна.

Лекция. Профессии, связанные с деятельностью в области дизайна. Подготовка специалистов по направлению «дизайн» в учреждениях высшего школы. Возможности информационных технологий в дизайне.

Практическая работа. Выполнение тестов на определение сформированости психофизиологических качеств: творческого воображения, внимания и т. д.
Занятие 4. Подготовка к лоскутной технике. Материалы, инструменты, приспособления.

Практическая работа. Изготовление растровой сетки на флизелине, создание шаблонов.
Занятие 5. Орнамент, композиция, цвет в лоскутной технике.

Лекция. Зарисовка композиционных схем построения изделий и орнаментов разных народов. Традиционные орнаменты (бревенчатая изба, звезда, мельница и др.).
Занятия 6, 7. Машинные и ручные швы, применяемы в лоскутной технике.

Практическая работа. Освоение приемов с помощью изученных ранее швов. Выполнение машинных и ручных швов на образцах.
Занятие 8. Технический смысл и красота предмета. Эргономика (3,4).

Лекция. Практическая польза изделия должна вызывать не только практическое удовлетворение но и эстетическое переживание. Сочетание «пользы» и «красоты» предмета. Понятие «эргономика». Основные части науки эргономики.
Занятие 9-11. Изготовление изделия в лоскутной технике.

Лекция. Требование к изделиям, используемым для оформления интерьера. Утилитарное значение лоскутных изделий. Последовательность работы. Составление плана работы. Влажно – тепловая обработка. Правила безопасности работы.

Практическая работа. Выбор образца для будущей работы. Подбор лоскутков по цвету. Выкраивание деталей по шаблону. Соединение деталей изделия по схеме на швейной машине, разутюживание швов. Соединение верхней части изделия с подкладкой. Оформление изделия.
Занятие 12-14. Разработка проекта и изготовление изделия в лоскутной технике с применением машинных швов.

Практическая работа. Выполнение индивидуального творческого проекта с использованием ранее изученных машинных швов и технологии изготовления лоскутных изделий.
Занятие 15. Просмотр творческих проектов.

Отчет о выполнении творческого проекта.


Занятие 16-17. Аппликация.

Лекция. Материалы для аппликации. Технология выполнения аппликации. Лоскутная техника и аппликация. Подарки к памятным дням, праздникам.

Практическая работа. Выполнение аппликации по образцу.
Занятие 18-19. Основные приемы росписи по ткани.

Лекция. Материалы и инструменты для росписи. Красители и резервирующий состав. Способы закрепления красителей. Техники росписи: горячий, холодный батик, узелковый, свободная роспись.

Практическая работа. Выполнение росписи с использование резервирующего состава и свободной росписи, по образцу.
Занятие 20-22. Разработка проекта и изготовление изделия с применением машинных, ручных швов и элементов росписи по ткани.

Практическая работа. Выполнение индивидуального проекта с использование изученных швов.
Занятие 23. Просмотр творческих проектов.

Отчет о выполнении творческого проекта.


Занятие 24-26. Объемные изделия в лоскутной технике. Куклы, игрушки.

Практическая работа. Изготовление игрушек из лоскутов по готовым образцам.
Занятие 27. Методика оценки изделия с позиции потребителя (4).

Лекция. Экспертиза изделия – необходимое звено в проработке общих требований к будущему изделию. Оценка изделия с различных сторон: насколько оно необходимо, совершенно, удобно, достаточное ли оно дешевое, целесообразное и красивое. Знакомство со схемой экспертизы изделия.

Практическая работа. Составить вопросы для анкеты для изучения покупательского спроса на выполненное изделие.
Занятие 28-31. Разработка проекта и изготовление изделия в смешанной лоскутной технике.

Практическая работа. Выполнение проекта с использованием изученных способов соединения лоскутов.
Занятие 32-33. Маркетинг. Разработка рекламы.

Лекция. Основные составляющие работы маркетолога. Маркетинговые исследования. Виды рекламы.

Практическая работа. Разработать рекламу для выполненного изделия.
Занятие 34. Просмотр творческих проектов.

Отчет о выполнении творческого проекта. Подведение итогов. Анализ представленных работ.



Список литературы.



  1. Программа «Дом – семь Я», экспериментального курса предметной области «Технологи». 5-11 (12) классы, под ред. Е. Д. Волоховой, Санкт-Петербург. «Русский издательский дом»,2005 г.

  2. «Школа и производство» № 7, 2005 г. Программа курса «Дизайн в технике. Бумажная пластика».

  3. Л.М. Холмянский, А.С. Щипанов. «Дизайн», книга для учащихся, М. Изд. Просвещение. 2006 г.

  4. Г.Б.Минервин, В.М.Мунипов. «О красоте машин и вещей», книга для учащихся, М. изд. Просвещение. 2007 г.

  5. Бетти Эдвардс «Художник внутри вас». Минск. изд. попурри. 2006 г.


Смотрите также:
Программа элективного курса по технологии «Дизайн в текстильных изделиях» для 10-х классов на 2009/2010 учебный год
106.43kb.
Приказ № от 2012г. Программа элективного курса по технологии для учащихся 9 класса «Декоративные изделия»
72.52kb.
Программа элективного курса «Основы экологии и ландшафтный дизайн»
103.46kb.
Рабочая программа Элективного курса по технологии Выбор профессии для 9 класса
221.24kb.
Анализ работы методического центра за 2009-2010 учебный год
464.01kb.
Рабочая программа учебного курса по истории России для 7 класса на 2009-2010 учебный год Учитель: Малинина Н. В
149.96kb.
Рабочая программа учебного курса по истории России для 8 класса на 2009-2010 учебный год Учитель: Малинина Н. В
156.42kb.
Анализ работы педагога дополнительного образования за 2009-2010 учебный год
112.43kb.
Семинаров мо классных руководителей на 2009-2010 учебный год № Дата Тема Ответственные Сентябрь «Классный Кто он?»
40.6kb.
Календарно-тематический план элективного курса " Основы агрохимии" в 5-7 кл 2012-2013 год
72.19kb.
Рабочая программа по предмету «Литература» на 2009/2010 учебный год для 5 -11 классов
853.46kb.
Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» на 2009/2010 учебный год для 7-9 классов
585.12kb.