Главная стр 1
скачать

Содержание программы по литературе. 5 класс

105 часов в год, 3 часа в неделю

Письменных работ – 11 часов Внеклассное чтение – 8 часов





Название раздела


Наименование тем

Кол-во часов


Знания, умения, навыки


Виды контроля


Дата

проведения




План

Факт

1

Первый урок литературы

-Литература как вид искусства и как учебный предмет

1

Знать понятие «литература». Уметь пересказывать статью учебника










2

Мифы

(9 часов)



-Мифы Древнего Египта. «Путешествие солнечной Ладьи». Боги Древнего Египта
-Мифы Древней Греции. Миф об Олимпе. Причины создания этого мифа. Имена богов Древней Греции. Зевс
-«Ночь, луна, заря и солнце». Боги и их окружение
-«Орфей и Эвридика», «Пигмалион». Мифы о любви
-«Подвиги Геракла». Поступки Геракла. Крылатые слова и выражения
-Гомер «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера
-Образ Одиссея. Особенности быта древних греков
-Славянские мифы. Рассказ о мифологических персонажах
-В/чт. В.В. Смирнова «Герои Эллады»

1

1


1

1

1



1

1

1



1

Знать тексты мифов; имена богов Древней Греции; жанровые особенности.

Уметь выявлять близость древнегреческих, славянских мифов и мифов Древнего Египта












3

Устное народное творчество

(8 часов)



-Повторение изученного. Как сказывали сказку. Сказка и миф
-«Коршун и кошка», «Солнце, месяц и Ворон Воронович». Мифологические корни этих сказок
-Виды сказок. Комментированное чтение статьи

-«Белая уточка». Столкновение добра и зла


-Сказка о царевне-лягушке. Нравственный пафос, поэтичность и занимательность

-Герои и нравственная идея сказки о царевне-лягушке


-Р/Р. Попробуй сам сочинить сказку

-В/чт. В гостях у сказки. Пересказы в лицах любимых сказок



1

1


1

1
1


1

1
1


Знать тексты народных сказок. Уметь рассказывать их глубокий и поучительный смысл; рассказывать сказку, сохраняя особенности ее построения и языка.

Письменная работа №1









4

Легенды и придания

(2 часа)


-О легенде и предании. «О граде Китеже». Поэтичность легенды
-Легенда «Атаман Кудеяр». Предание «Про Никитушку Ломова». Сопоставительный анализ


1

1


Знать тексты легенд и преданий, жанровые особенности. Уметь выявлять близость легенды и предания и их отличия.










5

«Золотые зерна» народной мудрости

(3 часа)


-Загадки. Тематика и художественные особенности загадок
-Пословицы и поговорки народов мира. Мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок народов мира, их общность; сходство и различия между пословицами и поговорками
-Общественный смысл пословиц и поговорок


1

1
1


Знать тематику и художественные особенности загадок.

Уметь комментировать статью учебника; раскрывать смысл пословиц и поговорок народов мира, их общность; находить сходство и различия между пословицами и поговорками













6

Народный кукольный театр

(2 часа)


-Пьеса «Петрушка Уксусов». Диалог с Петрушкой. Проделки Петрушки
-Причины столкновения Петрушки с другими действующими лицами пьесы


1

1


Знать текст произведения; жанровые особенности.

Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение.













7

Сказочные события их герои в литературе

(19 часов)



-Литературные сказки.
А.С. Пушкин.

-Поэма «Руслан и Людмила». Вступление


-Фольклорные традиции в поэме «Руслан и Людмила»
-Особенности характеров персонажей в поэме
-Р/р.Письменный ответ на вопрос: Почему Пушкин назвал поэму «Руслан и Людмила» «преданьями славы и добра»?
-Т/Л. О стихотворной речи. Стих, ритм, стопа. Стихотворный размер. Рифма
Х.К. Андерсен.

-Жизнь и творчество писателя. «Снежная королева»


-Мир Кая и Герды и мир Снежной королевы
-История Кая и Герды
- Р/Р. Творческая работа. Тема: «О каком человеке мы сегодня скажем: у него не сердце, а кусок льда.»
-«Истинная правда». Недостатки и пороки людей
-В/чт. Х.К. Андерсен «Райский сад», «Сундук-самолет», «Волшебный холм».
П.П. Бажов.

-Рассказ о писателе. «Каменный цветок»


-События сказа. Творческие муки мастера
-Сказы Бажова «Хрупкая веточка» и «Горный мастер». Судьба Данилы и Кати. Главный герой
-Е.Л. Шварц. Сказочник-драматург

-Ш. Перро «Золушка». Сказочные герои сказки


-Отличие сказки Перро от киносценария сказки Шварца
-В/Чт. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Сопоставление поступков королевы, падчерицы и старухиной дочки


1

1
1


1

1


1

1

1


1
1

1

1


1
1
1


1

1



1

1


Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении, сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно – художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно – выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения – рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.

Письменная работа №2

Письменная работа №3








8

Писатели-баснописцы

(5 часов)



-Жанр басни. Истоки басенного жанра. Эзоп, Лафонтен
Иван Андреевич Крыловбаснописец.

-«Волк на псарне». Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года

-«Демьянова уха». «Квартет». Аллегория и мораль в баснях
-Р/Р. Конкурс инсценированной басни. Письменный ответ на вопрос: «Объясни аллегорический смысл басни «Волк и ягненок»»
-В/чт. И.А. Крылов «Лиса и виноград», Ж. Лафонтен «Лисица и виноград»


1

1


1

1

1



Знать тексты басен.

Уметь выявлять их аллегорический смысл, понимать обобщение, заключенное в морали, применять свои теоретические знания в анализе, осмыслении конкретного текста.




Письменная работа №4









9

Человек перед лицом жизненных испытаний

(26 часов)



Михаил Юрьевич Лермонтов.

-Начало пути. Из книги Б.М. Эйхенбаума М.Ю. Лермонтов


-М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Рассказ старого солдата. Патриотический смысл стихотворения
-Тема и идея художественного произведения. т/л Эпитет и сравнение
-Р/Р. Самостоятельная работа. (Композиция произведения. Основные художественные особенности.)
Алексей Васильевич Кольцов

-«Косарь». Тема силы, талантливости народа и деспотизма, угнетения в стихотворении


-Р/Р.Устное описание картины Г.Г. Мясоедова «Косцы»
Иван Сергеевич Тургенев. «Муму»

-«… он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле». Герасим в деревне и в городе


-«Небольшое происшествие». Герасим и Татьяна
-«Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». Герасим и Муму
-«… он казался каким-то великаном перед ними». Герасим и дворня
-«Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину».Возвращение Герасима в деревню
-Р/Р. Характеристика литературного героя
Лев Николаевич Толстой.

-Разговор о писателе, о событиях, описанных в произведении «Кавказский пленник»

-«Кавказский пленник». Жилин и Костылин
-Роль пейзажа в произведении. Дина и Жилин
-Р/Р. Урок - практикум. Сравнительная характеристика. Особенности языка произведения
В.М. Гаршин.

-Беседа о писателе


-«Сигнал». Сюжетная линия, напряженность событий, поведение главных героев
- Разбор рассказа. План событий рассказа. Покаяния Василия
-В/чт. О покаянии, раскаянии. Произведение В.М. Гаршина «Сказание о гордом Аггее»

Леонид Николаевич Андреев.

-Рассказ «Кусака». Авторское отношение к событиям

-Чем отличается сказка от рассказа? Сюжет, конфликт в рассказе «Кусака»
-В/чт. Л. Андреев «Петька на даче»
Александр Иванович Куприн.

-Рассказ «Белый пудель». Сюжет рассказа. Основные события в их взаимосвязи


-Конфликт рассказа. Значение описаний природы. Чувства и стремления героев
-Р/Р. Почему рассказ А.И. Куприна называется «Белый пудель»? (Письменный ответ на вопрос)

1

1


1

1



1

1


1

1

1


1

1


1

1


1
1


1

1
1


1

1


1

1

1



1

1

1



Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении, сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно – художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно – выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения – рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.



Письменная работа №5

Письменная работа №6

Письменная работа №7

Письменная работа №8








10

Поэзия природы

(13 часов)



-А.С. Пушкин. «Обвал». Анализ стихотворения
-Федор Иванович Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…». Изображение морской стихии
-Аполлон Николаевич Майков «Пейзаж»; «Ласточки»; Художественные средства. Краски и звуки осеннего леса
-К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде припоминаю…». Притягательная сила родного края
-Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке». Любовь к малой родине. Чувство патриотизма
-Р/Р. Мое любимое стихотворение о природе и родине.
-К.Г. Паустовский. «Мещерская сторона». Художественный мир очерков Паустовского
-«Мшары» (Чувства путешественников). «Леса» (Описания природы). «Луга» (Автор каким он предстает) и др.
-«Мой дом», «Бескорыстие». Сходство и различие очерков
-В/чт. Очерки. «Небольшое отступление от темы», «Родина талантов». Смысл названия
-Р/Р. Анализ одного из очерков
-Е.И. Носов. О писателе. «Тридцать зерен». Образ автора в рассказе
-«Как ворона на крыше заблудилась». Изображение птиц в рассказе


1

1


1

1


1

1

1



1

1

1



1
1

1


Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно – художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно – выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения – рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.



Письменная работа №9

Письменная работа №10








11

«Призвал нас к бою воинский закон…». Стихи о Великой Отечествен-ной войне

(6 часов)



-К. Симонов. Стихи, рожденные войной. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». А. Сурков. «Бьется в тесной печурке…». Сила любви в стихотворении
-О. Берггольц. «Разговор с соседкой». Актуальность и злободневность стихотворения
-Муса Джалиль. «Мост», «Случается порой». Состояние духа поэта в стихотворениях. С. Орлов Тонкая российская береза…». Изобразительно-выразительные средства в стихотворении
-Расул Гамзатов. «Журавли». Тема далекой войны
-Р/Р. Образы природы в стихотворениях о войне
-В.М. Шукшин. О писателе. «Жатва». Изображение войны в рассказе


1

1


1
1

1

1



Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.




Письменная работа №11









12

Рассказы о твоих сверстниках

(7 часов)



-Юрий Павлович Казаков «Тихое утро». Герои рассказа
-Смысл названия. Художественные средства
-В.А. Солоухин. Слово художника
-«Мститель». Правдивое изображение жизни. Детство – яркая пора человеческой жизни
-Р.Д. Брэдбери. Многогранный талант писателя
-«Мальчик – невидимка». Образ Чарли. Смысл названия рассказа
-Общие черты в рассказах Ю.П. Казакова и В.А. Солоухина. Т/Л. О рассказе


1

1
1
1


1

1



1

Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении, сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно – художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно – художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно – выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения – рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.










13

Итоги года

-Итоги года. Рекомендации книг для летнего чтения

1



















-Резервные уроки

3













14

Итого




105













скачать


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс 5-11 класс, 2013-2014 год
556.02kb.
Учебная программа по литературе 10 класс базовый уровень, среднее (полное) образование срок реализации программы 1 год
342.78kb.
Рабочая программа по литературе 6 класс
268.39kb.
Программа по литературе 6 класс учитель: Рудяева Л. Г
398.43kb.
Календарно-тематическое планирование по литературе. 9 класс. (102 часа)
232.92kb.
Программа по русской литературе 11 класс
160.59kb.
Рабочая программа по литературе 6 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе
192.98kb.
Рабочая программа по литературе 9 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе
308.88kb.
Рабочая программа по литературе 5 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе
181.55kb.
Рабочая программа по литературе Ступень обучения (класс)
254.81kb.
Рабочая программа по литературе 10 класс М2 базовый уровень
264.46kb.
Программа по литературе, Т. Ф. Курдюмова и др. (указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения (класс) 6 класс основное общее
493.81kb.