Главная стр 1

Проект «Экспертно-аналитическое антикоррупционное бюро»

При поддержке Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса). Россия



Волгоград, пр. Ленина, 32, подъезд 6. Тел.: (8442) 34 30 67



Заключение на Закон Волгоградской области от 06.12.02 №763-ОД «О финансовом контроле на территории Волгоградской области»
Анализ федерального законодательства показывает, что Волгоградская областная Дума вправе принять закон о порядке осуществления финансового контроля органами государственной власти субъекта РФ.

Вместе с тем ряд положений областного Закона, распространяющих его действие на отношения, не относящиеся в соответствии со ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям, противоречат федеральному законодательству.

Частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям отнесены: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

Таким образом, к бюджетным правоотношениям отнесены только отношения, возникающие в связи с составлением проектов бюджетов различных уровней и соответствующих внебюджетных фондов, их рассмотрением, утверждением и исполнением.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, а государственный внебюджетный фонд - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что бюджетным законодательством, а, следовательно, и рассматриваемым областным Законом должны регулироваться только отношения, возникающие в связи с поступлением денежных средств в бюджет и их расходованием из него.

В то же время пунктом 1 статьи 1 рассматриваемого областного Закона установлено, что под финансовым контролем понимается также и проверка "рациональности и эффективности использования государственных (муниципальных) материальных ресурсов".

Абзацем вторым пункта 3 статьи 1 областного Закона установлено, что финансовый контроль включает в себя не только контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств, но и контроль за "эффективностью использования государственного (муниципального) имущества".

Пунктом 5 статьи 1 областного Закона установлено, что в целях финансового контроля хозяйствующие субъекты, получающие в той или иной форме государственные (муниципальные) материальные ресурсы Волгоградской области, ведут их обособленный учет.

Кроме того, согласно понятию государственных (муниципальных) финансовых ресурсов, содержащемуся в части 2 статьи 1 областного Закона, к государственным (муниципальным) финансовым ресурсам отнесены "доли (вклады акций) в уставных капиталах юридических лиц".


Понятие "вклады акций" в федеральном законодательстве отсутствует. В ходе экспертизы сделан вывод, что под "долями (вкладами акций) в уставных капиталах юридических лиц" областной законодатель понимает принадлежащие Волгоградской области доли обыкновенных акций в уставных капиталах акционерных обществ и принадлежащие Волгоградской области доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью.

В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Акции не могут быть отнесены к денежным средствам, а следовательно, не могут быть отнесены к финансовым ресурсам как объектам финансового контроля в смысле бюджетного законодательства. Аналогично доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, дающие в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" право их владельцам осуществлять права участников общества, не являются денежными средствами и не могут быть отнесены к финансовым ресурсам как объектам финансового контроля в смысле бюджетного законодательства.



Поэтому Закон Волгоградской области от 6 декабря 2002 г. N 763-ОД "О финансовом контроле на территории Волгоградской области" противоречит федеральному законодательству в части положений, распространяющих его действие на правоотношения, не относящиеся к бюджетным. Тем самым закон дает должностным лицам государственных контрольных органов дополнительные рычаги воздействия на хозяйствующих субъектов, которые могут использоваться в целях получения дополнительных выгод и преимуществ.

Лымарев В.И.


Смотрите также:
Проект «Экспертно-аналитическое антикоррупционное бюро» При поддержке Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса)
34.7kb.
Проект «Экспертно-аналитическое антикоррупционное бюро» При поддержке Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса)
59.46kb.
Книга открытое сознание открытое общество
6367.28kb.
История развития и основные современные концепции
5658.09kb.
Закона Волгоградской области «О противодействии злоупотреблениям в системе государственной власти»
85.27kb.
Ооо «экспертно – конструкторское бюро при ТулГУ»
3287.97kb.
Благотворительный Фонд поддержки художественного творчества «Бюро Жар Птица»
157.55kb.
Отчет о работе Счетной палаты Саратовской области
61.97kb.
Консультация для воспитателей «организация работы по самообразованию»
31.87kb.
Моу стемасская сош антикоррупционное воспитание в общеобразовательной школе
179.4kb.
Моу вешкаймская сош №2 им. Б. П. Зиновьева Антикоррупционное воспитание в общеобразовательной школе
180.17kb.
Питер с 28 апреля по 1 мая NewLife при поддержке zebra telecom и lamazo promo запускает проект «веснавсеснами!!!». На этот раз мы едем в Питер! Стоимость
37.21kb.