Главная стр 1
скачать
МОУ «Стригуновская средняя общеобразовательная школа»

Подготовила: учитель начальных классов

Бабаева Оксана Сергеевна

Стригуны, 2010


Просвещение в Древней Руси: о первых школах и книгах


Цели.

1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития письменности в Древней Руси, с историей происхождения алфавита; с первым печатником на Руси Иваном Федоровым.

2. Расширить представление учащихся о школе, которая образовалась во времена Московской Руси (16 век).

Задачи.

Образовательные.

1. Формировать мировоззрение учащихся о жизни русского народа во времена Московской Руси.

2. Повторить понятия “летописец”, “летопись”, изученные в 3-м классе.

3. Продолжить работу по развитию речи учащихся:

а) обогащать словарный запас;

б) способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;



Развивающие.

1. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения младших школьников.

2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам окружающего мира.



Воспитательные.

1. Воспитывать уважение к культуре русского народа.

2. Формировать у учащихся бережное отношение к книге.

3. Формировать умение работать в группах.



Оборудование.

  • костюм летописца, чернильница, гусиное перо, подсвечник со свечой;

  • аудиозапись с композицией “Кострома” группы “Иван Купала”

  • раздаточный материал: карточки с заданиями для групповой работы, карточки для оценивания детьми своего эмоционального состояния на уроке.

Ход урока:
  1. Организационный момент.


Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для моих ребятишек, ведь они пришли учиться, думать, узнавать много нового.

II. Актуализация опорных знаний.


1. Беседа.

- Подтвердите или опровергните высказывание: “Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу”. (Ответы детей.)

- Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до Х века в Древней Руси школ не было, дети учились дома.

- Вспомните, к каким векам относится период существования Древней Руси? (Древняя Русь существовала с VIII по XIII век.)

- Посмотрите на репродукцию А.М. Васнецова ''Московский Кремль при Иване Калите. 1921.( слайд 1)'' К какому веку относится этот исторический период? Что вы можете сказать о тех временах? Какой была Москва? Вы верно сказали, что времена Древней Руси относятся к VIII – XIII векам, а Московская Русь существовала с XIII по XVI век, что дети в то время не учились в школах. Но чему-то ведь они учились!

- Чему учились дети и у кого?



Предполагаемый ответ: во времена Древней и Московской Руси дети учились у своих родителей, старших братьев и сестер умению трудиться, умению проявлять уважение к старшим и о том, как заботиться о младших. Чтобы научить какому – нибудь мастерству, полезному делу, ребёнка отдавали в ученики к взрослому мастеру. Помогая ему, подросток обучался различным умениям: шить, обрабатывать кожу, столярничать, печь хлеб. Часто дети владели тем ремеслом, каким владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей.

Вывод: верно, так дети учились в то время, не зная грамоты и не имея книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена тоже было много безграмотных людей.

2. Формулирование темы урока.

- Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?

Верно, ( слайд 2,3) сегодня мы поговорим о просвещении в Древней Руси, узнаем многое о первых школах, о том, как возник русский алфавит, и о том, кто напечатал первую книгу.


III. Повторение опорного материала.


1. Театрализация.

- Сейчас перед вами появится необычный человек. Ваша задача - узнать, кто это и чем он занимается.



В классе гаснет свет, на столе зажигается свеча, и ученик, который одет в костюм монаха, с гусиным пером в руке, изображает, периодически макая пером в чернильницу, пишущего по свитку (свернутая трубкой рукопись) человека и декламирует наизусть переделанное стихотворение М. Богдановича:

На девственном листе, под узеньким окном,


Не спешно буковки вывожу я пером
И между ярко-красными рядами
Вставляю я строку; веселыми цветами
И разноцветными головками зверей
И птиц невиданных – фантазией своей
Искусной вязью, - вдоволь есть сноровки –
Украшу я заставки и концовки
И заголовки все, - ведь некуда спешить!
Порою труд прерву, чтоб лучше заострить
Перо гусиное … и гляну: радость – солнце
Столпами падает на стол через оконце;
И чудится: в них вовсе не остыл
Чуть синеватый дым невиданных кадил!

Словарь: кадило – металлический сосуд на цепочке для окуривания ладаном церковного помещения при богослужении.

2. Беседа.

- Ребята, вы узнали кто это? (Летописец.) (Слайд 4)

- Верно, это летописец. Почему его так называют, какой документ он писал? (Летопись.) Что там записывалось? (Исторические события того времени.)

- От каких двух слов произошло слово “летопись”? (Лето – год, писать.)



3.Работа со словарем учебника.

Итак, что же такое летопись? Давайте обратимся к словарю ( слайд 5)



Словарь: летопись – рукописная книга, в которой в далеком прошлом записывались все события, случившиеся за лето. Словом лето в Древней Руси назывался год.

А знаете ли вы, что записи, которые рассказывали о событиях одного года, назывались статьёй? В летописи могло быть много статей, одна от другой отделялась красной строкой. Вся летопись могла иметь общее название. Например, «Рассказ об Александре Невском». Летописцы сами участвовали во многих событиях: ходили с князем в походы, присутствовали на разных собраниях

- Какого известного летописца времен Древней Руси вы знаете? (Нестор).

- Верно, это был монах Киево-Печерской Лавры - Нестор. Какой документ он написал? (Летопись “Повести временных лет”.)

Верно. ( слайд 6)Летопись является литературным памятником. Именно из таких литературных памятников мы узнали, откуда пошла русская земля, кто был первым Киевским князем и каким стало русское государство. Таким литературным памятником является «Повесть временных лет. Она составлена летописцем Нестором и рассказывает о событиях, которые происходили на Руси до 12 века

IV. Новый материал.


1. Вводное слово учителя.

Сейчас мы в нашей уютной школе изучаем эти литературные памятники и удивляемся разным событиям. А как же раньше выглядела школа? Ученые считают, что первые школы на Руси были открыты ещё в X веке, и связано это с указом князя Владимира. В летописи “Повести временных лет” сказано: “Князь Владимир посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное”. Это произошло в 988 году. Обратите внимание на репродукцию Б. М. Кустодиева ,который посвятил свою работу исторической теме “Школа Московской Руси”. (слайд 7)

- Как вы считаете, похожа ли была школа того времени на современную?

- Что особенного в этом классе?

- Что делают ученики?

- Как одеты ученики?

- Сколько их? ( Сначала классы были маленькие в них учились по 4 -6 учеников)

- Какой вывод вы можете сделать. Кто учился в таких школах?

(Правильно сначала классы были маленькие в них учились по 4 -6 учеников в них учились только дети богатых бояр, дружинников князя, придворных. Но постепенно число грамотных людей росло.)

- Можно ли сказать, как они относятся к учению?

Вы правильно отметили отличия школы Древней Руси от современной, а сейчас послушайте стихотворение о школе Древней Руси Н.Кончаловской, которое нам расскажет Олег. Прослушав его, вы скажите о тех отличиях школ, о которых мы еще не говорили.

2 ученик: чтение стихотворения “И в старину учились дети” наизусть.

И в старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголы
И учитель для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали -
Из гусиного пера!
Этот нож не без причины
Назывался перочинный:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ни чему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Так из летописей старых
Знали дети москвичей
О литовцах, о татарах,
И о Родине своей.

Итак, что еще вы узнали о школе Древней Руси из прослушанного произведения? (Учились дети на рассвете. Обучались в школах только мальчики. Их учил дьяк на славянском языке. По субботам учеников пороли. Раньше писали не ручкой, а гусиным пером.)



Физминутка.(слайд 8)

Под русскую народную песню “Кострома” в исполнении группы “Иван Купала” дети танцуют, повторяя движения за учеником, танцующим у доски.

Раньше детей учили писать только через год, когда была выучена азбука. Нам так привычно смотреть, как учитель пишет мелом на доске задания, а вы переписываете их ручкой на лист бумаги. Задумывались ли вы когда – нибудь на чём писали древние люди, когда не было бумаги? О том, на чем и как писали, нам расскажет Афина.

3 ученик: сообщение “На чём и как писали?”

Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, ( слайд 9) иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.

Есть такое растение – папирус. Растет оно в Африке по берегам рек и болот. Вдвое выше человека и ствол в руку толщиной. Из его коры делали сандалии, из волокна – ткани. Из связанных стволов делали корабли. Прославился папирус тем, что на нем писали первые книги. ( слайд 10)

Было это свыше шести тысяч лет назад.

Сердцевину тростника – папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, которые склеивали в длинный – предлинный свиток. Так появились книги – свитки.

На Руси писали на пергаменте. (слайд 11) Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нем никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы.



- Так чем же раньше писали люди и на чём?

Дополнение учителя к докладу ребенка:

В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое значение. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединенных в группы по 4 листа. Такие книги назывались тетрадью.

Тетрадь – (греч. – четвёрка) свернутые вчетверо листы, на которых писали.

4. История возникновения алфавита.

Вводное слово учителя.

Но прежде чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Кто же придумал русский алфавит? Об этом нам расскажет Катя.

4 ученик: историческая справка “Кто придумал русский алфавит”.

Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. ( слайд 12) Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев.



Учитель: Но интересно как был составлен первый учебник для обучения грамоте: на первой странице давались 45 букв алфавита. На второй странице буквы были напечатаны в обратном порядке. А дальше алфавит повторялся третий раз, но буквы уже шли в разбивку. Обучение начиналось с того, что ученик должен был заучить все буквы, а затем отдельные слоги. Обучение без книг было очень тяжёлым, поэтому необходимы были печатные книги. Но а теперь давайте познакомимся с человеком, который первый начал создавать печатные книги.

Это был немецкий мастер Иоганн Гутенберг, который в XV веке придумал буквы-литеры, оставлявшие четкий отпечаток на бумаге. А о том, кто был первым печатником на Руси, расскажет нам Лера.

5 ученик: рассказ “Первый печатник на Руси”.

А теперь перенесёмся в Россию XVI века. Первым выпустил печатную книгу Иван Федоров.( слайд 13) Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви. Он много общался с иностранцами и от них узнал о том, как создать печатный станок.

Когда Иван Грозный решил открыть типографию, он поручил это дело Ивану Федорову. Так на Никольской площади в Москве появился Печатный двор с первой типографией. (слайд14)Первая книга, которую создал Иван Федоров, называлась “Апостол”. (слайд 15,16)Она была напечатана в 1564 году, вторая книга “Часовник” - в 1565 году. Иван Федоров является создателем первой азбуки.

Учитель: «Апостол» - это объёмистая книга церковного содержания. Выход «Апостола» и принято считать началом книгопечатания на Руси.

«Часовник» являлся сборником молитв, который использовался при богослужении, по нему же и обучали на Руси грамоте детей.

- Кто был первым печатником книг на Руси? (Иван Фёдоров.)

- Где появилась первая типография на Руси?( На Никольской площади в Москве)

- Какой русский царь помог Ивану Фёдорову открыть первую типографию? (Иван Грозный.)

- Как назывались первые книги, которые создал Иван Фёдоров?


V. Обобщение материала.


- Вспомните, как назывался первый русский алфавит, кто является его создателем?

(“Кириллица”, авторы – братья Кирилл и Мефодий.)

- Что вы узнали о летописи и летописце? (Летописец - это человек, который записывал достоверные события в свою рукопись. Он был очевидцем многих событий, которые он описывал. События одного года назывались статьей.)

VII. Закрепление пройденного материала.


1. Работа по группам. (У каждой группы карточки-задания.)

Первая группа.

1 задание: о каком человеке идет речь?

Как пояснял он царственному тезке,


Как сушить печатные листы,
Как хранятся для печати доски
Да какие буквы отлиты.

(Иван Федоров).

2 задание: объясните пословицу. “Азбуку учат, во всю избу кричат”.

3 задание: отгадайте загадку.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,


Не человек, а рассказывает.
(Книга).

Вторая группа.

1 задание: объясните значения слов.

Пергамент - … специально обработанная телячья, свиная или баранья кожа, на которой можно было писать.


Берестяные грамоты - … верхний слой коры берёзы, на которой палочкой продавливали буквы
Кириллица - … алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев.
2 задание: объясните пословицу. “Продавай кафтан, да купи буквицу”.

3 задание: отгадайте загадку.

Семя плоско,
Поле гладко,
Кто умеет,
Тот и сеет,
Семя не всходит,
А плод приносит.

(Бумага и написанные на ней слова.)

Третья группа.

1 задание: попытайтесь объяснить значение слова “Азбука”, используя значения букв.

“Аз” – я,
“Буки” – буква,
“Веди” – ведать, знать,
“Глагол” – говорить,
“Добро” – добро.

2 задание: объясните пословицу. “Грамоте учиться – вперед пригодится”.

3 задание: отгадайте загадку.

Носила меня мать,


Уронила меня мать,
Подняли меня люди,
Понесли в торг торговать,
Отрезали мне голову, стал я пить
И ясно говорить.

(Гусиное перо).



2. Работа с пословицей.

Красна птица опереньем, а человек – ученьем.

- Что это означает?

VIII. Итог урока.


- Что мы теперь знаем о происхождении письменности в Древней Руси?

- Какое значение имеет книга в жизни человека?


IX. Оценивание урока детьми.


- У вас на столах листы, с нарисованными на них “Пушистиками” (слайд17) с разным настроением. Раскрасьте того “Пушистика”, настроение которого соответствует вашему. ‹Рисунок 1›.

VI. Домашнее задание. (слайд 18)


  1. Повторить материал по учебнику стр. 61-70.

  2. По рабочей тетради №2 на печатной основе “Учимся познавать мир” №18-21.


скачать


Смотрите также:
Просвещение в Древней Руси: о первых школах и книгах
114.3kb.
Законов Древней Руси «Русская Правда»
26.09kb.
Урок истории в 6 классе по теме «Культура Древней Руси» Тема урока. Культура Древней Руси. Цель урока: Сформировать представления учащихся о особенностях культуры Древней Руси
68.58kb.
Социальная структура и хозяйство Древней Руси
30.21kb.
Рукописные книги древней руси
44.89kb.
Урок по теме: «Русь Древняя». Народное собрание в Древней Руси: 1 вече 2 полюдье 3 съезд 4 вира
37.81kb.
Планы семинарских занятий Тема Развитие права Древней Руси по Русской Правде (4 часа) (Ефимова Н. А.) Понятие преступления в Древней Руси
141.46kb.
Нумерация, меры веса и длины Древней Руси
89.96kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 02 "Отечественная история" Москва 2012
441.23kb.
16. Культура Древней Руси
110.04kb.
1. Крещение Руси и его значение
30.56kb.
«Когда на Руси появилось государство?»
48.04kb.