Главная стр 1
скачать
Психологическая подготовка учащихся к концертному выступлению.

Чудова Е.В.

«Гимназия№3» г. Рубцовск.
Моя работа предназначена в первую очередь преподавателям ДМШ, но интересна эта тема может быть каждому, кому приходилось выходить на сцену.

У любого исполнителя, ученика ДМШ или маститого артиста с огромным концертным опытом, встреча с публикой вызывает особое, очень сложное, восторженно - воодушевляющее или подавленное состояние, так называемое «эстрадное волнение». Каждому учителю хочется, чтобы волнение не помешало успешному выступлению его воспитанника. Поэтому преподаватель-музыкант в процессе обучения должен предусмотреть и воспитание у своих учеников профессиональных артистических навыков общения с публикой.

Эстрадное волнение разнообразно в своих проявлениях: оно может воодушевлять и в этом случае позволяет раскрыть лучшие качества, потенциальные возможности исполнителя. Но очень часто у учеников перед выступлением возникает подавленное, плохо управляемое состояние, отрицательно сказывающееся на качестве игры. Нередко одна мысль о предстоящем выступлении вызывает состояние тревоги и угнетённости.

Волнуются перед выступлением все, но проявляется это волнение у каждого по-своему. Это, конечно же, зависит от индивидуальных особенностей человека. Значит, вдумчивому педагогу в предконцертной и концертной обстановке представляется благоприятная возможность лучше изучить психологические особенности своих учащихся.

Практика показывает, что учащиеся младшего возраста ничего не знают об эстрадном волнении и не испытывают его, пока не попадают в обстановку, где эти переживания обсуждаются. Почему большинство младших школьников не волнуются? Во-первых, ребёнок не может ещё в этом возрасте объективно оценить - удачное или не удачное выступление. Во-вторых, для детей 6-9 лет выступление в концерте привлекает праздничностью атмосферы (как утренники в детском саду), они ощущают себя артистами, выходящими на сцену, которым аплодируют, поздравляют и т. д. Но мне не раз приходилось наблюдать, как эстрадное волнение может быть спровоцировано и в младшем возрасте. Например, если амбициозный родитель провожает ребёнка словами: «Если получишь четвёрку (тройку), то ...» Или ученик может быть вовлечён незадачливым преподавателем в негласную конкуренцию с одноклассником.

Интересно, что исполнителю не безразлично в какой аудитории он выступает - «своей» или «чужой». Работая с учениками разных возрастов, я заметила, что по мере взросления это отношение существенно меняется. Если младшие школьники меньше волнуются в «своей» среде, играя для педагогов, родителей, друзей, то старшие дети спокойнее чувствуют себя в чужой обстановке и более чувствительны к мнению сверстников, педагогов и знакомых.

Предконцертное и концертное состояние имеет довольно чёткую периодичность, состоящую из 5 фаз:

Первая фаза: Длительное предконцертное состояние, которое наступает с того самого момента, когда становится известна дата выступления. В зависимости от подготовленности к нему волнение периодически то возникает, то успокаивается. Чем ближе выступление, тем больше становится волнение.

Вторая фаза: Непосредственное предконцертное состояние. Эта фаза может нести с собой 3 различных типа волнения:

Волнение-подъём: сопровождается нетерпеливым желанием скорее выйти на сцену, мысленным планированием своего исполнения. Это наиболее желательное предконцертное состояние. Волнение-паника: связанно с сильным перевозбуждением, проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности, когда мысли перескакивают с одного предмета на другой, руки потеют, тревожность вырастает до страха. Такое волнение приводит к случайностям, справиться с ним трудно, но можно. В таких случаях я стараюсь переключить внимание ученика с его самочувствия на музыкальное произведение, продумывание исполнительского плана, темпа, динамики. Отрицательных результатов можно ожидать и от волнения - апатии - угнетённого и подавленного состояния, когда в сознании доминирует одна лишь мысль - скорее бы всё это кончилось.

Третья фаза: Самая короткая и острая. Это выход на сцену. Ученик остаётся один и педагог уже ничем не может помочь. Эта фаза чаще всего проходит как в тумане и редко остаётся в памяти выступающего. Для того чтобы ученик осознанно выполнял все предконцертные действия, выход к инструменту я всегда тщательно отрабатываю: как он выйдет на сцену, будет регулировать положение стула, проверит чистоту клавиатуры и т. д. Все эти действия помогают успокоиться, сосредоточиться и создать спокойное и деловое настроение у выступающего.

Четвёртая фаза: Начало исполнения. Здесь важно внутренне подготовиться, представить себе темп, динамику, можно пропеть про себя начало пьесы. Все эти действия мы с учениками отрабатываем в классе на уроках, предшествующих выступлению. Если программа хорошо проработана и отрепетировано предконцертное поведение, исполнение будет успешным.

Пятая фаза: Тоже имеет большое значение. Это послеконцертное состояние. К сожалению, оно часто недооценивается многими педагогами. Между тем переживание, насыщенное эмоциональными перегрузками, не может пройти мгновенно после ухода со сцены. Это или радостный подъем после удачного выступления, или недовольство собой, или запоздалое желание « вот теперь бы я сыграл по-другому». В этот момент важна спокойная уверенность педагога, его поддержка. Большая ранимость детской психики требует бережного отношения к послеконцертным состояниям. Очень важно, чтобы разочарование после неудачного выступления не превратилось в комплекс, мешающий последующим выступлениям.

В чём же причина эстрадного волнения? В разное время разные музыканты отвечали на него по-разному. Например, известный педагог и композитор С.М.Майкопар считал причиной волнения неправильную работу и непродуктивные домашние занятия учащегося. По его мнению, это приводит к недостаточной проработке музыкального произведения, вызывающей ощущение неуверенности и тревоги. Может быть... Но как часто бывает, что и ученик прилежный, и отработано всё тщательно, а выступление неудачное. К тому же недостаточная подготовка несвойственна большим музыкантам, а эстрадное волнение овладевает и ими. О нём с горечью писал Антон Рубинштейн: «Вещь, которую я должен исполнить, я знаю очень хорошо. Но появляется какая-то раздражительность, какое-то нервозное состояние, возбуждение, думаешь о том, что остановишься, раздражаешься, нервничаешь. Это пытка, страшнее которой и инквизиция не могла бы выдумать».

К.С.Станиславский признавал причиной волнения повышенное самолюбие, тщеславие и гордость артиста, которые, не получив подтверждения, приводят к страху. Не в скромности, а в нескромности, не в недооценке, а в переоценке своих способностей видел причину волнения Г.М.Коган. Я хочу присоединиться к этому мнению, так как считаю, что именно нежелание выглядеть плохо в глазах окружающих становиться основной причиной волнения на выступлении.

Но волнение не всегда угнетает. Оно имеет несомненную положительную и стимулирующую сторону. Оно необходимо и полезно учащемуся, так как позволяет ему раскрыть такие потенциальные возможности, которые в домашних и классных условиях могут и не проявиться. Концертные выступления являются своеобразными ступенями в развитии учащихся. Они являются необходимой профессиональной проверкой возможностей ученика. Это - положительные стороны эстрадного волнения. Только в случаях волнения-паники и волнения-апатии возникают отрицательные стороны этого явления - тревожность, напряжённость, неуверенность памяти, подавленность.

Но в чём же всё-таки причина страха и тревоги? Ведь концертное исполнение не угрожает жизни или здоровью выступающего. И тем не менее, выступление перед публикой - действительно тяжёлое испытание для ученика, да и для любого артиста. Но испытание в сфере социальных отношений. Репетиция в том же зале, на том же инструменте, что и на концерте, но без публики не вызовет такого волнения, как на самом концерте. Даже у начинающих учеников оно будет проходить гораздо слабее. В чём же дело? А в том, что в концерте, на экзамене значительно повышается ответственность за свои знания, умения, действия. У учащихся волнение трансформируется в боязнь забыть, напутать. И их необходимо убедить, что не это главное, что гораздо важнее художественно-выразительная сторона исполнения. У опытных артистов каждое выступление - это борьба за завоевание престижа, его сохранение. «Прошлое давит. Сейчас я должен оправдать себя, я не могу сыграть как-нибудь», - объяснял свое волнение А.Н.Скрябин. Сыграть «как-нибудь» не может и старший школьник - ему нужна «пятёрка» для отбора на конкурс, для поступления в училище, для самоутверждения, всем нужен только успех. А уверенности нет, потому, что в предконцертной обстановке больше всего царят неопределённость и непредсказуемость оценки слушателей и комиссии. Следовательно, эстрадное волнение проявляется только в особых условиях социальных взаимоотношений - на экзамене, концерте, в соревновании, конкурсе, где мнение о себе и социальный статус выступающего подвергаются испытанию. Устранить волнение чрезвычайно сложно. И как мы видели не нужно. Нужно научиться приспосабливаться к исполнению в экстремальных условиях. Нужно научиться «спокойно волноваться».

Концертное выступление - это итог совместной работы ученика и педагога. И я рассматриваю психологическую подготовку к исполнению на эстраде как неотъемлемую составную часть профессионального обучения в классе по специальности. Здесь важны самые различные факторы: выбор репертуара, соответствующего художественным и техническим возможностям ученика, состояние игрового аппарата, грамотная работа над материалом в классе и в домашних занятиях и многое другое.

Более того, даже чисто техническую работу над гаммами и упражнениями можно рассматривать с точки зрения её пользы для обеспечения успешности концертных выступлений, так как они создают своеобразный резерв технической прочности, гибкости владения игровыми навыками.

Тщательная ежедневная работа - ознакомление с сочинением и формирование исполнительского навыка, работа над его воплощением, понимание логики музыкального развития, освоение технических трудностей, внимательное отношение к аппликатуре и штрихам, доведение всех движений до автоматизма - вот та база, которая поможет ученику вынести на эстраду произведение без технических «помех».

Не последнюю роль, конечно, играет и адекватность оценки ученика. Правильному развитию этого качества у молодого музыканта могут помешать педагогические просчёты, такие, как завышение трудности программы. Поэтому к выбору исполняемых произведений я отношусь особенно внимательно, учитывая личностные качества ученика. Нередко для лечения проявлений «эстрадобоязни» приходится применять напротив снижение трудности программы.

Для учеников, страдающим повышенной нервозностью, я стараюсь организовывать частые выступления, усиленные тренировки на уроках (проигрывание программы, имитирующее концертное выступление).

Важным моментом подготовки к публичному выступлению может быть и методика саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. аутогенная тренировка. Для этого я использую упражнения для мышечной релаксации. Основной их принцип - расслабление после напряжения. На вдохе мышцы напрягаются, мысленно констатируем — «мышцы напряжены», при выдохе мышцы расслабляются, также мысленно констатируя расслабление. Таким образом тренируют все группы мышц: рук, шеи, груди и т. д.

Преодоление мышечных напряжений уже само по себе до известной степени устраняет чувство страха, волнения. Для более полного эффекта в регуляции эмоционально-психических состояний эту работу полезно сочетать с дыхательными упражнениями. Главный принцип этих упражнений: вдох активизирует, выдох расслабляет. Вот некоторые из тех, которые я использую в своей работе:

1. Глубокий вдох — медленный выдох — пауза или глубокий вдох — задержка дыхания - медленный выдох.

2. Полное дыхание: вдох - 4 сек., выдох - 4 сек., пауза - 2 сек., вдох - 4 сек, задержка дыхания - 2 сек., выдох - 4 сек.

3. Порционное дыхание: 4 коротких вдоха через нос, 4 коротких выдоха через рот, пауза.

С целью регуляции эмоционально-психического состояния можно применять различные формулы самовнушения. Выглядят они так:

1. Раскрепощён, собран, хочу играть, всё внимание на музыке. или

2. Уверен, решителен, неожиданные помехи мобилизуют, насыщают гневом, всё внимание на музыке.

На последнем этапе подготовки к выступлению особое значение приобретает формула «всё внимание на музыке». При этом в лаконичных выражениях я даю образную характеристику исполняемого сочинения, создающую необходимую эмоциональную настройку. Однако значение данной формулы не ограничивается образно-художественной характеристикой исполняемого, а предполагает сосредоточение внимания на всех компонентах исполнительского процесса. Направленность внимания на один из них ведёт к досадным неожиданностям при исполнении. Так если внимание направлено только на образность, может пострадать качество исполнения, если только на текст - может произойти забывание и т. д. В подобных случаях очень важно умение переключать внимание на остальные компоненты исполнительства.

В предконцертный период подготовки я использую так называемый «умственный эксперимент», когда ученик представляет себя в условиях эстрады, чувствует предконцертное волнение, принимает меры к устранению отрицательных эмоций. На фоне появляющегося волнения произносятся знакомые формулы. В этих условиях ученик начинает играть с максимальной сосредоточенностью и эмоциональностью. Возникающее при этом позитивное эмоциональное состояние вскоре начинает приобретать стабильный характер. Контроль и регуляция психического состояния затем переносятся в процесс самого исполнения.

Поведение ученика перед концертом тщательно продумывается. Педагогу очень важно в самых сложных ситуациях во время концерта сохранять спокойствие и доброжелательность. Его нервозность может легко передаться ученику. Младших учащихся на сцену должен выпускать их педагог - спокойно, без подчёркивания ответственности и без подробных наставлений. Сильно волнующихся учеников можно выпускать на выступления в ансамбле, в качестве аккомпаниатора, просить переворачивать страницы, практиковать более частые выступления. После выступления, особенно неудачного, нужно найти положительные моменты (не растерялся, выдержал темп, хорошо прозвучал эпизод). Подробное обсуждение лучше организовать в ближайшее время.

Музыкальная педагогика, опыт многих выдающихся педагогов-музыкантов и мой личный опыт подтверждает, что можно значительно снизить отрицательные стороны эстрадного волнения и тем лучше подготовить учащихся к концертному исполнению.






скачать


Смотрите также:
Психологическая подготовка учащихся к концертному выступлению
93.65kb.
Психологическая подготовка бойца Психологическая подготовка в боевых искусствах важнее всякой другой, ибо главная ее цель — преодоление страха. «Что толку от острого меча, если он в руках труса?»
27.85kb.
Н. А. Римский-Корсаков часто повторял, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение. С этим нельзя не согласиться. Однако сценическое состояние исполнителя зависит не только от того, насколько надё
240.25kb.
Слайд1 Психологическая подготовка учащихся к экзаменам
87.05kb.
Психологическая подготовка к егэ
30.24kb.
С. В. Неделина Психологическая подготовка выпускников к Единому государственному экзамену (для методической и психологической служб школы, учителей, учащихся, родителей) Методические рекомендации
2463.93kb.
Профориентационный проект «Навигатор» «Волевая и психологическая подготовка студентов-пеРвокурсников к учебной и профессиональной деятельности
68.59kb.
Программа по биологии 9 класс
640.4kb.
Подготовка к выступлению. Общая структура выступления и особенности ее применения
42.45kb.
Элективный курс для учащихся девятых классов «Психологическая подготовка учащихся девятых классов к сдаче гиа»
135.73kb.
2. Цель и задачи организации предпрофильной подготовки
75.92kb.
Урок Всадник. Психологическая подготовка или немного самоанализа
369.96kb.