Главная стр 1
скачать
Психологическая помощь в случаях насильственного обращения с детьми

По результатам анализа работы специалистов Центра до 80% детей и подростков, обратившихся за психологической помощью, подвергаются различным формам насилия
Формы насилия

1. Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка

2. Физическое насилие

3. Психологическое насилие

4. Сексуальное насилие
Место проявление насилия:


  • Дом

  • Образовательное учреждение

  • Улица


Пренебрежение интересами и нуждами детей

Недостаточное удовлетворение потребностей;



  • Недостаточное обеспечение мед. помощью;

  • Безнадзорность;

  • Умышленный вред;

  • Причинение психотравм, связанных с семейными конфликтами;

  • Эксплуатация непосильным трудом;

  • Воздействие нездоровых обстоятельств

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений и травм, не связанных с несчастным случаем


Признаки:


  • Боязливость, особенно в новых ситуациях;

  • Страх взрослых людей;

  • Запущенность;

  • Наличие различных травм, повторные повреждения;

  • Не ищет защиты у родителей;

  • Приспособительное поведение;

  • Избегает конфликтов, не умеет их разрешать.

Психологическое насилие – неспособность обеспечить ребенку заботу, внимание, поддержку, привязанность; грубость по отношению к ребенку.



Формы:

- Отвержение (неприязнь);

- Отказ в эмоциональном отклике

- Запугивание;

- Унижение;

- Изоляция;

- Предъявление чрезмерных требований;

- Использование слабости;

- Развращение.
Сексуальное насилие –
вовлечение ребенка в сексуальные действия с человеком старше себя с целью получения сексуального удовлетворения или выгоды

Виды:


  • Контактное насилие

(любой телесный контакт)

  • Бесконтактное насилие

(Демонстрация эротических

фильмов, секс в

присутствии ребенка)
Следствие – посттравматические стрессовые расстройства, гиперсексуальность, суицид и др.
Механизм влияния недостойного обращения на развитие ребенка

Недостойное

обращение

с ребенком Страх, стресс

Токсическое

воздействие

кортизола на мозг
Нарушения в

развитии и

поведении
Факторы риска недостойного обращения

Исходящие от лица, совершающего насилие:


  • Неосведомленность, неопытность взрослого;

  • Собственный опыт недостойного обращения в детстве;

  • Личные качества (импульсивность, тревожность);

  • Патология психики;

  • Потребление ПАВ;

  • Стресс, чрезмерная усталость;

  • Конфликт в семье (реб. ассоциируется с супругом);

  • Уход за ребенком мешает другим занятиям (телевизор, компьютер)


Исходящие от общества:

  • Социальная изоляция;

  • Экономические проблемы;

  • Риски, исходящие из СМИ

Исходящие от ребенка:

  • Особенности характера и поведения;

  • Слабое здоровье, недоношенность;

  • Отклонения в развитии;

  • Частота рождения (двойни, погодки).


Последствия насилия


  • Страхи, тревожность;

  • Низкая самооценка;

  • Депрессия, уход в себя;

  • Склонность к психиатрическим болезням;

  • Саморазрушение, суицид

  • Нарушения внимания;

  • Потеря интереса к учебе;

  • Низкая успеваемость;

  • Нарушение привязанности;

  • Непонимание чувств других людей;

  • Агрессия, импульсивность;

  • Чувство предательства, потери власти, уязвимость;

  • Неадекватное социальное самовыражение (атрибуты, манера поведения);

  • «Ожидание» психотравмы, потребность быть жертвой.


Рекомендации «Если ребенок подвергается насилию»


  • Не игнорируйте признаки и симптомы насилия.

  • Будьте для ребенка тем человеком, которому доверяешь.

  • Посоветуйтесь со специалистами.

  • Ищите решения, а не проблемы, смотрите вперед, а не назад.

  • Рассматривайте взаимоотношения, а не инцидент

  • Выработайте личное отношения к насилию, как к решаемой проблеме.

  • Научите ребенка не быть жертвой (т.е.адекватно реагировать на грубость других людей, постоять за себя и пр.).

  • Рассмотрите приемы самозащиты, помогите выбрать подходящие. (Обсудите как реагировать на обзывания, как можно улучшить отношения с людьми).


Дети часто не жалуются на издевательства.

Причинами этого могут быть:

  • Страх, что обидчик будет издеваться еще больше;

  • Нежелание прослыть ябедой, стукачем;

  • Нежелание расстраивать родителей;

  • Стыд за неумение постоять за себя;

  • Боязнь потерять отношения или какие–либо «бонусы».


Когда ребенок рассказывает вам о насилии:

1. Отнеситесь к ребенку серьезно.

2. Найдите достаточно времени и подходящее место, чтобы дать ребенку выговориться.

3. Попытайтесь оставаться спокойным.

4. Успокаивайте и поддерживайте ребенка.

5. Помните, что вы можете дать понять ребенку, что вы понимаете его чувства, но вы не должны оставлять ребенку выбора.

6. Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него (он может оказаться членом семьи).

7. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

8. Теплое отношение: используйте нормальное выражение теплого отношения; пусть в вашем голосе звучит тепло.

9. Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. «С тем, кто тебя обидел, ничего не сделают».

10. Безопасность и конфиденциальность: поддерживайте привычный образ жизни. Переживания ребенка не предназначены для других людей.
Полезные фразы в разговоре с ребенком (подростком),
подвергшимся насилию:


  • «Я тебе верю»;

  • «Знай, что любой человек, столкнувшийся с насилием, может испытывать страх, гнев, стыд…»;

  • «Ты не виноват. Это не твоя вина, что с тобой так случилось»;

  • «Ты не единственный на свете с кем так случилось. Иногда люди обижают друг друга, ведут себя нехорошо»;

  • «Ты хорошо сделал, что мне об этом рассказал»;

  • «Я найду возможность тебе помочь».

  • «Мне надо сказать социальному педагогу, инспектору, о том, что случилось», «Они помогут сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности».

  • «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе плохо».


Информирование об учреждениях и организациях, оказывающих помощь детям

  • Городская комиссия по делам несовершеннолетних т.72-01-05;

  • Милиция т.66-94-77;

  • Отдел семьи, опеки и попечительства т.72-12-29;

  • Социально-реабилита-ционный центр т.72-42-32;

  • Детская поликлиника;

  • Образовательное учреждение;

  • Независимый женский центр т.73-25-22

  • Прокуратура т.66-21-44


Помогающие специалисты: социальный педагог, психолог, психотерапевт, педиатр, психиатр
Специалисты Центра ППРК разрабатывают и применяют авторские коррекционно-развива-ющие программы. Среди них:

«Учимся владеть собой» - коррекция агрессивного поведения подростков

«Хочу, могу, умею» - коррекция познавательной сферы младших школьников

«Ситуация СОС» -преодоление психотравмы у детей

«Мы вместе» - оптимизация детско-родительских отношений

«Вместе здорово расти» - коррекция психомоторного развития детей раннего возраста, обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком
Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов и социальных педагогов ОУ


  • ПДС «Психология девиантного подростка»

  • Семинары:«Профилактика насилия и жестокого обращения», «Взаимодействие с родителями «группы риска», «Профилактика суицида», «Влияние семейных отношений на поведение детей»


Мероприятия для родителей и педагогов по заявкам ОУ (родительские собрания, семинары для педагогов)

«Воспитание без насилия», «Конструктивное взаимодействие с агрессивными подростками» и пр.


Проведение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних

В ходе психологической экспертизы психологи Центра ППРК выявляют и анализируют:

  • психологическую атмосферу в семье

  • стиль семейного воспитания

  • особенности эмоционального отношения ребенка к членам семьи (маме, папе, сестре и пр.)

  • особенности отношения каждого родителя к ребенку

Проведение психологической экспертизы позволяет суду в спорных ситуациях принять решение, максимально отражающее интересы ребенка, способствующее его психологическому благополучию
Цели помощи ребенку, пострадавшему от недостойного обращения

  • Обеспечение безопасности;

  • Обучение родителей неагрессивному общению с ребенком;

  • Восстановление защитных отношений между ребенком и родителями;

  • Помощь ребенку в преодолении психотравмы из-за недостойного обращения


Советы родителям

  • Создайте у ребенка уверенность, что его любят и о нем заботятся;

  • Проявляйте к ребенку внимание;

  • Поддерживайте психологический контакт;

  • Ведите воспитывающий диалог;

  • Принимайте ребенка таким, каков он есть;

  • В случае необходимости обратитесь за помощью к компетентному специалисту;

  • Стабильная, эмоционально теплая семья – лучший терапевт


Мозг ребенка чувствителен к физическим и психическим травмам
скачать


Смотрите также:
Психологическая помощь в случаях насильственного обращения с детьми По результатам анализа работы специалистов Центра до 80% детей и подростков, обратившихся за психологической помощью, подвергаются различным формам насилия Формы насилия
63.64kb.
«центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
2674.13kb.
Как защитить ребенка от насилия и жестового обращения
88kb.
В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Что попадает под понятие "жестокое обращение с детьми"
171.59kb.
Причины жестокого обращения с несовершеннолетними. /рекомендации для родителей по вопросу защиты детей от жестокого обращения
83.68kb.
Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Донецк
1587.58kb.
Памятка по предотвращению насилия в семье, жестокого обращения с ребенком
21.04kb.
Проблема насилия в семье Цель: проанализировать причины и последствия жестокого обращения с ребенком в семье. Оборудование: таблица «Формы насилия»
125.11kb.
Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми
284.15kb.
Жестокое обращение с детьми Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?
174.47kb.
По профилактике суицида среди несовершеннолетних
16.3kb.
Профилактика насилия над детьми Насилие над детьми: определение, распространённость, причины
62.41kb.