Главная стр 1
скачать
безимени-2.jpg

.. .Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них; Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других...

Р. Киплинг

Недавно я получила письмо от своей сестры, которая учится на последнем курсе университета, на факультете психологии. Она, старательная ученица, имеющая только «четыре» и «пять» по всем дисциплинам, жаловалась на свою преподавательницу, от которой всем приходится выслушивать грубые, даже оскорбительные замечания, относящиеся к их учебной деятельности, недвусмысленные намеки на уровень их интеллекта, упреки в неумении учиться. Я ей искренне посочувствовала, вспомнила свою «ученическую» жизнь, «плохих», грубых учителей. Мы с ней дружно недоумевали, как можно в институте на факультете психологии держать ТАКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ! А потом в разговоре неожиданно пришли к выводу: именно на этом факультете и надо держать ТАКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ! Это как сигнал, как антипример, как напоминание каждому из нас - не будь ТАКИМ!

А каким быть? Как построить взаимоотношения «учитель - ученик»? Где найти ту грань, которая поможет, избежав панибратства, стать каждому ученику старшим другом, мудрым советчиком, проводником в мир знаний? Как не стать «диктатором», «карающей десницей», как бы «не взгромоздиться» на этакий педагогический Олимп и с высоты своего положения не взирать снисходительно на простых «смертных», числящихся в твоих учениках?

Над этими вопросами я задумывалась, будучи еще студенткой. Для себя уже тогда решила, что никогда не стану унижать своих будущих учеников, что на моих уроках всегда будут преобладать партнерские отношения. И вот я учитель английского языка в самой обычной средней школе, детей в которую не отбирают, а зачисляют по месту жительства. Теперь мало одних моих «благих намерений», нужно на практике осуществлять тот стиль общения, который я представляла себе теоретически. Это не «английская»



1
школа, не отобранные классы с углубленным изучением английского языка, поэтому мне надо так построить свои взаимоотношения с учениками, чтобы никто из них не чувствовал себя «человеком второго сорта».

\ За последнее десятилетие многие исследователи, анализируя состояние нашего образования, не раз отмечали сильное влияние стереотипов авторитарной педагогики на образовательно-воспитательный процесс, указывали на отсутствие навыков партнерского общения с детьми. Школа дает определенную сумму знаний, но часто остается для обучаемых «холодным домом», в котором не хватает эмоционального тепла, доброжелательности, личной заинтересованности педагогов в успехах своих учеников. И кому как не нам, молодым педагогам, преодолеть стереотипы и начать работать по-новому, преобразовывать, по выражению американского психолога У. Глассера, «саму экологию школы», чтобы те, для кого она предназначается, не чувствовали себя в ней «лишними людьми». Тем более что современная педагогическая мысль предлагает различные инновационные технологии, в частности, личностно ориентированный подход и к обучению, и к воспитанию, игровые технологии в обучении иностранным языкам и многое другое.

Опираясь на «чужой ум», делаю свои выводы.

Во-первых, мое кредо: исходить из интересов человека. Любой школьник - это, прежде всего, человек со своими мыслями, системой ценностей, настроениями, вкусами и способностями.

Во-вторых, учитывать перспективы его дальнейшего развития. Считаю, что в современных условиях владеть иностранным языком нужно всем. Значит, я обязана «вооружить» каждого необходимым минимумом знаний, который может ему понадобиться в определенной жизненной ситуации.

Далеко не всем легко дается изучение иностранного языка, поэтому, в-третьих, мой лозунг: «У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на меня - помогу!».

В-четвертых, ориентируюсь на партнерские отношения, когда я выполняю свое обещание, то и ребенок выполняет свое. Без разумной

2

требовательности, не унижающей ребенка, а, наоборот, поднимающей его «до взрослости», правильных отношений не построить.



В-пятых, на уроке стараюсь создать комфортные условия, когда дети психологически раскрепощены и стремятся проявить себя, показать свои знания. Даже «слабого» ученика можно вовлечь в учебный процесс, если на уроке используется игра, так как в игре проявляются не только знания, но и находчивость, сообразительность, быстрота реакции. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это помогает преодолеть стеснительность и благотворно сказывается как на результатах обучения, так и на взаимоотношениях меня, учителя, с учениками. Перефразируя Пушкина, смею заметить, что «игре все возрасты покорны», только для каждого возраста - своя игра.

Личностно-ориентированный подход предполагает и иную организацию пространства на уроке. Часто дети сидят не в затылок друг другу, а полукругом или напротив друг друга. В такой атмосфере снимается официальность, уходит чувство неуверенности в себе и мои ученики начинают чувствовать себя раскованно.

Я думаю, что отношения в школе могут быть деловыми и личными, но никогда негативными, унижающими ребенка как личность. И если учитель заряжает своим умением общаться, сочувствовать и сопереживать, своей доброжелательностью, успешностью, стремлением к творчеству, то к этому будут стремиться и его ученики. Поэтому стараюсь для своих учеников быть положительным образцом для подражания.

Подводя итог всему сказанному, надеюсь, что тот стиль общения, который я выбрала в своих взаимоотношениях с учениками, способствует не только повышению качества обучения, но и воспитывает в них чувство собственного достоинства, раскованность, уверенность в себе, понимание того, что каждый из них - уже сейчас полноценный гражданин своего Отечества.



з
скачать


Смотрите также:
Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них; Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других
45.3kb.
Положительные аспекты применения практики йоги на уроках физической культуры
27.57kb.
«Пусть дети пробуют все, пусть ищут свои дороги. Для них открыты все пути!»
803.35kb.
Волна красоты
244.06kb.
Анализ ареалов расселения рас
1473.14kb.
Судьба пусть дарит счастье, как и прежде, Живет в душе прекрасная любовь, и пусть надежда, теплота и нежность Вам душу согревают вновь и вновь! «Агидель – Белая река»
100.35kb.
Книга о вещах. Писал я её, имея в виду возраст от трёх до шести лет
1986.62kb.
Вопрос номера Международный женский день
25.3kb.
Проблема адаптации детей дошкольного возраста к школе
54.65kb.
Пусть планета будет голубою
100.47kb.
Законы XII таблиц
145.8kb.
Д. э н., профессор А. Л. Новоселов
34.24kb.