Главная стр 1
скачать
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тягунская средняя общеобразовательная школа»



Педсовет:

«Пути повышения профессиональной компетентности педагогических работников»

2012


Тема «Пути повышения профессиональной компетентности педагогических работников».

Задачи:

. рассмотреть понятие «профессиональная компетентность» учителя; рассмотреть ключевые компетенции и их формирование;

наметить пути повышения профессиональной компетенции.
Повестка:

1 вопрос. «Профессиональная компетентность учителя. Ключевые компетенции». (ЗУВР Емельянова Б.С.)

2 вопрос. Сообщения содокладчиков :

. «Ценностно-смысловая компетенция» (Емельянова Б.С.)

. «Учебно-познавательная компетенция» (Леонтьева Е.С.)

. «Информационная компетенция» (Козлова О.М., Зверева О.В.)

. «Коммуникативная компетенция» (Подорожная Т.Б.)

. «Социально-трудовая компетенция» (Крылова С.Н.)

. «Профессиональная компетенция учителей начальных классов»

(Перминова Н.Н.)



Сообщение:

«Профессиональная компетентность учителя. Ключевые компетенции».

(ЗУВР Емельянова Б.С.)

Происходящие в мире изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в нем, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция/компетентность». Компетентностный подход — как одно из оснований обновления образования. Под компетентностью понимают следующее: - это способность действовать в ситуации неопределенности ( Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании)



  • умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической и научной деятельности (ФГОС)

Главное для учителя это конкурентоспособность - решение проблемы в нестандартных ситуациях, непрерывное образование, компетентность - требует постоянного обновления профессиональной компетенции.

В психолого-педагогической литературе используется много понятий для характеристики педагогической деятельности. Это — “профессиональная компетентность”, “педагогическое мастерство”, “профессионализм”. Они трактуются многими авторами в различных смыслах. Мы будем понимать качество в контексте профессионального труда педагога как совокупность объективных и субъективных предпосылок к выполнению деятельности, сам процесс деятельности и его результаты, находящиеся в различных степенях соответствия или несоответствия с нормами профессионально-педагогической деятельности. Разными авторами разработаны различные варианты и модели профессионально-значимых качеств личности.



  • Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

  • Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире, предполагающую непрерывное развитие и самосовершенствование.

  • Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

• самоанализ и осознание необходимости;• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);• самопроявление, анализ, самокорректировка.

Безусловно, первыми шагами в формировании компетентностей учителя, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения).

  • Формирование перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.

  • В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие

  • повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;

  • быстро оценивать ситуацию и свои возможности;

  • самостоятельно учиться;

  • принимать решения и нести за них ответственность;

  • адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;

  • нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.

Остановимся детальнее на ключевых компетенциях учителя. Хуторской Андрей Викторович выделяет следующие: ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная,коммуникативная,социально-трудовая, профессиональная компетенция учителей начальных классов

Сообщение:

«Ценностно-смысловая компетенция».

(Емельянова Б.С.)

В современном меняющемся мире, мире информационных технологий, система образования должна формировать, с одной стороны, такие новые качества, как инициативность, мобильность, гибкость, а с другой стороны, способствовать духовно-нравственному становлению личности, так как востребованными становятся прежде всего субъектные свойства личности, определяющие ее самостоятельность, целостность, способность к самореализации и саморегуляции. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования общеобразовательная школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. современные ключевые компетенции».

К ключевым, жизненно важным компетенциям, реализуемым на метапредметном содержании относятся, наряду с другими и ценностно-смысловые, представляя собой сложные личностные образования, включающие и интеллектуальные, и эмоциональные, и нравственные составляющие. Они охватывают целый спектр личностных качеств : от бытовых до смысловых и мировоззренческих.

М.М.Бахтин писал, что автор произведения – «носитель проникновенного слова, т. е. такого слова, которое способно активно и уверенно вмешиваться во внутренний диалог другого человека, помогая ему узнавать свой собственный голос». Иными словами, мы читаем не только для того, чтобы понять писателя, но и для того, чтобы понять самих себя. Таким образом, работа с художественным текстом обладает огромным потенциалом в формировании рефлексивного мышления, личностных и ценностно-смысловых компетенций.

На уроках литературы дополнительным стимулом к включению в осмысление художественного текста может стать та или иная проблемная ситуация, когда намеренное столкновение каких-то противоречащих друг другу явлений, фактов побуждает читателя к осознанию собственной позиции. Для моделирования проблемной ситуации можно использовать различные приемы: соотношение вариантов произведения, изучение авторской правки, изменение названия произведения, обращение к жизненному опыту учащихся.

Психологи отмечают, что обесценивание, игнорирование жизненного опыта ведет к порождению феномена «запуганного сознания», когда ученик замыкается, теряет интерес к диалогу с учителем и к предмету. Тогда в сознании возникает раздвоенность: художественная картина мира никак не связана окружающей действительностью. Чтобы преодолеть это противоречие, необходимо всячески подчеркивать важность наблюдений ученика, его умение связать восприятие и проживание художественного текста с собственным опытом. При этом особенно важную роль в личностном восприятии художественного текста играет эмоциональное проживание произведения. Именно оно может стать исходной точкой для дальнейшего осмысления текста.

Так, например, при изучении стихотворений М. Ю. Лермонтова в 5 классе ученикам было дано задание представить в виде рисунка художественный мир одного из стихотворений, («Утес», «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива...») выразив через зрительные образы (цвет, расположение предметов, художественные детали, общий колорит) своё эмоциональное состояние от восприятия художественного слова. Затем нужно было представить свою работу (монологическое высказывание), объяснив, какой смысл несёт та или иная деталь, тот или иной образ. Этот вид работы интересен тем, что позволяет, с одной стороны, развивать эмоциональную сферу, а с другой стороны, создаёт условия для развития концептуального мышления. Происходит своего рода восхождение: эмоции - образ-концепция. Таким образом, формируется целый ряд личностных, ценностно-смысловых компетенций : умение сопереживать, умение целостно видеть мир, выстраивать собственные концепции, соотнося с ними предшествующий жизненный опыт.

Интересно в этом плане как представление работ, так и последующее обсуждение. Если ученик, выполнивший работу, не смог выстроить целостную концепцию, даёт поверхностное толкование образов, на помощь ему приходят другие ученики. Они могут увидеть те художественные детали, которые есть в работе, но остались вне общей картины. При изучении темы «Религиозные мотивы в стихах русских поэтов» на одном из рисунков по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Молитва» среди других художественных деталей был изображён цветок. Ученики увидели, что это не деталь обстановки, а символический образ, который несёт определённую идею, связанную с пониманием художественного текста: благодатная сила молитвы, её живительная энергия («...есть сила благодатная в созвучьи слов живых...») настолько велика, что всё живое растет и крепнет. Некоторые обратили внимание на то, что росток очень тонкий, нежный, ранимый, как душа ребёнка. Под влиянием высшей духовной силы («...и дышит непонятная святая прелесть в них...») душа человека раскрывается, отношения с миром гармонизируются, лирический герой испытывает состояние очищения («...с души как бремя скатится, сомненье далеко, и верится, и плачется, и так легко, легко»).



Важную роль в осмыслении художественного текста может сыграть также попытка отыскать в произведении темы, мотивы, образы, наиболее актуальные для сознания современного человека. Причём речь идёт не о формальном осовременивании произведения, а о личностном проживании текста.
Таким образом, личностное эмоциональное проживание художественного текста, опора на жизненный опыт , использование видов работ, предполагающих выстраивание собственной концепции, позволяет активизировать диалог читателя с художественным текстом, а значит, вносит существенный вклад в формирование ценностно-смысловых компетенций .
скачать


Смотрите также:
Пути повышения профессиональной компетентности педагогических работников
88.56kb.
Положение о порядке аттестации педагогических работников
179.81kb.
Программа занятий по формированию правовой компетентности педагогических работников
93.76kb.
Информация о реализации программы эксперимента
89.78kb.
Программа повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников
146.88kb.
Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
178.53kb.
Типичные ошибки ученического самоуправления
239.37kb.
Основные составляющие компетентности педагогических работников и компетенции учащихся Профессиональная компетентность
51.48kb.
Методические рекомендации к проведению испытаний по теоретическому направлению при аттестации на установление соответствия требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории
371.12kb.
Методические рекомендации к проведению испытаний по теоретическому направлению при аттестации на установление соответствия требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории
378.82kb.
Методические рекомендации к проведению испытаний по теоретическому направлению при аттестации на установление соответствия требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории
361.07kb.
Контроль реализации профильного обучения Немова Наталья Васильевна
217.84kb.