Главная стр 1
скачать




Работаю над проблемой «Формирование познавательного интереса на уроках истории  в условиях личностно-ориентированного обучения».

Цель: содействовать становлению человека как духовно-нравственной, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота через изучение истории своего и других народов.

              Задачи:



  •  формировать у школьников целостные представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России, населяющих ее народов;

  • организовывать изучение истории таким образом, чтобы у школьников вырабатывался познавательный интерес к предмету;

  • способствовать развитию творческих способностей школьников, так, как  творческая деятельность рождает сопричастность к изучаемому предмету                                                                                                             

  • воспитывать патриотическое отношение к истории Отечества, духовным ценностям своего и других народов;

               Успешная реализация этих задач во многом зависит от моего умения использовать дидактические приемы и педагогическую технику. В своей деятельности выделяю два направления, по которым  работаю: формирование познавательного интереса к истории путем использования приемов педагогической и дидактической техники и воспитание патриотического отношения школьников к своему донскому краю, Отечеству, посредством накопления краеведческого материала и    использования его   на уроках.

  На уроках истории формирую познавательный интерес через размышление, самонаблюдение, самопознание и творческий подход. В работе использую элементы креативного метода обучения, которые способствуют развитию самостоятельной, творческой деятельности школьников. Нестандартные формы работы, позволяют мне сделать урок более содержательным, интересным, вызвать у школьников интерес к  более углубленному изучению предмета. Это уроки-семинары, уроки-практикумы, работа в группах, уроки решения проблемных задач, уроки презентации. Использование мною компьютерных технологий более активно формирует познавательный интерес и творческую деятельность. Ребята самостоятельно готовят презентации, которые можно использовать на уроках истории. 



 Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, потому, что ученику по своей природе нравится играть. В 6-х классах прохожу такие  уроки, как  «Город мастеров», «Съезд феодалов». Класс  делю на группы, каждая группа получает предварительное задание (придумать девиз, герб, жизненную историю, «шедевр» и др.).  Оценивают работу групп школьники, приглашенные из других классов в качестве жюри. В 5-х классах часто использую уроки-экспедиции, при изучении тем, связанных с географическими открытиями, с изучением стран. Работу организовываю по группам, каждая группа готовит отчет. Школьники любят игры, знают правила поведения в группах и во время игры, к предварительным заданиям относятся очень серьезно, ищут дополнительную литературу, прикладывают свое умение и творческую смекалку.

В процессе обучения  применяю на уроках и учебные дискуссии. Например, урок  «Суд над Петром 1», «Суд над Иваном Грозным». Моделируется ситуация судебного разбирательства с участием всех предусмотренных законом сторон. Такие уроки  провожу в 7, 10-х классах.   

При изучении нового учебного материала активизирую внимание и интерес на уроках посредством проблемных и познавательных заданий. Не малое время на уроках уделяю работе с историческими источниками. Работа с источниками - это самостоятельное приобретение знаний, когда ученики в процессе учебного исследования делают открытие для себя.  Источники способствуют углублению и конкретизации знаний, актуализируют процессы мышления и воображения, исследование развивают у учащихся интерес к истории. Документы  дополняют текст учебника, позволяют понять жизнь, характеры людей того времени, их отношения с государством и пр. Источником таких знаний на моих уроках являются письма с фронта, документы, фотографии. Современные учебники снабжены историческими документами, что в немалой мере облегчает работу на уроке. Также в кабинете истории имеются хрестоматии. Работа с источниками актуальна еще и потому, что школьники  с подобными заданиями сталкиваются на ЭГЭ.

В 2006-2007 учебном году в 5 классах из вариативной части базисного учебного плана был выделен 1час в неделю на реализацию регионального компонента. Был составлен перспективный план реализации. В работе использую учебник и методические рекомендации О.Г. Веряскиной «История Донского края» (с древнейших времен до конца 16 века) Деятельность по реализации курса строилась на основе личностно-деятельного и компетентного подхода. Были проведены экскурсии в городской музей, в Ростовский областной музей краеведения, в г. Азов, Танаис. На уроках в 5-6 классах проводились дидактические игры «Путаница», «Кто лучше знает?», в старших классах ролевые игры с использованием персонажей «Современник», «Потомок», «Очевидец». Проведение игры на природе, да еще в месте подлинно историческом, при умелом и верном исполнении даст максимальный эффект, на который в обычных условиях тратятся месяцы, а то и годы. Хотелось бы поделиться опытом организации и проведения одной игры, на развалинах древнегреческой фактории Танаис, в которой приняли участие ученики 6-х классов и 10-х классов. Танаис служит ступенью из нашей повседневной жизни в историю, как родную, так и общемировую. Его камни - живая легенда прошлого, а для ребенка вообще нечто таинственное. В свете моего понимания, как обучать истории, - это лучший, самый совершенный вариант прикосновения детей к давно минувшим дням. Танаис для ребенка становится широчайшим полем деятельности в познании истории человечества – он является связующим звеном с историей страны, края. Это стимул для ее глубокого изучения, ступень на пути к осознанию общего, частного и личного в процессе мирового исторического движения. Ребенок получает прекрасную возможность пережить всё сам, а мы – наполнить нашу идею реальным содержанием. Примерно так можно «мотивировать» ребенка для путешествия в мир Танаис таинственной легендой, завлекающей своей невероятностью и в тоже время – простой. Невероятен для учащихся сам факт нахождения чего-то далекого, книжного, абстрактного – рядом в его «доме»! И это вызовет непременное желание знать об этом. Только сначала заинтересовать его легендой и лишь, затем открыть секрет, что легенда – рядом с ним. Что он сам сможет раскрыть её тайны.

Изучение Донского края развивает у обучающихся интерес к истории края, обеспечивает понимание идеи межнационального согласия, помогает выпускнику осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе.             

С целью воспитания патриотических чувств у школьников ко дню Победы провожу  уроки «Мужества», «Праздник со слезами на глазах», в память о   Сталинградской битве урок «Февраль – февраль, солдатский месяц…»,  на который приглашаю ветеранов войны, ребята с большим уважением и интересом слушают о боевых буднях и подвигах, рассматривают боевые награды. Наглядным материалом на  уроках, посвященных Великой Отечественной войне,  являются ордена и медали, письма с фронта, фотографии военных лет, хранящиеся в кабинете. Прививая любовь и уважение к своему Отечеству, я провожу уроки, посвященные государственным символам России. 
Результативность педагогического опыта:

Системное использование вышеуказанных технологии обучения позволило добиться:

- устойчивой мотивации к обучению, проблемной и исследовательской деятельности;

- развитие социальной компетенции учащихся и самореализации (конкурсы, проектная, исследовательская деятельность);

- высокий процент участия в творческой деятельности;

- развитие коммуникативных способностей детей;

- устойчивая динамика качества обучения и сохранности контингента, обучающегося на 4 и 5; (приложение №1)

- высокие достижения участия в предметных олимпиадах, конкурсах (приложение №2)
скачать


Смотрите также:
Работаю над проблемой «Формирование познавательного интереса на уроках истории в условиях личностно-ориентированного обучения»
52.78kb.
В течение 5 лет учитель работал над темой «Формирование познавательного интереса на уроках и во внеурочное время через использование личностно ориентированного подхода»
83.45kb.
В течение 5 лет учитель работал над темой «Формирование познавательного интереса на уроках и во внеурочное время через использование личностно ориентированного подхода»
82.36kb.
Самообразовательная работа над темой учителя
39.69kb.
Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения
44.41kb.
«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания»
335.72kb.
Личностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании
85.68kb.
Технология опыта работы над проблемой «Проектная методика как средство личностно-ориентированного обучения» Информация об опыте
88.56kb.
Доклад «Возможности реализации личностно-ориентированного обучения с помощью средств икт»
112.68kb.
Рыбы водные позвоночные животные
160.78kb.
Развитие познавательного интереса у дошкольника
21.17kb.
«Интерес к познанию надежная основа обучения»
68.21kb.