Главная стр 1
скачать
Муниципальное образовательное учреждение

лицей имени В.Г.Сизова


Утверждаю

Директор лицея

____________В.А.Ермоленко

«____» _____________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

География

Класс 10

Учебный год 2011 - 2012

Учитель Алушкина Н.Е.

УМК

Учебник «Экономическая и социальная география мира». Максаковский В.П.

Атлас «Экономическая и социальная география мира», 10 класс, «Дрофа»

Обсуждена и согласована Принята на заседании

на заседании методического объединения педагогического совета

учителей естественнонаучного цикла протокол №__________

Протокол № от « » мая 2011 г. от «__» __________ 2011 г.

г. Мончегорск




2. Пояснительная записка

2.1. Нормативно – правовые документы

Рабочая программа учебного предмета «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень).



2.2. Общая характеристика учебного предмета

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.



2.3. Цели и задачи обучения:

•  освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

•  овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

•  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

•  воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

•  использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.



2.4. Место предмета в учебном плане лицея

Согласно учебному плану лицея рабочая программа предусматривает изучение материала в течение 35 часов (1 час в неделю) в 10 классе.



2.5.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:

-- умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
2.6. Виды универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия
- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД:


- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

К УУД относятся: познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные

       1. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
А) общеучебные:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;


• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Б) знаково-символические, являющиеся основными в географии, включают в себя:



• моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
В) логические:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
г) постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
• уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
• уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• уметь устанавливать причинно-следственные связи;
• уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• уметь устанавливать аналогии;
• владеть общим приемом решения учебных задач;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
2. Коммуникативные обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

3. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:


• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
4. Личностные: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Это, во-первых, действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

3. Учебно – тематический план




Содержание учебного материала

Количество часов

Количество практических работ

1

Современные методы географических исследований. Источники географической информации

6

3

2

Природа и человек в современном мире

6

3

3.

Население мира

7

3

4

География отраслей мирового хозяйства

16

2




Итого:

35

11


Приложение:

Практические работы №3 «Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия» и №5 «Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме» будет проведена при изучении раздела 2 «Природа и человек в современном мире», что представляется более целесообразным, так как при проведении работ используется статистическая и картографическая информация по данной теме.



4. Содержание курса
Раздел 1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации.

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Практические работы

1. Анализ карт различной тематики.

2. Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

3. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

4. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

5. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.


Раздел 2. Природа и человек в современном мире

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.


6. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Раздел 3. Население мира

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.


Практические работы

7. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

8. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

9. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.


Раздел 4. География мирового хозяйства

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.


Практические работы

10. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

11. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

5. Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения географии выпускник должен:



1. Знать/понимать:

- особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;

-смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, геоинформационные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;

2. Уметь:

- применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;

- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий, используя различные цифровые источники географической информации в т.ч. цифровые образовательные ресурсы сети Интернет;

- проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки, в том числе, геоинформационных;

- решать социально значимые географические задачи на основе проведения простейшей геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности с использованием различных географических средств, методов, информационных источников;

- анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;

- описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;

геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;

- понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.
6. Перечень учебно – методического обеспечения
1. Учебник «Экономическая и социальная география мира». Максаковский В.П. «Просвещение», 2004 год

2. Атлас «Экономическая и социальная география мира», 10 класс, «Дрофа»

3. Контурные карты «Экономическая и социальная география мира», 10 класс, «Дрофа»
7. Список литературы:
1.Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. Поурочные планы. Волгоград. «Учитель».

2. Каледин Н.В., Ятманова В.В. Политическая и экономическая география мира. Санкт-Петербург. СПГУ.

3. Климанов В.В. География в цифрах. Москва. «Дрофа», 2006 год.

4. Климанов В.В. География в таблицах. Москва. «Дрофа», 2007 год

5. Кулакова А.Е. «Религии мира». Тематическое планирование. Москва «АСТ», Москва, 2006 год

6. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Методическое пособие. Москва «Просвещение».



4. Смирнова М.С., Горохов С.А., Лиознер В.Л. Мастер-класс. Уроки географии. 10 класс. Москва. «Дрофа»; 2006 год

8. Приложения к программе


Разделы курса

10 класс

11 класс

Итого

По программе

Резерв

Итого

1. Современные методы географических исследований

4

2

6

-

6

2. Природа и человек в современном мире

5

1

6

-

6

3. Население мира

5

2

7

-

7

4. География мирового хозяйства

10

6

16

-

16

5. Регионы и страны мира

-

-

-

20

20

6. Россия в современном мире

-

-

-

10

10

7. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

-

-

-

5

5

Итого:

24

11

35

35

70



9. Календарно- тематическое планирование




Дата

Тема урока

Основное содержание

Тип урока

Форма контроля

Домашнее задание

Раздел 1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации

Задачи темы:

- познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; со структурой курса и основными направлениями работы по изучению программного материала;

- сформировать представление об особенностях современного периода развития географии, как науки;

- изучить основные этапы формирования современной политической карты мира;

- познакомить с современными методами географических исследований,

- формировать навыки работы с различными видами географической информации, навыки анализа географических карт различной тематики;

Создания картосхем на основе проведенного анализа статистической информации.



1




Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук

Структура курса, основные направления изучения, особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структура, значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества.

Урок изучения нового материала




Стр.5-7, подготовить сообщение о работах Н.Н.Баранского

2.




Традиционные и новые методы географических исследований.

Знакомство с методами географических исследований, прикладное значение новейших географических исследований, примеры использования географических методов исследования для решения экономических и социальных проблем.

Комбинированный

Фронталь-ный

Подготовить сообщения о новых методах исследования территорий.

3.




Географическая карта – особый способ получения информации о действительности

История создания карт. Современные географические карты. Картографический способ изучения мира. Тематические карты.

Комбинированный с практической работой № 1 «Анализ карт различной тематики»

Проверка практических навыков

Подготовить доклад «Этапы формирования современной политической карты»

4.




Политическая карта – особый вид географических карт.

Особенности создания политической карты мира. Этапы формирования современной политической карты. Понятия «территория государства», «государственная граница», «суверенитет государства». Политическая география и её значение в понимании структуры современного мира.

Комбинированный с практической работой № 2 «Обозначение на контурной карте основных географических объектов».

Индивидуальный

Подготовить сообщения:

1. «Полевые исследования: формы и значение»

2. Статистика, как наука- особенности и значение»


5.




Способы и формы получения географической информации.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Способы и приемы работы со статистическими материалами, представленными в различной форме. Полевые исследования территории: формы, значение, особенности.

Урок закрепления и развития ЗУН

Фронтальный




6.




Геоинформационные системы.

Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. История создания новейших геоинформационных систем. Вклад российских ученых в создание ГИСов.

Комбинированный с практической работой № 4 «Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов»

Проверка практических навыков

Подготовить сообщения:

1. История создания ГИСов»;

2. Российские ГИСы


Раздел 2. Природа и человек в современном мире

Задачи темы: - познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;

- начать формирование представлений и знаний о географии мировых природных ресурсов;

- познакомить учащихся с особенностями размещения природных ресурсов по планете и с неравномерностью этого размещения;

- сформировать представление о ресурсообеспеченности и хозяйственной оценке природных ресурсов;

- рассмотреть проблему истощения мировых природных ресурсов, причину её возникновения и пути решения;

- сформировать представление об экологических проблемах, связанных с использованием минеральных ресурсов;

- продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.



7.




Взаимодействие общества и природы. Загрязнение и охрана окружающей среды.

Понятия: «географическая среда», «природопользование», «географический детерменизм», «географический нигилизм», виды антропогенных ландшафтов, рациональное и нерациональное природопользование, виды загрязнений окружающей среды

Вводный, урок изучения нового материала




Стр.23-25,38-45

8




Минеральные ресурсы планеты.

Понятия: «ресурсообеспеченность», «природно-ресурсный потенциал территории»; различные классификации природных ресурсов, методики оценки ресурсообеспеченности различных территорий, практическое значение использования таких методик.

Урок с практической работой №6

« Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира»



Индивидуальный

Подготовить сообщения:

1. «Страны – лидеры по добыче нефти и природного газа»

2. ОПЕК

3. Значение некоторых видов минеральных ресурсов»



9




Минеральные ресурсы планеты.

Основные закономерности размещения минеральных ресурсов, главные районы их концентрации на планете; регионы и страны-лидеры по обеспеченности отдельными видами минеральных ресурсов, анализ и прогноз изменения показателей запасов и добычи по отдельным видам ресурсов.

Урок с практической работой №3 «Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия»

Проверка практических навыков

Стр. 26 – 34 читать

10




Оценка различных видов ресурсов.

Понятия: «водообмен», «оборотное водоснабжение», «лесопользование»; главные районы концентрации на планете водных, земельных, лесных ресурсов; регионы и страны-лидеры по обеспеченности отдельными видами ресурсов

Урок с практической работой №5 «Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме»

Проверка практических навыков

Подготовить сообщения:

1. Марикультура

2. Альтернативная энергетика: проблемы и перспективы развития


11




Ресурсы Мирового океана. Ресурсы нетрадиционной энергетики

Понятия: «марикультура», «морская ферма», «железомарганцевые конкреции», «альтернативная энергетика», «гелиоэнергетика»; место и значение Мирового океана в жизни и деятельности человека; виды природных ресурсов океана, ресурсы нетрадиционной энергетики, проблемы и перспективы; страны – лидеры в развитии технологий.

Комбинированный

Фронтальный

Подготовиться к тесту по теме: «природа и человек в современном мире»

12




Итоговый урок по теме.

Весь теоретический материал, изученный в теме.

Повторительно – обобщающий урок

Тестовая работа




Раздел 3. Население мира

Задачи темы: - познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;

- формировать представления о географии населения мира, демографической истории населения Земли, основных типах воспроизводства населения, о разнообразии критериев анализа состава населения планеты;

- познакомить учащихся с особенностями современных демографических процессов в отдельных странах и регионах мира;

- рассмотреть общие закономерности размещения населения по планете, особенности половой и возрастной структуры населения в отдельных странах и регионах мира, структуру занятости населения мира, её особенности и современные тенденции;

- обсудить различные аспекты проблем народонаселения – морально-нравственные, политические, экономические;

- продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.


13




Численность и воспроизводство населения

Понятия: «воспроизводство населения», «демографическая зима», «демографический переход», «демографическая политика»; демографическая история населения Земли, особенности современного процесса воспроизводства. оценка темпы роста населения Земли в целом, в отдельных регионах и странах мира, объяснение причин демографического взрыва в ряде стран и регионов мира, особенности демографической политики в отдельных странах мира


Урок новых знаний с практической работой № 7 «Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира»

Проверка практических навыков

Стр.51 – 60, подготовить сообщения:

1. «Языки мира»

2. «География религий мира»


14




Состав и структура населения

Понятия: «структура населения», «демографическая нагрузка», «полововозрастная пирамида», «экономически активное население», особенности половой и возрастной структуры населения, их различия и причины, влияющие на отличия, этнический и лингвистический состав населения. Основные тенденции изменения возрастного состава населения; прогнозирование тенденций развития межнациональных конфликтов.

Урок закрепления и развития ЗУНов

Фронтальный

Стр. 61 – 64, подготовить сообщения:

1. «Трудовая политика развитых стран мира»



15




Структура занятости и трудовые ресурсы

Понятия: «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «трудоспособное население»; структура занятости населения Земли, её особенности в странах разного типа и тенденции изменения, анализ зависимости между возрастным составом населения и его трудоспособной частью.

Урок с практической работой №8 «Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами».

Проверка практических навыков

Стр.60 – 64, подготовить сообщения:

1. «Географические особенности цивилизаций»,

2. «Формы расселения»


16




Размещение населения. Формы расселения.

Понятия: «цивилизации речные, горные, морские». «город», «дисперсный тип расселения»; ареалы повышенной плотности населения, особенности сельского расселения. причины и факторы, определяющие закономерности размещения населения на Земле, различия в степени заселенности отдельных территорий , обусловленные экономическими, историческими и природными причинами.

Комбинированный

Фронтальный

Стр. 64 – 66, подготовить сообщения:

1. «Крупнейшие города мира»

2. «Проблемы современных городов»

3. «Современные тенденции урбанизации»



17




Урбанизация

Понятия: «город», «городской взрыв», «урбанизация», «ложная урбанизация», «субурбанизация», «рурурбанизация», «агломерация», «мегаполис»; роль городов в современном мире, значение и место урбанизации в современном мире, значимые проблемы, присущие городам и возможные пути решения этих проблем; оценка темпов урбанизации и её влияния на окружающую среду; различия в темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий.

Урок с практической работой № 9 «Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира»

Проверка практических навыков

Стр. 66 – 72, подготовить сообщения:

1. «Виды современных миграций»

2. «Вынужденные миграции населения в современном мире»

3. «Современные трудовые мигранты – кто они?»



18




Миграции населения.

Понятия: «миграция», «эмиграция», «маятниковые миграции», «беженцы», «перемещенные лица», «репатриация», «диаспора»; история миграций и их виды, Анализировать причины, вызывающие миграции, проблемы, возникающие в различных регионах мира вследствие миграций, определять основные направления миграционных потоков, основные районы эмиграции и иммиграции,

Комбинированный

Индивидуальный




19




Итоговый урок по теме: «Население мира»


Весь учебный материал, представленный в теме.

Повторительно - обобщающий







Раздел 4. География мирового хозяйства

Задачи темы:

- познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;

- формировать представления о Мировом хозяйстве и его общих закономерностях, о мировом географическом разделении труда, составных частях НТР и её главных особенностях, о территориальной структуре хозяйства и типах экономических районов; об отраслях мирового хозяйства;

- рассмотреть историю Мирового хозяйства, международную специализацию, явления НТР и её главные черты, основные факторы, определяющие размещение отраслей Мирового хозяйства, причины появления и сущность антиглобалистских движений;

- изучить проблемы взаимоотношений России и крупнейших международных экономических организаций;

- продолжить формирование умения работать с различными источниками информации;

- рассмотреть географию ведущих отраслей хозяйства, выявить страны – лидеры отдельных отраслей и производств.



20




НТР и её черты

Понятия: «НТП», «военно-техническая революция», «электронизация», «комплексная автоматизация», «биотехнологии», «космизация», «геоинформационные системы»; НТР и её главные черты, составные части НТР и их особенности.

Урок новых знаний

Индивидуальный

Стр. 80-84, подготовить сообщение: «Этапы формирования мирового хозяйства»

21




Мировое хозяйство и международное географическое разделение труда

Понятия: «мировое хозяйство», «мировой рынок», «международное географическое разделение труда», «специализация хозяйства», «машинная индустрия», «модели Мирового хозяйства», «колониальная структура хозяйства»; история формирования Мирового хозяйства, МГРТ и международная специализация, примеры стран

Комбинированный

Индивидуальный

Стр. 84 - 89

22




Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства.

Понятия: «территориальная структура хозяйства», «высокоразвитые районы», «старопромышленные районы», «районы нового освоения», «депрессивные районы», «региональная политика»; основные стадии развития общества и соответствующие им типы хозяйственных структур; роль, значение и виды главных экономических центров различных государств.

Урок закрепления и развития ЗУНов

Фронтальный

Стр. 85 – 89, подготовить сообщения:

1. Технопарки и технополисы: значение в современном хозяйстве.




23




НТР и размещение мирового хозяйства

Понятия: «факторы размещения хозяйства», «технопарк»,»технополис»; старые и новые факторы, влияющие на размещение отраслей хозяйства, Анализ изменения влияния различных факторов на географию и размещение Мирового хозяйства в эпоху НТР, примеры отраслей, чьё размещение соответствует отдельным факторам.

Урок закрепления и развития ЗУНов

Индивидуальный

Стр. 82 – 87, подготовить сообщения:

1. Глобализация – актуальное явление современности.

2. Антиглобализм: суть явления.


24




Глобализация и интеграция Мирового хозяйства в эпоху НТР

Понятия: «глобализация», «транснационализация», «международная экономическая интеграция», «зона свободной торговли»; роль и место ТНК в современной мировой экономике, принципы и особенности деятельности ТНК, причины появления и сущность антиглобалистских движений.

Урок закрепления и развития ЗУНов

Индивидуальный.

Стр. 85 - 90

25




Топливно-энергетический комплекс

Понятия: «топливно-энергетический баланс». «топливно-энергетический комплекс», «ОПЭК», «нефтяные мосты», «угольные мосты», «сжиженный газ», «авангардная тройка», «электрификация ТЭБ», нетрадиционные источники энергии; отраслевой состав ТЭКа, тенденции развития, уровень развития, мировые лидеры, география отраслей и пути транспортировки.

Урок с практической работой № 10 «Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг».

Проверка практических навыков

Стр. 110 – 114, подготовить сообщения:

1. Истрия развития металлургии – ведущей отрасли мирового хозяйства.

2. Новые технологии сталилитейного производства.

3. Изменение географии цветной металлургии в современном мире.



26




Металлургия

Понятия: «железорудные бассейны», «бокситы», «электросталеплавление»; роль и место металлургии в мировой экономике до начала НТР и в настоящее время, особенности сырьевой базы отрасли и её влияние на географию, экологические проблемы отрасли, возможные пути решения.

Урок закрепления и развития ЗУНов

Индивидуальный.

Стр. 114 – 116, подготовить сообщения:

1. Значение машиностроения в мировом хозяйстве.

2. Новейшие отрасти машиностроения

3. География новейших отраслей машиностроения



27




Машиностроение

Понятия: «специализация», «кооперирование», «электроника». «электротехника»; основные машиностроительные регионы мира и их специализация; история развития отрасли и причины её лидирующего положения в мировой экономике в эпоху НТР; изменения, происходящие в отраслевой структуре отрасли и их причины страны – лидеры машиностроения и отдельных производств и отраслей.

Комбинирован-ный

Проверка практических навыков

Стр. 118 – 121, выполнить задание на контурной карте

28




Химическая промышлен-ность

Отраслевая и территориальная структура отрасли, изменения происходящие в ней в эпоху НТР, особенности географии отрасли, причины быстрого развития отрасли в эпоху НТР и её превращение в отрасль «авангардной тройки»; определять страны – лидеры производства, импортеры и экспортеры продукции.

Урок закрепления и развития ЗУНов

Проверка практических навыков

Стр. 120 – 122, выполнить задание на контурной карте

29




Отрасли обрабатываю-щей промыш-ленности

Понятия: «северный и южный лесные пояса», «недревесное сырьё», «деловая древесина», «пиломатериалы»; место и значение в мировой экономике отраслей: лесной, лёгкой, пищевой; уровень развития и особенности отраслевой и территориальной структуры изучаемых отраслей; основные тенденции развития отраслей в эпоху НТР, прогноз возможных изменений; страны – лидеры производства, импортеры и экспортеры

Урок закрепления и развития ЗУНов

Индивидуальный

Стр. 122 – 126, заполнить таблицы в тетради.

Подготовить сообщения:

1. «Агробизнес и зелёная революция»

2. Направления развития сельского хозяйства в мире»



30




Сельское хозяйство

Понятия: «товарное сельское хозяйство», «потребительское сельское хозяйство», «аграрные отношения», «АПК», «агробизнес», «зелёная революция», «ирригация», «латифундии», «биотехнологии», «селекция», «трансгенные продукты»; роль и место сельского хозяйства в мировой экономике, особенности структуры, типы производств и аграрные отношения в сельском хозяйстве; основные тенденции и направления развития сельского хозяйства в целом и отдельных его отраслей, уровень развития, условия выращивания или разведения, хозяйственное значение и особенности размещения ведущих отраслей сельского хозяйства.

Урок закрепления и развития ЗУНов

Проверка практических навыков

Стр. 128 – 134, заполнить таблицы в тетради.

Подготовить сообщения:

1. Морской транспорт.

2. Новые виды транспорта, их значение в решении глобальных транспортных проблем.

3. Новые транспортные мосты


31




География транспорта

Понятия: «виды транспорта», «грузооборот», «пассажирооборот», «грузопотоки», «контейнеризация», «транспортные мосты», «морские порты», «густота транспортной сети», «тоннаж флота»; значение транспорта, его место и роль в мировой экономике; показатели, характеризующие его работу; особенности, уровень развития, роль в мировой экономике различных видов транспорта.

Урок закрепления и развития ЗУНов

Индивидуальный

Стр. 126 – 138, подготовить сообщения:

1. ВЭО,


2. Международные услуги


32




Международные экономические отношения.

Понятия: «ВЭО», «новый мировой экономический порядок», «открытая экономика», «свободная экономическая зона», «мировая торговля», «международные услуги», «торговый баланс», «международные финансовые отношения», «валютный рынок», «инвестиции», «оффшорные зоны». «инжиниринг». «консалтинг». «патент», современные проблемы ВЭО, формы ВЭО, их особенности;

Урок с практической работой №11 «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира».

Индивидуальный

Стр. 138 – 142, подготовить сообщения: Мировая индустрия туризма.

33,

34





Международные экономические отношения.

Понятия: «индустрия туризма», «виды туризма»; история, особенности формирования, международный туризм как феномен эпохи НТР, современные виды международного туризма – их особенности, география, перспективы.

Урок закрепления и развития ЗУНов

Фронталь-ный

Стр. 112 – 145, повторить учебный материал.

35




Итоговый урок по теме: «Мировое хозяйство»

Весь учебный материал, изученный в теме.

Обобщающий







скачать


Смотрите также:
Рабочая программа география Класс 10 Учебный год 2011 2012 Учитель Алушкина Н. Е. Умк
342.83kb.
Рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10 Учебный год 2011 -2012 Учитель Алушкина Н. Е
412.82kb.
Учебного материала на 2011/2012 учебный год География 8 класс, 2 часа в неделю Учитель: Ульянова Т. В. Учебный комплект для учащихся
109.64kb.
Рабочая программа по литературе Учитель Чикирисова Е. Ф. Качановская Т. Ю. 5 классы 2011-2012 учебный год умк по данному курсу
675.7kb.
Рабочая программа на 2010 / 2011 учебный год Учитель Давыдова Динара Рафаиловна Предмет «Экономическая и социальная география мира». Класс: 11
205.65kb.
Рабочая программа по природоведению Класс 5 Учебный год 2013-2014 Учитель Алушкина Н. Е
449.61kb.
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В
183.91kb.
Рабочая программа по математике на 2011/2012 учебный год 1 класс Учитель : Бурцева Л. В
479.65kb.
Рабочая программа по истории 8 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В
291.88kb.
Рабочая программа на 2011- 2012 учебный год Учитель Шевченко Наталья Михайловна Предмет- русский язык Класс- 4 класс
1092.52kb.
Рабочая программа «Литература» Учитель Чикирисова Е. Ф. Цандарис О. К. Класс 9 Учебный год 2011/ 2012
629.17kb.
Рабочая программа Русский язык 9 класс 2011 2012 учебный год. Учитель Е. Ю. Акимова
341.48kb.