Главная стр 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Кафедра философии, биоэтики и культурологии

Утверждаю:

« 14 » октября 2011 г.

Проректор по учебной работе

Профессор___________ Давыдова Н.С.
Рабочая программа дисциплины

гуманитарного, социального и экономического цикла С.1.С.1.Б.2
Биоэтика


Специальность 060301 Фармация

Квалификация__________Специалист

20 11 год
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным

образовательным стандартом по направлению подготовки (специальности) 060301- Фармация утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 38.


Разработчики: доцент кафедры философии, биоэтики и культурологии,

кандидат философских наук Киселев В.А., доцент кафедры философии, биоэтики и культурологии, кандидат культурологи Белоусова Е.В.

Рабочая программа дисциплины обсуждена и одобрена на заседании кафедры

философии, биоэтики и культурологии 8 сентября 2011 г., протокол №3.


Программа рецензирована: зав. кафедрой истории, экономики и права

ГБОУ ВПО УГМА Минздравсоцразвития РФ, проф., доктором исторических наук

Шапошниковым Г.Н.


Программа обсуждена и одобрена методической комиссией специальности

060301 Фармация 05.10.2011 г. Протокол № 1.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Биомедицинская этика (биоэтика) – это междисциплинарная гуманитарная наука, являющаяся важнейшей составной частью федерального компонента высшего профессионального медицинского образования и неотъемлимой составной частью подготовки современного специалиста в здравоохранении.

ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

- формирование общекультурных компетенций будущих специалистов;

- формирование биоэтической культуры будущих провизоров;

- способствовать включению будущих специалистов в реалии современной медицины с ее ценностями и проблемами;

- воспитание у студентов чувства уважения к отечественной медицине;

- подготовить будущих специалистов к выполнению профессиональных обязанностей в условиях многоукладной медицины и рыночной экономики;

- привить студентам чувство долга и благоговения перед человеческой жизнью.
ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЭТИКИ:

В процессе изучения данной дисциплины студент обязан выработать следующие навыки:

- владение культурой биоэтического мышления, способствующей видению биоэтических проблем;

- умение различать этические, правовые, религиозные, экономические интересы и ценности пациентов, мотивы принятия решения пациентами;

- умение решать биоэтические проблемы, сохраняя уважение моральной автономии пациентов;

- навыки выстраивания тактики поведения фармработника (провизора) в ситуациях, чреватых конфликтом со стороны пациентов, клиентов.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Биоэтика» входит в состав базовой части гуманитарного цикла. Изучение биоэтики проводится на первом курсе, когда изучаются не только базовые положения самой дисциплины, но и межпредметные связи, проблемы с философией, культурологией, историей медицины, закладываются основы для изучения последующих гуманитарных дисциплин: право, экономика, иностранные языки.



ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения и результаты освоения дисциплины «Биоэтика» направлен на формирование следующих компетенций:



Общекультурные компетенции:

- способностью к научному анализу_социально значимых проблем и процессов, политических событий и тенденций, пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологических знаний в профессиональной и общественной деятельности (ОК-1);

- владением письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации, умением вести дискуссии и полемики, способностью и готовностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОК-2);

- способностью и готовностью к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами. к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности (ОК-3);

- способностью и готовностью к деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной

этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-4);

- готовностью к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий, приумножению отечественного и мирового культурного наследия, владением понятийным аппаратом, знанием истории цивилизации, психологии культурных архетипов (ОК-5);

- владением культурой мышления, способностью к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу(ОК-7);

- готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (ОК-8).

Профессиональные компетенции:

- способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения и следующие из них предположения) (ПК-48)

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

- социальные и естественнонаучные причины возникновения биомедицинской этики (биоэтики), как качественно новой ступени развития медицинской этики;


- сущность и принципы биоэтики; основные нормативные документы (правовые и этические), регламентирующие деятельность медицинских работников;

-особенности проявления биоэтических проблем в разных областях современной медицины;

- основные сущностные характеристики фармацевтической деонтологии, медицинской этики, биоэтики;

- основные модели отношения провизора и пациента в современной медицине;

- права и обязанности провизора, степень его ответственности в случае причинения материального и морального вреда пациенту;

- базовые этические и правовые документы отечественного здрвоохранения.



Уметь:

- защищать неприкосновенность частной жизни как основу человеческого достоинства пациентов;

- вычленять биоэтическую проблему в составе сложных многосторонних связей, отношений между врачом и пациентом;

- применять нормы этики и права в разрешении возникших конфликтов с учетом интересов пациента или его близких;

- выстраивать с пациентом и коллегами доверительные, конструктивные отношения на основе принятых в обществе этических и правовых норм;

- отстаивать научные положения современной отечественной и международной медицинской науки и практики в противоположность бытующим ненаучным представлениям в области профилактики, диагностики, лечения, реабилитации;

- разрешать вопросы и проблемы, возникающие в коллективе или с пациентом на основе уважения и толерантности.

Владеть:

- принципами биомедицинской и фармацевтической биоэтики;

- навыками этической, правовой, биоэтической культуры;

- навыками информирования пациентов различных возрастов в соответствии с требованиями модели «информированного согласия»;

- навыками такта и деликатности при общении с больными и их близкими;

- навыками морально-этической аргументации в решении сложных биоэтических проблем;

- методами ведения беседы, полемики, диспута, культурой делового общения;

- методами оценки степени риска для испытуемых при проведении биомедицинского эксперимента и клинических испытаний лекарств.


Объем и вид учебной работы

Виды учебной работы

трудоемкость

2 семестр

(указание часов по семестрам)



ЗЕТ

часы

Аудиторные занятия (всего)




72




72







В том числе:



















Лекции




12




12







Практические занятия



















Семинары




36




36







Лабораторные работы



















Самостоятельная работа (всего)




24




24







В том числе:



















Курсовая работа (курсовой проект)



















Реферат



















Другие виды самостоятельной работы (УИРС)



















Формы аттестации по дисциплине

(зачет, экзамен)





















Общая трудоемкость дисциплины




72




72










  1. Содержание дисциплины

5.1.

Содержание дисциплины

(дидактическая единица)

Основное содержание раздела, дидактической единицы (тема, основные закономерности, понятия, термины и т.п.)




Дисциплинарный модуль (раздел) 1.




ДЕ-1. Социальные и естественнонаучные причины возникновения биоэтики.

Принципы биоэтики





Нюрнбергский Кодекс 1947г.; причины возникновения биоэтики во второй половине ХХ века. Структура биоэтики. Принципы биоэтики: «не вреди», делай добро, конфиденциальности, уважение моральной автономии, информированного согласия, справедливости



ДЕ 2 Модели отношения «врач-пациент»



Исторические модели (типы) отношения «провизор-пациент»: патерналистская, информированного согласия. Правила информирования пациента, статья 20-я «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (2012) Содержание и субъекты медицинской тайны. Разглашение тайны без согласия пациента.





ДЕ 3 Медицинская тайна

Субъекты медицинской тайны, сведения, составляющие тайну, условия разглашения тайны без согласия пациента.



ДЕ 4. Права пациента и провизора


Статья 19-я «Об основах …»: перечень прав пациента.

Статья 72-я « Об основах…» права медицинских и фармацевтических работников.




ДЕ-5. Основные этические документы



«Конвенция о правах человека и биомедицине» (Совет Европы. 1997); «Этический кодекс фармацевтического работника России» (1996); ФЗ «Об обращении ЛС» (2010); ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (2012)





5.2. Контролируемые учебные элементы (на основе ФГОС)

Дидактическая

единица


Контролируемые ЗУН, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций

Знать

(формулировка знания и указание ПК, ОК)



Уметь (формулировка умения и указание ПК, ОК)

Владеть

(формулировка навыка и указание ПК, ОК)



Де 1

Принципы биоэтики



ОК-1, ПК-48 Не вреди, делай добро, уважение моральной автономии, справедливости, информированного согласия. конфиденциальности

ОК-1,4.Применять указанные принципы в повседневной практике работы с пациентами

ОК-3. Навыками деликатного информирования пациентов

Д-2

Модели отношения

«провизор-пациент»



ОК-2 Исторические условия возникновения разных моделей, условия их использования в настоящее время.

Ролевые функции провизора и пациента в применяемых в современной медицине моделях: патерналистская, информированного согласия.




ОК-3; Выстроить отношения с пациентом в соответствии с выбранной моделью, с учетом возраста, тяжести заболевания, мировоззренческой ориентации пациента

ОК-2; Навыками налаживания терапевтического сотрудничества с пациентом: доверительное общение, деликатное информирование при тяжелом заболевании.

Д-3

Права пациента и врача

ОК-4;ПК-48 Права провизора и врача, закрепленные в отечественных документах: ст. 19, 72 «Об основах…» (2012).

ОК-1,4; выстраивать отношения с пациентом в соответствии с его правами и обязанностями

ОК-3; навыками морально-этической и правовой аргументации в общении с пациентами и их близкими

Д-4

Основные этические документы

ОК-4; ПК-48 нормы и принципы базовых этических и правовых документов отечественного здравоохранения

ОК-4,7; применять нормы и принципы в анализе реальных клинических и биоэтических случаях медицинской практики

ОК-1,7. Навыками анализа разнообразных этических ситуаций

В практике сквозь призму этических принципов и ценностей



Технологии оценивания ЗУН (например, проверка усвоения навыков, тестовые контроли рубежные, итоговые зачет, БРС)

Тестовый контроль:

промежуточный, рубежный. итоговый


---



Решение ситуационных задач по темам курса «биоэтика»



5.3.Разделы дисциплин (ДЕ) и виды занятий

Раздел дисциплины, ДЕ


Часы по видам занятий

Лекций

Пр.зан.

Лабор

работ

Семин

Сам.р.с.

всего

Д-1. Принципы биоэтики

1







2

2

5

Д-2. Модели отношения «провизор-пациент»

2







2

2

6

Д-3. Права провизора и пациента

-







2

2

4

Д-4. Основные этические документы

-







2

2

4




  1. Тематика лабораторных работ:

    1. Современная медицина на рубеже ХХ-ХХ! веков.

    2. У истоков медицинской этики.

    3. Биоэтика как социальный феномен.

    4. Принципы биомедицинской этики.

    5. Модели отношения «провизор-пациент».

    6. Здоровье – «спутник» или «жертва» современного человека.

    7. Психология отношения «провизор-пациент»: портреты, проблемы.

    8. Проблемы и задачи фармацевтической помощи

    9. Этическое содержание медицинской тайны.

    10. Правовые дилеммы медицинской тайны.

    11. Является ли обманом использование плацебо?

    12. Биоэтические проблемы искусственного аборта.

    13. Проблема статуса человеческого эмбриона.

    14. Этические и религиозные проблемы применения ВРТ.

    15. Совместима ли эвтаназия с медицинской этикой?

    16. Этические аспекты доклинических и клинических испытаний лекарств.

    17. Проблема фальсификации лекарств в России.

    18. Проблема рекламы лекарственных средств.

    19. Этические нормы деятельности медицинских представителей.

    20. Этические нормы взаимоотношения провизора с пациентами.

    21. Права и социальная поддержка фармработников.

    22. Этико-правовые дилеммы современной трансплантологии.

    23. Этические нормы взаимоотношения провизора с врачами

    24. Культура делового общения фармацевтического работника.


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1. Основная

8.1.1.Учебники:



  1. Биоэтика: учебник для вузов по специальности «Фармация»/ под ред. П.В. Лопатина. – М., 2006. 100 экз., библ. УГМА.

  2. Шамов И.А. Биомедицинская этика: учебник. - М.:Медицина,2006. 10 экз., библ. УГМА.

8.1.2.Учебные пособия

1. Кэмпбелл А., Джилетт Г., Джонс Г. Медицинская этика. – М.,2004. Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов. 45 экз., библ. УГМА.

2. Киселев В.А. Биоэтический словарь: Учебное пособие.-Екатеринбург,УГМА,2006. Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов. 334 экз.,библ. УГМА,

3. Киселев В.А. Сборник ситуационных задач по биомедицинской этике: Учебное пособие. – Екатеринбург,УГМА, 2009. 100 экз., кафедра философии и биоэтики.

4. Лопатин, П.В. Биоэтика. Рабочая тетрадь: учебное пособие. – М., 2010. 30 экз., библ., УГМА.

5. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы: Учебное пособие. – М.,1997. 37 экз., библ., УГМА.

6. Уильямс Дж. Р. Руководство по медицинской этике / Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г.Юдина, Л.А. Михайлова. - М.,2006. Гриф УМО.

7. Яровинский М.Я. Медицинская этика (биоэтика): учебное пособие. – М., 2006. 10 экз.,библ., УГМА.


8.2. Дополнительная литература

8.2.1... Елькин И.О.. Егоров В.М., БлохинаС.И. Философия, этика и право в анастезиологии-реаниматологии. – Екатеринбург, НПРЦ «Бонум», 2006.

2. Акопов В.И., Маслов Е.Н. Право в медицине. – М.,2002.

3. Бартко А.Н., Михаловска-Карлова Е.П. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. – М.,1999. Часть 2.

8.2.2. Литература для углубленного изучения, подготовки рефератов

. 1. Капинус О.С. Эвтаназия в свете права на жизнь. – М.,2006.

2. Слейтер Лорин. Открыть ящик Скиннера / Пер с англ. – М.,2007.

3. Философский словарь по правам человека. 2-е изд., испр. и доп.- Екатеринбург, 2007.

4. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. – Санкт-Петербург,1997.

5. Фукуяма Фр. Наше постчеловеческое будущее. – М., 2004.


8.2.3. В процессе преподавания используются интерактивные методы обучения: сайт кафедры, доклады, презентации, ситуационные задачи.

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

На кафедре имеется 3 ПК, 4 ноутбука для организации рубежного и итогового тестирования, 4 проектора для проведения учебных презентаций.


Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного, социального и экономического цикла с с б. 1 Биоэтика
174.38kb.
Рабочая программа дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла с с б. 2 Биоэтика
163.17kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного, социального и экономического цикла б. 1 Биоэтика
195.72kb.
Рабочая программа дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла С. 1 С. 1 Б биоэтика
188.42kb.
Рабочая программа дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла С. 1 С. 1 Б биоэтика
192.91kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б. Б. 1 «Философия, биоэтика»
398.05kb.
Рабочая программа дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла раздел с в. Од. 1 Культурология специальность
198.86kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б.
314.05kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б. Б. 1 Философия
278.88kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б. Б. 1 Философия
321.69kb.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Тематический план изучения дисциплины Организационно методический раздел
569.26kb.
Анализ работы мо учителей гуманитарного цикла в 2012 2013 уч год
159.86kb.