Главная стр 1
скачать

Экономическая и социальная география мира


10 класс
В.П. Максаковский "Экономическая и. социальная география мира".

Москва «Просвещение» 2009


Пояснительная записка

Рабочая программа для 10 класса по предмету «Экономическая и социальная география мира» полностью отражает обязательный минимум содержания географического образования для средней (полной) школы. Однако ее содержание несколько шире обязательного минимума, так как составлена на основе:



  1. «Программы общеобразовательных учреждений». Москва «Просвещение», 2001 г.

  2. «Сборника разноуровневых программ». Издательство «Просвещение», 2006 г.

Особенность рабочей программы заключается в дифференциации содержания и выделении уровней усвоения материала. Наряду с базовым, обязательным для всех уровнем усвоения, определен и повышенный уровень для углубленного изучения географии, что позволяет учащимся достигнуть более высоких уровней обученности.

Основной целью является формирование у учащихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также познавательного интереса к зарубежным странам и народам, которые их населяют.

На примере социально – экономических процессов и явлений, происходящих в отдельных странах, регионах, во всем мире необходимо решать следующие задачи:


  • показать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества;

  • вооружить учащихся необходимыми каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими умениями в области экономической и социальной географии;

  • продолжить развитие географического мышления;

  • сформировать основы географической культуры и мировоззрения.

Минимальные требования к оснащенности учебного процесса включают учебник, карты и таблицы по различным разделам содержания.
Раздел I
ОБЩАЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА


Основные понятия и представления.
Типология стран по уровню социально-экономического развития, географическая среда, природопользование, география основных природных ресурсов, воспроизводство населения, виды и направления международных миграций, состав населения, урбанизация (темпы, уровни формы), мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, отрасль международной специализации, изменение структуры и размещения под влиянием НТР, международная экономическая интеграция, международные экономические связи.
Основные умения: читать и анализировать тематические карты и картосхемы, статистические и графические материалы, объяснять различия в географии населения, природных ресурсов и хозяйства отдельных регионов и стран, используя сравнительный и системный подходы.

Раздел II
Региональная география -

Главные знания.
Понятия и представления: историко-культурные и историко-географические регионы мира, материальные и культурные ценности различных территорий, специфические черты географии населения и хозяйства отдельных стран и регионов. Модели развития.
Умения: читать и анализировать комплексные карты;
использовать карты, графические и статистические материалы для получения необходимой информации и решения географических задач; составлять комплексные характеристики стран и регионов мира.

Тема 1.

СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА.

Учащиеся должны


1 – й уровень

- называть типы стран по уровню социально – экономического развития и приводить примеры; этапы формирования политической карты мира;



  • показывать Латинскую Америку, Ближний Восток, страны арабского мира, Скандинавию;

  • называть и показывать страны «большой семерки», крупнейшие по площади и населению страны мира; «ключевые» развивающиеся страны; НИС, нефтеперерабатывающие страны;

  • приводить примеры наименее развитых стран, колоний.

2 – й уровень

  • называть основные средства и методы получения и фиксации географической информации;

  • описывать разнообразие стран современного мира;

объяснять причины изменения политической карты мира; значение географического положения страны.
Тема 2.

ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Учащиеся должны

1– й уровень

- называть виды природных ресурсов; источники и виды загрязнения окружающей среды; причины и возможные последствия разрушения озонового слоя, существования парникового эффекта и кислотных дождей; возможные пути решения экологических проблем;



  • показывать районы размещения минеральных, водных, лесных, рекреационных ресурсов; районы распространения кислотных дождей;

  • определять ресурсообеспеченность мира и территорий; разные типы природопользования; природно – ресурсный потенциал территории;

  • описывать территориальные сочетания природных ресурсов;

  • объяснять основные закономерности размещения минеральных, водных, земельных и лесных ресурсов; необходимость международного сотрудничества для решения экологических проблем.

2 – й уровень

  • называть и показывать основные промышленные и сельскохозяйственные районы мира в связи с распределением ресурсов; рекреационные районы и центры туризма;

  • объяснять влияние ресурсообеспеченности на развитие хозяйства; изменение «нагрузки» на окружающую среду в связи с этапами развития производительных сил»; возрастающее значение экологических проблем на современном этапе;

  • прогнозировать обеспеченность человечества ресурсами при современном уровне добычи



Тема 3. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА.

Учащиеся должны

1– й уровень

  • называть численность населения мира; регионы наибольшей численности и плотности населения;

  • приводить примеры многонациональных и однонациональных государств;

  • называть и показывать крупнейшие народы Земли, наиболее распространенные языки и религии и ареалы их распространения; самые урбанизированные страны мира; крупнейшие города;

  • определять тенденции изменения численности и состава населения регионов мира; типы воспроизвобства населения;

  • объяснять различия в размещении, естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; явление «демографического взрыва», особенности демографической политики стран; основные напрравления миграций;

  • прогнозировать темпы роста населения мира и регионов и возникающие в связи с этим проблемы.


2 – й уровень

  • называть и показывать основные регионы наиболее интенсивного взаимопроникновения культур;

  • объяснять распространение основных языков и религий; важность количественной и качественной оценки населения мира и регионов; связь проблем ресурсообеспеченности и роста населения, урбанизации и экологических.


Тема 4. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО. НТР.

Учащиеся должны

1– й уровень

  • называть основные отрасли мирового хозяйства; основные формы международных экономических связей; экономические группировки стран;

  • называть и показывать основные районы размещения ведущих отраслей мирового хозяйства; главные районы добычи угля, нефти, газа; направления международных экономических связей;

  • определять экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; особенности региональной политики стран;

  • Объяснять изменения пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей отраслями промышленности в структуре мирового хозяйства; размещение основных отраслевых группировок в системе МГРТ.


2 – й уровень

  • называть основные черты НТР; основные принципы размещения отраслей мирового хозяйства;

  • называть и показывать основные районы и центры размещения ведущих отраслей мирового хозяйства;

объяснять специализацию отдельных стран в мировом хозяйстве; размещение старопромышленных районов и районов нового освоения;, региональную политику стран; различия отраслевых и территориальных структур хозяйства развитых и развивающихся стран.
РАЗДЕЛ 2. Региональная характеристика мира

Учащиеся должны


1 - й уровень

  • называть отрасли международной специализации крупнейших стран регионов;

  • называть и показывать крупные страны каждого региона и их столицы, крупнейшие города, агломерации и мегаполисы, районы и центры размещения основных для каждого региона отраслей хозяйства; направления международных экономических связей регионов и стран;

  • определять географическое положение страны, природно – ресурсный потенциал;

  • объяснять особенности отраслевой и территориальной структур хозяйства стран, особенности населения и систем расселения; региональную политику стран; отрасли специализации стран.

2 –й уровень

- давать пробную экономико – географическую характеристику одного из изученных регионов или одной из стран.




10 класс

10 класс. В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира.

Москва «Просвещение» 2009










Название темы




Пр. р.







Раздел 1.

Общая экономико – географическая характеристика мира.









Современная политическая карта мира







06.09


13.09




Введение.

Многообразие стран современного мира.



Практическая работа. Характеристика политико-географического положения страны (по выбору).

5-8

9-14


1

20.09




Влияние международных отношений на политическую карту мира.

14-17




27.09




Государственный строй стран мира.

17-19

2

04.10




Политическая география

19-20, 21-22




11.10




Контрольная работа













География мировых природных ресурсов.

Экологические проблемы







18.10




Взаимодействие общества и природы.

25-28




25.10

08.11





Мировые природные ресурсы.

Практическая работа. Изучение географии природных ресурсов: оценка ресурсообеспеченности различных стран и регионов.

28-41

3

15.11




Загрязнение окружающей среды.

Географическое ресурсоведение и геоэкология.



41-46

46-47, 47-50












География населения мира







22.11





Численность и воспроизводство населения.

Практическая работа с картографическими и статистическими материалами: изучение изменения темпов роста народонаселения, различий в естественном приросте населения отдельных стран, направлений миграций в современном мире

57-66




29.11




Состав /структура/ населения

Практическая работа с картографическими и статистическими материалами: выделение районов размещения наиболее крупных народов, распространения мировых религий.

66-71

4

06.12




Размещение и миграции населения.

71-74




13.12




Городское и сельское население.

Практическая работа. Выявление различий в темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий на основе использования нескольких источников информации.

74-81-84




20.12




Контрольная работа.













Мировое хозяйство. НТР.







27.12; 17.01

24.01





НТР.

91-97




31.01




Мировое хозяйство.

98-102




07.02




Воздействие НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства.

102-110




14.02; 21.02




Факторы размещения

110-115-117

5

28.02




Контрольная работа.













География отраслей мирового хозяйства







06.03

13.03






География промышленности.

Практическая работа. Выделение на картах основных промышленных районов мира, крупнейших старопромышленных районов и районов нового освоения, объяснение принципов размещения основных производств.

123-140

6

20.03;03.04;




География сельского хозяйства и рыболовства

140-150




10.04; 17.04




География транспорта

150-159




24.04

08.05





Всемирные экономических отношений

Практическая работа. Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешних экономических связей.

159-165-170




15.05




Контрольная работа







22.05; 29.05




Обобщение материала за год
























10 класс. В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 11 класс

Москва «Просвещение» 2009



Дата



















Раздел 2. Региональная характеристика мира.













Зарубежная Европа







01.09,08.09

15.09





Общая характеристика зарубежной Европы



179-197




22.09




Географический рисунок расселения и хозяйства

197-202




29.09




Знакомство с субрегионами и странами зарубежной Европы

202-210, 210-215

1






















Зарубежная Азия. Австралия







06.10,13.10




Общая характеристика зарубежной Азии

223-134




20.10




Контрольная работа







27.10




Китай

235-241




10.11




Япония.

241-249

2

17.11




Индия

250-257




24.11




Австралия

257-258, 259-265

3

01.12




Новые индустриальные страны.













Африка







08.12




Общая характеристика Африки

273-281




15.12




Сопоставление субрегионов Северной и Тропической Африки. ЮАР

281-284, 284-286, 286-289




22.12




Контрольная работа







29.12




Обобщающий урок по теме: «Африка»




























Северная Америка







12.01,19.01

26.01





Общая характеристика США

295-310

4

02.02;




Макрорайоны США

311-316




09.02




Канада

316-318, 319-322

5






















Латинская Америка







16.02




Общая характеристика Латинской Америки

331-340




01.03




Знакомство с Бразилией


340-343, 343-346




15.03




Контрольная работа







22.03




Обобщающий урок




























Глобальные проблемы человечества







05.04




Обоснование глобальных проблем человечества

351-364




12.04,19.04




Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты

364-367




26.04




Знакомство со стратегией устойчивого развития

367-368




03.05




Обобщение







10.05




Контрольная работа







17.05; 24.05




Обобщение
























базовый уровень

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ (УЧЕБНИКИ В.П. МАКСАКОВСКОГО, ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ»)

10 КЛАСС

Пояснительная записка

Используемые программы: Программа среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень: авторская программа по географии. 6-10 кл. / Под редакцией В. И. Сиротина. -М.: Дрофа, 2006.

Количество часов: всего - 34 часа, в неделю -1 час; практических работ -10, из них оценочных - 6.

Оценочные практические работы

1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

2. Характери ггика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.

3. Оценка реоурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).

4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) про­мышленности мира.

Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл./В. Л. Максаковский. - М.: Дрофа, 2007. УМК:

1. Географический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2007.

2. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. - М.: Дрофа, 2007. Дополнительная литература:

1. Кузнецов А. П. Население и хозяйство мира / А. П. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2004.

2. Максаковский В. П. Дополнительные главы / В. П Максаковский. - М.: Дрофа, 2000.

Зч. Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2-х т. / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2004.

4. Максаковский В. П. Рабочая тетрадь / В. П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2007.

5. Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль 10-11 кл. / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2003.

6. Сиротин В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2004.

7. Холина В. Н. География человеческой деятельности / В. Н. Холина. - СПб.: Спец-Лит, 2004.



В программу внесены следующие изменения: в календарно-тематическом планировании от­ражена тема, предусмотренная Стандартом, но не входящая в Примерную программу по географии: «Научно-техническая революция»; данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйст­ва, поэтому в представленном календарно-тематическом планировании на ее изучение отводится 8 ча­сов.


11 КЛАСС

Пояснительная записка

Используемые программы: Программа среднего (полного) общего образования по географии. 6-10 кл. Базовый уровень / Под ред. И. В. Душиной. - М.: Дрофа, 2006.

Количество часов: всего - 35 часов, в неделю - 1 час; практических работ -10, из них оценочных - 5.
Оценочные практические работы

1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».

2. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

3. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.

4. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источни-ков^загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

5. Составление характеристики Канады.
Учебник: Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира / В. П. Максаковский. -М.: Дрофа, 2009.

УМК:

1. Географический атлас. 11 кл. - М.: Дрофа, 2007.

2. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 11 кл. / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2007. - Дополнительная литература:

1. Кузнецов А. П. Население и хозяйство мира /А. П. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2004.

2. Максаковский В. П. Дополнительные главы / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2000.

3. Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2-х т. / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2004. / ^

4. Холина В, Н. География человеческой деятельности / В. Н. Холина. - СПб.: Спец-Лит, 2004.

5. Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10-11 кл. /В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2003.



6. Сиротин В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2004.

• 7. Максаковский В. П. Рабочая тетрадь / В. П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2007.
скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка. Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира»
434.26kb.
Рабочая программа по курсу: «Экономическая и социальная география мира» для 10-11 классов
547.5kb.
Рабочая программа для 10 класса по предмету «Экономическая и социальная география мира»
203.38kb.
Пояснительная записка. Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира»
482.98kb.
Рабочая программа на 2010 / 2011 учебный год Учитель Давыдова Динара Рафаиловна Предмет «Экономическая и социальная география мира». Класс: 11
205.65kb.
Рабочая программа география Класс 10 Учебный год 2011 2012 Учитель Алушкина Н. Е. Умк
342.83kb.
Пояснительная записка. Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира»
184.3kb.
Рабочая учебная программа по курсу «Экономическая и социальная география мира»
135.25kb.
Н. И. Алексеевский «География 10 класс» I часть (10 класс) и «География 10 класс» II часть (11 класс) 2010 г. Курс «Экономическая и социальная география мира»
266kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании
257.3kb.
Рабочая программа география Класс 11абв учебный год 2013-2014
314.29kb.
Рабочая программа по географии 10-11 г классы 2012-2013 учебный год разработчик: Романова Лариса Ивановна
430.07kb.