Главная стр 1
скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Информатика и ИКТ»

11 класс
Пояснительная записка
Содержание курса «Информатика и ИКТ» в 10-11 классах – это теоретическая информатика, являющаяся в настоящее время одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая у учащихся системно-информационный подход к анализу окружающего мира.

Изучение информатики и ИКТ в данных классах направлено на достижение следующих целей:

• систематизация знаний в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубления их;

• развитие компетентности в использовании информационных и коммуникационных технологий

• совершенствование навыков работы с информацией на уровне адекватного применения основных общепользовательских инструментов, использование возможностей ИКТ, выходящих за рамки общепользовательских, освоение минимального набора профессиональных инструментов;

• освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики, построение и описание объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к средствам моделирования; информационным процессам в технологических системах;

• формирование у учащихся системно-информационного подхода к анализу окружающего мира и умения использовать и самостоятельно создавать информационные модели процессов и объектов, характерных для профильной области;

• воспитанию чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе; на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

• приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения и передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; коллективной информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
В процессе освоения курса учащиеся овладевают умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели, использую при этом знания о современной научной картине мира.

Содержание домашних заданий носит дифференцированный характер. Используется проектный метод обучения. Проекты выполняются по группам или индивидуально.

Организация учебного процесса, дидактические материалы, темы проектов способствуют развитию у учащихся учебно-познавательной, информационно-коммуникационной, ценностно-смысловой и коммуникативной компетенций, социально-трудовой, а также способности к саморефлексии и самообразованию. Учащиеся знакомятся с профессиями, связанными с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности индивидуумов и организаций, осваивая элементы социально-трудовой, профессиональной компетенциями.
Данная рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса разработана на основе следующих документов:


  • Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации»;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для 2-11 классов);

  • Приказов Министерства образования Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»

  • примерной программы по предмету информатика, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №7;

  • локального акта школы «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования МБОУ СОШ №7».

  • учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2013-2014 учебный год



Сведения о программе

Рабочая программа составлена исходя из следующих требований и документов:

• примерные программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, базовый и профильный уровни;

• обязательный минимум содержания образования по информатике (Учебные стандарты школ России);

• авторская программа профильного курса обучения информатики и ИКТ на профильном уровне в старшей школе Н.Д. Угриновича.
Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по информатике и ИКТ, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.

Преподавание ведется на базовом уровне, содержит элементы профильного уровня стандарта образования по информатике и ИКТ. Предполагает 1 час в неделю, всего 35 часов.

Данный курс ориентирован на использование учебника и практикума Н.Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии 10-11 класс», и дополнительных пособий: «Сборник задач по информатике в 2-х частях» под ред. И.Семакина (2003г.).


Программное обеспечение: ОС Windows, Microsoft Office и т.д.
Изменения, внесенные в программу: в соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.

Формы и методы организации образовательного процесса.

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение.Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Формы организации учебного процесса:

  индивидуальные;

  групповые;

  индивидуально-групповые;

  фронтальные;



  практикумы. 


Формы контроля усвоения материала:

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.


Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Часы

Теория

Практика

Всего

1

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

5,5

5,5

11

2

Моделирование и формализация.


6

2

8

3

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД).

4,5

3,5

8

4

Информационное общество.


2

1

3

5

Повторение. Подготовка к ЕГЭ.


-

4

4




Итого:

18


16

34



Содержание учебного курса
1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов)

История развития вычислительной техники.

Архитектура персонального компьютера.

Операционные системы. Основные характеристики операционных систем. Операционная система Windows. Операционная система Linux.

Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках.

Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.

Компьютерный практикум



Практическая работа №1. Виртуальные компьютерные музеи.

Практическая работа №2.Сведения об архитектуре компьютера.

Практическая работа №3.Сведения о логических разделах дисков.

Практическая работа №4. Значки и ярлыки на Рабочем столе.

Практическая работа №5. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи

Практическая работа №5. Защита от компьютерных вирусов.

Практическая работа №6. Защита от сетевых червей.

Практическая работа №7. Защита от троянских программ.

Практическая работа №8. Защита от хакерских атак.

Контроль знаний и умений: контрольная работа № 1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (тестирование).


2. Моделирование и формализация (8 часов)

Моделирование как метод познания.

Системный подход в моделировании. Формы представления моделей.

Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Исследование интерактивных компьютерных моделей.

Исследование физических моделей.

Исследование астрономических моделей.

Исследование алгебраических моделей.

Исследование геометрических моделей (планиметрия).

Исследование геометрических моделей (стереометрия).

Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №2 по теме «Моделирование и формализация» (тестирование).


  1. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (8 часов)

Табличные базы данных.

Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты.

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

Сортировка записей в табличной базе данных.

Печать данных с помощью отчетов.

Иерархические базы данных.

Сетевые базы данных.


Компьютерный практикум

Практическая работа №9. Создание табличной базы данных.

Практическая работа №10.Создание формы в табличной базе данных.

Практическая работа №11.Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

Практическая работа №12.Сортировка записей в табличной базе данных.

Практическая работа №13.Создание отчета в табличной базе данных.

Практическая работа №14.Создание генеалогического древа семьи.
Контроль знаний и умений: контрольная работа №3 по теме «Базы данных. Системы управления базами данных» (тестирование).


  1. Информационное общество (3 часа)

Право в Интернете.

Этика в Интернете.

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.


  1. Повторение. Подготовка к ЕГЭ (4 часа)

Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение».

Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование».

Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера».

Повторение по теме «Информационные технологии. Коммуникационные технологии».

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • единицы измерения информации, различать методы измерения количества информации: содержательный и алфавитный;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционныхсистем;


уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.


Перечень учебно-методических средств обучения
Литература

 

1.        Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.



2.        Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

3.        Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2009 - 2013 г.г.).

 

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

·    Компьютер

·    Проектор/ интерактивная доска

·    Принтер

·    Модем

·    Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

·    Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

·    Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

·    Интернет.



·    ОС Windows или Linux., пакет СБППО



скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по курсу «Информатика и икт»
314.01kb.
Рабочая программа по курсу «Информатика и икт»
276.89kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» 10-11 класс Мельниковой Антонины Владимировны
367.34kb.
Рабочая программа «Информатика и икт»
132.7kb.
Рабочая программа «Информатика и икт»
107.4kb.
Программа по учебному предмету «информатика и икт»
670.78kb.
Программа по учебному предмету «Информатика и икт»
577.01kb.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и икт»
171.05kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Информатика и икт»
217.31kb.
Рабочая программа по информатике и икт (базовый уровень) в 6 классе Учитель: Лихачева Виктория Александровна 2013 г
101.57kb.
Рабочая программа по «Информатике и икт» (общеобразовательная программа) 8 класс (35 часов) Программа: Программа базового курса «Информатика и икт»
248kb.
Рабочая программа по предмету «Информатика и икт»
468.27kb.