Главная стр 1
скачать

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

“Утверждаю”

Декан факультета социально-

политических наук

________________

“_______”_________________2002 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс: Политический менеджмент

Для специальности (направления): 020200 политология

Форма обучения: очная

Факультет: социально-политических наук

Кафедра: социально-политических теорий

Курс: 4

Семестр: 7,8

Общая трудоемкость дисциплины: 265 час.

Лекции: 70 час.

Практические (семинарские занятия): 70 час.

Лабораторные занятия -

Индивидуальные занятия под руководством преподавателя: 30 час.

В том числе курсовая работа по дисциплине – 84 час.

Самостоятельная работа – 60 час.

Экзамен: 8 семестр

Зачет: 7 семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г.




  1. Цели и задачи курса.

Сформировать у студентов представление о значении, содержании и методах управления в политической сфере. Раскрыть теоретические основы политического менеджмента, рассмотреть организационно-структурные, информационные и психологические аспекты управленческой деятельности. Дать понятие о политической кампании. Показать значение лидера в политической организации, обществе, дать представление о мотивации, интересах как методе управления.
2. Место дисциплины в системе общепрофессиональных дисциплин

Политический менеджмент — это один из видов управленческих отношений в политике, позволяющий решать такие задачи, как укрепление авторитета государственного или политического деятеля, создание благоприятных условий для деятельности государственного учреждения или политической партии путем конструирования в мас­совом сознании их привлекательного образа, формирование элек­торальных предпочтений населения, создание политических союзов и блоков, оказание влияния на противников в политических кон­фликтах и т.д. Особенностью политического менеджмента является то, что в его рамках субъект управления, стремясь к достижению поставленных целей, не использует право легитимного насилия, статусные ресурсы политической власти, он не занимается нормотворчеством, не создает законы и другие общеобязательные нормативные акты. Он использу­ет специфические приемы и методы, добиваясь таких изменений во взглядах и поведении многих людей, которые отвечают его интересам и его политическим целям. Политический менеджмент в современном обществе представ­лен различными видами управленческой деятельности: организация и проведение избирательной кампании, политический имиджмейкинг, заключение политических союзов, поиск путей выхода из конфликтной ситуации, лоббизм и др. Исследование управленческих отношений в политике в настоящее время осу­ществляется учеными различных направлений — политологами, со­циологами, психологами. Для каждой из перечисленных групп ученых здесь есть свое поле научной деятельности. Включая политический менеджмент в поле своего научного ин­тереса, большинство из перечисленных групп ученых не рассматривает его в качестве главного объекта исследования, а от­водит ему периферийное место. Вместе с тем политический ме­неджмент, на наш взгляд, заслуживает права рассматриваться в качестве самостоятельного научного объекта.

Курс «Политический менеджмент» в Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова для студентов-политологов вводится с 2003 года. Содержание курса, изучаемые проблемы имеют актуальное значение не только для специальности «Политология», но и для студентов исторического, юридического и других факультетов университета.
3. Требования к уровню освоения содержания курса.
В ходе изучения курса студенты должны освоить понятийно-категориальный аппарат, знать основы теории политического менеджмента, современные школы и течения.

Иметь представление об основных этапах и особенностях политического управления в России, изучить взаимосвязи и взаимообусловленность политического управления с политической системой и политическими режимами государства, содержание политических кампаний в современной России.


4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Разделы и темы дисциплины и виды занятий


п/п


Раздел или обобщенная тема

Лекции

(час.)


Семинар

(час.)


Лабораторные работы

(час.)


Индивид.работа, текущий контроль




Вид

Часы

1.

Предмет и задачи курса

4

-










2.

Место и роль полити-

ческого менеджмента в современном обществе



8

8










3.

Политический менед-

жмент как теория и практика



8

8










4.

Политическая кампания как вид управленческих отношений

8

8










5.

Процедура принятия политического решения - важная часть технологии и организации полити-

ческого управления.



12

12










6.

Управление мотивацией в политическом менеджменте

8

8










7.

Информационное обеспечение полити-


ческого управления

12

12










8.

Политический лидер управленческого типа.

Политическая элита.



8

8










9.

Деловая игра:

Проектирование политической кампании









8








5.2. Содержание разделов (тем) дисциплины
Тема 1. Предмет и задачи курса.
Процесс формирования науки политического управления как единой отрасли научного знания. Целостное освоение окружающего мира, системное воздействие на все сферы общественной жизни (экономическую, социальную, политическую, духовную) в их ин­тегральном качестве. Политическое управление как предмет изучения многих наук, но под углом зрения их управленческих возможностей. Управление как наука и искусство.
Тема 2. Место и роль политического менеджмента в современном обществе
Понятие «политический менеджмент». Возрастание политического менеджмента в современных условиях. Виды политического менеджмента: политический имиджмейкинг, поли­тический РR, электоральный менеджмент, политический брендинг, регулирование политических конфликтов, лоббистская деятельность, заключение политических союзов и соглашений. Политический менеджмент как профессия

Тема 3. Политический менеджмент как теория и практика
Теория политического менеджмента: необходимость и понятие. Специфика научного знания о политическом менеджменте. Структура научного знания о политическом менеджменте. Методологический инструментарий политического менеджера. Организация процесса познания конкретной политической ситуации.

Тема 4. Политическая кампания как вид управленческих отношений
Понятие политической кампании. Внешняя среда политической кампании. Субъект управления в политической кампании. Субъект управления как команда. Объект управления политической кампании. Модель политического взаимодействия в рамках политической кампании.

Тема 5. Процедура принятия политического решения - важная часть технологии и организации политического управления.
Основные понятия метода решения в политологии. Процесс принятия политического решения. Выбор способа политического действия. Особенности процедур принятия политических решений в органах государственной власти: федеральный и региональный уровни.

Тема 6. Управление мотивацией в политическом менеджменте

Политические и управленческие цели в политическом менеджменте. Мотивация политического действия. Когнитивная теория политического действия. Возможности и ограничения управления мотивацией в политических кампаниях. Основные задачи управления мотивационными процессами в политическом менеджменте. Манипуляция в политических кампаниях.



Тема 7. Информационное обеспечение политического управления

Понятие «информация» и его роль в современном управлении. Политическая информация как ориентирующее знание о политической системе, процесс обеспечения информационных потребностей об­щества, важнейшая часть интеллектуальной собственности. Классифика­ция информации по различным основаниям: сферам общественной жизни, источникам поступления (внешняя и внутренняя), формам носителей, видам основных функций управления (прогнозная, ре­гулятивная, контрольно-учебная и др.).

Коммуникации в политическом менеджменте. Основные виды убеждающей коммуникации. Модульная схема убеждающей коммуникации. Использование информационного ресурса для эффективного управ­ления. Манипуляция общественным мнением
Тема 8. Политический лидер управленческого типа. Политическая элита.
Политический лидер как особый тип лидера управления. Его политические, социально-психологические и профессиональные особенности. Модель личности управленца. Необходимость разносторонних зна­ний, высокая общая культура, интеллектуальная и нравственная культура, творческое воображение, способность выдвигать новые идеи и привлекать людей к их реализации и др. Профессиональные требования к личности управленца: грамотное выдвижение целей, умение их инновировать и находить оптимальные методы достиже­ния и др. Стиль управления. Профессионально-личностная модель лидера управ­ленческого типа. Поиски такой модели в мировой и отечественной науке и практике.

Требования управленческой революции к лидерам управленче­ского типа. Особенности формирования и специфические черты политической элиты современной России.



5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
6.1. Основная


  1. Головин Ю.А. Политический менеджмент: Уч. пособие. – Ярославль, ЯрГУ, 2004.

  2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием в России сегодня. – М.: Алгоритм, 2001.

  3. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. – М.: Алгоритм, 2003.

  4. Фроянов И.Я. Погружение в бездну. – М.: Алгоритм, 2001.



6.2. Дополнительная


  1. Алешина И. Пабпик рилейшнз дня менеджеров и маркетеров. - М.; 1997.

  2. Ансофф И. Стратегическое управление. - М., 1989.

  3. Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб, 1992.

  4. Венделин А. Г. Подготовка н принятие управленческого решения. - М; 1997.

  5. Восленский М. С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. – М.: «Советская Россия», МП «Октябрь», 1991.

  6. Гомеров И. Н. Архитектура выборов: маркетинговый подход, - Ч. 1. -Новосибирск, 1995.

  7. Гоупд Ф. Механизмы демократических выборов. Стратегическое пла­нирование избирательных кампаний // Полис. - 1993.- С. 34.

  8. Даль Р. Современный политический анализ. // Политология (70-80 гг.). - М., 1995.

  9. Задорин И. Экспертный социально-прогностический мониторинг: методологические исследования. // Вопросы социологии. - 1994 - № 5.

  10. Ковпер А. И. Основы политического маркетинга (технология органи­зации избирательных кампаний). - М., 1995.

  11. Комаровский В. С., Смирнов В. В. Политика, политология, политичес­кое управление - М., 1995.

  12. Коноппин Ю. С, Лобанов В. В. Маркетинговый анализ политического рынка и формирование имиджа политического товара. - М., 1995.

  13. Макиавелли Н. Государь. - М.; 1990.

  14. Общий и специальный менеджмент: Учебн. пособие / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. Н. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2002.

  15. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. – М.: Логос, 1998.

  16. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: Учебн. пособие. – М.: Дело, 2002.

  17. Технологии в политике и политическом управлении. - М., 2000.

  18. Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование. Организация сис­тем. - М., 1991.

  19. Шабров О.Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. – М.: ИНТЕЛЛЕКТ, 1997.

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа курс: Политический менеджмент Для специальности (направления)
105.99kb.
Рабочая программа курс: Политический анализ и прогнозирование Для специальности (направления)
129.09kb.
Рабочая программа курс: Теория политики Для специальности (направления)
92.29kb.
Рабочая программа курс: Политическая регионалистика Для специальности (направления)
145.21kb.
Рабочая программа курс: Технология власти Для специальности (направления)
79.48kb.
Рабочая программа курс: Этика Для специальности (направления)
68.79kb.
Рабочая программа курс: Психология и педагогика Для специальности (направления)
131.55kb.
Рабочая программа курс: Политическая социология Для специальности (направления)
98.91kb.
Рабочая программа курс: Политическая реклама Для специальности (направления)
70.75kb.
Рабочая программа курс: «Конституционное право» Для специальности (направления)
77.83kb.
Рабочая программа курс: Политическая история России Для специальности (направления)
73.37kb.
Рабочая программа курс: "Экономика государственного управления" Для специальности (направления)
63.13kb.