Главная стр 1
скачать

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

“Утверждаю”

Декан факультета социально-

политических наук

________________

“_______”_________________2002 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс: Психология и педагогика

Для специальности (направления): 020200 политология

Форма обучения: очная

Факультет: психологии

Кафедра: педагогики и педагогической психологии

Курс: 1

Семестр: 2

Общая трудоемкость дисциплины: 53 час.

Лекции: 34 час.

Практические (семинарские занятия):

Лабораторные занятия -

Индивидуальные занятия под руководством преподавателя: 5 час.

В том числе курсовая работа по дисциплине –

Самостоятельная работа

Экзамен: 2 семестр

Зачет: нет
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г.


  1. Цель и задачи курса

Учебная дисциплина «Психология и педагогика» направлена на формирование основных психолого-педагогических знаний, развитие интереса студентов к образовательной деятельности, умений работать с соответствующей научной литературой, а также способствует развитию профессионально-педагогического мышления.

Цель преподавания - усвоение знаний по психологии и педагогике, которые являются основой профессионально-педагогического образования.



  1. Место дисциплины в системе образования

Дисциплина «Психология и педагогика» относится к числу общеразвивающих гуманитарных дисциплин и одновременно может служить тем основанием, которое в комплексе с другими психолого-педагогическими учебными дисциплинами (в соответствии с государственным стандартом) является базой для дополнительного профессионального (педагогического) образования.




  1. Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изучения дисциплины студенты должны :


Иметь представление:

- о месте и роли педагогической деятельности в жизни человека и общества;



  • о психологии и педагогике как гуманитарных науках, имеющих большое значение в процессах образования и самообразования;

  • о психологических особенностях личности.

Знать:

  • основные закономерности психической деятельности, развития личности и межличностных взаимодействий;

  • основные закономерности процессов обучения и воспитания, а также организационные формы и методы образовательной деятельности.

Уметь:

  • применять полученные знания в решении педагогических ситуаций.




  1. Минимум содержания дисциплины по ГОС.

П с и х о л о г и я: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии.

Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
П е д а г о г и к а: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция , зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.


5. 1. Разделы или темы дисциплины и виды занятий.


п/п


Раздел или обобщенная тема



Лекции

(час.)


Практич

Или семинар (час)





Индив. работа, текущий контроль


Вид

часы

1.

Предмет, объект и методы психологии.

1










2.

Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии.

1










3.

Индивид, личность, индивидуальность и субъект деятельности.

1










4.

Психика и организм. Основные функции психики. Психика, поведение и деятельность.

Мозг и психика. Развитие психики в онтогенезе и филогенезе.



2










5.

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.

2










6.

Познавательные психические процессы.

3










7.

Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности.

1










8.

Психология личности.

2










9.

Общение и речь.

4










10.

Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

2










11.

Предмет, задачи и методы педагогики.

2









12.

Основные категории педагогики.

2









13.

Образование как общечеловеческая ценность. Образовательная система России.

2









14.

Педагогический процесс.

2










15.

Воспитание в педагогическом процессе.

2










16.

Общие формы организации учебной деятельности.

2










17.

Методы организации и управления педагогическим процессом.

2










18.

Семья как среда воспитания и развития личности.

2










19.

Управление образовательными системами.

1












5. 2. Содержание разделов (тем) дисциплины
Тема 1. Предмет, объект и методы психологии.
Определение предмета психологии. Основные категории психологии. Специфика психологического знания. Значение психологического знания для различных сфер трудовой деятельности, образования, развития культуры и охраны здоровья людей. Методы исследования психических явлений.

Тема 2. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии.

Связь психологии с другими науками. Основные этапы истории психологии. Основные направления в психологии (психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, теория деятельности).



Тема 3. Индивид, личность, индивидуальность и субъект деятельности. Понятие «личность». Личность, индивид, индивидуальность. Социализация личности.
Тема 4. Психика и организм. Основные функции психики. Психика, поведение и деятельность.
Мозг и психика. Развитие психики в онтогенезе и филогенезе.

Роль психики в жизнедеятельности организма. Организм и среда. Психика как регулятор активности живого организма в изменяющихся условиях внешней среды. Сознание и деятельность.

Нервная система как материальный субстрат психического. Высшие психические функции. Основные функциональные блоки головного мозга человека. Эволюция психики.
Тема 5. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.
Категория сознания в психологии. Язык и сознание. Неосознаваемые психические явления. Роль бессознательного в деятельности и общении.
Тема 6. Познавательные психические процессы.
Ощущение. Характеристика ощущений. Восприятие. Свойства восприятия. Виды восприятия. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Мнемические процессы. Условия эффективности запоминания. Внимание. Виды и свойства внимания.
Тема 7. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности.
Определение эмоций. Виды эмоциональных явлений (настроение, чувства, стресс, фрустрация). Функции эмоций. Высшие чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности.
Тема 8. Общение и речь.
Общение как категория психологии. Психологическая характеристика общения. Правила и техники общения.
Тема 9. Психология личности.
Мотивация в структуре личности. Я-концепция личности. Теории личности. Темперамент и характер.
Тема 10. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Понятие малой группы. Межличностные отношения. Официальная и неофициальная структура малой группы. Лидерство и руководство. Межгрупповые отношения и

взаимодействия.


Тема 11. Предмет , задачи и методы педагогики.
Педагогика как наука о формировании личности. Социальная и специально-ориентированная педагогика. Направленность педагогики на выявление закономерностей воспитания и обучения.

Специфика педагогики как гуманитарной науки. Характеристика основных методов исследования.


Тема 12. Основные категории педагогики.
Воспитание, обучение и образование: содержание и внутренняя взаимосвязь этих категорий. Характеристика педагогической деятельности как целенаправленной на обучение и воспитание. Педагогическое взаимодействие как основа образовательных процессов. Значение педагогической технологии, ее связь с педагогической задачей.
Тема 13. Образование как общечеловеческая ценность. Образовательная система России.
Роль образования в жизни человека и общества. История развития образования. Соответствие и взаимосвязь образования и культуры. Выделение образования как субкультуры и социального института. Развитие образовательных систем в Новое и Новейшее время.

Актуальность проблемы непрерывного образования в современной социокультурной ситуации и пути ее решения. Самообразование личности как один из важнейших способов повышения профессиональной подготовки в изменяющихся условиях.

Образовательная система России. Основные образовательные институты: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы (колледжи, гимназии и т.п.) и профессиональные (училища, техникумы, вузы и др. ). Образовательные стандарты.
Тема 14. Педагогический процесс.
Общая характеристика педагогического процесса. Его основные функции (образовательная, воспитательная, развивающая) и пути их реализации. Содержание образования как основа педагогического процесса. Проблема гуманитаризации содержания образования в условиях НТР. Взаимодействие участников педагогического процесса: его направленность, уровень организации, движущие силы. Логика педагогического процесса.
Тема 15. Воспитание в педагогическом процессе.
Проблема воспитания как формирования отношений к миру (природе, обществу, человеку, самому себе). Основные направления осуществления воспитания: формирование содержания учебного материала, система непосредственного педагогического общения, организация деятельности и др.

Теория воспитательного коллектива в отечественной теории и практике. Ее достоинства и сложности реализации.



Тема 16. Общие формы организации учебной деятельности.
Дидактическая проблема организации учебной деятельности, многообразие форм. Классификация форм по различным основаниям: обучающие (лекции, семинарские , практические занятия) и контролирующие (зачет, экзамен); монологические (лекция) и диалогические (диспут, конференция), обязательные (урок, лекция и др.) и факультативные занятия. Урок как основная организационная форма общеобразовательной школы. Ее достоинства и недостатки. Пути совершенствования организационных форм.
Тема 17. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Сущность методов осуществления педагогического процесса. Взаимосвязь методов и приемов; средства организации педагогического процесса. Классификация методов осуществления педагогического процесса: методы организации учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.
Тема 18. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Роль семейного воспитания в становлении личности. Преимущества семейного воспитания. Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема.

Влияние семьи как социокультурной среды (образа жизни, системы отношений, социально-психологического климата и т.п.) на воспитание и развитие личности. Тенденции развития современного семейного воспитания.


Тема 19. Управление образовательными системами.
Сущность и основные принципы управления педагогическими системами. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации педагогов.
6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
6.1. ОСНОВНАЯ


  1. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.,1990.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М.,МГУ, 1984.

  3. Годфруа Ж. Что такое психология? т.1,2.- М., 1992.

  4. Общая психология. Учебник для студентов пед.инс-тов /Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1986.

  5. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.

  6. Психология и педагогика (под ред. А.Радугина). М., 1996.

  7. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика . – Спб.: Питер, 2000.

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т.- М.. 1989.

  9. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1997.




    1. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ




  1. Гессен С.И. Основы педагогики. М.,1995.

  2. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии . М., 1996.

  3. Зинченко В.П. Живое знание. Психологическая педагогика.- Самара, 1998.

  4. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.

  5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб, 1999.

  6. Философия образования для ХХ1 века. М, 1992.

  7. Философско-психологические проблемы развития образования. М., 1981.

  8. Хрестоматия по психологии. Учебное пособие для студентов пед.инс-тов. /Под ред. Петровского А.В. Составитель: Мироненко В.В. М., Просвещение,1977.

  9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб, 1997.

  10. Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1985.






скачать


Смотрите также:
Рабочая программа курс: Психология и педагогика Для специальности (направления)
131.55kb.
Рабочая программа курс: Теория политики Для специальности (направления)
92.29kb.
Рабочая программа курс: «Конституционное право» Для специальности (направления)
77.83kb.
Рабочая программа курс: Политическая социология Для специальности (направления)
98.91kb.
Рабочая программа курс: Технология власти Для специальности (направления)
79.48kb.
Рабочая программа курс: Политический менеджмент Для специальности (направления)
105.99kb.
Рабочая программа курс: Этика Для специальности (направления)
68.79kb.
Рабочая программа курс: Политическая реклама Для специальности (направления)
70.75kb.
Рабочая программа курс: Политическая регионалистика Для специальности (направления)
145.21kb.
Рабочая программа курс: Политический анализ и прогнозирование Для специальности (направления)
129.09kb.
Рабочая программа курс: Политическая история России Для специальности (направления)
73.37kb.
Рабочая программа курс: "Экономика государственного управления" Для специальности (направления)
63.13kb.