Главная стр 1
Администрация города Кургана

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 53 имени А.А. Шараборина»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЖ

10-11 класс



Базовый уровень

г. Курган

2013 год

Автор программы: Чернышов Вадим Владимирович, преподаватель-организатор ОБЖ

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 53», высшей квалификационной категории

Рецензенты: Шушунова Галина Ивановна, заместитель директора по УВР

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 53», высшей квалификационной категории

Рассмотрено: на заседании УМО учителей физической культуры, технологии, ОБЖ

протокол №1 от 24.08.2013г.

Руководитель УМО С.А. Виноградова

Согласовано: 25.08. 2013г.

Заместитель директора Г.И. Шушунова

Принято на заседании педагогического совета

протокол № 9 от 29.08.2013г.

Утверждено: приказ № 80 от 31.08.2013г.

Директор школы Л.В.Фисун



Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта (среднего) полного общего образования, авторской программы А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности».

В курсе ОБЖ для 10-11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

В соответствии с Федеральным законом « О воинской обязанности и военной службе» и письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98г. № 1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10-11 классов введен раздел «Основы военной службы».

Раздел «Основы военной службы» органически связан с другими разделами курса и направлен прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в ВС, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников.

Так же присутствует региональный компонент внедренный в программу на основании Ф.З. № 88/66 с ПДД в размере 3 часов и пожарная безопасность 1 час, профилактика ПУПАВ 8 часов и в 11 классе 8 часов на основании регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Курганской области от 1 июля 2009 года № 1297, от 25 февраля 2010 года № 297, от 6 декабря 2010 года № 1905, а также ГО в каждом классе.

В ходе изучения курса ОБЖ обучающиеся получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести, об основных воинских обязанностях.

В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10-го класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами, или на базе учебных учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в конце учебного года.

На проведение учебных сборов выделяется пять дней (40 часов учебного времени).

В программе реализованы требования Федеральных законов « Об обороне» , « О воинской обязанности и военной службе», « О гражданской обороне», « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановлений Правительства РФ от 16 января 1995 года № 43 «О федеральной целевой программе « Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», от 24 июля 1995 года № 738 « О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

Рабочая программа курса ОБЖ рассчитана на 70+40 часов, из них 40 часов на учебные сборы после 10 класса.

- 10 класс –35+40часов;

- 11 класс – 35 часов.

Предлагаемая рабочая программа курса ОБЖ предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками. Вместе с тем, тема «Учебные сборы» (10 класс) и тема «Особенности военной службы» (11 класс) являются не обязательными для девушек. В это время с девушками организуются занятия по специальной программе «Основы медицинских званий и здорового образа жизни», направленной на формирование понятий нравственного, физического и репродуктивного здоровья женщин, изучение вопросов, связанных с созданием семьи.



Цели: Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

выделение характерных причинно-следственных связей;

творческое решение учебных и практических задач;

сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.



Результаты обучения

Результатами изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» сформированные знания и умения, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Ожидаемый результат обучения по данной рабочей программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.



В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету «основы безопасности жизнедеятельности».

Учебно-тематический план 10 класс.

Разделы и темы программы

Кол-во часов

всего

Из них пр.занят.


ПУПАВ

Контрольные

1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ.

9

3




1

1.1. Безопасное поведение в природной среде. Ориентирование на местности, сооружение временного укрытия, добывание огня, воды и пищи, подача сигналов бедствия.

1

1







1.2. Ситуации криминогенного характера. Овладение элементарными способами самозащиты. Допустимые пределы самообороны.

1

1







1.3. Уголовная ответственность несовершеннолетних

2

-

2




1.4. Безопасное поведение на воде. Приемы оказания помощи утопающему.

1

1







1.5 Физическая подготовленность как фактор, обеспечивающий безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

1

-







1.6 Безопасное поведение в экологически неблагоприятных условиях. Оценка экологической комфортности окружающей среды. Пользование бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания.

1

-







1.7. Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения ( в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте (р/к)

3










1.8. Меры пожарной безопасности. Применение средств пожаротушения. (р/к)

1










2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ



7







1

2.1. Основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации

1

-







2.2. Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий (р/к)

1

-







2.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС).

1

1







2.4Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения

1

1







2.5. Формирование навыков пользования индивидуальными средствами защиты (противогазами, респираторами, ватно-марлевыми повязками, защитными комплектами, индивидуальными медицинскими аптечками и др.). (р/к)

1

1







2.6. Действия населения по сигналу оповещения «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации. Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуации населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы.(р/к)

1

-







2.7. Правила безопасного поведения в случае совершения террористического акта: при захвате в качестве заложника и при освобождении. Меры безопасности населения оказавшегося на территории боевых действий

1

-







3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

2







1

3.1. Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юношей допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

2




2




3.2. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика

2




2




4. Основы здорового образа жизни

4







1

4.1. Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнидеятельность. Факторы влияющие на укрепление здоровья составляющие.

2




2




4.2. Биологический ритм и работоспособность человека

1










4.3. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека.

1










4.4. Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

1




1




5. ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВА


6







1

5.1. Защита Отечества – долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.

2










5.2. Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства. История создания Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил. Рода войск..

2










5.3. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил.

1










5.4. Военно-профессиональная ориентация и подготовка специалистов для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации

1










6. Боевые традиции Вооруженных Сил России

3







1

6.1. Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества

1










6.2. Памяти поколений - дни воинской славы России

1










6.3. Дружба, войсковое товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений

1










7. Символы воинской чести

3







1

7.1. Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы

1










7.2. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

1










7.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

1










Всего

35+40 ч.

6 ч.

8 Ч

7


Содержание учебного материала

1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ.

1.1. . Безопасное поведение в природной среде. Ориентирование на местности, сооружение временного укрытия, добывание огня, воды и пищи, подача сигналов бедствия

Практическое занятие. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.

1.2. Ситуации криминогенного характера. Овладение элементарными способами самозащиты. Допустимые пределы самообороны.

Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью на рынке, на стадионе, на вокзале и др.

1.3. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубее нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.

1.4. Безопасное поведение на воде. Приемы оказания помощи утопающему

Практические занятия. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.5. Физическая подготовленность как фактор, обеспечивающий безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

1.61.6 Безопасное поведение в экологически неблагоприятных условиях. Оценка экологической комфортности окружающей среды. Пользование бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания.



Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

уметь

Безопасно вести себя на воде



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Профилактику ЗОЖ

Действовать при ЧС техногенного и социального происхождения.

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

2.1. Основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной структура управления и органы управления гражданской обороны.

2.2. Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое ( биологическое) оружие. Современные обычные средства поражения и их поражающие факторы.

Мероприятия, проводимые но защите населения от современных средств поражения.

2.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС).

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала " Внимание всем!" Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

2.4Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения

2.5. Формирование навыков пользования индивидуальными средствами защиты (противогазами, респираторами, ватно-марлевыми повязками, защитными комплектами, индивидуальными медицинскими аптечками и др.).

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

Практические занятия Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.

2.6. Действия населения по сигналу оповещения «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации. Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуации населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

2.7. Правила безопасного поведения в случае совершения террористического акта: при захвате в качестве заложника и при освобождении. Меры предосторожности в опасных ситуациях криминогенного характера и во время ведения боевых действий

Знать


  • Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение план гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых. предназначение, структуру и задачи РСЧС;

предназначение, структуру и задачи гражданской обороны

Уметь

Действовать по сигналу оповещения «Внимание всем!»



  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

3.1. Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности.

Здоровье человека, общие понятия и определения Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья - социальная потребность общества.

3.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекции. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний



4. Основы здорового образа жизни.

4.1. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности человека. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др ). рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств



4.2. Биологические ритмы и трудоспособность человека.

Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.



4. 3.Зничение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека.

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому выполнению закаливающих процедур.

4. 4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и социальные последствия вредных привычек.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье

Наркотики Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту

Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • ведения здорового образа жизни;

  • оказания первой медицинской помощи;

III. Основы военной службы

5. ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВА

5.1. Защита Отечества – долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан..

5.2. Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства. История создания Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил. Рода войск..

Организационная структура Вооруженных Сил Виды Вооруженных Сил и рода войск. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV- XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение.

5.3. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил..

Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами. Реформа Вооруженных Сил России, ее этапы и их основные содержания.

5.4. Военно-профессиональная ориентация и подготовка специалистов для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации

Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренний дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.

Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности.

Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопутные войска.

Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначения, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС.



6. Боевые традиции Вооруженные Сил России.

6.1. Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества.

Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина.

Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма.

Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

6.2. Памяти поколений - дни воинской славы России.

Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России.

Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

6.3. Дружба, войсковое товарищество - основа воинской боевой готовности частей и подразделений

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества и боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество - боевая традиция российской армии и флота.

7. Символы воинской чести.

7.1.Боевое знамя воинской части символ воинской чести,. доблести и славы.

Боевое знамя воинской части особо почетный знак, отличающий особенности боевого

предназначения, истории и заслуг воинской части.

Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания

7.2. Ордена почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

История государственных наград за военные отличия в России.

Основные государственные награды СССР и России, звание "Герой Советского Союза", звание "Герой Российской Федерации".

7.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.



Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

Знать

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

Уметь

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

Учебно-тематический планирование 11 класс.

Разделы и темы программы

Кол-во часов

всего

Из них пр.занят.

ПУПАВ

контрольные

1

2

3

4




  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ




10







1

1.1. Правила личной гигиены и здоровье.

2




2




1.2.Опасные и чрезвычайные ситуации природного (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические), техногенного (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности и др.) и социального (криминогенные, терроризм, военные конфликты и др.) происхождения.

1










1.3. Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики.

2




2




1.4. СПИД и его профилактика.

2




2




1.5. Репродуктивное здоровье. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем. Правила личной гигиены. Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем.

2




2




1.6. Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения ( в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте (р/к)

3










1.7 Меры пожарной безопасности. Применение средств пожаротушения (р/к)

1










1.8 Правила безопасного поведения в случае совершения террористического акта: при захвате в качестве заложника и при освобождении. Меры предосторожности в опасных ситуациях криминогенного характера и во время ведения боевых действий.

1










1.9. Государственные службы по охране здоровья населения, контролю экологического состояния окружающей среды, обеспечению безопасности дорожного движения, обеспечению безопасности в ситуациях криминогенного характера и в случае угрозы терроризма. Их предназначение и основные задачи.













2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

4

3




1

2.1. Формирование навыков оказания первой медицинской помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах, кровотечениях; навыков проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца

1

1







2.2. Первая медицинская помощь при ранениях.

1

1







2.3. Первая медицинская помощь при травмах.

1

1







3. ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВА


10

2




1

3.1. Основные понятия о воинской обязанности. Основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации

1










3.2. Защита Отечества – долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.


1










3.3. Обязательная подготовка к военной службе: требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовке. Постановка на воинский учет, медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу

1










3.4. Правовые основы военной службы. Общие обязанности и права военнослужащих. Нормы международного гуманитарного права

1










3.5.Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет

2

2







3.6. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

1










4. Особенности военной службы

8







1

4.1. Правовые основы военной службы. Конституция РФ, Федеральные Законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе»

1










4.2. Общевоинские уставы Вооруженных РФ - закон воинской жизни

1










4.3.Военная присяга - клятва воина на верность Родине-России

1










4.4. Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту. Альтернативная гражданская служба

2










4.5. Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации .

1










4.6. Права и ответственность военнослужащих

1










4.7. Альтернативная гражданская служба

1










5. Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России

6







1

5.1. Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

1










5.2. Военно-профессиональная ориентация и подготовка специалистов для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации .

1










5.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина

1










5.4. Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

1










5.5. Как стать офицером Российской армии

1










5.6. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ

1













35 ч.

6

8

5



Содержание учебного материала

  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

1.1. Правила личной гигиены и здоровье.

Личная гигиена, общие понятия и определения Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды некоторые понятия об очищении организма.

1.2.Опасные и чрезвычайные ситуации природного (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические), техногенного (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности и др.) и социального (криминогенные, терроризм, военные конфликты и др.) происхождения.

1.3. Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики.

Болезни, передаваемые половым путем, формы передачи; причины, способствующие заражению БППП Меры профилактики Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

1.4. СПИД и его профилактика.

ВИЧ-инфекция и СПИД краткая характеристика и пути заражения

СПИД - это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (В ИЧ).

Профилактика СПИД. Ответственность за заражение ВИЧ- инфекцией

1.5. Репродуктивное здоровье. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем. Правила личной гигиены. Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем.

Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака.

Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей.



2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

2.1. Формирование навыков оказания первой медицинской помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах, кровотечениях; навыков проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца

Сердечная недостаточность, основные понятия и определения . Инсульт, возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

2.2. Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия).

Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи

Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки Правила наложения жгута. Борьба с болью

2.3. Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия).

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, и области таза при повреждении позвоночника.

Знать/понимать


  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

Уметь

оказывать первую мед. помощь



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;

  • оказания первой медицинской помощи;

II. Основы военной службы.

3. ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВА

3.1. Основные понятия о воинской обязанности. Основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывании в запасе

3.2. Защита Отечества – долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.

Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др. )

Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанность граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

3.3. Обязательная подготовка к военной службе: требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовке. Постановка на воинский учет, медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу

Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе

Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др. )

3.4. Правовые основы военной службы. Общие обязанности и права военнослужащих. Нормы международного гуманитарного права

3.5. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет.

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе. Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет

3.6. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил РФ, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.

4. Особенности военной службы.

4.1. Правовые основы военной службы. Конституция РФ, Федеральные Законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе»

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы. Конституция РФ и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного права

4.2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ (закон воинской жизни)

Общевоинские уставы – нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил РФ, Строевой Устав Вооруженных Сил РФ, их предназначения и основные положения.

4.3. Военная присяга- клятва воина на верность Родине - России.

Военная присяга - основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга

4.4. Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту. Альтернативная гражданская служба

Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас

Воинские звания военнослужащих ВС Российской Федерации Военная форма одежды

4.5. Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации .

4.6. Права и ответственность военнослужащих.

Общие права военнослужащих . Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско- правовая, материальная, уголовная)

Воинская дисциплина, ее сущность и значения. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву

4.7. Альтернативная гражданская служба

5. Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России

5.1. Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

5.2. Военно-профессиональная ориентация и подготовка специалистов для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации .

5.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина

5.4. Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

5.5. Как стать офицером Российской армии

5.6. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ



Знать/понимать

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

Уметь

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • развития в себе духовных и физических качесв, необходимых для военной службы;


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

Уметь

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;

  • оказания первой медицинской помощи;

  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Литература и средства обучения для обучающихся

Основная

  1. Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 2001.

Дополнительная

  1. Основы безопасности: 10кл.: Учеб.пособие для общеобразоват. Учреждений/ Фролов М.П., Литвинова Е.Н. и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003г.

  2. Начальная военная подготовка» учебник. М, 1983г.

  3. Урок начальной военной подготовки. Военное издательство. М, 1977г.

  4. Учебно-методическое пособие по начальной военной подготовке (для преподавателей). Просвещение, М., 1981г.

  5. Наглядные пособия по огневой подготовке.

  6. Смирнов А. Т. Основы военной службы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2004.

  7. Вооружённые Силы России. Учебное пособие. – М.: 2005.

  8. Вознесенский В. В. Средства защиты органов дыхания кожи. – М.: 2004.

  9. Воронин А. В. Боевые традиции ВС. Символы воинской чести. – М.: «Армпресс», 2004.

  10. Васильев В. Ф. Страницы истории Российской армии. – Курган, 198.

  11. Яхновец С. Е. Верность воинскому долгу. – М.: 1998.

  12. Макеев В. В. На службе Отечеству. – М.:, 1998.

  13. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: поурочные планы по учебнику А. Т. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2006.

  14. Костров А. Н. Обеспечение жизнедеятельности в ЭС. – М.: 2002.

Литература и средства обучения для преподавателя

Основная

  1. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности/ Сост. Э.д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

  2. Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 2001.

  3. Основы безопасности: 10кл.: Учеб.пособие для общеобразоват. Учреждений/ Фролов М.П., Литвинова Е.Н. и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003г.

Дополнительная

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы. М.: «Просвещение», 1997г.

  2. Программы педагогических институтов. Сборник 11. М.: «Просвещение», 1987г.

  3. Огневая подготовка Методическое пособие. Н.Новгород, 1999г.

  4. В.В.Усманов. Военно-профессиональная ориентация и военно-патриотическое воспитание учащихся образовательных учреждений: Методические рекомендации. – Курган,2005г.

  5. Наставления по стрелковому делу, основы стрельбы из стрелкового оружия. Военное издательство. М, 1982г.

  6. Начальная военная подготовка» учебник. М, 1983г.

  7. Урок начальной военной подготовки. Военное издательство. М, 1977г.

  8. Учебно-методическое пособие по начальной военной подготовке (для преподавателей). Просвещение, М., 1981г.

  9. Наглядные пособия по огневой подготовке.

  10. Смирнов А. Т. Основы военной службы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2004.

  11. Вооружённые Силы России. Учебное пособие. – М.: 2005.

  12. Вознесенский В. В. Средства защиты органов дыхания кожи. – М.: 2004.

  13. Воронин А. В. Боевые традиции ВС. Символы воинской чести. – М.: «Армпресс», 2004.

  14. Васильев В. Ф. Страницы истории Российской армии. – Курган, 198.

  15. Яхновец С. Е. Верность воинскому долгу. – М.: 1998.

  16. Макеев В. В. На службе Отечеству. – М.:, 1998.

  17. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: поурочные планы по учебнику А. Т. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2006.

  18. Латчук В. Н. Тетрадь для оценки качества знаний по ОБЖ. 11 класс. – М.: Дрофа, 2002.

  19. Костров А. Н. Обеспечение жизнедеятельности в ЭС. – М.: 2002.


Смотрите также:
Рабочая программа обж 10-11 класс Базовый уровень г. Курган 2013 год
456.01kb.
Рабочая программа обж, 11 класс (девушки) среднее полное общее образование базовый уровень на 2012 2013 учебный год рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Обж 1-11 классы. Москва «Просвещение»
96.32kb.
Рабочая программа учебного предмета Предмет обж класс 10 Уровень базовый Разработчик программы Мижитов А. В
240.93kb.
Легостаевой Марии Григорьевны Первая квалификационная категория по по учебному курсу «География» 10А класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год рабочая программа
1471.93kb.
Литература Классы 10 Уровень базовый Разработчик программы: С. В. Васильева, учитель русского языка и литературы высшей категории Улан-Удэ 2012-2013 учебный год Рабочая программ по учебному курсу «Литература»
774.28kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Химия» 8 9 класс 2012 -2013 учебный год. Базовый уровень
541.56kb.
Рабочая программа по учебному курсу обж и овс 8, 10, 11 классов Базовый уровень Рассмотрено на заседании
233.34kb.
Лисицыной Галины Петровны Высшая квалификационная категория по учебному курсу «Физика» 10 а класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
647.95kb.
Есиповой Ольги Анатольевны первая квалификационная категория по учебному курсу «Алгебра» 7 «А» класс Базовый уровень 2013 2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
382.64kb.
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (базовый уровень) Подольская Жанна Александровна
181.04kb.
Кузнецов А. П. География. Базовый уровень. 10-11 кл учеб для общеобразоват учреждений
64.09kb.
Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) (учебный предмет) Учитель Христофоров Игорь Геннадьевич
800.41kb.