Главная стр 1стр 2
скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Русская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол №1 от 29.08.2013г.



Согласовано

Зам.директора по УР

______________ Л.А.Бойко

«____»__________ 2013г.



Утверждаю

Директор школы

___________ Г.В.Колинько

приказ № _287 от _02.09.2013г.





Рабочая программа

по истории для 6-9 классов.

Учитель: Кательницкий А.И..

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка к рабочей программе



по истории России и Всеобщей истории

с древнейших времён и до наших дней.

6-9 классы.
Данная программа по истории России с древнейших времен и до наших дней и всеобщей истории с древнейших времён и до наших дней для 6 – 9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования от 5 марта 2004 г, авторских программ Т. В. Черниковой « История России с древнейших времен до 18 века»,А.А.Данилова и Л. Г. Косулиной «История России с 18 до начала 21 вв»,Е .В. Агибаловой, Г.М.Донского «История средних веков»,А. Я. Юдовской ,П.А.Баранова Л.М.Ванюшкиной «Всеобщая история с 1500по 1913 год»,Н .В. Загладина «Всеобщая история 20 век».

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1.Е.В. Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. -М.:Просвещение,2012г.

2.Крючкова Е.История средних веков .Рабочая тетрадь.6 класс –М.Просвещение,2012г.

3.Черникова Т.В.История России с древнейших времен до 16 века.Дрофа.,2011г.

4.Черникова Т.В. История России 17-18 века.Дрофа.,2011г.

5.Юдовская А.Я.,Ванюшкина, Л.М.,Баранов П.А.История Нового времени 1500-1800гг.-М.Просвещение, 2011г.

6.Юдовская А.Я.,Ванюшкина Л.М., Баранов П.А. История Нового времени 1800-1913 гг.-М.Просвещение, 2011г.

7.Данилов А.А.,Косулина Л.Г.,История России 19 век.М.-Просвещение, 2011г.

8.Загладин Н.В.Новейшая история 20 век.-М.Русское слово. 2012г.

9.Данилов А.А.,Косулина Л.Г. История России 20-начало 21 века.-М.Просвещение,2011г.
Общая характеристика учебного предмета.
В наше время историческое образование служит важнейшим ресурсом социального, экономического, политического, и культурного развития общества и его граждан .В настоящее время наша страна, как и весь мир вступила в этап постиндустриального развития, который характеризуется динамизмом социальных процессов, нарождением новой информационной среды, глобализацией в различных сферах жизни, феноменом поликультурного, полиэтнического общества, которое формируется путем взаимодействия представителей различных культур, этносов и конфессий. Все эти факторы новые требования к общему историческому образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в плотном потоке социальной информации; способность выделять, формулировать и творчески решать возникающие проблемы социально-гуманитарного характера, используя как инструменты полученные в школе знания и приобретенные умения. Роль предмета «История»в подготовке учащихся к жизни в современном обществе связана с тем ,насколько он помогает им ответить на вопрос: Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность?

Ответы предполагают восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта мировых цивилизаций и характерных особенностей исторического пути развития других народов мира. История основанная на достоверных фактах и объективных оценках служит богатейшим источником представлений о человеке .его взаимодействии с природой, об общественном существовании.


Место учебного предмета и курса истории 6-9 классы в базисном учебном плане.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета 6-9 классов в общем объеме 278 часов. Предмет «История» включены два курса «Всеобщая история» и «История России».

Курс «Истории» в 6-9 классах является основополагающим в системе гуманитарного образования и формирования личности школьника, его нравственного облика. Программа его изучения основана на реализации положений федеральных государственных стандартов.


На изучение курса «Всеобщая История» отводится в 6-8 классах по 30 часов, в 9 классе-28 часов.

На курс «История России» отводится в 6-8 классах- по 40 часов в год, в 9 классе 68 часов.

Контрольных работ по

«Всеобщей истории»: «Истории России»:

6 класс-1 6 класс-3

7класс-1 7класс-3

8 класс-1 8 класс-3

9класс-1 9 класс-3



Цели изучения истории в основной школе:
1.Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в разные эпохи, объединение различных фактов и понятий Всеобщей истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

2.Осмысление исторического опыта своей страны и человечества в целом.

3.Активное и творческое применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение это цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

4.Содействие воспитанию, свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.


Задачи изучения истории в основной школе :
1.Освещение экономического, социального, политического и культурного развития мира и России, выявление различных и общих черт.

2.Овладения учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности и до наших дней в социальной, экономической, политической ,духовной и нравственных сферах.

3.Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству в соответствии с идеями взаимопонимания ,толерантности и мира между людьми и народами всей земли в духе демократических ценностей современного общества.

4. Развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципами историзма, в их динамике взаимосвязи взаимообусловленности.

5.Формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений .
Тематический план

6 класс
История средних веков – 30 часов.

Введение 1 час.


Глава 1.Становление средневековой Европы 6-11 века 5 часов.

Глава 2. Византийская империя и славяне 2 часа.

Глава 3. Арабы в 6-11 веках 2 часа.

Глава 4. Феодалы и крестьяне 2 часа. Глава 5.Католическая церковь 2 часа.

Глава 6. Образование централизованных государств в Западной Европе 6 часов.

Глава 7. Германия и Италия в 12-15 веках.2 часа. Глава 8 .Славянские государства и Византия 2 часа.

Глава 9. Культура Западной Европы 4 часа.
История России 9-16 века- 40 часов.

Глава 1. Древнерусское государство 9 часов. Глава 2 .Древнерусские земли в 12-начале 13 веков. 6 часов.

Глава 3 Русь под ордынским владычеством 8 часов. Глава4 Московское государство во второй половине 15в. 15 часов
7 класс

Всеобщая история- 30 часов.

Введение – 1 час.

Глава1. Европа и мир в начале нового времени 12 часов.

Глава 2. Ранние буржуазные революции 5 часов.

Глава3.Эпоха просвещения .Время преобразований 8 часов. Глава4. Колониальный период в Латинской Аиенрике1 час.

Глава 5. Традиционные общества востока. 3 часа.

История России 17 -18 века. 40 часов.


Глава1.Смутное время. 6 часов. Глава 2. Россия в 17 веке. 11 часов. Глава 3. Эпоха Петра 1 8 часов.

Глава 4 Российская империя 1725-1796 гг. 15 часов.


8 класс.
Всеобщая история 30 часов.

Глава1. Становление индустриального общества 10 часов. Глава 2. Строительство новой Европы 8 часов.

Глава 3.Страны Западной Европы на рубеже 19-20 веков. 5часов, Глава 4. Две Америки 2 часа.

Глава 5. Традиционные общества в 12 веке.5 часов. Глава 6.Международные отношения в19-20в.2часа.


История России 19 в. 40 часов.
Глава1.Россия в первой половине 19 в. 19 часов.

Глава 2. Россия во второй половине 19 века. 21 час.


9 класс

Новейшая история 28 часов.

Глава1.Человечество после первой Мировой войны. 3 часа.Глава 2. Ведущие страны запада. 4 часа.

Глава 3. Человечество во второй мировой войне. 4часа. Глава 4. Мировое развитие и международное отношение 3 часа.

Глава 5 .Страны Европы,Северной Америки во второй половине 20 в. 7 часов.

Глава 6. Пути модернизации в Азии, Африке,Латинской Америке 4 часа.Глава 7 .Наука и культура в 20-21 вв. 1 час.

Глава8.Проблемы мирового развития в начале третьего тысячилетия.2 часа.
История России 40 часов

Глава 1. Россия на рубеже 19-20 вв. 9 часов. Глава 2. Великая Российская революция. 4 часа.

Глава 3. СССР на путях строительства нового общества.8часов. Глава 4. Великая Отечественная война. 4 часа.

Глава 5.СССР в послевоенный период. 2 часа. Глава 6. СССР в 1953-средине 60-хх годов 20 века. 2 час.

Глава 7 . СССР в средине 60-80гг. 29 века. 2 часа. Глава 8 .Перестройка в СССР. 2 часа.

Глава 9. Россия в конце 20-начале 21 века. 4 часа. Глава 10. Россия в начале 21 века. 4 часа.




Основное содержание учебных предметов.
История средних веков. 6 класс.

30 часов.

Что изучает история Средних веков.-1час.

Становление средневековой Европы 6-11 века. 5 часов.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.


Византийская империя и славяне. 2 часа.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Арабы в 6-11 веках 2 часа.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Феодалы и крестьяне. 2 часа.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Средневековый город и его обитатели. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.


Католическая церковь. 2 часа.

Католическая церковь в средние века. Борьба католической церкви с еретиками. Усиление

власти Папы Римского в Европе. Борьба пап с королями и императорами. Создание Ордена иезуитов.

Крестовые походы на восток. Организация крестовых походов. Участники крестовых походов. Причины неудач в крестовых походах .Борьба крестоносцев с арабами. Создание новых государств на востоке.причины и последствия крестовых походов.


Образование централизованных государств в Западной Европе. 6 часов.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

.

Германия и Италия В12-15 веках. 2 часа.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Уота Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Востание Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.



Славянские государства и Византия . 2 часа.

Появление славян на территории Западной Европы. Предпосылки возникновения славянских государств. Занятия славян. Проникновение славянских племен в Византию.

Византия. Расцвет империи при Юстиниане. Борьба Византийских императоров со славянами .Поход русских князей на Византию. Причины упадка империи. Проникновение христианства в славянские государства.

Культура Западной Европы. 4 часа.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.



История России . 9-16 века. 6 класс.

40 часов.

Древнерусское государство. 9 часов.
Великое переселение народов и славянский мир.

Происхождение и расселение славян. Расселение восточных славян, их взаимоотношения с соседними народами. Внутренняя жизнь восточных славян. Хозяйство и занятия славян. Общественный строй: род, племя, родовая и соседская общины. Быт, нравы и верования.Возникновение Древнерусского государства.

Центры зарождения государственности у восточных славян — Новгород и Киев. «Призвание варягов». Споры ученых вокруг роли варягов (норманнов) в образовании государства Русь. Русь в правление Олега и Игоря: отношения с Византией, полюдье.

Развитие древнерусского общества и власти вX в. Дальнейшая консолидация восточнославянских племен, присоединение новых земель во время правления Ольги и Святослава. Отношения киевского правителя с подчиненными племенами: дань, повоз, «уроки», погосты. Княжеские усобицы. Внешнеполитические акции киевских князей: Русь и народы Великой степи (хазары, волжские булгары и др.), Русь и Византия, Русь и страны Западной Европы.

Княжение Владимира. Образ Владимира в летописной и былинной традициях. Завершение объединения восточнославянских племен, оформление территориального ядра Древнерусского государства и складывание древнерусской народности. Княжеская власть, дружина. «Закон русский». Оборона от кочевых племен. Русь и Византия, Русь и европейские страны.

Крещение Руси. Причины и значение принятия христианства по образцу греческой церкви. Православие как основа формирования древнерусской культуры и менталитета.

Развитие Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Организация государственного управления на Руси в первой половине XI в. Начало записи законов («Устав Ярослава Владиировича»). Избрание митрополитом Илариона. Культура Руси времен Ярослава Мудрого. Отношения Руси с европейскими странами, Византией и Великой степью.

Древнерусское общество и власть во второй половине XI — начале XII в. при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. «Очередной порядок» престолонаследия. Великий князь и удельные князья. Княжеские усобицы.

Первый письменный свод законов на Руси — Русская Правда («Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей»). Древнерусское общество в свете Русской Правды: князья, бояре, дружина, люди, смерды, рядовичи, закупы, холопы.

Люди и нравы Древней Руси.


Древнерусские земли в XII — начале XIII в. 6 часов.
Политическая раздробленность Руси. Причины, этапы, значение периода раздробленности (акцент делается на его закономерности и прогрессивности). Значительный прогресс в развитии хозяйства, социальной, политической и культурной жизни различных земель. Отрицательные стороны раздробленности: издержки усобиц, снижение общерусского военного потенциала. Характеристика новых, доминирующих по значению центров и разнообразных тенденций в развитии общественно-политических отношений в различных регионах Руси.

Владимиро-Суздальское княжество при Андрее Боголюбском, Всеволоде Большое Гнездо и его преемниках. Основные направления и особенности внутренней и внешней политики владимиро-суздальских князей. Особенности отношений между князем и представителями других слоев населения в княжестве. Представления князей и жителей Владимиро-Суздальской Руси о месте и роли их княжества.

Господин Великий Новгород. Отличия Новгорода от других древнерусских земель: особенности его территориального устройства и хозяйства. Влияние особенностей новгородской жизни на менталитет и поведение новгородцев. Вечевой строй и органы управления Новгорода: вече, посадник, тысяцкий, архиепископ, князь. Обобщающее повторение.

Архитектура и живопись Древней Руси X — начала XIII в. Особенности древнерусского зодчества. Наиболее известные памятники архитектуры Древней Руси: Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.

Жанры древнерусской живописи: фреска, мозаика, икона, книжная миниатюра. Наиболее известные памятники древнерусской живописи: мозаики Киевской Софии и киевского Михайлова Златоверхого.
Русь под ордынским владычеством. 8 часов.
Нашествие Батыя на русские земли. Империя Чингисхана и ее завоевания. Первое столкновение русских с монголо-татарами — битва на Калке. Улус Джучи и его правитель Бату-хан (Батый). Поход Батыя на Северо-Восточную Русь и Новгород. Поход Батыя на Южную и Юго-Западную Русь. Поход Батыя в другие страны Восточной и Центральной Европы.Западноевропейская экспансия на северо-западных границах русских земель. Появление немецких крестоносцев на прибалтийских землях в конце XII в. Образование орденов крестоносцев в Прибалтике. Вторжение шведов в новгородские владения. Невская битва. Война Ливонского ордена с Новгородом. Ледовое побоище.

Русь и Орда в XIII в. Последствия Батыева нашествия для русских земель. Золотая Орда. Формы (дань, золотой ярлык) и характер зависимости Руси от Орды. Попытки борьбы с ордынцами. Отношение русских людей к игу. Роль Александра Невского в русской истории. Значение ордынского ига в истории Руси.

Объединительные процессы в русских землях XIII—XIV вв. Причины объединительных процессов. Великое княжество Литовское, Тверь и Москва как центры объединения Руси. Тверское восстание 1327 г. Возвышение Москвы. Политика Ивана Калиты и его сыновей. Москва и Орда — «сорокалетняя тишина».

Княжение Дмитрия Донского. Междоусобие в Золотой Орде. Борьба за золотой ярлык между Москвой, Нижним Новгородом и Тверью. Первые случаи военного противостояния Москвы и Орды: битвы на Пьяне и Воже. Куликовская битва. Нашествие Тохтамыша. Итоги княжения Дмитрия Донского.


Московское государство во второй половине XV—XVI вв. 15 часов.
Образование единого Московского государства. Присоединение Новгорода к Москве. Москва и татарские ханства. Свержение ордынского ига: «стояние на Угре». Присоединение Твери к Москве.Завершение процесса собирания русских земель вокруг Москвы при Иване III и Василии III. Итоги объединения. Внешняя политика Московского государства при Иване III и Василии III. Формирование новой идеологии Московского государства — доктрина «Москва — третий Рим». Особенности и природа Московского единого государства, усиление его централизации.

Внутренние преобразования в Московской Руси при Иване III и Василии III. Центральное государственное управление: «государь всея Руси», Боярская дума, Казна, дворцы. Управление на местах: наместники и волостели, кормления. Местничество. Судебник 1497 г.

Социально-экономическое развитие Московской Руси в XV — начале XVI в. Хозяйство Руси. Социальная структура населения: великий князь московский, бояре, служилые люди «по отечеству», духовенство («черное» и «белое»), крестьяне (черносошные, монастырские, жившие на вотчинных, поместных и дворцовых землях), купцы, посадские люди, холопы, казаки и другие категории населения. «Государь — холопы»: природа социальных отношений в Московском государства.

Начало княжения Ивана IV. Регентство Елены Глинской: обострение придворной борьбы, реформы. Боярское правление: борьба придворных группировок Вельских, Шуйских, Глинских и ее итоги. Воспитание и характер Ивана IV. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. в Москве.

Реформы Избранной рады. Новое окружение царя: Алексей Адашев, протопоп Сильвестр, митрополит Макарий. Причины и характер реформ.

Земский собор 1549 г. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Создание приказов. Губная реформа. Формирование стрелецких полков. Уложение о службе, ограничение местничества. «Тысячная книга». Итоги и значение реформ Избранной рады.

Внешняя политика России в годы Избранной рады. Присоединение к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств. Присоединение народов Поволжья и Приуралья. Начало Ливонской войны.

Внутренняя политика Ивана Грозного после падения Избранной рады. Причины падения Избранной рады. Опричнина. Попытки противостоять опричнине (митрополит Филипп Колычев, князь Андрей Курбский и др.). Мнения историков по поводу причин, сущности и значения опричнины в русской истории. Внутренняя жизнь страны после опричнины: нарастание кризисных явлений в хозяйстве и обществе, бегство крестьян. «Заповедные лета» — начало крепостничества.

Ливонская война. Покорение Сибири. Ход и итоги Ливонской войны. Влияние Ливонской войны на внутреннее положение России.

Продвижение России на восток. Купцы Строгановы и их приуральские «владения». Поход Ермака в Сибирь. Значение продвижения России в Сибирь.

Природа социально-политических отношений в Московском государстве XV—XVI вв. Процесс централизации. Отношения государства и церкви. Оценка современниками и историками значения эпохи Ивана Грозного. Итоги развития русского общества и государства к концу XVI столетия.

Русское искусство XIV—XV вв. Постепенное возрождение искусства после Батыева нашествия. Архитектура Новгорода, Пскова и других земель. Архитектура Московского Кремля.

Русская иконопись и фресковая живопись. Культурное влияние Византии. «Золотой век» русской иконописи: творчество Феофана Грека и Андрея Рублева.
Основное содержание.

7класс

Всеобщая история

История Нового времени 1500-1800 гг.

30 часов.

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

 Европа и мир в начале Нового времени.12 часов.

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.Фернандо Магеллан.

Первое кругосветное путешествие.Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании.

Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих.Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

От Средневековья — к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры.Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. Искусство Северного Возрождения*.Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма*. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной Реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.

Ранние буржуазные революции. 5 часов.

Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе в Новое время.Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни*. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом.Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.

Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн* и его военная «система». Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.Семилетняя война, ее участники и значение.Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.

Эпоха просвещения. Время преобразований. 8 часов.

Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескьео разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден.Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил.Значение культурных ценностей эпохи.

Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технических открытий.Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Претворение в жизнь идей Просвещения.Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.Франция в середине XVIII в.

Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. ВойныДиректории. Генерал Бонапарт как военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории.

. КОЛОНИАЛЬНЫЙ  ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ.  1 час.

Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения.



Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. 3 часа

Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношений.




История России XVII-XVIII вв. 7 класс.

40 часов.

Смутное время . 6 часов.
Тяжелое наследие эпохи Ивана Грозного.Падение внешнеполитического авторитета после поражения в Ливонской войне. Царствование Федора Иоановича. Борьба в прндворных кругах. Борис Годунов.Избрание Годунова на царство.Внутренняя политика Б.Годунова. «Урочные лета»-дальнейшее закрепощение крестьян.Попытки европеизации России.Государство и церковь.

Внешняя политика 1584-1600 гг.Голод в Рооссии. Природные бедствия,неурожай. Начало гражданской войны.Восстание Хлопка. Появление Лжедмитрия. Падение Годуновых.Причины падения Лжедмитрия 1.

Царствование Василия Шуйксого. Подавление шуйским восстании Ивана Болотникова.

Борьба Шуйского с Лжедмитрием 2. Польское вторжение в Россию. Падение Шуйского.

Начало иностранной интервенции. Оккупация поляками Москвы.Семибоярщина.Первое ополчение.

Второе ополчение. Детельность К.Минина и Д,Пожарского. Освобождение Москвы.

Земский собор 1613 г. Избрание М.Романова на царство.
Россия в 17 веке. 11 часов.

Царствование Михаила Романова. Внутренние итоги Смуты. Разгром разбойного движения атаманов Ивана Заруцкого и Баловня. Окончание гражданской войны. Смоленская война. «Азовское сидение». Дальнейшее покорение Сибири. Царствование Алексея Михайловича.Курс на европеизацию России. Соляной бунт. Соборное уложение Алексея Михайловича.Новое и старое в жизни России. Воссоединение Украины с Россией. Восстание Украины под предводительством Б.Хмель-

ницкого. Война России с Речью Посполитой. Русско-шведская война. Внешняя политика России во второй половине 17 века.Дальнейшая колонизация Сибири и Дальнего востока.Отношения России с Крымом и Турцией . Чигиринский поход Россия на Дальнем Востоке. Колонизация Восточной Сибири. Итоги внешней политики России к концу 17 века. Успехи и новые задачи. Внутренняя политика А.Тишайшего. Внутренняя политика при Федоре Алексеевиче.Уничтожение местничества. Династический кризис. События 1682 года.ИзбраниеПетра на царство. Восстание стрельцов.

Регенство царевны Софьи. «Вечный мир» с Польшей и его значение. Крымские походы.

Хозяйство России в 17 веке. Социальная структура населения России. Просвещение.наука,литература.Литература:новые жанры новые герои. Искусство в 17

веке.Живопись.Прикладное искусство.



Эпоха Петра 1. 8 часов.

Исторические предпосылки преобразований Петра.Воспитание Петра. Переворот 1689г.

Окончание регенства СофьиАзовские походы.Великое посольство.Стрелецкий бунт.

Начало Северной войны.Первые реформы Петра.Оформление Северного союза.

Начало преобразований. Военные реформы.Строительство мануфактур. Налоги и денежная реформа.Первые победы. Основание Петербурга. Народные восстания.

Астраханское восстание. Восстание К.Булавина.Итоги народных выступлений. Рефор-

мы Петра. Политика государства в отношении дворян. Налоговая политика.Указ о единонаследии.Усиление крепостничества.Введение паспортной системы.Экономическая

политика. Внешняя торговля. Оценка петровской эпохи.Внешняя политка России 1705-1725гг. Вторжение Карла 12 в Россию. Полтавская битва.Прутский поход . Итоги внешней политики.Превращение России в великую европейскую державу. Просвещение,наука. Литература. Строительство новых школ.Создание первого музея. Открытие Академии наук.

Искусство.Новая столица.
Российская империя 1725-1796гг. 15 часов.
Начало эпохи дворцовых переворотов. Внутренняя жизнь в России 1725-1740 годы. Воз-

ведение на престол Екатерины 1. Александр Меншиков. Царствование Петра 2. Анна Иоановна.

Царствование Анны Иоановны и Ивана Антоновича. Политические процессы. Канцилярия Тайных розыскных дел. Регенство Анны Леопольдовны. Переворот в пользу Елизоветы. Особенности. Характер и внутренняя сущность эпохи дворцовых переворотов.

Царствование Елизаветы Петровны. Политика в отношении дворян.Разумовский. Шувалов.

Внешняя политика России 1730-1761 гг. Основные направления и задачи внешней политики России.Польский вопрос.Тусско-турецкая война.Причины,ход,итоги. Русско-

шведские отношения.Участие России в семилетней войне. Итоги внешней политики России.

Царствование Петра3 и его свержение.Манифест о даровании вольности «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Екатерин. Дворцовый переворот.

Начало царствования Екатерины 2.Деятельность Уложенной комиссии.усиление крепостничества.

Пугачевщина. Причины. Этапы восстания. Личность Е.Пугачева. Ход восстания и его итоги. Внутренняя политика Екатерины второй после пугачевщины. Экономическая политика. Продворянский курс правительства. «Золотой век русского дворянства». Усиление крепостничества.освоение новых территорий.Потемкин Г.А.

Реакция Екатерины на французскую революцию. Внешняя политика России 1762-1796гг.Польский вопрос.

Русско-турецкие войны.Русские полководцы.П.А.Румянцев. А.В.Суворов.Г.А.Потемкин. Присоединение Крыма к России. Русско-шведская война.Разделы Речи Посполитой. Итоги внешней политики Екатерины.

Царствование павла1. Внутренняя политика Павла. Последний дворцовый переворот в России. Конец истории 18 века.

Прсвещение .наука,литература в 18 веке. Развитие школьного образования в России.

Академия наук. Е.Р.Дашкова. Деятельность Ломоносова М.В. Литература.Театр.Архитектура.Изобразительное искусство.Скульптура.Прикладное искусство.


Основное содержание.

8 класс.

Всеобщая история.

История Нового времени 1800-1913 г.

30 часов.
Становление индустриального общества.
10 часов.

   Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его чер

 Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий  класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах

Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества.

Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.



Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.

 Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя*. Джозеф Редьярд Киплинг*. Воплощение эпохи в литературе.

 Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм*: Поль Сезанн, Поль Гоген*, Винсент Ван Гог*. Музыка: Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси*. Архитектура. Рождение кино.

Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений в обществе. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.

Строительство Новой Европы.. 8 часов.

      Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.

 Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии

   Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г

    Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.

   Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини*. Национальное объединение Италии.

    Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи.

    Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.


 Страны Запрадной Европы на рубеже XIX-XX вв..

Успехи и проблемы индустриального общества. 5 часов.

   Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.

   Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя  классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.

      Внешняя политика. Колониальные захваты.

  Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств.

      Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.

   Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.

Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
 Две Америки.. 2 часа.

     США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик*. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.

     Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

    США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.

    Латинская Америка. Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел». 

 Традиционные общества в XIX вв:


Новый этап коллониализма. 5 часов.

   Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.

   Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

  Индия. Особенн ости колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.

   Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов. 

Междунродные отношения .

в конце XIX-началеXXвв . 2 часа.

    Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.

  Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны. Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.
Основное содержание.

8класс.

История России XIX в.. 40 часов.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по истории для 6-9 классов. Учитель: Кательницкий А. И учебный год Пояснительная записка к рабочей программе по истории России и Всеобщей истории
544.04kb.
Ревина Галина Николаевна пояснительная записка к рабочей программе по истории России для 11-х классов рабочая программа
344.6kb.
Рабочая программа по истории для 10-11 классов Учитель: Кательницкий А. И. 2013-2014 учебный год
366.37kb.
Рабочие программы по Всеобщей истории и Истории России 8 класс на 2010-2011 учебный год
89.59kb.
Рабочая программа по истории 11 класс 2008/2009 Пояснительная записка к рабочей программе по истории в 11 кл
437.19kb.
Программа по истории 11 класс Пояснительная записка к рабочей программе по истории в 11 кл
511.42kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 9 а класса на 2013-2014 учебный год
188.25kb.
Рабочая программа по истории. Базовый уровень. 7 класс. Учитель истории и обществознания Носкова Т. В
181.41kb.
Рабочая программа по истории 7 класс Составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории
251.09kb.
Рабочая программа по истории 6 класс Составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории
194.19kb.
Рабочая программа по истории для 10-11 классов (социально-гуманитарного профиля) составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по предмету «История» (профильный уровень) мо РФ 2008 г
957.95kb.
Учебный план для основной школы. Программа по истории
274.27kb.