Главная стр 1
скачать
Муниципальное казенное образовательное учреждение

Первомайская основная общеобразовательная школа

Россошанского района Воронежской области
Рассмотрено

школьным М/О УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ШМО __________Директор школы

______ /В. И. Беспалова/ ______ /С. А. Брянцева/


Протокол №____от «___» _______20___г. Приказ №____от «___» _______20___г.
Рабочая программа

по истории

класс VI

Всего часов на учебный год - 70

Количество часов в неделю - 2

Учитель:



Лисицкая

Наталья

Ивановна

Категория -1

Стаж работы – 27 лет

2013 г.
Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «История» для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по истории и обществознанию (Москва, «Просвещение», 2008г.)

Программа рассчитана на преподавание истории 2 часа в неделю, всего 70 часов в год.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. 

Актуальность.

Курс истории средних веков является составной частью курса всеобщей истории в рамках основной общеобразовательной школы и имеет прочные внутрипредметные и внутрикурсовые связи, например, с историей древнего мира и новой историей, историей России. Также имеются широкие межпредметные связи с курсами:

- обществознания (история развития обществознания – тема «Мыслители прошлого о мире и человеке», тема «Цивилизации прошлого»);

- правоведения (тема «История государства и права в средние века»; тема «Теория государства и права» и др.);

-   литературы (например, возможно интегрированное изучение памятников литературы прошлого);

-   естественно-научного и эстетического циклов (при изучении развития науки, техники, искусства).



Основной целью  курса Истории средних веков в 6 классе  по модели первого концентра школьного исторического образования является изучение учебного материала по истории средних веков стран Европы, Азии, Африки и Америки учащимися 6 класса основной общеобразовательной школы перед тем, как они начнут изучение Отечественной истории того же периода.

В цели курса так же входит:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие средневековых обществ, различные формы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Средневековья и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов Средневековья оставил позитивный след в истории человечества. Последнее даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.



Задачи курса – создать учащимся возможности для:

 воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям разных стран и народов, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

 освоения знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности (т.е. формирование общеучебных ЗУНов, определяемых Обязательным минимумом исторического образования и ГОСТом);

 овладения элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации (т.е. формирование новых и закрепление ранее приобретенных знаний, в том числе самостоятельного исторического синтеза и анализа (текстов, документов, целей и результатов, конкретных исторических ситуаций и пр.); обобщения, сопоставления различных фактов, явлений, оценок, суждений, гипотез и пр. (в том числе и с учетом элементов историографии); использования различных источников информации;

 формирования ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, национальными традициями;

 применения знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;

Основными принципами данного курса являются:

- многофакторный подход к истории, позволяющий раскрыть сложность и многомерность истории Средневековья;

- внимание к личностно-психологическим аспектам истории через раскрытие персоналий;

- сравнение исторических процессов, происходящих в различных странах и регионах;

- развитие патриотических чувств, формирование гражданских качеств учащихся;

- развитие личностных качеств учащихся, предоставление им возможности вырабатывать, раскрывать, обосновывать, отстаивать собственные взгляды и убеждения, с учетом изученных фактов, теорий, гипотез, мнений и суждений;

- ориентация на проблемное  изложение курса с учетом блочно-модульной подачи материала, с использованием  различных источников информации, разнообразных форм и методов организации УД, в первую очередь, самостоятельной работы учащихся.

     Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

- умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;

- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

- умения спорить и отстаивать свои взгляды;

- умения анализировать исторические источники;

- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

- умения читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов.

Содержание курса.

Основное содержание истории средних веков составляет процесс развития общества (как западного, так и восточного) в период зарождения и формирования  феодальных отношений,  государства, культуры, цивилизации эпохи Варварства и Рыцарства, т.е. эпохи Средневековья; сосуществования и противоречия  различных ценностей, культур, становления Человека.

Организация учебного процесса в 6 классе предполагает, в первую очередь, работу с учебным пособием «История средних веков», авт. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, изд. «Просвещение», а так же рабочей тетради (авт. Е.А. Крючкова, изд. «Просвещение»), атласа и контурных карт по периоду.

  Дифференцированный и индивидуальный подходы возможно

     осуществлять так же с помощью следующих изданий:

- Арасланова О.В., Соловьев К.В. «Поурочные разработки по истории средних веков», универсальное пособие, 6 класс, М., «Вако», 2007 г.;

- Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы   по учебнику», Волгоград, «Учитель», 2007 г.  и др.
Тематическое планирование курса «История средних веков», 6 класс (35 ч)

 

Раннее Средневековье. ( 13 ч)

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Падение Византии. Османская империя.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.

Расцвет Средневековья. (21 ч)

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Гуситское движение в Чехии. Табориты и умеренные. Польша в XIV – XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.

Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.



4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6-го  класса по истории средних веков:

1.Хронологические знания и умения:

     -знать и  называть хронологические рамки истории средневековья;

     -знать и называть этапы  и даты основных событий Средневековья;

     -оперировать историческими датами, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений

2. Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):



  • излагать основные события политической истории Средневековья; характеризовать политических и государственных деятелей, деятелей культуры;

  • называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Средневековья;

  • излагать основные факты и события внешней политики государств Европы и Востока в средние века; характеризовать отношения народов  (торговые и культурные связи);

  • уяснить характер этнических процессов средневековья;

  • проследить эволюцию хозяйственной деятельности человека в средневековом  обществе, представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в средневековых обществах; показывать роль городов в политической, религиозной, хозяйственной и культурной жизни средневекового общества;

  • знать и описывать историю становления и развития крупнейших государств в Европе и других регионах, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности, образовании централизованных государств в Европе;

  •   представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма;

  • иметь представление и характеризовать религиозные верования народов мира, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма, православия, восточных религий на культурную и духовную жизнь людей в эпоху средневековья

  • знать и называть основные достижения культуры народов эпохи Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;

3. Работа с исторической картой и другими источниками:

  • читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов (показывать на исторической карте территории, границы государств, города, места сражений, направления миграции народов Европы и Азии и др.); сопровождать показ словесным описанием.

  • уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации.

4.     Анализ, сравнение, оценки:

- выявлять общее и особенное в историческом развитии различных регионов мира в эпоху средневековья, значение средневековых цивилизаций для последующей истории человечества;

- выявлять общее и особенное в жизни различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство);

-давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; спорить и отстаивать свои взгляды.

 - выявлять общее и особенное в исторических явлениях, процессах Средневековья (социальные движения восстания, войны и пр.)
 

Учебники.

1.     Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение»;

2.     Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков», М., «Просвещение».



Учебно-тематическое планирование

по истории средних веков

6 класс (35 часов)


п\п


Тема

урока


Тип урока

Характеристика

деятельности учащихся,

виды

деятельности



Контроль

Планируемые

результаты

освоения

материала



Дом.

задание


Дата проведения

Предпо

лагаемая



Факти

ческая


1 четверть (18 часов)

Раннее средневековье (13 часов)

1.

Что изучает история средних веков.

Вводный

Беседа

Вопросы

Раскрывать смысл понятия «Средние века». Называть источники наших знаний об истории средних веков.

с.6-11

02.09




2.

Древние германцы и Римская империя.

Урок изучения нового материала

Работа по карте, беседа

Тест

Определять роль семьи, рода, общины племени в жизни варваров. Называть причины

Великого переселения народов и его результаты. Выделять отличия в обществе варваров от общества Римской империи. Сравнивать религиозные верования древних греков и варваров.



§ 1

03.09




3

Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках.

Комбинированный

Самостоятельная работа с текстом, беседа

Работа по карте

Называть отличия власти короля от власти вождя, изменения у франков в управлении и суде после завоевания Галлии.

§ 2-3

09.09





4.

Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках.

Комбинированный

Самостоятельная работа с текстом, беседа

Работа по карте

Называть отличия власти короля от власти вождя, изменения у франков в управлении и суде после завоевания Галлии.

§ 2-3

10.09





5.

Возникновение и распад империи Карла Великого.

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа




Давать оценку деятельности Карлу Великому. Сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом. Называть причины распада империи Карла Великого и начала феодальной раздробленности.

§ 4

16.09




6.

Феодальная раздробленность.

Комбинированный

Решение творческих задач, работа с терминами

Тест

Называть причины феодальной раздробленности.

§ 5

17.09




7.

Англия в раннее средневековье.

Урок-путешествие

Сообщения детей,беседа




Называть причины набегов норманнов на Европу и их последствия.

§ 6

23.09




8.

Византия при Юстиниане.

Культура Византии.



Комбинированный

Решение творческих задач

Вопросы

Сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Называть причины неудач в попытке Юстиниана восстановить римскую империю. Дать оценку правлению и личности Юстиниана.

§ 7-8

24.09




9.

Образование славянских государств.

Урок-практикум

Работа по карте, по учебнику

Таблица

Показывать историческую связь славянских государств с другими средневековыми государствами.

§ 8

30.09




10.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Урок изучения нового материала

Беседа




Определять влияние природы и климата на занятия населения Аравии. Определять причины и условия объединения арабов. Сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. Объяснять причины военных успехов арабов и последующего распада халифата.

§ 9

01.10




11.

Культура стран халифата.

Урок-семинар

Дискуссия, презентация,

беседа


Опрос

Сопоставлять достижения науки в странах халифата и в Византии. Определять различие в назначении христианских и мусульманских храмов.

§ 10

07.10




12.

Средневековый замок и рыцари.

Урок-лекция/презентация

Беседа,

дискуссия



Тест

Используя иллюстрации описывать снаряжение рыцаря, замок и его осаду, пояснять причину роли военного дела как основного занятия феодалов. Составлять рассказ «День феодала».

§ 11

08.10




13.

Средневековая деревня и ее обитатели.

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Работа по карте, беседа,

самостоятельная работа с текстом






Называть повинности крестьян и причины их установления. Пояснять, в чем состояла власть Определять причины неизбежности господства натурального хозяйства.

§ 12

14.10




Расцвет средневековья (21 час)

14.

Формирование средневековых городов.

Урок-практикум

Анализ источников, работа по карте, практическая работа

Вопросы

Пояснять причины возникновения городов. Определять роль в развитии городов королей, монастырей, феодалов. Показывать связь между ростом городов и расширением торговли.

§ 13

15.10




15.

Горожане и их образ жизни.

Урок-семинар

Беседа,

дискуссия






Иметь представление о жизни горожан в средневековье

§ 14

21.10




16.

Католическая церковь и духовенство. Церковь и еретики.

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Беседа,

самостоятельная работа с текстом



Тест

Выделять главную причину разделения церквей. Определять различия между католической и православной церквами. Называть причины появления ереси.

§ 15

22.10




17.

Крестовые походы.

Урок-практикум

Работа по карте, анализ источников

Работа по карте

Называть причины и последствия крестовых походов. Определять роль духовно-рыцарских орденов в государствах крестоносцев.

§ 16

28.10




18.

Объединение Франции.

Урок-презентация

Беседа,

дискуссия



Вопросы

Выделять слои населения и причины их заинтересованности в поддержке власти короля в его борьбе за объединение Франции. Определять роль Филиппа II Августа в объединении Франции.

§ 17

29.10




2 четверть (14 часов)

19.

Англия в XI-XII вв.

Комбинированный

Работа по учебнику, беседа, работа по карте

Тест

Определять главные последствия нормандского завоевания Англии. Называть реформы в управлении государством при Генрихе II, определять значение реформ. Выявлять причины недовольства в стране Иоанном Безземельным.

§ 18

11.11




20.

Столетняя война

Урок изучении нового материала

Работа по карте, беседа, работа по учебнику




Определять причины Столетней войны. Сравнивать английскую и французскую армии. Определять причины поражения французской армии в начале 15 века и причины перелома в войне с появлением Жанны д Арк.

§ 19

12.11




21.

Усиление королевской власти в к.XV в. во Франции и Англии.

Урок-практикум

Работа по карте, анализ источников, беседа

Тест

Сравнивать цели и средства достижения у Людовика XI и Карла Смелого. Оценивать значение победы Людовика XI над Карлом Смелым.

§ 20-21

18.11





22.

Усиление королевской власти в к.XV в. во Франции и Англии.

Урок-практикум

Работа по карте, анализ источников, беседа

Тест

Сравнивать цели и средства достижения у Людовика XI и Карла Смелого. Оценивать значение победы Людовика XI над Карлом Смелым.

§ 20-21

19.11





23.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Самостоятельная работа с текстом, беседа




Называть причины успехов и неудач Реконкисты. Определять особенности развития христианских государств на Пиренейском полуострове.

§ 22

25.11




24.

Феодальная раздробленность в Германии и Италии в XI-XV вв.

Урок изучения нового

Анализ источников, работа с картой, беседа

Тест

Определять условия и причины роста богатств городов Италии.

§ 23-24

26.11





25.

Феодальная раздробленность в Германии и Италии в XI-XV вв.

Урок изучения нового

Анализ источников, работа с картой, беседа

Тест

Определять условия и причины роста богатств городов Италии.

§ 23-24

02.12





26.

Гуситское движение в Чехии.

Комбинированный

Самостоятельная работа с текстом, беседа

Вопросы

Сравнивать цели умеренных и таборитов. Определять причины победы гуситов над крестоносцами, умеренных над таборитами. Определять последствия гуситских войн.

§ 25

03.12




27.

Османская империя в XIV-XVI вв.

Комбинированный

Решение творческих задач




Определять причины падения Византии. Приводить доказательства о борьбе народов Балканского государства против османского нашествия.

§ 26

09.12




28.

Образование и философия. Средневековая литература и искусство.

Урок-презентация

Беседа, просмотр иллюстраций

Сообще

ния


Давать характеристику университета как корпорации. Сравнивать взгляды средневековых богословов.

§ 27-28

10.12




29.

Культура раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения.

Урок-семинар

Беседа, дискуссия

Тест

Раскрывать представления гуманистов о роли, значении и цели человека.

§ 29-30

16.12





30.

Культура раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения.

Урок-семинар

Беседа, дискуссия

Тест

Раскрывать представления гуманистов о роли, значении и цели человека.

§ 29-30

17.12





31.

Средневековый Китай.

Урок-лекция

Беседа,

дискуссия



Тест

Называть последствия объединения Китая в 6 веке. Выделять причины крестьянской войны в Китае в конце IX века, отличия от обычных крестьянских восстаний. По тексту и рисункам определять особенности китайской архитектуры.

§ 31

23.12




32.

Индия. Государства и культура.

Комбинированный

Самостоятель

ная работа с текстом, беседа



Тест

Сравнивать причины распада Делийского султаната с причинами распада Арабского халифата. Используя иллюстрации описывать индийские архитектурные сооружения.

§ 32

24.12




3 четверть (3 часа)

33.

Цивилизации Американского континента.

Урок-практикум

Работа с картой,

беседа, работа с источниками



Тест

Определять особенности цивилизаций американского континента. Характеризовать главные достижения культуры народов Америки.

§ 33

13.01




34.

Африка.

Самост работа

Беседа,

самостоятельная работа с текстом, дискуссия



Вопросы

Определять особенности развития народов стран Африканского континента

§ 34

14.01




35.

Средние века в истории человечества.

Контроль

ный





Контрольная работа







20.01



 

Пояснительная записка



к рабочей программе по Истории России с древнейших времен до конца XVI в. (6 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г..

Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 35 часов, при 2 часах в неделю. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в., и тематическое планирование составлено по XVI век.

Изучение материала предполагает блочно-модульное обучение. Даны 3 модуля, каждый из которых состоит из устного изложения материала, самостоятельной работы учащихся, повторения и обобщения темы.
УМК: Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2009.

А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2009.
Основные цели курса: формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма.

Задача курса:

• выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

• работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

• определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

• изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

• давать оценку отдельным явлениям культуры;

• составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

• составлять характеристику исторических деятелей;

• участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Тематическое планирование курса «История России с древнейших времён до конца ХVI века». (35 часов)

Введение.

Русь Древняя (9 часов)

Восточные славяне. Формирование древнерусского государства. Первые русские князья. Крещение Руси. Культура и быт народов Древней Руси.



Политическая раздробленность на Руси. (9 часов)

Причины и ход раздробления древнерусского государства. Борьба Руси с западными завоевателями и Золотой Ордой.



Русь Московская. (13 часов)

Постепенное объединение русских земель вокруг Москвы. Создание единого государства и конец ордынского владычества. Русь при Иване Грозном. Культура и быт ХV – ХVI веков.



Проект «Имя в истории России» (4 часа)

Календарно-тематическое планирование
по истории России

6 класс (35 часов)


модуля


Тема

Урока


Тип урока

Характеристика

деятельности учащихся, виды

деятельности


Контроль

Планируемые

результаты

освоения

материала



Дом.

задание


Дата

Предполага

емая


Факти

ческая




3 четверть (17 часов)

Введение. Русь древняя (9 часов).

1.

«Откуда есть пошла Русская земля…»

Урок-лекция/

Презента


ция

Беседа

Вопросы

Иметь представление о предках славян и районе их расселения. Уметь составлять связный рассказ об основных занятиях, быте, верованиях, общественном устройстве восточных славян.

С. 4-6

§ 1


21.01




2.

Соседи восточных славян.

Формирование древнерусского государства.



Урок-практикум

Практическое занятие,

работа по карте, беседа



Вопросы

Уметь представлять связный рассказ о процессе формирования государства у восточных славян. Знать основные точки зрения о норманнской теории в исторической науке.

§ 2


27.01






3.

Соседи восточных славян.

Формирование древнерусского государства.



Урок-практикум

Практическое занятие,

работа по карте, беседа



Вопросы

Уметь представлять связный рассказ о процессе формирования государства у восточных славян. Знать основные точки зрения о норманнской теории в исторической науке.

§ 3



28.01





4.

Первые киевские князья.

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Самостоятельная работа с текстом, беседа




Иметь представление об основных направления внутренней и внешней политики первых русских князей.

§ 4

03.02




5.

Князь Владимир и крещение Руси.

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа

Сообще

ния


Уметь вычленять особенности принятия христианства по сравнению с язычеством.

§5


04.02




6.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Урок-практикум

Решение творческих задач, работа с терминами




Знать деятельность Ярослава Мудрого в деле укрепления государственности на Руси.

§ 6


10.02




7.

Культура и быт Древней Руси.

Урок-семинар

Дискуссия, презентация,

беседа


Вопросы

Уметь вычленять основные группы населения Древнерусского государства и сравнивать их социальный статус. Знать процесс развития культуры Древней Руси.

§ 7

11.02





8.

Культура и быт Древней Руси.

Урок-семинар

Дискуссия, презентация,

беседа


Вопросы

Уметь вычленять основные группы населения Древнерусского государства и сравнивать их социальный статус. Знать процесс развития культуры Древней Руси.

§ 8

17.02





9.

«Древняя Русь. Какая она?»

Обобщаю

щий урок


Решение творческих задач

Тест







18.02




Политическая раздробленность на Руси (9 часов)

10.

Начало раздробления Древнерусского государства.

Урок-лекция/презентация

Беседа,

дискуссия



Вопросы

Уметь объяснять закономерности феодальной раздробленности. Знать причины обособления княжеств и уметь объяснять последствия этого процесса.

§ 9

24.02





11.

Главные политические центры Руси.

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Работа по карте, беседа,

самостоятельная работа с текстом



Таблица

Иметь представление об особенностях развития крупных русских княжеств.

§ 10, 11


25.02






12.

Главные политические центры Руси.

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Работа по карте, беседа,

самостоятельная работа с текстом



Таблица

Иметь представление об особенностях развития крупных русских княжеств.

§ 10, 11



03.03





13.

Нашествие с Востока.

Урок-практикум

Анализ источников, работа по карте, практическая работа

Работа по карте

Уметь объяснять причины завоевания Руси монголами и последствия монголо–татарского ига. Развивать умения работать с картой и историческими документами.

§12

04.03





14.

Борьба Руси с западными завоевателями.

Урок-практикум

Беседа,

работа по карте






Иметь представление о полководческом искусстве Александра Ярославича.

§ 13

10.03





15.

Русь и Золотая Орда.

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Беседа,

самостоятельная работа с текстом



Тест

Уметь объяснять сущность монголо-татарского ига

§ 14

11.03





16.

Русь и Литва.

Урок-практикум

Работа по карте, анализ источников

Вопросы

Уметь объяснять сущность

Литовско – Русского государства.



§ 15


17.03





17.

Культура русских земель в XII-XIII вв.

Урок-лекция

Беседа,

дискуссия






Знать особенности русской культуры в XII – XIII вв. Уметь объяснять основные научные знания в изучаемый период. Знать основные каноны русского зодчества и храмового искусства. Иметь представление об основных жанрах русской литературы, церковном искусстве и храмовом зодчестве.

§ 16

18.03





4 четверть (18 часов)

18.

«Русь удельная: путешествие во времени»

Обобщаю

щий


урок/игра

Решение творческих задач, игра










31.03




19.

Русские земли во II половине XII-I половине XV вв.

Урок-лекция

Беседа,

дискуссия






Иметь представление о причинах возвышения Москвы и закономерностях образования древнерусского государства.

§ 17

01.04





20.

Куликовская битва.

Урок-практикум

Работа по карте, анализ источников, беседа

Вопросы

Знать причины появления теории «Москва – Третий Рим». Знать начало, ход и итоги Куликовской битвы

§18

07.04





21.

Московское княжество в конце XIV – середине XV вв..

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Самостоятельная работа с текстом, беседа




Уметь анализировать внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти ХIV в.;

§ 19


08.04





22.

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

Урок-практикум

Анализ источников, работа с картой, беседа




Развивать умения работать с картой и историческими документами.

§ 20

14.04





23.

Московское государство в конце ХV – начале ХVI века.

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Самостоятельная работа с текстом, беседа

Вопросы

Характеризовать развитие Российского государства в конце ХV века; определять основные направления внутренней и внешней политики Ивана III.

§ 21


15.04





24.

Церковь и государство в конце ХV – начале ХVI века.

Урок изучения нового

Решение творческих задач

Вопросы

Уметь анализировать полученную историческую информацию.

§ 22

21.04





25.

Реформы Избранной рады.

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Самостоятельная работа с текстом, беседа




Иметь общее представление об Иване IV; уметь устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV)

§ 23

22.04





26.

Внешняя политика Ивана IV.

Урок-практикум

Работа с картой,

беседа


Вопросы

Уметь объяснять причины завоеваний Ивана Грозного; развивать умения работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).

§ 24

28.04





27.

Опричнина.

Лабораторное занятие по учебнику и документу

Беседа,

самостоятельная работа с текстом, дискуссия



Таблица

Уметь определять факторы, способствовавшие усилению царской власти; характеризовать опричнину, выделяя ее причины и итоги

§ 25

29.04





28.

Культура Руси в XIV-XVI вв.

Урок-презентация

Беседа,

дискуссия



Сообще

ния



Уметь определять основные особенности развития русской национальной культуры

§ 26

05.05





29.

Архитектура и живопись.

Урок экскурсия

Беседа, сообщения




Уметь рассказать о творчестве художников.

§ 27

06.05




30.

Быт ХV – ХVI веков.

Урок презентация

Сообщения учащихся




Давать характеристику особенностей уклада жизни, одежды разных слоёв общества.

§ 28

12.05




31.

Русь в XVI веке.

Контроль

ный урок


Письменный опрос







С. 256

13.05




32.

Проект «Имя в истории России»

Урок-исследование

Работа с текстом, документом, беседа




Уметь выбрать информацию по теме проекта, подготовить с помощью учителя презентацию.




19.05





33.

Проект «Имя в истории России»

Урок-исследование

Работа с текстом, документом, беседа




Уметь выбрать информацию по теме проекта, подготовить с помощью учителя презентацию.



20.05






34.

Проект «Имя в истории России»

Урок-презентация

Работа с текстом, документом, беседа




Уметь выбрать информацию по теме проекта, подготовить с помощью учителя презентацию.



26.05





35.

Итоговый урок. Презентация проекта.

Презента

ция





Сообще

ния








27.05




скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по истории класс IX всего часов на учебный год 70 Количество часов в неделю 2 Учитель: Лисицкая
409.73kb.
Рабочая программа по истории класс VI всего часов на учебный год 70 Количество часов в неделю 2 Учитель: Лисицкая
355.02kb.
Рабочая программа по истории класс VII всего часов на учебный год 70 Количество часов в неделю 2 Учитель: Лисицкая
301.11kb.
Рабочая программа по истории класс VIII всего часов на учебный год 70 Количество часов в неделю 2 Учитель: Лисицкая
321.5kb.
Рабочая программа по литературе класс- 7 Всего часов на учебный год -70 Количество часов в неделю -2 Учитель: Беспалова
309.09kb.
Рабочая программа по литературе класс- 9 Всего часов на учебный год -105 Количество часов в неделю -3 Учитель: Беспалова
441.92kb.
Рабочая программа по геометрии 9 класс на 2009 2010 учебный год количество часов в неделю 2 всего 68 часов
290.34kb.
Рабочая программа по культуре общения Класс -9 Всего часов на учебный год 18 Количество часов в неделю 0,5 Учитель
54.4kb.
Рабочая программа по истории на 2011-2012 учебный год 6 «А» класс 2 часа в неделю количество часов в год 68 Учитель
349.9kb.
Рабочая программа по истории Класс: 8 Итого: 68 часов в неделю: 2 часа 2012-2013 учебный год ( 26 часов )
450.08kb.
Рабочая программа по истории 7 класс Составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории
251.09kb.
Рабочая программа по истории 6 класс Составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории
194.19kb.