Главная стр 1
скачать

ПРИНЯТО

решением СОУ СОШ № 599

от «__»__________________

протокол № 1







УТВЕРЖДЕНО

Директор школы№599

__________Л.Д. Клевцова


Рабочая программа учебного предмета

История

для 6 класса

Разработчик

программы

учитель истории

высшей квалификационной категории

Месяц Ю.В.

2013 год
Пояснительная записка

Рабочая программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования. Учебный предмет «История» составляет вертикаль гуманитарного образования.

Структура курса и последовательность изложения учебного материала: преподавание курса «Всеобщая история» и «История России».

Авторская. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, к.и.н. Допущено Министерством образования и науки РФ. М., «Просвещение», 2012.

Авторская. В.А. Ведюшкин, Допущено Министерством образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2012

Предмет изучается в 5-9 классах в общем объеме 2 часа в неделю.




класс

«Всеобщая история»

(28 часов)



«История России»

(40 часов)



5 класс

70 часов

История древнего мира






6 класс

История средних веков

История России с древнейших времен до XVI в.в.

7 класс

История нового времени

История России XVI - XVIII в.в.

8 класс

История нового времени

История России XIX века


9 класс

История новейшего времени

История России XX век


Рабочая программа составлена на основе

▪ Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории (ФГОС 2012 г.).

Цель школьного курса «История»:

Основной целью школьного курса истории является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории.


Цели курса истории:

▪ формирование представлений об истории как части общемирового исторического процесса;

▪ ознакомление учащихся с новыми теориями на происхождение человека и человеческого общества, движение человечества от первобытности к цивилизации;

объяснение ключевых исторических понятий;

▪ целостное и яркое описание цивилизаций мира с особым вниманием к культурной жизни древних народов;

▪ показ социальной жизни, структуры общества, взаимоотношений в нем;

▪ воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира, в духе демократических ценностей современного общества;

▪ формирование у учащихся умений применять исторические знания в общении с людьми в поликультурном и полиэтничном обществе.



Задачи изучения истории:

▪ овладение учащимися знаний об этапах развития человечества;

▪ развитие способности учащихся анализировать содержание в различных источниках информации;

▪ формирование у учащихся умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений;

▪ формирование у молодого поколения ориентиров для гражданского, социального и культурного становления.

Результаты обучения и освоения содержания курса по истории:

Важнейшим результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально – адаптивной, когнитивной, информационно- технологической, коммуникативной.



Личностные результаты:

▪ освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод личности;

▪ осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению совей позиции и ответственному поведению в современном мире;

▪ понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.


Метапредметные результаты:

▪ способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную и общественную;

▪ владение навыками работы с учебной информацией – анализировать, обобщать, составлять простой план;

▪ способность решать творческие задачи, представлять свои результаты в различных формах - сообщение, презентация, реферат;

▪ готовность к сотрудничеству с учащимися класса, освоение межкультурного взаимодействия.

Предметные результаты:

▪ овладение целостными представлениями об историческом пути народов мира;

▪ способность применять исторические знания для понимания событий прошлого и современности;

▪ умение систематизировать информацию и различных исторических источников;

▪ расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни действий народов мира.

В результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями:



Знание хронологии, работа с хронологией:

▪ указывать хронологические рамки и периоды ключевых исторических событий;

▪ соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

▪ характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий;

▪ группировать факты по различным признакам.

Работа с историческими источниками:

▪ читать историческую карту с опорой на легенду;

▪ проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;

▪ сравнивать данные разных источников.



Описание (реконструкция):

▪ рассказывать устно или письменно об историческом событии;

▪ характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические периоды;

▪ составлять описание исторических объектов, памятников.



Анализ, объяснение:

▪ различать факт и его описания;

▪ называть характерные признаки исторического события;

▪ раскрывать смысл исторических понятий;

▪ сравнивать исторические события и явления.

Работа с версиями, оценками:

▪ приводить оценки исторических событий и личностей;

▪ определять свое отношение к событию и личности.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

▪ использовать знания по Всеобщей истории и истории России для оценивания сущности современных событий;

▪ способствовать сохранению памятников культуры и истории.

Оснащение учебного курса «История»

Учебно-методический комплекс истории (УМК), созданный авторами – учитывает требования государственных стандартов по освоению данного учебного курса.

УМК предполагает организацию процесса обучения в в традиционной образовательной среде с компьютерной поддержкой (в обычном кабинете истории, оснащенном демонстрационными средствами для использования электронных учебных программ–презентаций, словарей);

Оснащение УМК входят следующие электронные средства обучения:

▪ программы-презентации для учителя и учащихся;

▪ компьютерные обучающие программы для учащихся;

▪ электронные словари-справочники;

▪ электронные тренинги;

▪ электронные тесты;

▪ электронный журнал учителя.

Электронные средства обучения, в зависимости от их предназначения, содержат различные виды цифровых образовательных ресурсов.

Требования к уровню подготовки учащихся по Истории средних веков.

1.Называть хронологические рамки Средневековья.

2.Называть имена наиболее известных: а)правителей; б)общественных и религиозных деятелей; в)первооткрывателей, ученых, представителей духовной, художественной культуры средневековья; г)участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных движений средневековья.

3.Показывать на исторической карте местоположение государств средневекового мира.

4.Описывать занятия и образ жизни людей в средневековых обществах Европы и Востока.

5.Составлять описание средневековых памятников: а) жилых и общественных зданий, храмов; б) предметов быта; в) произведений искусства.

6. Называть характерные, существенные черты:

- политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке;

- социального положения людей в средние века(правителей, знати, подданных; свободных и зависимых);

- представлений средневекового человека о мире; религиозных воззрений, ценностей, господствовавших в средневековых обществах.

7. Объяснять значение понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, община, феодальные отношения, сословие, иерархия (феодальная, церковная), монархия, политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гуманизм

Владеть компетенциями:

▪ коммуникативной компетенцией;

▪ смыслопоисковой компетенцией;

▪ компетенцией личностного саморазвития;

▪ информационно-поисковой;

▪ рефлексивной компетенцией;

▪ учебно-познавательной компетенцией;

Календарно-тематическое планирование

Темы разделов программы

Количество часов

Период,дата

Введение в историю Средних веков. Живое Средневековье.

1

1 неделя сентября

Становление Средневековой Европы (VI-ХI века)

4

1-3 неделя сентября

Византийская империя и славяне в VI-ХI вв.

2

3-4 неделя сентября

Арабы в VI-ХI вв.

2

4 неделя сент.1нед. октября

Католическая церковь в ХI-XIII вв. Крестовые походы

1

1-2 неделя октября

Образование централизованных государств в Западной Европе (ХI-ХVвв.)

7

2-4 неделя октября 2 нед.ноября

Германия и Италия в ХII-ХV вв.

3

3 -4неделя ноября

Славянские государства и Византия в ХIV-ХV вв.

2

4 неделя ноября 1 неделя декабря

Культура Западной Европы в ХI-ХV вв.

2

1-2 неделя декабря

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

3

3-4 неделя декабря

Итоговый урок. Наследие истории Средних веков в истории человечества.

1

4 неделя декабря

Всего

28





6 класс

История Средних веков (28 часов)

Вводный урок. Живое Средневековье. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. (1ч)

Раннее Средневековье. Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.(8 ч)

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.



Средневековое европейское общество (15 часов)

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства ­– православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.) (3 часа)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовые цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.



Поурочное планирование истории Средних веков

(28 часов).

№ урока

Дата урока

Тема урока

Домашнее задание

Введение (1час) Что изучает история Средних веков

Ранее Средневековье (9 часов)

2




Великое переселение народов

&1, вопр.1-3 стр.25

3




Христианская церковь в раннее средневековье

&2

4




Франкская империя

&3

5




Западная Европа в IX-XI веках.

&4

6




Византийская империя и ее культура.

&6.7

7




Славяне в раннее средневековье

&8

8-9




Арабский халифат.

&9,10

Расцвет Средневековья (9 часов)

11-12




Феодальное общество.

&11, 13

13




Средневековый город.

&14

14




Ремесло и торговля в средневековом городе

&15

15




Католическая церковь в эпоху высокого средневековья

&16

16




Крестовые походы.

&17

17




Франция в эпоху высокого средневековья

&19

18




Англия в эпоху высокого средневековья

&20

19




Священная Римская империя в эпоху высокого средневековья

&21

20




Культура эпохи высокого средневековья

&22-23

«Осень» Средневековья (5 часов)

21




Столетняя война.

&25

22




Усиление королевской власти в Англии и во Франции в конце XV века.

&26

23




Польша и Чехия в эпоху позднего средневековья

&27

24




Эпоха Возрождения

&29

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века ( карта Индия и Китай в Средние века) (3 часа)

25




Индия и Китай в эпоху средневековья

&30-31

26




Империи Чингисхана и Тимура

&32

27




Народы Африки и Америки в эпоху Средневековья

&33-34

28




Итоговый урок. Наследие истории Средних веков в истории человечества.





Технологии и характеристика основных видов деятельности.

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности ученика.

Раздел I. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ(28)

Введение в предмет (1 час)

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.



Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники»

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю

Объяснять, как ведется счет лет в истории, Определять место средневековья на ленте времени.

Называть, характеризовать исторические источники по истории средних веков

Раннее средневековье V-XIII вв. (9 часов)

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Падение Западной Римской империи.

Образование варварских королевств.


Расселение франков, занятия, общественное устройство. Законы франков. «Салическая правда»

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Держава Каролингов: этапы формирования; короли и подданные. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Юстиниан. Кодификация законов. Культура Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Арабская культура.



Показывать перемещения племен времени Великого переселения.

Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе германских племен.

Объяснять значение понятий «вождь», «дружина», «король», «монах», «римский папа».

Составлять характеристику Карла Великого, высказывая суждения, почему о том. Почему его называли Великим.

Разъяснять причины и распространение христианства в Европе.

Представлять описание памятников культуры раннего Средневековья и высказывать суждение о них.

Показывать на карте территорию Византийской империи, называть соседствовавшие с ней народы и государства.

Раскрывать значение понятий и терминов: «василевс», «кодекс», «фреска» «мозаика».

Характеризовать внешнюю политику Византии.

Составлять исторический портрет импреатора Юстиниана.



Рассказывать о культуре Византии, представлять описание выдающихся памятников.
Показывать на карте территорию населенные и завоеванные арабами в период раннего Средневековья.

Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен.

Раскрывать значение понятий и терминов: «ислам», «Коран», «мусульманин» «халифат».

Характеризовать внешнюю политику Арабского халифата.

Составлять исторический портрет Мухаммеда.

Рассказывать о культуре Арабского халифата.

Зрелое средневековье. (15 часов)

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Города – центры ремесла и торговли, городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города – республики. Облик средневековых городов. Жизнь и быт горожан.

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы.

Экономическое и социальное развитие европейских стран. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культура средневековой Европы. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Место религии в жизни человека. Образование: школы и университеты. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее возрождение: художники и их творения.




Рассказывать об условиях жизни и занятиях различных сословий средневекового общества – рыцарей. Крестьян, ремесленников, торговцев и т.д.

Характеризовать источники, рассказывающие о жизни и быте крестьян, горожан.

Раскрывать значение понятий «феодал», «сеньор», «вассал», «рыцарь», «сословие», «гильдия», «цех».

Показывать на карте города и торговые пути Европы и Азии

Объяснять предпосылки и следствия появления рыночной системы.


Знать хронологию появления православия и католицизма

Показывать на карте Крестовые походы

Объяснять причины, повод крестовых походов, последствия для Европы и Азии.


Характеризовать процесс создания централизованного государства в Европе.

Показывать на карте территорию новых государств.

Рассказывать о создании сословно – представительных органов власти в централизованном государстве

Объяснять, какую роль играли исторические личности в процессе противостояния интересов различных социальных групп.

Давать пояснения событиям Столетней войны.


Объяснять, какое значение имели социальные выступления в средневековой Европе

Рассказывать о развитии наук, образования в Средние века.

Представлять описание произведений разных видов европейского искусства, высказывая и аргументируя свои суждения.

Характеризовать особенности Гуманизма и Раннего Возрождения.



Объяснять, в чем состоит вклад средневекового общества в мировое культурное наследие.

Страны Востока в Средние века. (2часа)

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин.

Средневековая Япония.

Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.

Культура народов Востока в средние века. Литература. Архитектура, Традиционные искусства и ремесла.




Показывать на карте территории государств Востока, места значительных событий, направления завоеваний.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения государств Востока.

Характеризовать верования, объяснять, какую роль играли религиозные культы в обществе.

Описывать общественно – политическое устройство государств Востока.

Объяснять значение понятий «хан», «орда», «сёгун», «самурай», «каста».
Представлять описание памятников культуры народов Востока.


Народы Америки в средние века (1 час)

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Показывать на карте древние государства Америки.

Рассказывать о культуре, верованиях и нравах народов Центральной и Южной Америки.

Историческое и культурное наследие Средневековья (1 час)

Вклад средневековья в историю человечества.

Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия средневековых цивилизаций для современного мира.


БЛОК 2. История России. Основное содержание курса. 6 класс

Данная программа является составной частью учебно-методического комплекта по отечественной истории для 6 класса, изданного в издательстве «Просвещение»: Данилов А.А., Косулина Л.Г.

Основной целью курса истории России является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

Данная программа предоставляет возможность более подробного рассмотрения сюжетов, связанных с историей различных конфессий, наций и народностей, государственных образований.



Основные цели курса История России:

▪ выработка у учащихся представлений об основных источниках знаний о прошлом нашей страны;

▪ развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей);

▪ формирование ценностных ориентаций и убеждений ученика на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, воспитание патриотизма;

▪ развитие гуманитарной культуры учащихся, приобщение к ценностям культуры народов нашей страны.

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

▪ работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний по истории России;

▪ определять хронологию событий из истории России, соотносить событие с веком, эпохой;

▪ изучать исторические источники по истории России, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

▪ анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

▪ давать оценку отдельным явлениям культуры из истории России;

▪ составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

▪ составлять характеристику исторических деятелей;

▪ участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся

по истории России с древнейших времен до конца 16века

1. Указывать: а) хронологические рамки существования Древнерусского государства; б)даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей, становления Русского государства.

2.Называть: а) место, обстоятельства, участников событий, указанных в п.1; б) князей, политических, общественных и военных деятелей; в) наиболее значительных представителей и достижения культуры древней и средневековой Руси.

3.Называть, показывать на исторической карте:

-территории расселения восточнославянских племен;

-основные древнерусские города;

-крупнейшие русские земли периода политической раздробленности;

-территорию Русского государства в XV-XVIвв.

4.Описывать занятия, образ жизни населения древней и средневековой Руси.

5.Составлять описание памятников древнерусской культуры: а) жилых построек, храмов; б) предметов труда и быта; в) произведений художественной культуры.

6.Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков; становления и развития Русского государства; закрепощения крестьян.

7.Называть характерные, существенные черты:

-экономических и социальных отношений в древней и средневековой Руси, положения разных групп населения;

-развития русских земель под властью Орды;

-политического устройства Древнерусского государства и Московского государства, внутренней и внешней политики русских самодержцев.

8.Объяснять значение понятий: Древнерусское государство, монголо-татарское иго, политическое объединение русских земель, централизованное государство, сословно-представительная монархия, самодержавие, помесная система, закрепощение крестьян, опричнина.

9.Сравнивать развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности; деятельность Избранной рады и опричнину.

10.Излагать суждения о причинах и последствиях: политической раздробленности русских земель; зависимости Руси от Орды; объединения русских земель вокруг Москвы; социальных движений.

11.Приводить оценки; значения Куликовской битвы, деятельности Ивана IV.

Календарно-тематическое планирование (40 чаов)

Темы разделов программы

Количество часов

Период, дата

Вводный урок

1

2 неделя января

Глава 1. Русь Древняя

9

2 неделя января

4 неделя февраля



Глава 2. Политическая Раздробленность на Руси

10

1неделя марта

2 неделя апреля




Глава 3 Русь Московская

18

3неделя апреля

3 неделя мая



Итоговое повторение

2

4 неделя мая

Итого

40





Вводный урок. Россия сквозь глубь веков. (1ч)

Русь Древняя. (12 часов)

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX – начало XII в.)

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Политическая раздробленность Руси. (10 часов)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Русь Московская (13 часов)

Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.



Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

Итоговое повторение – 2 часа



№ урока

Дата урока

Тема урока

Домашнее задание

1




Введение(1 час)

С.4-6

Восточные славяне (2 часа)

2




Восточные славяне

&1

3




Соседи восточных славян

&2

Русь в IX-первой половине XII веков (7 часов)

4




Формирование Древнерусского государства

&3

5




Первые киевские князья

&4

6




Владимир Святославович. Принятие христианства

&5

7




Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

&6

8




Культура Древней Руси

&7

9




Быт и нравы Древней Руси

&8

10




Обобщающее повторение




Русь во второй половине XII-XIII веков (10 часов)

11




Начало раздробления Древнерусского государства

&9

12




Главные политические центры Руси

&10

13




Главные политические центры Руси

&11

14




Нашествие с Востока

&12

15




Борьба Руси с западными завоевателями

&13

16




Александр Невский (просмотр видеофильма)




17




Русь и Золотая Орда

&14

18




Русь и Литва

&15

19




Культура русских земель в XII-XIII веках

&16

20




Обобщающее повторение

&12-16

Образование единого Русского государства (8 часов)

21




Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

&17

22




Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

&18

23




Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в.

&19

24




Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

&20

25




Московское государство в конце XV-начале XVI века

&21

26




Церковь и государство в конце XV-начале XVI века

&22

27




Основные социальные слои Российского государства в XIV-начале XVI века

Лекция

28




Обобщающее повторение

&17-22

Московское государство в XVI веке (9 часов)

29




Реформы Избранной рады

&23

30




Внешняя политика Ивана IV

&24

31




Внешняя политика Ивана IV

&24

32




Опричнина

&25

33




Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках

&26

34




Архитектура и живопись в XIV-XVI веках

&27

35




Быт XV-XVI веков

&28

36




Родной край в XIV-XVI веках

Сообщения, презентации

37




Обобщающее повторение. Самостоятельная работа.

&17-28

38




Итоговое повторение и обобщение

Сравнительная таблица


Технологии и характеристика основных видов деятельности


Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности ученика.

Вводный урок. Россия сквозь глубь веков. (1ч)


История России – часть всемирной истории. Источники по российской истории.

Раскрыть значение терминов «исторические источники»

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю

Определять по карте своеобразие геополитического положения России


Русь древняя (9 ч)

Древнейшие народы на территории России

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.



Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа, Северного Причерноморья.

Объяснять причины межэтнических контактов взаимодействий.

Характеризовать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов древних государств..


Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX – начало XII в.)

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Древнерусская культура. Былинный эпос. Распространение славянской письменности, грамотность на Руси. Летописание. Литература. Памятники древнерусского зодчества. Храмовая живопись. Иконы. Города – центры культурной и религиозной жизни. Быт и нравы населения городов и деревень.

Историческое и культурное наследие Древней Руси.


Показывать на карте территории прародины славян, расселения восточных славян.

Раскрывать причины и время образования древнего государства Русь.

Давать характеристику жизни, быту, верованиям восточных славян.


Высказывать оценочные суждения о призвании варягов на Русь.

Характеризовать сущность древнерусского государства как раннефеодального.

Систематизировать материал о деятельности первых князей на основании учебника и исторических источников.

Рассказывать о взаимодействии славян с народами на прилегающих территориях.

Составлять исторический портрет древнерусских князей.

Рассказывать о принятии христианства на Руси.

Показывать территорию государства при Ярославе и Владимире Мономахе.

Характеризовать положение различных групп населения Древней Руси.
Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.

Описывать памятники древнерусского зодчества и живописи, предмет декоративно – прикладного искусства.

Осуществлять поиск информации.

Систематизировать исторический материал. Высказывать суждение о значении наследия Древней Руси.


Политическая раздробленность на Руси (10 часов)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».


Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь.

Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.



Объяснять смысл понятия политическая раздробленность.

Называть хронологические рамки периода раздробленности

Показывать на карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси.

Рассказывать о положении людей на фронте и в тылу.

Характеризовать особенности географического положения и социально- экономического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель.

Показывать на карте завоевания монгольских племен.

Раскрывать основные этапы взаимоотношений Древней Руси и Орды.

Характеризовать особенности завоеваний монголо- татарами древнерусских княжеств.

Объяснять в чем выражалась зависимость русских княжеств от Золотой Орды, повинности населения.

Рассказывать на основе информации, карт, схем о Невской битве и Ледовом побоище.

Составлять характеристику Александра Невского.


Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.

Русь Московская (18 ч)

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.


Показывать на карте территорию Северо – Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.

Объяснять причины и следствие объединения русских земель вокруг Москвы.

Высказывать оценку деятельности Ивана Калиты.

Раскрывать основные значение Куликовской победы.

Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.

Характеризовать отношения Руси и Литвы.

Составлять характеристику централизованного государства.

Раскрывать тенденции развития русского государства.

Объяснять особенности политических отношений Руси и Орды.

Составлять характеристики вотчинного и поместного землевладения

Изучать отрывки из судебника 1497 года.

Раскрывать роль православной церкви в становлении и развитии российской государственности.


Объяснять значение понятия « Москва – третий Рим».

Составлять таблицу о достижениях культуры Руси.

Описывать памятники древнерусского зодчества и живописи, предмет декоративно – прикладного искусства.



Составлять рассказы о выдающихся деятелях искусства эпохи.

Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.

Русская культура XVI в.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».



Характеризовать социально- экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI века.

Систематизировать факты, относящиеся к внутренней и внешней политике.

Объяснять, какие интересы лежали в основе конфликтов и войн.

Высказывать свое мнение об опричнине.

Изучать исторические источники эпохи: Домострой, Стоглав, Судебник 1550 г.

Составлять характеристику Ивана Грозного

Показывать на карте военные походы и расширение территори государства.



Систематизировать материалы об основных социально- экономических и политических процессах страны в XVI веке ( закрепощение крестьян, укрепление самодержавия)

Рассказывать о развитии культуры Руси в XVI в.

Описывать памятники русского зодчества и живописи, предмет декоративно – прикладного искусства.

Осуществлять поиск информации.

Систематизировать исторический материал. Высказывать суждение о значении культурного наследия эпохи.






скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования. Учебный предмет «История» составляет вертикаль гуманитарного образования
410.97kb.
Рабочая программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел
129.88kb.
Примерная программа по истории на ступени основного обшего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел
1303.42kb.
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и на основе Примерной
741.92kb.
Пояснительная записка рабочая программа основного общего образования по обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «Обществознание»
103.6kb.
Пояснительная записка рабочая программа основного общего образования по обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «Обществознание»
186.2kb.
Пояснительная записка рабочая программа основного общего образования по обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «Обществознание»
156.64kb.
Рабочая программа по истории для 10-11 классов (социально-гуманитарного профиля) составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по предмету «История» (профильный уровень) мо РФ 2008 г
957.95kb.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России
289.07kb.
Пояснительная записка образовательная программа начального общего образования мбоу сош №18
2213.06kb.
Концепция фундаментального ядра содержания общего образования
135.73kb.
Рабочая программа по экологии на 2011-2012 учебный год 7 класс
208.9kb.