Главная стр 1стр 2

Рабочая программа обсуждена на методическом Утверждаю:

объединении учителей начальных классов. Директор школы

Протокол № 1 от 25 августа 20 10 г. ............................

/ Лукашёва И.В./



Рабочая программа

по курсу математика

(предмет)
для 2 А класса

на 136 часа (ов)

составлена на базе Федеральной программы

Начальные классы. «Математика».

Автор: А.Л. Чекин

Составил учитель

..Герасимова................

..Лилия Владимировна..

(Ф.И.О.)


МОУ

«Чистогорская средняя общеобразовательная школа»


Математика
Класс – 2 А
Учитель – Герасимова Лилия Владимировна
Количество часов в неделю – 4 ч.
Количество часов за год – 136 ч.
1-ое полугодие – 66 ч.
2-ое полугодие – 70 ч.

Контрольных работ – 12 ч.


Контрольных арифметических диктантов – 4 шт.
Рабочая программа составлена на основе: Программы четырёхлетней начальной школы. Составитель сборника программ Р.Г. Чуракова. Допу- щена Министерством образования РФ. – М.: Академкнига/ Учебник, 2007. Программма курса «Математика», А.Л. Чекин. 2 класс,

136 часов; учебника «Математика. В 2-х ч.». А.Л. Чекин. Под редакцией Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2010; тетради «Математика в вопросах и заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. В 2-х ч.». О.А. Захарова, Е.П. Юдина. Под редакцией Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2010; тетради «Математика в практических заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы№ 3». О.А. Захарова. Под редакцией Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.


Учебник: «Математика. 2 класс. В 2-х ч.». А.Л. Чекин. Под редакцией Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Тетрадь: «Математика в вопросах и заданиях. 2 класс. Тетрадь для само- стоятельной работы. В 2-х ч.». О.А. Захарова, Е.П. Юдина. Под редакцией Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Тетрадь: «Математика в практических заданиях. 2 класс. Тетрадь для само- стоятельной работы № 3». О.А. Захарова. Под редакцией Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Пояснительная записка

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.

Основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.

Отличительной чертой курса является значительное расширение изучения геометрического материала и изучение величин. При этом изучение арифмети-

ческого материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстракт- ного мышления у учащихся.

Предлагаемый курс математики призван не только ввести ребёнка в абстра-ктный мир математических понятий, но и дать первоначальные навыки ориента- ции в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. п. Другими словами, ребёнку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром.

Основная дидактическая идея курса может быть выражена формулой: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. Это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществля- ется при рассмотрении конкретной реальной или учебной ситуации, соответству-ющий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. Это даёт возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приёмов решения открывает ученику путь к выполнению таких заданий, с которыми ему не приходилось сталкиваться.

Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.

Содержание курса представлено как взаимосвязанное развитие пяти содер- жательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической, алгебраической.

Цели курса

1. Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях.

2. Ознакомление с названиями действий, их компонентов и результатов действий.

3. Ознакомление с некоторыми свойствами арифметических действий.

4. Овладение детьми навыками устных и письменных вычислений.

5. Обучение самостоятельному решению задач.

6. Формирование представлений о величинах (длине, массе, площади, времени и др.), о геометрических фигурах и их некоторых свойствах.

Цели и задачи обучения во 2-ом классе
I тема. Нумерация и сравнение чисел

– познакомить с устной и письменной нумерацией двузначных чисел: разрядным принципом десятичной записи чисел, записью и названием «круглых» десятков, принципом построения количественных числительных для двузначных чисел;

– познакомить с устной и письменной нумерацией трехзначных чисел: получением новой разрядной единицы – сотни, третьим разрядом десятичной записи – разрядом сотен, записью и названием «круглых» сотен, принципом построения количественных числительных для трехзначных чисел;

– формировать умение представлять трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

– учить сравнению чисел на основе десятичной нумерации;

– познакомить с изображением чисел на числовом луче;

– дать понятие о натуральном ряде чисел;

– познакомить с римской письменной нумерацией;

– формировать представление о числовых равенствах и неравенствах.
II тема. Действия над числами

– познакомить с устным сложением и вычитанием чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд;

– познакомить с правилом вычитания суммы из суммы;

– познакомить с поразрядными способами сложения и вычитания в пределах 100; разностным сложением чисел; записью сложения и вычитания в столбик: её преимущества по отношению к записи в строчку при поразрядном выполнении действий; способом сложения и вычитания столбиком;

– формировать умение выполнять действия сложения и вычитания с помощью калькулятора;

– дать представление о связи между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания);

– познакомить с уравнением как формой записи действия с неизвестным компонентом;

– познакомить с правилом нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого;

– формировать представление об умножении как сложении одинаковых слагаемых;

– познакомить с понятиями «множитель», «произведение», «значение произведения»; знаком « • »;

– познакомить с табличными случаями умножения; таблицей умножения однозначных чисел (кроме 0 и 1); случаями умножения на 0 и на 1; переме- стительным свойством умножения и его применением;

– формировать умение увеличивать числа в несколько раз;

– познакомить с делением на уровне предметных действий;

– формировать представление о делении как последовательном вычитании заданного числа с фиксацией количества выполненных вычитаний в качестве результата действия;

– познакомить со знаком деления « : »; понятиями «делимое», «делитель», «частное» и «значение частного»;

– познакомить с делением как нахождение заданной доли числа;

– формировать умение уменьшать числа в несколько раз.
III тема. Величины и их измерение

– познакомить с новой единицей длины – метром; соотношением между метром, дециметром и сантиметром: 1 м = 10 дм = 100 см;

– формировать умение сравнивать предметы по массе без её измерения;

– познакомить с единицей измерения массы – килограммом;

– формировать умение измерять массу в килограммах с помощью чашечных весов с гирями и циферблатных весов;

– дать первичное представление о единице массы – центнере; соотношении между центнером и килограммом: 1 ц = 100 кг;

– дать представление о времени как продолжительности;

– формировать умение измерять время с помощью часов;

– дать представление о времени как моменте;

– формировать умение называть момент времени;

– формировать представление о продолжительности как разности момента окончания и момента начала события;

– познакомить с единицами времени: час, минута, сутки, неделя и соотношением между ними;

– познакомить с изменяющимися единицами времени: месяц, год и возможными вариантами их соотношения с сутками; способами запоминания этих соотношений;

– познакомить с календарём;

– дать первичное представление о единице времени – веке; соотношении между веком и годом: 1 век = 100 лет;

– дать первичное представление о делении как измерении величины или числен-ности множества с помощью заданной единицы.


IY тема. Геометрические фигуры и их свойства

– дать представление о бесконечности прямой;

– дать представление о луче как полупрямой;

– познакомить с углом; видами углов: прямой, острый, тупой;

– дать представление об углах в многоугольнике;

– формировать умение находить периметр прямоугольника;

– дать представление о квадрате как частном случае прямоугольника;

– формировать умение вычислять периметр квадрата;

– познакомить с окружностью и кругом; центром, радиусом, диаметром окружности (круга);

– формировать умение строить окружность (круг) с помощью циркуля;

– учить использованию циркуля для откладывания отрезка, равного по длине данному.


Y тема. Арифметические сюжетные задачи

– дать представление об арифметической сюжетной задаче как особом виде математического задания;

– формировать умение выявлять отличительные признаки арифметической сюжетной задачи и её обязательных компонентов: условия с наличием данных и требования с наличием искомого;

– познакомить с формулировкой арифметической сюжетной задачи в виде текста;

– учить находить и исключать из текста «лишнюю» информацию;

– познакомить с разными формами краткой записи задачи; графическим моделированием связей между данными и искомым;

– познакомить с простыми задачами как задачами, в которых искомое является результатом действия над двумя данными;

– формировать умение правильно выбирать действия при решении простой задачи: на основе смысла арифметического действия и с помощью графической модели;

– познакомить с составными задачами как задачами, в которых для нахождения искомого нужно предварительно вычислить одно или несколько неизвестных по имеющимся данным;

– учить преобразованию составной задачи в простую и наоборот за счёт изменения требования или условия; разбиению составной задачи на несколько простых;

– формировать умение записывать решение составной задачи по «шагам» (действиям) и в виде одного выражения;

– дать понятие об обратной задаче;

– формировать умение составлять задачи, обратные данной; использовать решение обратной задачи для проверки правильности решения данной;

– формировать умение решать простые арифметические сюжетные задачи на сложение и вычитание с помощью уравнений.



Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
Формирование личностных УУД

– обучающиеся научатся или получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.



Формирование регулятивных УУД

– обучающиеся научатся или получат возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.



Формирование коммуникативных УУД

– обучающиеся научатся или получат возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.



Формирование познавательных УУД

– обучающиеся научатся или получат возможность научиться:

1. Подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков.

2. Владеть общими приёмами решения задач, выполнения заданий и вычислений:

а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счётных палочек и т.п.), рисунков, схем:

б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно.




Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
Обучающиеся должны знать/понимать:

– счёт на основе новых счётных единиц – десяток и сотня;

– позиционный принцип записи чисел в десятичной системе счисления;

– различие понятий «число» и «цифра»;

– изображение чисел на числовом луче;

– натуральный ряд чисел;

– римскую письменную нумерацию;

– смысл действий (операций) умножения и деления над целыми неотрицательными числами;

– связь между действиями умножения и сложения, деления и вычитания;

– связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания);

– уравнение как форма записи действия с неизвестным компонентом;

– бесконечность луча и прямой;

– окружность и круг;

– измерение массы тел;

– измерение времени;

– связь между временем-датой и временем-продолжительностью;

– арифметическая сюжетная задача как особый вид математического задания;

– формулировка арифметической сюжетной задачи в виде текста;

– графическое моделирование связей между данными и искомым;

– простые и составные задачи;

– обратная задача;

– способы проверки решения данной задачи;

– моделирование и решение простых задач с помощью уравнений;

– все десятичные цифры;

– римские цифры I, V и X;

– названия всех двузначных и трехзначных чисел;


– таблицу сложения однозначных чисел;

– знаки и термины, связанные с умножением и делением (знаки (•) и (:), произве-дение, значение произведения, множители, частное, значение частного, делимое, делитель);

– таблицу умножения однозначных чисел;

– порядок выполнения действий в выражениях и без скобок, содержащих действия одной или разных ступеней;

– роль скобок при определении порядка выполнения действий;

– переместительный закон умножения;

– изученные геометрические термины (прямая, луч, угол, виды углов: прямой, острый, тупой; квадрат, периметр, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр, радиус, диаметр);

– изученные единицы длины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними;

– изученные соотношения между единицами длины (1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см);

– изученные единицы массы (килограмм, центнер);

– изученные единицы времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношения между ними;

– термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ, данные, искомое).


Обучающиеся должны уметь:

– читать и записывать все однозначные, двузначные и трёхзначные числа;

– сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или =);

– применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;

– воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения;

– применять правило вычитания суммы из суммы;

– воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулём, умножения с нулём и единицей;

– выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах трёх разрядов на уровне навыка;

– строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;

– находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи изме-рительной линейки и с помощью вычислений;

– выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 м 6 дм или 16 дм или 160 см);

– распознавать и формулировать составные задачи;

– разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи реше-ния (по действиям и в виде одного выражения);

– формулировать обратную задачу и использовать её для проверки решения данной.


Обучающиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
– отмечать на бумаге точку, проводить прямую линию по линейке;

– определять длину предметов и расстояний (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;

– чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;

– определять время по часам;

– определять месяц, год и время года;

– оценивать размеры предметов на глаз.



Используемая литература
1. А.Л. Чекин. Учебник. «Математика. 2 класс. В 2-х ч.». Под редакцией Р.Г. Чу- раковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

2. О.А. Захарова, Е.П. Юдина. Математика в вопросах и заданиях. 2 класс. Тет-радь для самостоятельной работы. В 2-х ч. Под редакцией Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

3. О.А. Захарова. Математика в практических заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3. Под редакцией Р.Г. Чураковой. – М.: Академ- книга/Учебник, 2010.

4. А.Л. Чекин. Математика. 2 класс. Методическое пособие. Под редакцией

Р. Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2007.



5. О.А. Захарова. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1 – 4 классы. Методическое пособие. Под редакцией Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2007.

6. И.Г. Сухин. Занимательные материалы по логике, математике. Начальная школа. – М.: Вако, 2004.

7. В.Н. Рудницкая. Контрольные работы в начальной школе. – М.: Дрофа, 1995.

8. Г. Остер. Задачник. Ненаглядное пособие по математике. – М.: Спарт М, 1993.

9. М.В. Беденко. Сборник текстовых задач по математике. 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

10. Н.Г. Шепитько. Нестандартные уроки математики. 2 класс: поурочные планы. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.

11. Г.Т. Дьячкова. Математика. 2 – 4 классы: олимпиадные задания. – Волгоград: Учитель, 2010.

12. И.О. Михмель, М.В. Василенко, Е.В. Лагутина. Тесты по русскому языку и математике. 2 класс. – М.: ООО «Школа ХХI век», 2006.

13. С.И. Волкова, И.С. Ордынкина. Математика. Тесты. 2 класс. – М.: АСТ – Астрель, 2006.

14. О.А. Холодова. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Методическое пособие. 2 класс. – М.: РОСТкнига, 2007.

15. Н.В. Лободина. Олимпиадные задания. Математика. Русский язык. Окружающий мир. – Волгоград: Учитель, 2010.
Литература для обучающихся
1. А.Л. Чекин. Учебник. «Математика. 2 класс. В 2-х ч.». Под редакцией Р.Г. Чу- раковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

2. О.А. Захарова, Е.П. Юдина. Математика в вопросах и заданиях. 2 класс. Тет-радь для самостоятельной работы. В 2-х ч. Под редакцией Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

3. О.А. Захарова. Математика в практических заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3. Под редакцией Р.Г. Чураковой. – М.: Академ- книга/Учебник, 2010.

Тематическое планирование
Тематическое планирование составлено на основе: Программы четырёх-летней начальной школы. Составитель сборника программ Р.Г. Чуракова. Допущена Министерством образования РФ. – М.: Академкнига/Учебник, 2007. Программа курса «Математика», А.Л. Чекин. 2 класс, 136 часов; учебника «Математика. 2 класс. В 2-х ч.». А.Л. Чекин. Под редакцией Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2010; тетради «Математика в вопросах и заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. В 2-х ч.». О. А. Захарова, Е.П. Юдина. Под редакцией Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2010; тетради «Мате- матика в практических заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы №3». О.А. Захарова. Под редакцией Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Тематическое планирование составлено на основе обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки учащихся с учётом особенностей класса.

Базисный учебный план по программе – 4 часа в неделю, 136 часов за год. Календарно-тематическое планирование составлено на 136 часов, без изменений.





п/п

Тема

Количество часов по программе

Количество часов фактически

1.

Нумерация и сравнение чисел


16

16

2.

Действия над числами


34

34

3.

Величины и их измерение


30

30

4.

Геометрические фигуры и их свойства

20

20

5.

Арифметические сюжетные задачи

36

36



Итого:

136 ч.

136 ч.


следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по курсу математика (предмет) для 2 а класса
358.82kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Математика» для 11 класса
1031.84kb.
Рабочая программа по курсу «Математика» (региональный компонент) для 10 11 класса
890.47kb.
Рабочая программа по курсу окружающий мир (предмет) для 2 а класса
356.27kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Математика» для 6 класса
276.7kb.
Учебный курс «Математика»
779.03kb.
Рабочая программа по курсу по учебному курсу «Математика» для 1-4 классов разработана на основе
214.72kb.
Рабочая программа по математике для 6 класса разработана применительно к примерной программе «Математика 5-6 класс»
708.8kb.
Разработала Микова Людмила Николаевна 2012 2013 учебный год пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство» рабочая программа
199.29kb.
Рабочая программа по курсу «Истоки» для 1 класса 2013-2014 уч год
94.28kb.
Рабочая программа по курсу риторика (предмет) для 2 а класса
198.57kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Математика» 11 класс Примерная программа среднего (полного) образования по математике для базового уровня
550.86kb.