Главная стр 1
скачать



Рабочая программа обсуждена на методическом Утверждаю:

объединении учителей начальных классов Директор школы

Протокол № 1 от 25 августа 20 10 г. ............................

/ Лукашёва И.В./



Рабочая программа

по курсу окружающий мир

(предмет)
для 2 А класса

на 68 часа (ов)

составлена на базе Федеральной программы

Начальные классы. «Окружающий мир».

Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова,

С.А. Трафимов

Составил учитель

..Герасимова................

..Лилия Владимировна..

(Ф.И.О.)


МОУ

«Чистогорская средняя общеобразовательная школа»



Окружающий мир

Класс – 2 А


Учитель – Герасимова Лилия Владимировна
Количество часов в неделю – 2 ч.
Количество часов за год – 68 ч.
1-ое полугодие – 32 ч.
2-ое полугодие – 36 ч.

Рабочая программа составлена на основе: Программы четырёхлетней начальной школы. Составитель сборника программ Р.Г. Чуракова. Допущена Министерством образования РФ. – М.: Академкнига/Учебник, 2007. Программа курса «Окружающий мир», О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова,

С.А. Трафимов. 2 класс, 68 часов; учебника «Окружающий мир. 2 класс. В 2-х ч.», О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига/ Учебник, 2010; хрестоматии «Окружающий мир. 2 класс». О.Н. Федо- това, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2010; тетрадей «Окружающий мир в вопросах и заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2». О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова,

С.А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Учебник: «Окружающий мир. 2 класс. В 2-х ч.», О.Н. Федотова, Г.В.Трафи- мова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Хрестоматия: «Окружающий мир. 2 класс», О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Тетради: «Окружающий мир в вопросах и заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2.». О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига/ Учебник, 2010.
Пояснительная записка
Учебный курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырёхлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.

Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.

В 1-ом классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.

В связи с тем, что ребёнок ещё до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.

Однако во 2-м классе школьники уже изучают, что различия природных объектов, особенности протекания сезонных изменений обусловлены вращением Земли вокруг своей оси и ее движением вокруг Солнца.

Приоритетными задачами курса 1-го класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.

Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.).

Во 2-м классе все знания, полученные в 1-м классе, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире. Дети уже умеют читать и общаться со взрослыми. Способ познания может быть расширен за счёт работы с адаптированными научными источниками, справочной литературой, наглядными пособиями, за счёт первичных умений собирать информацию самостоятельно устно (в беседах с информированными взрослыми – родителями, педагогами школы, агрономами, экологами, на уроках информатики и т.д.) и письменно (общение посредством переписки с активом клуба «Мы и окружающий мир»).

Важнейшая роль в развитии ребёнка в течение всех четырёх лет обучения предмету отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Неотъемлемой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения – вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга России», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».

В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся уже могут быть ознакомлены с устройством простейших измери-тельных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, осадкометр, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).

Одной из задач последующих лет обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счёт изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоём) и цепей питания.

Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, её столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.

Полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете Солнечной системы, дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины – России на планете Земля.

Программа 4-го класса предусматривает также начальное знакомство школьников с устройством организма человека и с условиями обеспечения его физического здоровья.

Программа учитывает специфику сельских начальных школ, где имеется возможность более широкого ознакомления детей с миром природы, с сельско-хозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда. Учитывая местные условия и возможности школы, учитель вправе вносить коррективы в этот раздел программы.

В программе указано примерное количество часов, отведённое на изучение каждой темы курса, которое может варьироваться учителем.




Цели курса
1. Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации.

2. Последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений.

3. Изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребёнка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин.

4. Воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе.

5. Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.


Цели и задачи обучения во 2-ом классе
I тема. Источники информации об окружающем нас мире

– дать представление о книге как основном источнике информации об окружающем нас мире;

– дать представление об общении со старшими и сверстниками как основном источнике получения новых знаний;

– познакомить с понятиями «опыт» и «наблюдение» как источниками получения новых знаний;

– провести практическую работу: ознакомление учащихся с двумя-тремя книгами из нового учебного комплекта по окружающему миру и условными обозначениями в них;

– провести экскурсии: «Мир живой и неживой природы родного края», на школьный учебно-опытный участок, в школьную библиотеку на тему: «Книги – наши друзья».


II тема. Планеты и звёзды

– дать первичное представление о Земле, о виде Земли из космоса;

– познакомить с глобусом как уменьшенной моделью Земли;

– дать первичное представление об оси вращения; о вращении Земли вокруг своей оси как причине смены дня и ночи;

– дать первичное представление о звёздах, Полярной звезде, о Севере как направлении на Полярную звезду;

– дать первичное представление о планетах, о Солнце – ближайшей к планете Земля звезде, о Солнце как источнике тепла и света для планеты Земля, о вращении Земли вокруг Солнца как причине смены сезонов года на нашей планете;

– формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы (на конкретных примерах);

– дать первичное представление об условиях жизни на планете Земля: о воде, воздухе, свете, тепле;

– провести практические работы: ознакомление с глобусом – моделью Земли, наша страна на глобусе;

– провести демонстрации: вращение Земли вокруг своей оси (с помощью глобуса); вращение Земли вокруг Солнца (с помощью теллурия).


III тема. Свойства воздуха и воды

– дать обучающимся общие представления о воздухе как смеси газов;

– познакомить со свойствами воздуха (прозрачность, бесцветность, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи, способность передавать звуки);

– дать общие представления о воде;

– познакомить со свойствами воды (прозрачность, бесцветность, не имеет вкуса, запаха, текучесть, вода как растворитель);

– формировать представление о роли воды в природе и жизни человека; о необходимости бережного использования воды;

– провести практические работы: обнаружение и изучение свойств воздуха (прозрачность, бесцветность, способность передавать звук). Определение свойств воды (прозрачность, отсутствие цвета, запаха, вкуса, вода – растворитель, текучесть). Фильтрование воды, изучение свойств воды из разных источников (вода из-под крана, колодец, водоём, лужа).

IY тема. Неживая и живая природа Земли

– познакомить обучающихся с условиями, необходимыми для развития растений (вода, воздух, тепло, свет);

– дать общее представление о развитии растений из семени (фасоль или горох);

– познакомить обучающихся с частями растений: корень, стебель, лист;

– дать первоначальное представление о дыхании и питании растений;

– познакомить обучающихся с разнообразием растений Земли: цветковые и хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли;

– дать понятие о дикорастущих и культурных растениях;

– познакомить обучающихся с размножением растений (семенами, усами, луковицами, корнями, клубнями);

– дать общее представление о продолжительности жизни растений: однолетние, двулетние, многолетние; о значении растений в жизни человека;

– формировать представление о сельском хозяйстве родного края (на примере овощных, плодовых, бобовых, зерновых, декоративных растений);

– формировать представление обучающихся об охране растений; о растениях Красной книги России; об охраняемых растениях своей местности;

– познакомить обучающихся с грибами; строением, питанием, местом обитания, размножением шляпочного гриба;

– дать представление о ядовитых и несъедобных двойниках шляпочных грибов; о других видах грибов (общее представление о плесневых грибах);

– формировать представление обучающихся о животных Земли; о разнообразии животных, особенностях внешнего вида, питания, условиях жизни (насекомые, рыбы, птицы, звери);

– дать общее представление о защитных приспособлениях у животных как проявлении тесной связи организмов с окружающей средой (иглы ежа, зелёная окраска кузнечика, предупреждающая окраска божьей коровки, сходство мухи-журчалки и пчелы);

– дать общее представление о взаимосвязи животных и растений; о значении диких и домашних животных в жизни человека;

– формировать представление об охране животного мира; о животных Красной книги России; об охраняемых животных своего края;

– провести практические работы, наблюдения, экскурсии: опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян и развития растений. Опыт «передвижение воды по стеблю от корня к листьям». Изучение особенностей внешнего строения папоротников и мхов с использованием гербария. Наблюдение за комнатными растениями и знакомство с правилами ухода за ними, размножение с помощью черенков. Знакомство с разделами Красной книги России. Составление Красной книги своей местности. Выращивание плесневых грибов на кусочке белого хлеба. Наблюдение за домашними животными (питание, рост, повадки). Уход за животными – обитателями живого уголка. Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе для младших школьников. Экскурсия «Знакомство с сельскохозяйственными машинами», экскурсия на животноводческую ферму.



Y тема. Человек разумный часть природы

– дать общее представление о человеке разумном как части природы;

– формировать представление обучающихся об условиях, необходимых для жизни человека;

– формировать представление о внешности человека, его индивидуальности (черты лица, цвет волос, кожи и пр.);

– формировать понятие о здоровье человека: стойкость к болезням, жизнерадостность, выносливость;

– познакомить с режимом дня школьника, с утренней гимнастикой, физическими упражнениями, их значением для здоровья;

– познакомить с правилами организации домашней учебной работы; личной гигиеной; предупреждением простудных заболеваний;

– провести практическую работу: составление режима дня (труд, отдых, физические упражнения).


YI тема. Младший школьник и семья (Общий дедушка)

– формировать представление о семье ребёнка (фамилии, имена, отчества членов семьи);

– познакомить с понятием «родословная семьи»;

– учить детей составлять родословную семьи при помощи информации, полученной из общения с родителями и родственниками;

– формировать уважение к старшим в семье или к их памяти (ветеранам Великой Отечественной войны);

– формировать представление обучающихся об обязанностях ребёнка в семье;

– познакомить с правилами безопасного поведения дома;

– учить умению выбирать безопасный маршрут в школу и домой;

– провести практические работы: общение с родителями и родственниками как способ получения информации для составления генеалогического древа (родословной семьи). Составление безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.
YII тема. Родная страна Россия (В родном краю)

– дать первоначальное представление о каждом человеке как гражданине России; о России – нашей Родине;

– познакомить с государственной символикой России; государственными праздниками: 9 мая – День Победы; 12 декабря – День Конституции;

– дать первоначальное представление о Конституции как основном законе Российской Федерации;

– формировать представление о Москве как столице России;

– познакомить с историей возникновения названия города; историей Московского Кремля;

– познакомить с родным посёлком: название, основные достопримечательности;

– формировать представление о человеке как строителе города (села, деревни);

– познакомить с особенностями труда людей родного посёлка;

– дать общее представление о влиянии практической деятельности человека на природу;

– провести экскурсии: по родному посёлку, посещение краеведческого музея, встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны родного края.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

к концу 2-го класса
В условиях действия государственного образовательного стандарта начальной школы (март 2004 г.) приоритетным для начального общего образования является формирование межпредметных по характеру умений, навыков и способов деятельности.

В связи с этим предметное содержание программы второго года обучения рассчитано на формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности.



Программа предусматривает, что ученик обучается:

– устно формулировать цель наблюдения;

– устно описывать объект наблюдения;

– соотносить результат наблюдения с поставленной целью (отвечать на вопрос: «Удалось ли достичь цели наблюдения?»);

– проводить простейшие опыты;

– устанавливать и называть характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта;

– распределять объекты в группы по общему признаку (такие же, как...);

– использовать сравнение для установления общих и специфичных свойств объектов; высказывать суждение по результатам сравнения;

– использовать простейшие модели (модель Земли) для изучения и описания природных явлений (смена дня и ночи, смена времен года на Земле);

– осуществлять поиск информации в учебниках, справочниках, словарях, каталогах;

– строить простейшие логические высказывания с использованием связок «и», «для всех», «или», «не»;

– выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, записанные в письменном виде;

– работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад).
1. В области обществознания
Называть:

– фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая


старшее поколение;

– основные права ребёнка (право на жильё, бесплатное обучение, лечение, защиту от насилия старших);

– описать внешность своего друга.

Приводить примеры:

– основных государственных праздников: 23 февраля – День защитника Отечества, 8 марта – Международный женский день, 1-2 мая – Праздник весны и труда, 9 мая – День Победы, 12 июня – День России, 12 декабря – День Конституции.


Кратко характеризовать:

– средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура, знание правил безопасного поведения в природе);

– своего друга.
2. В области естествознания

Различать на уровне представлений и кратко характеризовать:

– наблюдение и опыт как разные способы получения ответов на вопросы об окружающем мире;

– живые и неживые природные тела;

– звёзды и планеты;

– Солнце среди других звёзд (Солнце как ближайшая к Земле звезда);

– Землю как одну из планет Солнечной системы;

– форму Земли;

– ось вращения Земли;

– смену дня и ночи как следствие вращения Земли вокруг своей оси;

– дикорастущие и культурные растения своей местности;


– цветущие растения, папоротники, мхи, водоросли;
– сельскохозяйственные растения своей местности;
– особенности диких и домашних животных;
– значение природы для здоровья и жизни человека;
– смену времён года по основным признакам своей местности;

– группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, папоротники, мхи, водоросли);

– группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие).

Решать практические задачи:

– планировать и проводить несложные опыты и наблюдения (вместе с одноклассниками);

– демонстрировать с помощью глобуса вращение Земли вокруг своей оси;

– демонстрировать с помощью глобуса и настольной лампы (фонарика) вращение Земли вокруг Солнца;

– ухаживать за комнатными растениями.
Приводить примеры:

– разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;

– названий растений своего края, внесённых в Красную книгу России (не менее 2 – 3);

– животных: насекомых, рыб, птиц, зверей (не менее 2 – 3 представителей каждой группы);

– названий животных своего края, внесённых в Красную книгу России (не менее 2 – 3);

– отдельных видов труда, связанных с природой; значение этого труда.



Соблюдать:

– правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

– правила охраны природы во время экскурсий;

– режим смены труда и отдыха в процессе учебных занятий (пропедевтика обучения режиму дня).




Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу второго года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

– различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире;

– название нашей планеты;

– форму Земли;

– глобус – модель Земли, ось Земли – воображаемая линия;

– смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг своей оси;

– смена времён года – следствие вращения Земли вокруг Солнца;

– Солнце – ближайшая к Земле звезда;

– общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

– основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;

– разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;

– группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);

– дикорастущие и культурные растения своей местности;

– сельскохозяйственные растения своей местности;

– названия растений Красной книги (не менее 2 – 3);

– группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

– об особенностях диких и домашних животных;

– названия животных Красной книги России (не менее 2 – 3);

– о значении природы для здоровья и жизни человека;

– об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этoгo труда;

– средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

– фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

– основные права ребёнка (право на жильё, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

– названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);

– название родной страны, её столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);

– государственную символику России;

– правила безопасного поведения в природе.
Уметь:

– работать с оглавлением и справочниками учебника;

– различать объекты неживой и живой природы;

– устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

– приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности;

– раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;

– называть растения своего края, внесённые в Красную книгу России (не менее 2 – 3);

– приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее

2 – 3 представителей каждой группы;

– раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;

– называть животных своего края, занесённых в Красную книгу России;

– называть своих ближайших родственников;

– описать портрет своего друга;

– проводить простейшие опыты;

– выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;

– работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);

– описывать изученные события из истории Отечества (истории Московско- го Кремля, Великая Отечественная война).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– демонстрации с помощью глобуса вращения Земли вокруг своей оси;

– демонстрации с помощью глобуса и настольной лампы обращения Земли вокруг Солнца;

– нахождения самостоятельно в учебнике, справочнике и книге для дополни-тельного чтения сведений по определённой теме урока;

– ухода за комнатными растениями;

– ухода за домашними животными;

– соблюдения правил безопасности при проведении опытов и уроков-экскур- сий, предусмотренных программой;

– узнавания в окружающей природе изученных растений и животных;

– выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

– выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

– установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

– удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.

Используемая литература
1. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. Учебник.

2 класс. В 2-х ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.



2. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. Хрестоматия. 2 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

3. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

4. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. 2 класс. Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.

5. Т.С. Гулуева, Н.В. Лободина. Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова. – Волгоград: Учитель, 2010.

6. Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьёва. С любовью к природе. – М.: Педагогика. 1983.

7. Что такое. Кто такой. 1 – 3 том. – М.: Педагогика – Пресс. 1999.

8. Серия «Всё обо всём». Научный редактор В. Славкин. 1999.

9. Серия «Я познаю мир». – М.:ТКО «АСТ»:

Растения – 1996г.

Животные – 1997г.

Миграции животных – 1999г.

Насекомые – 1998г.

География – 1997г.

Медицина – 1996г.

Культура – 1996г.

Этикет во все времена – 2001г.

10. Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец. Естествознание. 2 кл. – М.: Просвещение. 1995.

11. А. Усачёв, А. Березин. Школа безопасности. 2 кл. – М.: АСТ-ЛТД ИПС. 1997.

12. Г.Н. Жарова, Н.В. Надеева, Л.А. Сайдакова. Природа. Человек. Здоровье. Занимательное природоведение. – Новосибирск: ГПИ. 1992.

13. Н.В. Лободина. Олимпиадные задания. Математика. Русский язык. Окружающий мир. – Волгоград: Учитель, 2010.

Литература для обучающихся

1. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. Учебник.

2 класс. В 2-х ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.



2. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. Хрестоматия. 2 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

3. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Тематическое планирование

Планирование составлено на основе: Программы четырёхлетней начальной школы. Составитель сборника программ Р.Г. Чуракова. Допущена Министерством образования РФ. – М.: Академкнига/Учебник, 2007. Программа курса «Окружаю- щий мир», О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. 2 класс, 68 часов; учебника «Окружающий мир. 2 класс. В 2-х ч.»,О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2010; хрестоматии «Окружающий мир. 2 класс». О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига/ Учебник, 2010; тетрадей «Окружающий мир в вопросах и заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2». О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова,

С.А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Тематическое планирование составлено на основе обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки учащихся с учётом особенностей класса.



Базисный учебный план по программе – 2 часа в неделю, 68 часов за год. Календарно-тематическое планирование составлено на 68 часов, без изменений.




п/п

Название раздела

Количество часов

По программе

Фактически

1.

Наб Источники информации об окружающем нас мире мире

6

6

2.

Планеты и звёзды

5

5

3.

П Свойства воздуха и воды

4

4

4.

Неживая и живая природа Земли

33

33

5.

Человек разумный – часть природы

6

6

6.

Младший школьник и семья (Общий дедушка)

4

4

7.

Родная страна – Россия (В родном краю)

8

8

8.

Заключительные уроки

2

2







Итого:

68 ч.

68 ч.

Экскурсий – 7 ч.


Практических работ – 21 ч.
Календарно-тематическое планирование




п/п

Дата

Тема урока

Природовед-

ческие

термины

Приме-чание

стр.

учеб-ника

стр.

тет -

ради

стр.

хресто-матии

Домаш-

нее

задание

1.




Мир живой и неживой природы. Письмо эколо-гов

Экология, эколог




1 – 8

2,

№ 1, 2





Эколо-

гические

знаки


2.




Мир живой и неживой природы. Экскурсия




Экскур-

сия











Рисунок

3.




Экскурсия на школьный учебно-опытный участок




Экскур- сия










Сделать пакетик для семян

4.




Осенние работы на пришкольном участке. Практическая работа




Практи- ческая работа










Сбор семян цветов

5.




Где и как найти ответы на вопросы

Энциклопедия,

словарь-спра- вочник





9 – 12

3,

№ 3


3 – 6

ТПО, стр. 3, №4

6.




Книги – наши друзья. Практическая работа

Опыт, наблюдение

Практи- ческая работа

13 – 16

4,

№ 6





ТПО, стр. 4, №5

7.




Планеты и звёзды. Земля. Модель Земли. Практическая работа

Глобус, модель

Практи- ческая работа

17 – 20

6,

№ 8


7 – 11

ТПО, стр. 5, № 7

8.




Почему на Земле день сменяется ночью? Практическая работа

Земные сутки

Практи- ческая работа

20 – 23

7,

№ 9, 10


12 – 14

ТПО, стр. 8, № 11, 12

9.




Звёзды и созвездия

Звезда, созвездие




23 – 28

9,

№ 13


15 – 20

ТПО, стр.9-10,

№ 14, 15


10.




Планеты

Планета




29 – 32

11,

№ 16


21 – 26

ТПО, ст. 12 – 13,

№ 17, 18


11.




Движение Земли вокруг Солнца

Земной год




33 – 34

14, 15,

№ 19, 21


27 – 28

ТПО, ст. 14, 16, № 20, 22

12.




Неживая и живая приро-да Земли. Как связаны неживая и живая природа? Условия жизни на планете Земля

Живая приро-да, неживая природа, воз-дух, кислород, углекислый газ




35 – 44




29

ТПО, стр. 17, № 23, 24

13.




Свойства воздуха и воды. Свойства воздуха (заседание клуба). Практическая работа




Практи- ческая работа.

Заседа- ние клу- ба № 1



45 – 49

18,

№ 26


30

ТПО, стр.

17 – 18,

№ 25, 27


14.




Кому и для чего нужна вода? (Заседание клуба)




Засед. кл. № 2

50 – 51




31 – 32

ТПО, ст. 19, № 28

15.




Вода и её свойства (заседание клуба). Практическая работа




Практи- ческая работа.

Заседа- ние клу- ба № 3



52 – 60

21,

№ 29





ТПО, ст. 22 – 23,

№ 30- 33


16.




Условия, необходимые для развития растений. Практическая работа




Практи- ческая работа

61 – 63

24,

№ 34


33 – 34

ТПО, стр. 25, № 35

17.




Корень, стебель, лист. Практическая работа

Корень, лист, стебель

Практи- ческая работа

63 – 66




35 – 37

ТПО, стр. 26, № 36, 37

18.




Питание растений.

Контрольная работа за

I четверть


Плоды, семена

Конт-

рольная работа



67– 72,

117 - 118






38

ТПО, ст. 27 – 28, № 38- 40

19.




Разнообразие растений. Цветковые и хвойные растения

Деревья, кус- тарники, тра- вянистые рас- тения, цветковые рас- тения, хвой- ные растения, семенные рас- тения




73 – 75

29,

№ 41


39 – 45

ТПО, стр.

30 – 31,

№ 42, 43


20.




Папоротники, мхи и водоросли

Папоротники, мхи, споры, водоросли




76 – 80

33,

№ 46


46 – 50

ТПО, стр. 32, № 44, 45

21.




Красная книга России. Правила поведения в природе







81 – 86

34–35,

№ 47, 48





ТПО, стр. 35, № 49

22.




Культурные растения. Для чего люди выращи- вают культурные расте-ния? (Заседание клуба). Практическая работа

Дикорастущие

растения, культурные растения



Практи- ческая работа.

Заседа- ние клу- ба № 4



87 – 91

36,

№ 50,


38,

№ 53





ТПО, стр.

36 – 37,

№ 51, 52


23.




Какие части культурных растений используют люди? (Заседание клуба).

Практическая работа



Овощные, зер- новые, бобо -вые растения, корнеплоды, клубни

Практи- ческая работа.

Заседа- ние клу- ба № 5



92 – 93

39,

№ 54






ТПО, стр. 40,

№ 55


24.




Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? (Заседание клуба)




Заседа- ние клу- ба № 6

94 – 97

41,

№ 56





ТПО, стр. 41, № 57

25.




От чего зависит урожай зерновых? (Заседание клуба). Практическая работа

Всхожесть семян

Практи- ческая работа.

Заседа- ние клу- ба № 7



97 – 100

43,

№ 60


57 – 58

ТПО, стр.

42 – 43,


№ 58, 59

26.




Знакомство с сельскохо- зяйственными машина- ми. Экскурсия

Сельскохозяй- ственные машины

Экскур- сия







59 – 62

Рисунок, модель с/х маш.

27.




Растения сада







100 – 102







ТПО, ст. 44, № 61

28.




Комнатные растения. Практическая работа




Практи- ческая работа










Уход за комнат-ными растен.

29.




Сколько живут растения? (Заседание клуба)

Многолетние, однолетние, двулетние растения

Заседа- ние клу- ба № 8

102 – 104







ТПО, стр. 45, № 62

30.




Размножение растений своими частями (заседа-ние клуба)

Усы

Заседа- ние клу- ба № 9

105 – 106




51 – 54

ТПО, стр. 45,

№ 63


31.




Размножение комнатных растений с помощью черенков. Практическая работа. Контрольная работа за I полугодие




Практи- ческая работа.

Конт- рольная работа



107 – 108,

119 – 120






54 – 56

Уход за комнат- ными растени- ями

32.




Грибы. Можно ли выра- стить грибы на кусочке хлеба? Практическая работа

Плодовое тело, грибни-ца, плесневый гриб

Практи- ческая работа

109 – 112

46,

№ 64


63 – 65

ТПО, стр. 46, № 65, 66

33.




Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы?







113 – 116




66 – 68

ТПО, стр. 47, № 67

34.




Животные.

Разнообразие животных



Животные




5 – 8

2,

№ 1





ТПО, стр. 3,

№ 2 – 4


35.




Насекомые

Насекомые, растительно- ядные, всеяд- ные, хищники




9 – 11

4,

№ 5, 6


69 – 72

ТПО, стр. 5,

№ 7, 8, хр., стр. 72, зад.



36.




Рыбы

Рыбы




12 – 14

6 – 7,

№ 9


73 – 76

ТПО, стр. 8–9,

№ 10–12


37.




Земноводные

Земноводные




15 – 17

10,

№ 13, 14


77 – 82

ТПО, ст. 11 – 12,

№ 15, 16


38.




Пресмыкающиеся

Пресмыкаю- щиеся




18 – 20

13,

№ 17, 18


83 – 88

ТПО, ст. 14 – 15,

№ 19, 20


39.




Птицы

Птицы, покро- вные, пухо- вые, маховые, рулевые перья,

зерноядные, насекомояд- ные, хищные






21 – 23

16–18,

№ 22, 24, 25



89 – 96

ТПО, стр.

16 – 19,

№ 21, 23, 26


40.




Звери

Звери, млеко- питающие, всеядные




24 – 25

20, 22

№ 27,


№ 30

97 – 104

ТПО, ст. 21 – 22,

№ 28, 29


41.




Как животные защищаются

Способ защиты




26 – 28

23,

№ 31


105 – 110

ТПО, ст.

24 – 25,


№ 32, 33

42.




Человек и животные. Домашние животные

Домашние, дикие живот-ные




29 – 31

26–27,

№ 34, 36


111 – 113

ТПО, стр. 27, № 35, 37

43.




Школьный живой уголок клуба «Мы и окружаю- щий мир» (заседание клуба)




Заседа- ние клу- ба № 10

32 – 34

28,

№ 38


114 – 115

ТПО, стр.

28, 30,


№ 39, 41

44.




Экскурсия на животно- водческую ферму




Экскур- сия




29,

№ 40


116 – 117

ТПО, стр. 30, № 42

45.




Значение диких животных







35 – 38

31,

№ 43


118

Уч., стр. 38, зад.

46.




Человек в ответе не толь- ко за тех, кого приручил!







39 – 40




119 – 121

ТПО, стр. 32,

№ 44


47.




Экскурсия в краеведчес- кий музей




Экскур- сия







121 – 122

ТПО, стр. 33, № 45

48




Обобщение по теме «Разнообразие живот-ных»







41 – 42




123 – 124

ТПО, ст. 33, № 46, хр., стр. 124, зад. 1

49.




Человек разумный – часть природы. Про тебя. Практическая работа

Живой орга-низм, части тела, внешние признаки, черты лица, органы чувств

Практи- ческая работа

43 – 48

35,

№ 49, 50





ТПО, стр. 34, № 47, 48, уч., стр. 48, зад. 2

50.




Что умеет человек?

Существо разумное




49 – 53

36,

№ 51





ТПО, ст. 36, № 52

51.




Расти здоровым. Контрольная работа за

III четверть



Здоровье

Прове- рочная работа

54– 59,

118 – 119



37,

№ 53


125 – 126

ТПО, стр. 38, № 54, 55

52.




Питание и здоровье. Практическая работа

Разнообразное питание

Практи- ческая работа

60 – 65

39 –40,

№ 56, 57, 58



127 – 128

ТПО, стр. 41, № 59, уч., стр. 65, зад.

53.




От кого зависит твой режим дня? (Заседание клуба). Практическая работа

Режим дня

Практи- ческая работа.

Заседа- ние клу- ба № 11



66 – 70

42,

№ 60





ТПО, стр.

43 – 44,

№ 61, 62


54.




Как уберечь себя от беды? Чистота – залог здоровья. Практическая работа

Микробы

Практи- ческая работа

71 – 76

45,

№ 63





ТПО, стр. 46, № 64, 65

55.




Берегись простуды!

Простуда




77 – 79

48,

№ 67





ТПО, стр. 47, № 66

56.




Твоя безопасность на улице (заседание клуба). Практическая работа

Незнакомые люди

Практи- ческая работа.

Заседа - ние клу- ба № 12



80 – 85

49,

№ 68


144 – 145

ТПО, стр. 50, № 69

57.




Твоя безопасность дома. Практическая работа

Осторожность, безопасность

Практи- ческая работа

86 – 92

52,

№ 71





ТПО, стр. 51, № 70

58.




В родном краю. Имя города, села, посёлка

Населённые пункты




93 – 97

54,

№ 74


129 – 130

ТПО, стр.

53 – 54,

№ 72, 73


59.




История Московского Кремля

Кремль, куранты




98 – 101




131 – 132

ТПО, стр. 55, № 75

60.




Экскурсия в город (заседание клуба). Посещение Кузнецкой крепости

Крепость,

Парк Победы



Экскур- сия. Заседа- ние клу-ба № 13


102 – 106




137 – 139

ТПО, стр. 56, № 76

61.




Экскурсия по родному посёлку

Администра- ция, амбулатория

Экскур- сия







140 – 141

ТПО, стр. 57, № 77

62.




Общий дедушка

Родственники




107 – 109




142 – 143

ТПО, стр. 58, № 78

63.




Я и мои близкие. Практическая работа

Родословная

Практи-

ческая работа



108

58–59, № 79




ТПО, стр. 59, № 79

64.




День Победы

Отечество, Великая Оте- чественная война




110 – 113




132 – 134

ТПО, стр. 60, № 81

65.




Встреча с ветераном Великой Отечественной войны и труда













135 – 136

ТПО, стр. 60, № 80

66.




День Конституции России

Законы, государство, Конституция, государствен- ный праздник, государствен- ные символы




114 – 117

61,

№ 82





ТПО, стр. 62, № 83

67.




Обобщение материала, пройденного за год. Контрольная работа за год




Конт - рольная работа

119 – 121







ТПО, стр. 63, № 84

68.




Игра-путешествие «По станциям окружающего мира»
















Задания на лето

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по курсу окружающий мир (предмет) для 2 а класса
356.27kb.
Пояснительная записка рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир»
403.04kb.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
191.08kb.
Рабочая программа по курсу «окружающий мир» 4 класс Учитель начальных классов: Томилова Н. Ю
409.37kb.
Рабочая программа «Окружающий мир»
244.33kb.
Рабочая программа по предмету Окружающий Мир Для
190.39kb.
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4
365.97kb.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» во 2
220.42kb.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на 2011/2012 учебный год для 3 класса
251.48kb.
Рабочая учебная программа по курсу «Окружающий мир»
109.93kb.
Рабочая программа составлена для преподавания предмета «Окружающий мир»
61.61kb.
Рабочая программа по курсу математика (предмет) для 2 а класса
358.82kb.