Главная стр 1
Муниципальное образование Ейский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

г. Ейска муниципального образования Ейский район


УТВЕРЖДЕНО

Решение педсовета протокол №1

от ___.08.2013 года

Председатель педсовета

____________ Л.Г.Федь


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование, 9 класс

Количество часов 34 Уровень базовый

Учитель Кудрявцев Николай Фёдорович
Программа разработана на основе программы по курсу «Основы безопа- сности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, -М :Просвещение, 2010.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 класса разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования на основе программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, - Москва «Просвещение», 2010. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс, авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство Москва «Просвещение», 2011.

Программа рассчитана на реализацию за 34 часа (1час в неделю) Изучение основ безопасности жизнедеятельности в старших классах направлено на достижение целей:



  • воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

  • развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • усвоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.

Структурно программа состоит из двух разделов и семи тем.

Раздел I «Основы безопасности личности, общества и государства» включает в себя 5 тем («Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни», «Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях», «Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера», «Современный комплекс проблем безопасности», «Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций»).

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» включает в себя две темы («Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи»).

Для реализации программы на ее изучение необходимо предусмотреть по 1 ч в неделю во всех классах.

Логичным продолжением программы во внеурочное время являются подготовка и участие обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов, в туристических походах, слетах и соревнованиях.

1 час удалён из I раздела (тема -2) т. к. учебный план школы предполагает 34 рабочих недели

Таблица тематического распределения количества часов

п/п




Наименование раздела и темы

Количество часов

Примерная

или

авторская

программа

Рабочая

программа


Раздел


Тема


Раздел


Тема

I

Основы безопасности личности, общества и государства







23




Р-1

Основы комплексной безопасности










11

1

Национальная безопасность России в современном мире











4

2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России










2

3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безо-

пасность России












3

4

Обеспечение личной безопасности при угрозе

террористического акта












2

Р-2

Защита населения Российской Федерации от

чрезвычайных ситуаций










12

5

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени










3

6

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени










5

7

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации










4

II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни







11




Р-3

Основы здорового образа жизни










9

8

Основы здорового образа жизни










3

9

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье










3



3

10

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья










3

3

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи










2

2

11

Оказание первой медицинской помощи










2




Всего часов

35

34


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ПРОГРАММЫ ОБЖ (9 КЛАСС)
Раздел I. Основы безопасности личности, (23 ч) общества и государства

1.Национальная безопасность России в мировом сообществе (4 ч)

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.

Национальные интересы России в современном мире и их содержание.

Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.

Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России.

Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.



2.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как

угроза национальной безопасности России(2 ч)

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения.

Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

3.Современный комплекс проблем безопасности социального

характера(3 ч)

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.



4.Организационные основы по защите населения страны от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени(3 ч)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.



5.Основные мероприятия, проводимые в Российской

Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени(5 ч)

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.



6.Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом(6 ч)

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.

Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Государственная политика противодействия распространению наркомании.

Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией.

Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.

Профилактика наркомании.


Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового

образа жизни(11 ч)

7.Основы здорового образа жизни(3 ч)

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.

Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

8.Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье(3 ч)

Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

9.Правовые основы сохранения и укрепления

репродуктивного здоровья(3 ч)

Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Основные положения Семейного кодекса РФ.



10.Основы медицинских знаний и оказание первой

медицинской помощи(2 ч)

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.
Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен



знать:

  • основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального

происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности

жизнедеятельности населения;

  • основы российского законодательства об обороне государства, о воинской

обязанности и военной службе граждан;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во

время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • особенности прохождения военной службы по призыву, контракту и

альтернативной гражданской службы;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

•предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:

  • перечислить последовательность действий при возникновении пожара в

жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации

возгорания;



  • перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и

назвать минимально необходимый набор предметов, который следует взять с

собой в случае эвакуации;



  • объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной

ситуации криминогенного характера;

  • назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и

другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного

существования в природных условиях;



  • показать порядок использования средств индивидуальной защиты;

  • рассказать о предназначении и задачах организации гражданской обороны;

использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;

  • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • пользования бытовыми приборами;

  • использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой

химии;

  • пользования бытовыми приборами экологического контроля качества

окружающей среды и продуктов питания;

  • соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;

  • соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;

  • соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;

  • соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;

  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;

  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих

служб экстренной помощи;

  • подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9

классов общеобразовательных учреждений. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников

Москва «Просвещение» 2010.
2. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса, авторы

А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, под общей редакцией А.Т.Смирнова,

издательство Москва «Просвещение» 2011г.
3. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ к учебнику М.П.Фролова, Е.Н.Литвинова под редакцией Ю.Л.Воробьёва.
4. Методические материалы и документы по курсу ОБЖ «Книга для учителя».
5. «Концепция национальной безопасности РФ» (от 10 января 2000г.)
6. «Военная доктрина РФ» (от 21 апреля 2007г. №706)
7.Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (от 6марта

1998г.)
8. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (от 6марта 1998г.)9.

Федеральный закон «О гражданской обороне » (от 26 декабря 1997г.)

Средства обучения
1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс, авторы:

А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, под общей редакцией А.Т.Смирнова,

издательство Москва «Просвещение», 2011
2. Мультимедиа
3. Стенды
4. Плакаты
5. Презентации
6. Макеты
7. Средства индивидуальной защиты

Согласовано Согласовано

Руководитель МО Заместитель директора по УВР

_______________ О.К.Тимошенко _____________ Н.В. Черная



«____»___________2013г. «____»_____________2013г.


Смотрите также:
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
176.48kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
183.86kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности»
155.88kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности»
429.38kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
153.52kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по курсу «основ безопасности жизнедеятельности»
237.6kb.
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
280.82kb.
Рабочая программа «основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»
248.17kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса составлена на основе сборника нормативно-правовых и методических документов образовательного процесса предмета «основ безопасности жизнедеятельности»
274.2kb.
Казаев Александр Владимирович с. Липовка, 2013 г учебно-тематический план 5-9 класс пояснительная записка рабочая программа
1497.65kb.
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
251.37kb.
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
286.82kb.