Главная стр 1
скачать


Рабочая программа обсуждена на методическом Утверждаю:

объединении учителей начальных классов. Директор школы

Протокол № 1 от 25 августа 20 10 г. ............................

/ Лукашёва И.В./



Рабочая программа

по курсу риторика

(предмет)
для 2 А класса

на 34 часа (ов)

составлена на базе Федеральной программы

Начальные классы. «Риторика».

Авторы: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская
Составил учитель

..Герасимова................

..Лилия Владимировна..

(Ф.И.О.)

МОУ

«Чистогорская средняя общеобразовательная школа»



Пояснительная записка
Риторика учит детей умелому, успешному, эффективному общению. Именно поэтому в курсе центральное место занимают коммуникативно-речевые задачи, которые формируют у школьников умение анализировать, оценивать общение (в том числе и своё собственное) и – главное – умение общаться, умение успешно пользоваться даром слова.

Школьный курс риторики носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные (в том числе риторические) умения. Понятия и инструментальные знания вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений.

Все умения – основные и конкретные – делятся на две группы:

1) формирующее умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;

2) формирующее умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.

Главное – научить детей пользоваться даром слова, научить их общаться. В программе выделяются два блока: 1) общение; 2) речевые жанры – и разделы внутри этих блоков:

а) виды общения, речевой этикет, речевая деятельность, правильная и хорошая (эффективная) речь;

б) понятие о тексте, типы текстов, речевые жанры.


Во втором классе изучаются оба блока программы – «Общение» и «Речевые жанры». В первом блоке даётся понятие о науке риторике, которая учит умелому, успешному общению; о том, как важно ориентироваться в том, кто говорит (пишет) – что – кому говорит (пишет). Ученики осознают, что это важнейшие компоненты речевой ситуации (как и цель, задача общения), которые нельзя не учитывать, если мы хотим общаться успешно.

В блоке «Общение» выделяется специальное обучение умениям говорить-слушать, читать-писать (при этом не употребляются слова «речевая деятельность», «разновидности речевой деятельности»). Важнее, чтобы дети поняли: и слушание, и чтение, и письменная речь, не говоря уже об устной речи, – предмет внимания на уроках риторики, если мы учим умению успешно извлекать информацию при слушании и чтении, умению эффективно общаться с автором письменного текста или с тем, кому он адресован.

В блоке «Речевые жанры» рассматриваются в сопоставлении тема и заголо-вок текста, а также опорные (ключевые) слова, которые отражают и тему, и основ- ную мысль текста. Пересказы (изложения) – вторичные тексты, которые создаются на основе исходного, и поэтому в них отражается не только содержание текста, но и его языковой колорит.

Во втором классе рассматриваются такие основные типы текстов, как рас- суждение, описание, повествование. Даются понятия об их смысловых различиях.

А также продолжается работа по речевому этикету, при этом в центре внимания находятся этикетные диалоги со значением «просьба» и «отказ» (в просьбе).


Идеи курса
– Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. (В. А. Сухомлинский)

– Будь своему слову господин. (Пословица)

– Добрым словом и бездомный богат. (Пословица)

Основные риторические умения:
Первый тип (У-1)

Умение анализировать и оценивать общение, а именно:

– правильность речи (с точки зрения нарушений норм литературного языка);

– уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресата высказывания;

– соответствие высказывания (текста) жанровым признакам (в пределах указанных в программе речевых жанров).

Второй тип (У-2)

Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры (в пределах, обозначен-ных в программе), а именно:

– умение использовать уместные, адекватные ситуации словесные и несловесные средства общения;

– умение создавать ориентированные на ситуацию общения этикетные диалоги (на темы «Просьбa», «Вежливый отказ») и другие речевые жанры (невыдуманный рассказ, правило, скороговорка, описание и др.)



Цели и задачи обучения во 2 классе
Умение анализировать и оценивать общение, а именно:

– правильность речи (с точки зрения нарушения норм литературного языка);

– уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресата высказывания;

– соответствие высказывания (текста) жанровым признакам (в пределах, указанных в программе речевых жанров).


Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры (в пределах, указанных в программе), а именно:

– использовать уместные, адекватные ситуации, словесные и несловесные средства


общения;

– создавать ориентированные на ситуацию общения этикетные диалоги, отзывы-


отклики на книгу и другие речевые жанры.

Умения, понятийные и инструментальные знания к концу второго года обучения


Умения

Понятийные и инструментальные знания

Общение




У – 1. Анализировать речевую ситуацию, определять ее компоненты.

Как люди общаются. Речевая (комму- никативная) ситуация: кто говорит (пишет) – кому – что – с какой целью.

У – 1. Оценивать соответствие высказы- вания речевой ситуации, в частности его адресату.

Кому – кто. Адресат – адресант.

У – 2. Создавать устные высказывания (например, приглашение), учитывая адресата высказывания






Виды


общения


У – 1. Анализировать и оценивать повсе-дневное общение (диалоги и монологи), уместность выбранных средств общения.

Общение в быту (обыденное – повсе-дневное); общение личное: один – один (два – три).

У – 2. Обмениваться информацией, делиться мыслями и чувствами в кругу знакомых и близких.






Речевой


этикет


У – 1. Оценивать корректность речевого поведения, использование этикетных форм вежливости, тона вежливой речи, вежливых жестов, мимики при обращении с просьбой и при вежливом отказе.

Вежливая просьба.


У – 2. Вести этикетный диалог со значением «просьба», «вежливый отказ», пользуясь различными этикетными средствами.

Вежливый отказ.




Речевая


деятельность


У – 1. Определять вид речевой деятель-ности, её особенности.

Четыре вида речевой деятельности.


У – 1. Планировать, программировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности.


Говорить – слушать, их взаимосвязь.

Писать – читать, их взаимосвязь.




У – 2. Пользоваться приёмами слушания в учебной деятельности: при объяснении материала, при восприятии на слух текстов для изложения и т. д.

Слушание. Приёмы слушания: фикса-ция темы (заголовка) высказывания и ключевых (опорных) слов.

У – 1. Определять соответствие основного тона, темпа, громкости речи, выделенных смысловых ударений речевой задаче говорящего.

Говорение. Основной тон, смысловое (логическое) ударение, темп, громкость высказывания, их соответствие речевой задаче и основной мысли.

У – 2. Пользоваться свойствами устной речи для реализации речевой задачи сво- его высказывания.




У – 2. Пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголо- вку и от заголовка, выделять ключевые слова.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов. Шрифтовые выделения.

У – 2. Определять и обозначать ненужное, лишнее, а также то, что требует дополне-ния, развёртывания в конкретном тексте. Вносить правки (по замечаниям, принятым условным обозначениям), т. е. зачёркивать ненужное, делать вставки, дописывать текст.

Письменная речь. Способы правки тек- ста. Вычёркивание ненужного (лишне- го), включение недостающего.


Правильная и


хорошая речь


У – 1. Определять нарушения норм, изу- ченных на уроках родного языка.

Речь правильная и неправильная (с нару- шением норм литературного языка)

У – 2. Оценивать правильность речи с точ- ки зрения (известных ученикам) орфоэпи- ческих, грамматических, лексических норм литературного языка.




У – 2. Обращаться к нормативным слова- рям за справкой.

Нормативные словари.


Речевые


жанры


У – 1. Определять тему текста (о чём гово- рится в тексте) и его основную мысль (что говорится).

Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков.

У – 1. Определять тип заголовка (смысло-вой и загадочный); структурно-смысловые части текста.

Основная мысль текста.

Структурно-смысловые части текста. (Начало, средняя часть, концовка.)




У – 2. Подбирать смысловой и «загадоч-ный» заголовок к готовым и создаваемым текстам.




У – 1. Определять тип текста в простей-ших случаях: устный (звучащий) – пись-менный; диалог – монолог; повествование, описание, рассуждение.

Диалогический и монологический тексты.

Повествование, описание, рассуждение как типы текстов.



У – 1. Определять, в какой мере текст пересказа соответствует исходному тексту.


Понятие о пересказе.

Подробный пересказ.




У – 2. Устно пересказывать учебные тексты (в пределах, обозначенных в различных программах II класса).






Речь учебно-


научная


У – 1. Определять цель рассуждения (доказать, объяснить); его части; тезис, доказательства, объяснение; вывод.

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении.

У – 2. Формулировать цель предстоящего рассуждения, его тезис.


Пример и правило в рассуждении.

У – 2. Строить рассуждение на основе материалов сказок, мультфильмов, учеб-ных текстов, используя в объяснительной части пример, ссылку на правило.




У – 1. Определять тему, основную мысль описания, что именно и как описывает автор, чтобы раскрыть основную мысль текста.

Описание в учебно-научной речи, его цель, основные части.

У – 1. Определять в тексте его описатель-ный фрагмент.




У – 2. Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли.




У – 1. Определять в правиле его основные части.

Правило (орфографическое) как текст.

У – 2. Строить ответ об орфографическом правиле, включая необходимые примеры и их объяснение.

Правило, пример, объяснение примера.



Речь



разговорная

У – 1. Оценивать тактичность речевого поведения в семье.

Разговор в быту (семейный разговор).

У – 1. Анализировать неподготовленный отзыв-отклик (о книге, фильме, телепе-редаче), корректность высказывания, оценочные средства.

Отзыв-отклик (экспромт) о книге, филь-ме, телепередаче.

У – 2. Высказывать в устной форме свои мысли и чувства о прочитанном, увиден- ном в телепередаче, фильме.




У – 1. Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком; определять части, соответ- ствие содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика.

Речь разговорная с элементами худо- жественной речи.

Невыдуманный рассказ (о себе).



У – 2. Выступать с рассказом о себе в классе; в том числе при проведении кон- курса на лучшего рассказчика невыдуман- ных историй и т. д.






Речевая разминка
«Речевая разминка» – так условно авторы называют упражнения-задачи, развивающие;

– дыхание;

– речевой (в том числе интонационный) слух;

– навыки правильного произношения;

– произносительно-импровизационные умения учеников.

Все эти умения и навыки – необходимое условие для развития риторических способностей.

В «Детскую риторику» для 2-ого класса авторами введена «Речевая размин-ка». Эта сквозная линия, проведённая через весь учебник, включает четыре группы упражнений: дыхательные, произносительные (на произнесение звуков и определённой интонации); ортологические, текстовые. Каждая страница речевой гимнастики включает, как правило, эти четыре вида упражнений под типовыми заголовками: «Набери воздух!»; «Не запутайся в звуках!»; «Озвучь!»; «Произноси правильно!»; «Расскажи!»; «Порассуждай!».

Авторы курса «риторика» дают советы и рекомендации по проведению речевой гимнастики:

1. Желательно речевую разминку проводить систематически, Чтобы «собрать» ребят в начале урока (настроить на восприятие нового материала), или в середине (изменить вид деятельности), или в конце урока (когда дети утомлены, возможно, более трудными заданиями).

2. На проведение речевой разминки не следует затрачивать более 5 минут одного урока.

3. Использовать игровые формы проведения некоторых заданий.

4. Не забывать использовать:

– раскрашивание;

– тихое музыкальное сопровождение;

– жесты, мимику, помогающие произнесению текста;

– парную работу при выполнении импровизационных заданий.



Тематическое планирование

Планирование составлено на основе: «Программы для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). Риторика. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ла-дыженская». Программа допущена Министерством образования РФ. – М.: Просвещение, 2002; учебника-тетради «Детская риторика в рассказах и рисунках. 2 класс. В 2-х ч». Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. – М.: Ювента, Баласс, 2007.



Базисный учебный план по программе – 1 час в неделю, 34 часа за год. Календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа, без изменений.



п/п

Раздел

Количество часов по программе

Количество часов фактически

1.

Проверь себя


1

1

2.

Наука риторика


3

3

3.

Как мы говорим


5

5

4.

Учусь слушать


5

5

5.

Просьба


2

2

6.

Учусь читать и писать


2

2

7.

Текст


3

3

8.

Пересказ


2

2

9.

Отказ


2

2

10.

Типы текстов


1

1

11.

Рассуждение. Ссылка. Объяснения


2

2

12.

Описание


3

3

13.

Рассказ. Части рассказа


3

3




Итого:

34 ч.

34 ч.



Календарно-тематическое планирование


п/п

урока по теме

Дата

Тема урока

Страни-

цы

учебника

Домашнее

задание





1 ч.





Проверь себя








1.

1.




Проверь себя


3 – 5

Стр. 5, зад. 5





3 ч.





Наука риторика








2.

1.




Чему учит риторика. Надо ли учиться риторике

6 – 10

Стр. 7, зад. 7, стр. 8, рисунок

3.

2.




Кто – что – кому


11– 13

Стр. 13, зад. 17

4.

3.




Кому – кто. Адресат – адресант


14 – 19

Стр. 18, зад. 26





5 ч.





Как мы говорим








5.

1.




Как мы говорим. Темп и гром-кость

20 – 27

Стр. 27, зад. 37

6.

2.




Тон речи. То же слово, да не так бы молвить

28 – 33

Стр. 33, зад. 44

7.

3.




Настроение, чувства и тон говорящего

34 – 40

Стр. 40, зад. 50

8.

4.




Мимика, жесты, поза. Говоря-щий взгляд

41 – 44

Стр. 44, зад. 55, 56

9.

5.




Обобщение по теме «Как мы говорим»

45 – 52

Стр. 49, зад. 61





5 ч.





Учусь слушать








10.

1.




Мы слушаем – нас слушают. Что такое уметь слушать

53 – 57

Стр. 56, зад. 66

11.

2.




Слушали и услышали

58 – 61

Стр. 60, зад. 71, 72

12.

3.




Слушаем и стараемся понять. Слушаем и выделяем непонят-ное

62 – 66

Стр. 65, зад. 83

13.

4.




Слушаем, как говорят


67 – 69

Стр. 68, зад. 87

14.

5.




Слушаем на уроке. Слушаем целый день!

70 – 73

Стр. 73, зад. 97





2 ч.





Просьба








15.

1.




Вежливая просьба. Прошу вас...


74 – 79

Стр. 76, зад. 102

16.

2.




Ненавязчивая просьба. Скрытая просьба

80 – 87

Стр. 83, иллю - страция





2 ч.





Учусь читать и писать








17.

1.




О чем нам говорит шрифт?


88 – 90

Стр. 90, зад. 125

18.

2.




Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы

91 – 94

Стр. 93, зад. 134





3 ч.





Текст








19.

1.




Текст. Тема и заголовок текста


5 – 6

Стр. 6, зад. 2

20.

2.




Основная мысль текста


7 – 11

Стр. 11, зад. 10

21.

3.




Опорные слова


12 – 14

Стр. 14, зад. 15





2 ч.





Пересказ








22.

1.




Подробный пересказ. Краткий пересказ

15 – 23

Стр. 23, зад. 32

23.

2.




План. Текст и план


24 – 31

Стр. 30, зад. 39





2 ч.





Отказ








24.

1.




Вежливый отказ. Согласие или отказ

32 – 36

Стр. 36, зад. 46

25.

2.




Отказывай, не обижая. Ответы на отказ

37 – 49

Стр. 48, зад. 63





1 ч.





Типы текстов








26.

1.




Типы текстов


50 – 54

Стр. 53, зад. 73





2 ч.





Рассуждение. Ссылка. Объяснения







27.

1.




Рассуждение. Примеры в рас- суждении

55 – 62

Стр. 62, зад. 86

28.

2.




Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения

63 – 69

Стр. 68, зад. 96





3 ч.





Описание








29.

1.




Описание. Понятие об описании. Признаки предмета

70 – 76

Стр. 76, зад. 105

30.

2.




Описание в объявлении. Загадки- описания

77 – 81

Стр. 78, зад. 108

31.

3.




Сочини загадку


82 – 86

Стр. 83, зад. 114





3 ч.





Рассказ. Части рассказа








32.

1.




Невыдуманный рассказ. Было или придумано?

87 – 89

Стр. 88, зад. 117

33.

2.




Части рассказа


90 – 92

Стр. 92, зад. 122

34.

3.




Хочу вам рассказать


93 – 94




скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по курсу риторика (предмет) для 2 а класса
198.57kb.
Рабочая программа по курсу «Детская риторика» для 3 класса
113.59kb.
Рабочая программа по курсу математика (предмет) для 2 а класса
358.82kb.
Рабочая программа по курсу окружающий мир (предмет) для 2 а класса
356.27kb.
Рабочая программа по курсу «Риторика» разработана на основе программы «Риторика» Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской
1124.07kb.
Пояснительная записка рабочей программы дополнительного образования по курсу “Риторика
184.88kb.
Разработала Микова Людмила Николаевна 2012 2013 учебный год пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство» рабочая программа
199.29kb.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (факультатив «Риторика») для 5» б» класса учителя русского языка
119.02kb.
Рабочая программа по курсу «Истоки» для 1 класса 2013-2014 уч год
94.28kb.
Романова Владимира Артуровича категория по учебному курсу: Информатика и ит 9 класс Базовый уровень пояснительная записка рабочая программа
228.27kb.
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» для 4б класса по умк
524.48kb.
Рабочая учебная программа по курсу «Экономическая и социальная география мира»
135.25kb.