Главная стр 1
скачать


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Яманская средняя общеобразовательная школа

Илекского района Оренбургской области


"Утверждаю"

"Согласовано"

Рассмотрено

директор школы

зам. директора по УВР

на заседании Методического совета

___________________

_____________________

протокол № ______

"_____"_______20_ г.

"_____"_______20_ г.

"_____"_______20_ г.












Рабочая программа по курсу: «Экономическая и социальная география мира» для 10-11 классов

Уровень обучения: базовый

Ступень образования: средняя (полная) школа

Сроки реализации: 2013-2014 учебный год
Составлена на основе программы ДОМОГАЦКИХ Е.М. «Экономическая и социальная география мира» (2010 г)
Составитель: КОЗЛОВА Екатерина Абрамовна,

учитель географии и биологии

высшей категории.

Яман 2013




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Экономическая и социальная география мира» для 10-11 классов составлена в соответствии с:



  • федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089; региональным и школьным компонентом;

  • примерными программами, созданными на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • учебным планом МБОУ Яманская СОШ;

  • федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

. Данная программа составлена на основе: «Программы по географии для 6-10 классов для общеобразовательных учреждений».- М.:ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2010.-56с. Автор - Домогацких Е.М.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География». Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2012.

На базовом уровне на изучение предмета в 10 и 11 классах отводится 70 часов учебного времени, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классе. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит из двух частей, двух книг, каждая из которых рассчитана на 35 часаовучебного времени.

Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.



Цели и задачи данной программы обучения:

- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;

- развить пространственно-географическое мышление;

- воспитать уважение к культурам других народов и стран;

- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

В течение года проводятся контрольные мероприятия:

10 класс - 4 итоговые (оценочные) практические работы; 4 тематические контрольные в форме тестирования ( по тестам в формате ЕГЭ);

11 класс - 4 итоговые (оценочные) практические работы; 4 тематические контрольные в форме тестирования ( по тестам в формате ЕГЭ).



Материал контроля направлен на оценку усвоения базового уровня учебного материала и соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Раздел, тема

Кол-во часов

Практические, в том числе итоговые

Контр.

Часть 1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА 10 КЛАСС













Современная география

1







Тема 1.

Страны современного мира


4



1(1)

1

Тема 2.

География населения мира


6

5 (1)

1


Тема 3.

Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы

10

1

1

Тема 4.

Мировое хозяйство и научно-техническая революция

2

1.




Тема 5.

Общая характеристика современного мирового хозяйства

10

1 (1)

1

Тема 6.

Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь

1

1 (1)







Резерв.

1










Итого в 10 классе

35

10 (4)

4

Часть2

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР МИРА 11 КЛАСС










Тема 1

Политическая карта мира

2

1 (1)




Тема 2

Зарубежная Европа

5

2

1

Тема 3

Зарубежная Азия

8

3 (1)

1

Тема 4

Северная Америка

3

1 (1)




Тема 5

Латинская Америка

4

2

1

Тема 6.

Африка

4

2




Тема 7

Австралия и Океания

2

1 (1)

1

Тема 8

Россия в современном мире

2










Обобщение знаний по курсу

3










Резерв

2










Итого в 11 классе

35

12 (4)

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа по курсу

«Экономическая и социальная география мира»

(10 -11 классы - 70 часов)


Часть 1. Общая характеристика мира


Современная география (1 час)

География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.



Основные понятия: геоинформационные системы.

Тема 1. Страны современного мира (2 часа)

Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.



Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».

Практическая работа: 1. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.



Тема 2. География населения мира (5 часов)

Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этно-религиозные конфликты.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.

Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».

Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.

Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.

Практические работы: 1. Сравнительный анализ карт народов и мировых религий. 2. Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий. 3. Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных. 4. Объяснение причин миграционных процессов в Европе. 5. Составление списка стран, в котрых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий. 6. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов.

Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (12 часов)

Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.

Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.

Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.

Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.

Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.

Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.

Практическая работа: 1. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2часа)

Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий..

Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.

Практическая работа: 1. Определение стран экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг.

Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (10 часов)

Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.

Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.

Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.

Основные понятия: «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.

Практическая работа: 1. Составление тест-опросника по теме.

Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (1 час)

Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.



Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация.

Практическая работа: 1. Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем».
Часть 2. Региональный обзор мира

Тема 1. Политическая карта мира (2 часа)

Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.

Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.

Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.

Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.

Основные понятия: политико-географическое положение, территория страны, сухопутные, водные и морские границы, анклав, республики, монархии, федерации, конфедерации, унитарные государства, международные организации, регион.

Практическая работа: 1. Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству.
Тема 2. Зарубежная Европа (5 часов)

Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.

Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.

Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.

Особенности европейских субрегионов.

Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.

Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности. Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны.



Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная ось развития.

Практические работы: 1.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы. 2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.
Тема 3. Зарубежная Азия (8 часов)

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.

Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.

Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.

Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.

Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.

Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия.

Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.

Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо.

Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.

Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.

Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы.

Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население.

Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.

Международные экономические связи.

Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.



Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.

Практические работы: 1. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии. 2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии. 3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии.
Тема 4. Северная Америка (3 часа)

Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.

Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.

Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.

Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.

Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.

Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.

Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.



Основные понятия: Англо-Америка, Латинская Америка.

Практическая работа: 1. Заполнение таблицы «Экономические районы США».
Тема 5. Латинская Америка (4 часа)

Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.

Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.

Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.

Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.

Основные понятия: Андийские страны, Вест-Индия, Центральная Америка, латифундии.

Практические работы: 1. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки». 2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки.
Тема 6. Африка (4 часа)

Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.

Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.

Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия.

Международные экономические связи.

Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».

Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.



Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка, апартеид.

Практические работы: 1. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа. 2. Подбор рекламно- информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.
Тема 7. Австралия и Океания (2 часа)

Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.

Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.

Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.

Практическая работа: 1. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.
Тема 8. Россия в современном мире (2 часа)

Экономико-географическая история России. Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира. Отрасли международной специализации России. Международные связи России.



Практическая работа: 1. Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

1. Знать:

- методы географических исследований и уметь применять их на практике;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов;

- динамику населения мира в целом; современные проблемы населения;

- особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;

- географическую специфику отдельных стран и регионов;

- географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного положения России в мире, е роль в международном географическом разделении труда.

2. Уметь:

- составлять комплексную географическую характеристику стран и регионов;

- объяснять географические аспекты различных текущих процессов и явлений;

- оценивать ресурсообеспеченность стран;

- использовать разнообразные источники географической информации.

3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№, тема

§

часы

Контрольные и практические работы


оборудование

Дата

Часть1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА 10 КЛАСС

1. Введение. Мир географии. География в мире.

1

1










Тема 1. Страны современного мира




4










2. Многообразие стран современного мира.

2

1




Политическая карта мира




3. Формы государственного устройства.

2

1




Политическая карта мира




4. Развитые и развивающиеся страны.

3

1

ПР. Составление графиков, схем и диаграмм на основе статистической информации

Политическая карта мира




5. Зачёт по теме «Страны современного мира»




1

КР «Политическая карта мира»







Тема 2.География населения мира




7










6.Численность и динамика населения мира

4

1




Карта плотности населения




7. Расовый и половозрастной состав населения мира

5

1

ПР Анализ половозрастных пирамид разных стран

Презентация.




8. Этнический и религиозный состав населения

6

1




Карта народов и религий мира.

Презентация.






9. Практикум «Народы и религии мира»




1










10.Размещение населения и миграции

7

1




Карта плотности населения.

Таблица «Миграции»






11. Сельское и городское население

8

1




Карта «Уровень урбанизации»




12. Обобщение и контроль знаний по теме «Население»




1

КР «Население мира»







Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы




8










13. Взаимоотношения между природой и обществом

9,

10


1




Презентация.




14. Природные ресурсы и ресурсообеспеченность

11

1




CD КиМ




15. Минеральные ресурсы

12,

13


1




Карта «Минеральные ресурсы», Топливные ресурсы»




16. Земельные и лесные ресурсы

14,

15


1




Карта «Лесные ресурсы»




17. Водные ресурсы и ресурсы Мирового океана

16,

17


1




Презентация.




18. Другие виды природных ресурсов.

18

1




Презентация




19. Загрязнение и пути решения экологических проблем

19,

20


1




CD КиМ




20.Обобщение знаний «Мировые природные ресурсы»




1

КР «Природные ресурсы мира»







Тема 4. Мировое хозяйство и НТР




2










21.Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство.

21

1




Презентация




22. Современная эпоха НТР и мировое хозяйство.

22

1




CD КиМ




Тема 5. Современное мировое хозяйство




10










23. Топливно-энергетическая промышленность.

23

1




CD КиМ




24.Металлургия.


24

1




Презентация

Карта металлургии мира






25. Машиностроение.


25

1




Карта «Машиностроение»




26. Химическая, лесная и лёгкая промышленность.

26

1




CD КиМ




27. Сельское хозяйство.


27

1




Презентация. Карта «Сельское хозяйство мира»




28. Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран

28

1




Карта «Сельское хозяйство мира»




29.Транспорт мира: состав


29

1




Презентация




30. Транспортная сеть


30

1




Карта «Транспорт мира»

CD КиМ





31. Международные экономические отношения.

31

1




Таблица «Формы международных экономических отношений»




32. Обобщение и контроль по теме «Современное мировое хозяйство»




1










Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь




1










33. Глобальные проблемы человечества

32

1




Презентация




34. Итоговый урок. Зачёт по курсу




1










35. Резерв




1








Часть 2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР МИРА. 11 КЛАСС

Тема 1. Политическая карта мира




2










1. Формирование политической карты мира

1

1

ПР. Классификация крупнейших государств мира по формам правления и государственному устройству

Политическая карта мира




2. Регионы мира и международные организации

2

1




Политическая карта мира, презентация




Тема 2. Зарубежная Европа




5









3. Состав и географическое положение

3

1




Политическая карта мира, карта Зарубежной Европы, CD КиМ




4. Природа и люди

4

1



карта Зарубежной Европы




5. Хозяйство и внутренние различия

5

1




карта Зарубежной Европы




6. Федеративная Республика Германия

6

1




карта Зарубежной Европы, видеофрагмент «Путешествие по Германии»




7. Республика Польша

7

1

КР «Зарубежная Европа»


карта Зарубежной Европы




Тема 3. Зарубежная Азия




8










8. Географическое положение и ресурсы

8

1

ПР «Сравнительная характеристика географического положения двух стран Азии»

Политическая карта мира, карта Зарубежной Азии.

CD КиМ.





9. Население и хозяйство

9

1



карта Зарубежной Азии




10. Япония.

10,

11


1




карта Зарубежной Азии

презентация






11. Китайская Народная Республика

12

1




карта Зарубежной Азии, презентация




12. Хозяйство Китая

13

1



карта Зарубежной Азии




13. Республика Индия. Географическое положение, ресурсы и население

14

1




карта Зарубежной Азии




14. Хозяйство и внутренние различия Индии

15

1




карта Зарубежной Азии




15. Контроль знаний «Зарубежная Азия»




1

КР «Зарубежная Азия»

карта Зарубежной Азии




Тема 4. Северная Америка




3










16. США. Географическое положение, ресурсы и население.

16

1




Политическая карта мира, карта Северной Америки




17. Хозяйство и внутренние различия США

17

1

ПР - заполнение таблицы «Экономические районы США»

карта Северной Америки, презентация




18. Канада

18

1




карта Северной Америки, CD «Страны мира»




Тема 5. Латинская Америка




4










19. ЛА. Географическое положение, ресурсы и население

19

1




Политическая карта мира, карта Латинской Америки, презентация Аудиозаписи латиноамериканских мелодий




20. Хозяйство и субрегионы ЛА

20

1

ПР Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки»

карта Латинской Америки




21. Бразилия

21,

22


1




карта Латинской Америки

CD «Страны мира»

Видеофрагмент «Карнавал в Рио»





22. Контроль «Северная Америка. Латинская Америка»




1

КР по темам «Северная Америка. Латинская Америка»

карта Латинской Америки




Тема 6. Африка




4










23. Географическое положение и ресурсы

23

1




Политическая карта мира, карта Африки

CD КиМ





24. Население и хозяйство

24

1




карта Африки

CD КиМ





25. Южно-Африканская Республика

25

1




карта Африки

презентация






26. Республика Кения

26

1




карта Африки видеофрагмант «Масаи Мара»




Тема 7. Австралия и Океания




2










27. Австралия

27

1

ПР Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам

Политическая карта мира, карта Австралии и Океании




28.Океания

28

1




карта Австралии и Океании, видеофрагмент «Океания»




29. Контроль «Африка, Австралия и Океания»




1

КР по темам «Африка», «Австралия и Океания»







Тема 8. Россия в современном мире




2










30. Экономико-географическая история России

29

1




Политическая карта мира, Политико-административная карта России.




31. Современная Россия

30

1




Политическая карта мира Политико-административная карта России




32. Обобщение знаний по курсу. Страны мира




1




Политическая карта мира




33. Обобщение знаний по курсу. Мир географии.




1




Политическая карта мира, физическая карта мира.




34-35. Резерв




2










КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Контроль - средство достижения организацией поставленных целей, характеризующееся определенным выбором средств и методов для проверки достигнутого результата. Оценка -определение и выражение, в условных знаках - баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой.

С целью диагностики предметных и метапредметных результатов обучения применяется несколько видов контроля : предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль и отсроченный контроль.

Контроль осуществляется в различных формах: индивидуальный, групповой и фронтальный.

Используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.
Процедура оценки уровня обученности



Вид контроля


Формы и методы контроля

Текущий


Различные виды проверочных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся непосредственно в учебное время для оценки уровня усвоения учебного материала ( фронтальный опрос; комбинированный опрос; работа по карточкам; работа у доски по индивидуальным заданиям; письменная мини - работа; самостоятельная работа; семинар). Используется самоконтроль и взаимоконтроль.



Тематический

Письменные контрольные работы, которые позволяют оценить уровень усвоения обучающимися всего объема знаний, умений, навыков и способностей самостоятельного его использовать.


Административный

Различные виды контрольных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся в учебное время для оценивания любого параметра учебных достижений ученика.


Итоговый

Экзамен по выбору в форме ЕГЭ для 10 класса,

ЕГЭ для выпускников 11 классов



Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.



Критерии и нормы оценки ЗУН

Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение географических задач, практическая работа, тестирование, контрольная работа, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал изготовленный учащимися, проект и т.д.), зачет, экзамен).


Нормы оценки знаний и умений по географии

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, учителю географии необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

- самостоятельность ответа;

- логичность, доказательность в изложении материала;

- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений.



Примерные нормы оценок за устный ответ

«5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности

«4» ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении

основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя



«3» ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает



ошибки в использовании карт при ответе

«2» ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой
Примерные нормы оценок за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

«5» правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы

«4» правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов

«3» правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов

«2» неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов
Примерные нормы оценок за выполнение практических работ по географии

«5» ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении

«4» имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию

«3» имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении

«2» присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-методический комплект.


№ п/п

Автор

Название

Издательство

Год издания

1

Е.М. Домогацких

Программа по гееографии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений

- М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС»

2010




Учебники:











1

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.

«География» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.

- М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС»

2012




Методические пособия для учителя













Ануфриева О.И.

Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Общая характеристика мира: поурочные планы по учебнику Максаковского В.П.

Волгоград: Учитель,

2002




Иванова В.Н. и др.

География. : 7-11 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, проекты, уроки

Волгоград: Учитель,

2009




Климанова О.А.

География в цифрах, 6-10 кл.: справочное пособие.

М.: Дрофа

2006




Моргунова А.Б.

уроки учительского мастерства

Волгоград: Учитель,

2009




Стадник А.Г.

География. : 6-11 классы: уроки-исследования, дискуссии, пресс-конференции.

Волгоград: Учитель,

2010




Толмачёва Е.В.

География 10 класс. Поурочные планы по учебнику Ю.Н. Гладкого

Волгоград: Учитель

2002




Шатных А.В.


Современный урок географии. Методические разработки уроков географии в 10 классе.

М.: Школьная пресса

2002




Яковлева Н.В.

География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся

Волгоград: Учитель

2008




Пособия для учащихся













Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е.

Рабочая тетрадь по географии. 10-11 классы: в 2 ч.

- М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС»

2012




Максаковский В.П.

Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса.

М.: Просвещение

2006




Данилова Е.А.

География в схемах и таблицах

СПб.: Тригон

2006




Контрольно-измерительные материалы













Петрова Н.Н.

Тесты по географии. 6-10 классы: метод.пособие.

М.: Дрофа

2003




Пятунин В.Б.

Контрольные и проверочные работы по географии. 6010 классы: Метод. пособие

М.: Дрофа

2006




Яковлева Н.В.

География. 10-11 классы: тестовый контроль

Волгоград: Учитель

2011




Пособия для подготовки к ЕГЭ













Аксакалова Г.П. и др.

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ

М.: Интеллект-Центр

2004 - 2013




Барабанов В.В. и др.

Единый государственный экзамен 2012. Универсальные мтериалы для подготовки учащихся/ФИПИ

М.: Интеллект-Центр,

2012




Данилова Е.А.

География в схемах и таблицах

СПб.: Тригон

2006




Электронные пособия (диски):













Уроки Кирилла и Мефодия

2008




Страны мира

2008




Библиотека наглядных пособий по географии 6-10 кл

2007


Оборудование

Карты:

  1. Политическая карта мира.

  2. Минеральные ресурсы мира.

  3. Топливные ресурсы мира.

  4. Энергетическая промышленность мира.

  5. Земельные ресурсы мира.

  6. Агроклиматические ресурсы мира.

  7. Черная и цветная металлургия мира.

  8. Машиностроение мира.

  9. Химическая и лесная промышленность мира.

  10. Легкая промышленность мира.

  11. Транспорт мира.

  12. Экологические проблемы мира.

  13. Африка. Экономическая

  14. Австралия и Новая Зеландия. Экономическая.

  15. Латинская Америка. Экономическая

  16. США экономическая

  17. Канада экономическая

  18. Европа политическая

  19. ФРГ экономическая

  20. Евразия политическая

  21. Юго-Восточная Азия экономическая

  22. Япония экономическая

  23. Юго-Западная Азия экономическая

  24. Южная Азия экономическая

  25. Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка экономическая



Таблицы:

1. Экономические районы США

2. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Китая

3. Природно-ресурсный потенциал Японских морей

4. Нефть и газ Северного моря

5. Формы МГРТ



Интернет-ресурсы:

http://ru-world.net/

http://worldgeo.ru/lists/?id=1

http://iformatsiya.ru/

http://www.straniymira.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Алфавитный_список_стран_и_территорий

https://maps.google.ru/

http://www.fipi.ru/

http://www.twirpx.com/file/627553/

http://www.ljpoisk.ru/archive/5303194.html


скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по курсу: «Экономическая и социальная география мира» для 10-11 классов
547.5kb.
Пояснительная записка. Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира»
482.98kb.
Рабочая программа на 2010 / 2011 учебный год Учитель Давыдова Динара Рафаиловна Предмет «Экономическая и социальная география мира». Класс: 11
205.65kb.
Пояснительная записка. Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира»
434.26kb.
Пояснительная записка. Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира»
184.3kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании
257.3kb.
Рабочая учебная программа по курсу «Экономическая и социальная география мира»
135.25kb.
Программа по курсу «Экономическая и социальная география мира»
166.4kb.
Рабочая программа география Класс 10 Учебный год 2011 2012 Учитель Алушкина Н. Е. Умк
342.83kb.
Рабочая программа и тематическое планирование уроков географии в 10-11классах на 2011-2012 учебный год. Учитель: Зотова Вера Анатольевна
157.31kb.
Рабочая программа учебного курса Экономическая и социальная география мира Для 10-11 классов Составитель
605.6kb.
Н. И. Алексеевский «География 10 класс» I часть (10 класс) и «География 10 класс» II часть (11 класс) 2010 г. Курс «Экономическая и социальная география мира»
266kb.