Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 107

Согласована Утверждена

на Педагогическом совете Приказ № ____от_____

Протокол № ____ от________ Директор МОУ СОШ № 107

Л.М. Тулинова

Рабочая программа

по литературному чтению

4 класс

Составлена в соответствии с программой

( литературное чтение,УМК «Гармония», О.В.Кубасова, 2007г.)

учителем начальных классов

Баскаковой Татьяной Геннадьевной

2011г.

Содержание рабочей программы по предмету

1. Пояснительная записка ………………………………………………………..

2. Учебно-тематический план……………………………………………………

3.Организация учебной деятельности

3.1. Формы организации учебной деятельности…………………………

3.2. Виды деятельности…………………………………………………….

3.3. Использование средств ИКТ в учебной деятельности……………….

4. Требования к уровню подготовки учащихся………………………………..

5. Система оценки качества обученности по предмету………………………..

6. Список литературы……………………………………………………………

7. Приложения……………………………………………………………………

8. Лист экспертной оценки программы…………………………………………


Пояснительная записка к рабочей программе

по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основании пункта 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ

« Об образовании» (к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин), следовательно, рабочая программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

Программа разработана для реализации в общеобразовательном учреждении в общеобразовательном классе, в соответствии с типовой программой по предмету литературное чтение.

В соответствии с учебным планом определяется недельное количество часов – 3 часа в 4 классе на реализацию учебного курса Литературное чтение, всего за учебный год102 часа.

Цель учебного предмета определяется в соответствии с государственными образовательными стандартами: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

В соответствии с Образовательной программой школы определены целевые ориентиры в организации учебно-воспитательного процесса в рамках предмета Литературное чтение:

развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой, предполагающее: побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности; обучение навыкам общения и сотрудничества; поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе; расширение опыта самостоятельных выборов; формирование учебной самостоятельности (желание и умение учиться, т.е. постоянно расширять границы своих возможностей.

Информационно-методическое обеспечение рабочей программы

Типовая программа по предмету: УМК «Гармония».

Учебники для ученика Кубасова О.В. Литературное чтение. 4 класс. – Смоленск:Ассоциация 21 век, 2007г.

Кубасова О.В. Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2007г.

О. В. Кубасова Литературное чтение. Тестовые задания 4 класс. – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2009г.

Учебно-методический комплекс для учителя О.В. Кубасова Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 4 класс – «Ассоциация 21 век», 2006г.

Литературное чтение 4 класс. Поурочные планы по учебнику О. В. Кубасовой. Автор – составитель С. В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2006г.

Другие информационные образовательные ресурсы: http://vip.km.ru/vschool ; http://community.livejournal.com/pishu_pravilno; http://openclass.ru; http://festival.1septembe.ru

В рабочей программе представлены следующие разделы:

1. Основные тематические разделы, их соответствие с минимумом содержание образования по предмету в соответствии с ФГОС.

2. Формы организации учебной деятельности учащихся представлены в учебно-тематическом плане, принятые сокращения представлены в разделах: Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся; Использование средств ИКТ в образовательном процессе; Система оценки качества обученности по предмету.

3. Требования к уровню подготовки учащихся, определяется базовый уровень в соответствии с ФГОС.

4. В соответствии с требованиями к уровню усвоения программы разработан план контроля, контрольно-измерительные материалы, критерии оценки устных и письменных работ учащихся.

В Таблицах № 1 и 2 представлены целевые ориентиры и содержание программы в соответствии с образовательными стандартами.

Таблица № 1
Соответствие требованиям Федерального компонента образовательного стандарта.

Цель образования: Задачи

Содержание образования по предмету







воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.


Слушание (аудирование). Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала).

Чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Говорение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.



Письмо. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).



Таблица № 2
Соответствие требованиям Регионального (областного) компонента ГОС


Предметно-информационная

составляющая

Деятельностно-коммуникативная составляющая

Ценностно-ориентационная составляющая

– знать технику чтения на родном языке;

– знать наиболее известных авторов и произведений национальной культуры, российских и зарубежных детских писателей;




уметь вести диалог, делать краткие сообщения в рамках изученных тем на родном языке;

–умение выполнять письменные задания на родном языке;

– владеть нормами речевого этикета родного языка.


Отношение к себе:

– чувство гордости за свои достижения и огорчение от неудач;

– способность к оценке собственных изменений на основе развития чувства долга, совести, навыков самопознания;

– интерес к познанию природных и приобретенных склонностей к успешному освоению требований учебного труда;

– уверенность в способности освоения необходимого для самореализации и самоутверждения в этом возрасте объема социального опыта.

– ценность основных навыков безопасного поведения в повседневной жизни.

Отношение к другим:

– открытие чувства «Мы», проявление коллективизма, умения согласовывать при необходимости свои потребности с интересами окружающих;

– оценочное отношение к другим в контексте соблюдения утверждаемых ближайшем окружением нравственных, эстетических, трудовых норм и правил;

– умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник – я»;

– умение дать оценку соответствия своего поведения нормам и правилам взаимодействия с членами семьи, педагогами, учащимися школы и другими людьми;

– интерес к познанию других людей, стремление учитывать их особенности при совместной деятельности.

Отношение к учебной деятельности:

– радость освоения новых способов деятельности; удовольствие от учебы; чувство ответственности за результаты учебной деятельности;

– оценка результативности развития учебных навыков в соответствии с поставленной целью;

– интерес к рациональному познанию как основе последующего развития;

– потребность в постоянном расширении информации о себе, окружающих людях, месте жительства, регионе;

– понимание важности соединения учебы в школе с постоянных самостоятельным расширением знаний о различных процессах, происходящих в природе, человеческом сообществе

Отношение к миру (ближайшее социокультурное и территориальное окружение):

– сохранение и развитие способности удивляться многогранности мира на основе постоянного расширяющегося его познания;

– оценка отношений двух реальностей: предметного мира и языка, отражающего этот мир во всем многообразии;

– интерес к познанию законов, определяющих процессы, происходящие в природе, в обществе;

– уверенность в познаваемости мира;

– начальные представления о ценности знания взаимосвязи процессов, происходящих в регионе, стране, мире.



2. Учебно-тематическое планирование






Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Организация учебной деятельности












Форма урока


Вид деятельности

Использование ИКТ

Требования

к усвоению



контроль

I четверть (27 часов)

1

1.09

С. Михалков «Гимн Российской Федерации»

1

ППМ

фронтальный




Знать текст Гимна РФ

фронтальный

2

2

И.Токмакова «В чудной стране». Русская народная сказка «Все у нас, слава Богу, хорошо!»

1

КУ

фронтальный




Знать понятии «сказка», виды сказок, уметь выразительно читать сказку, отвечать ан вопросы по содержанию

фронтальный

3

7

Русская народная сказка «Петр I и мужик»

1

КУ

фронтальный




Уметь читать по ролям, работать с текстом

фронтальный

4 -5

8-9

Русская народная сказка «Петр и Петруша»

2

КУ

фронтальный




Уметь последовательно воспроизводить содержание сказки, пересказывать от лица одного из героев, отвечать на вопросы по содержанию

фронтальный

6

14

Русская народная сказка «Марья и ведьмы»

1

КУ

фронтальный




Уметь объяснить отличие этой сказки от предыдущей, пользоваться основными средствами интонационной выразительности

фронтальный

7-8

15-16

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

2

КУ

Работа в парах




Уметь передавать содержание прочитанного

Работа в парах

9

21

Сербская сказка «Почему у месяца нет платья». Бразильская сказка «Жизнь человека»





1

КУ

фронтальный




Уметь выразить личное отношение к прочитанному, анализировать содержание сказок

фронтальный

10-12

22-28

Г.-Х.Андерсен «Русалочка»

3

КУ

Работа в парах

ИКТ

Уметь делить текст на части и озаглавливать каждую из них, отвечать ан вопросы по содержанию

Работа в парах

13-14

29-30

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

2

КУ

Работа впарах




Уметь отвечать на вопросы по содержанию, различать сказки литературные и народные, составлять план к пересказу. Выразительно читать

Работа в парах

15

5.10

Обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина (КВН)

1

Урок -КВН

Проект. Викторина по сказкам А.С.Пушкина

Картины художников к сказкам

Уметь участвовать в литер. Викторине, конкурсах

фронтальный

16

6

А.Толстой «Кикимора». Д.Джекобс «Рыба и кольцо»

1

КУ

фронтальный




Знать понятия «сказка, зачин, концовка»

фронтальный

17-18

7-12

В.Берестов «Сказка». К.Чуковский «Приключения белой мышки»

2

КУ

фронтальный




Уметь отвечать ан вопросы по содержанию, читать по ролям

фронтальный

19-20

13-14

А.Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»

2

КУ

Коллективная работа




Уметь отвечать на поставленные вопросы и работать с текстом, пересказывать текст по плану, озаглавливать части сказки

Коллективная работа: выборочное чтение

21

19

Дж.Родари «Эти бедные привидения»

1

КУ

фронтальный




Уметь четко отвечать на вопросы, читать по ролям

фронтальный

22

20

К.Драгунская «Лекарство от послушности»

1

КУ

фронтальный




Уметь отвечать на вопросы по содержанию сказки

фронтальный



23-24

21-26

Былины «Добрыня и Змей»

2

КУ

Коллективная работа




Знать понятие «былина», особенности былинных сказок, правила чтения былин

Коллективная работа

25

27

«Болезнь и исцеление Ильи Муромца»

1

КУ

фронтальный




Знать содержание былины, уметь анализировать текст, делить его на части, пересказывать былину по плану

фронтальный

26

28

Обобщающий урок

Контроль знаний



1

КУ

Проект. Организация выставки книг.




Уметь работать над содержанием, находить в тексте слова _ подтверждения, анализировать картину В.М. Васнецова «Богатыри», делать выводы

Тест 1

II четверть (21 час)

27

9.11

Г.-Х.Андерсен «Эта басня сложена про тебя. Эзоп «Лисица и Козел»

1

КУ

Фронтальный




Знать понятие «басня», содержание басен. Уметь проводить аналогию между пословицами и баснями

Фронтальный

28

10

И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» «Мышь и Крыса» «Две бочки».

1

КУ

Фронтальный

ИКТ

Уметь работать с текстом басни, читать по ролям, инсценировать басню, отвечать на вопросы по содержанию, находить основную мысль, делать выводы и обосновывать свои ответы

Фронтальный

29

11

Л.Толстой «Лев и Лисица» С.Михалков «Просчитался» «Услужливый

1

КУ

фронтальный




Уметь работать с текстом басни, читать по ролям, инсценировать басню, отвечать на вопросы по содержанию, находить основную мысль, делать выводы и обосновывать свои ответы

фронтальный

30

16

С.Михалков, «Заячье горе» И. Демьянов «Валерик и тетрадь»

1

КУ

фронтальный




Уметь работать с текстом басни, читать по ролям, инсценировать басню, отвечать на вопросы по содержанию, находить основную мысль, делать выводы и обосновывать свои ответы

фронтальный

31

17

М.Пришвин «Как я научил своих собак, горох есть», «Глоток молока» Н.Сладков «В норе»

1

КУ

фронтальный




Знать понятие «рассказ». Уметь передавать содержание прочитанного

фронтальный

32

18

К.Паустовский «Заячьи лапы»

1

КУ

Работа в парах




Уметь работать с текстом и анализировать прочитанное, отвечать ан вопросы, подтверждать свои ответы словами из текста, озаглавливать части рассказа, пересказывать

Чтение в парах

33

23

Р.Фраерман «Девочки с камнем»

1

КУ

Работа в парах




Уметь отвечать на вопросы по содержанию

Чтение в парах

34

24

Ю.Ермолаев «Иголка с ниткой»

1

КУ

фронтальный




Уметь делить текст на части, читать осмысленно про себя, делать выводы

фронтальный

35

25

Ю.Яковлев «Полосатая палка»

1

КУ

фронтальный




Уметь словесно нарисовать портрет мальчика Мишки, отвечать на вопросы

фронтальный

36

30

А.Платонов «Цветок на земле»

1

КУ

фронтальный




Уметь поддержать беседу о содержании рассказа, читать по ролям, делать выводы

фронтальный

37

1-2.12

К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

2

КУ

фронтальный




Уметь коротко пересказать текст по плану, выразительно читать диалог Дагни и Грига, словесно рисовать картину к прослушанному музыкальному произведению

фронтальный

38

7

Н.Носов «Огородники»

1

КУ

Работа в парах

ИКТ

Уметь четко и полно отвечать ан поставленные вопросы, составлять портреты главных героев, читать по ролям

Чтение по ролям

39

8

Н.Носов «Клякса»

1

КУ

фронтальный




Уметь четко и полно отвечать ан поставленные вопросы, составлять портреты главных героев, читать по ролям

фронтальный

40

9

Ю.Ермолаев «Жарко». М.Зощенко «Елка» О. Григорьев «Две трубы»

1

КУ

Коллективная работа




Уметь четко и полно отвечать ан поставленные вопросы, читать по ролям

Коллективная работа

41

14

С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»

1

КУ

фронтальный




Уметь коротко пересказывать текст, отвечать на вопросы, зачитывать нужные отрывки по просьбе учителя

фронтальный

42

15

А.П.Чехов «Ванька»

1

КУ

фронтальный




Уметь находить в тексте слова – доказательства, работать над содержанием, понимать замысел автора, пересказывать близко к тексту

фронтальный

43

16

Г.Сенкевич «Янко-музыкант»

1

КУ

Фронтальный




Уметь кратко излагать содержание рассказа, работать с текстом, определять мысль и главную тему, составлять план

Фронтальный

44

21

Д.Мамин-Сибиряк «Вертел»

1

КУ

фронтальный




Уметь отвечать на поставленные вопросы, пересказать эпизод или част произведения Свободно, находить в тексте нужные отрывки

фронтальный

45

22

Л.Кассиль «У классной доски»

1

КУ

индивидуальный




Уметь отвечать на поставленные вопросы, подтверждать ответы словами из текста, составлять словесный портрет

Выборочное чтение, чтение по обзацам

46

23

В.Лидин «Завет»

1

КУ

Фронтальный




Уметь самостоятельно находить тексте отдельные отрывки

Фронтальный

47

28

Обобщающий урок по разделу

1

ОиСЗ

индивидуальный




Уметь работать самостоятельно

Тест 2

III четверть (30 часов)

48

12.01

Герои Эллады. Персей

1

КУ

Фронтальный




Знать понятие «миф», содержание мифа, у меть осмысливать доступную литературу, работать с текстом, делить текст на части и составлять план, пересказывать мифы

Фронтальный

49

13

«Орфей и Звредика»

1

КУ

Фронтальный




Знать понятие «миф», содержание мифа, у меть осмысливать доступную литературу, работать с текстом, делить текст на части и составлять план, пересказывать мифы

Фронтальный

50

18

«Дедал и Икар»

1

КУ

Фронтальный




Знать понятие «миф», содержание мифа, у меть осмысливать доступную литературу, работать с текстом, делить текст на части и составлять план, пересказывать мифы

Фронтальный

51

19-20

Библейские сказания: «Семь дней творения». «Бог сотворил первого человека». «Жизнь первых людей в раю». «Первый грех». «Обещание спасителя». «Изгнание из рая».

2

КУ







Уметь выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию

Фронтальный

52

25-26

Моисей («Рождение Моисея». «Юность Моисея». «Моисей защищает мадиамских девушек».)

2

КУ

Фронтальный




Уметь выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию, пересказывать наиболее познавательные отрывки, отвечать на вопросы

Фронтальный

53

27-1.02

С.Лагерлеф «Святая ночь»

2

КУ

Фронтальный




Уметь выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию

Фронтальный

54

2

А.Мень «Милосердие Иисуса». Обобщение по разделу

1

КУ

индивидуальный




Уметь выделять главную мысль автора

Зачитывание наиболее понравившегося отрывка из любого сказания

55

3

С.Маршак «Про козла»

1

УИ

Фронтальный




Знать понятие «пьеса, инсценировка, действующие лица, персонаж», содержание пьесы. Уметь нарисовать словами каждого героя, читать по ролям

Фронтальный

56

8-9

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

2

КУ

Работа в парах




Уметь работать с текстом, полно отвечать на вопросы

Работа в парах

57

10

Н.Носов «Два друга» (обобщение)

1

ОиСЗ

Работа в парах




Уметь определять отличительные черты пьесы, делить текст на части

Чтение по ролям

58

15-16

С.Козлов «Снежный цветок»

2

КУ

фронтальный




Уметь передавать различные интонации при чтении

фронтальный

59

17

В.Жуковский «Песня» А.Пушкин «Птичка» «Няне»

1

УК

Фронтальный




Уметь работать с поэтическим текстом

Фронтальный

60

22

А.Пушкин «Зимняя дорога» М. Лермонтов «Горные вершины»

1

КУ

Фронтальный




Уметь читать выразительно перед аудиторией, работать с поэтическим текстом, развивать дикцию, заучивать стихи с помощью иллюстраций или опорных слов

фронтальный

61

24

М.Лермонтов «Утес» «Молитва»

1

КУ

Фронтальный




Уметь читать выразительно перед аудиторией, работать с поэтическим текстом, развивать дикцию, заучивать стихи с помощью иллюстраций или опорных слов

Фронтальный

62

29

И.Суриков «Весна» К.Бальмонт «Золотая рыбка»

1

КУ

Чтение в парах

Природа на картинах русских художников.

Уметь читать выразительно перед аудиторией

Находить красочные средства изображения



Чтение в парах

63

1.03

А.Блок «На лугу», «Гроза прошла»

1

КУ

Фронтальный




Уметь читать выразительно перед аудиторией, развивать речь, дикцию, работать над правильным выразительным чтением

Фронтальный

64

2

С.Есенин «С добрым утром»

1

КУ

Проект. Создание сборника стихов русских поэтов.




Уметь заучивать текст наизусть с помощью опорных слов

Фронтальный

65

7

М.Волошин «Сквозь сеть алмазную…» В.Маяковский «Тучкины штучки»

1

КУ

Фронтальный




Уметь работать над правильным выразительным чтением

Фронтальный

66

9

С.Маршак «Пожелания друзьям» С.Черный «Зеленые стихи» Ю.Владимиров «Чудаки»

1

КУ

Фронтальный




Уметь работать с поэтическим текстом

Фронтальный

67

14

Д.Хармс «Очень страшная история»

1

КУ

Фронтальный




Знать содержание произведений. Уметь выразительно читать

Фронтальный

68

15

В.Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы» О.Высоцкая «Весенние рубашки»

1

КУ

Фронтальный




Уметь работать с поэтическим текстом

Фронтальный

69

16

В.Высоцкий «Песня Кэрролла» Ю.Мориц «Чтоб летали мы все и росли

1

КУ

Фронтальный




Уметь работать с поэтическим текстом

Фронтальный

70

21

Н.Кун «Олимп» «Царство мрачного Аида»

1

КУ

индивидуальный




Знать содержание статьи. Уметь читать выборочно, про себя, в парах

Фронтальный

71

22

Ю.Яковлев «О нашей Родине». М.Пришвин «Моя Родина»

1

Б

Фронтальный

Картины художников

Уметь рассуждать о своих чувствах и отношении к Родине, объяснять переносное значение слов, делить текст на части, высказывать свое отношение к природе, произведению, отвечать на вопросы по содержанию

Фронтальный

72

23

И.Соколов-Микитов «Русский лес» Ю. Дмитриев «Зеленое и желтое»

Контроль знаний



1

КУ

Фронтальный

Картины русских художников

Уметь рассуждать о своих чувствах и отношении к Родине, объяснять переносное значение слов, делить текст на части, высказывать свое отношение к природе, произведению, отвечать на вопросы по содержанию

Фронтальный

Тест 3


IVчетверть (24 часа)

73

4.04

«Крещение Руси»

1

КУ

индивидуальный




Уметь различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги, словесно нарисовать портрет князя Владимира с помощью слова текста

Фронтальный

74

5-6

Н.Соловьев «Сергий Радонежский»

2

ОиСЗ

Проект. Коллаж «Моя родина»




Уметь работать с произведением о далеком прошлом нашей Родины, озаглавливать прочитанное

Фронтальный

75

11

В.Губарев «В открытом космосе»

1

КУ

Фронтальный




Уметь отвечать на поставленные вопросы

Фронтальный

76

12

Л.Яхнин «Метро»

1

КУ

Фронтальный




Уметь подробно пересказывать текст

Фронтальный

77

13

М.Ильин, Е.Сегал «Что из чего» «Сто тысяч почему»

1

КУ

Фронтальный




Уметь работать с познавательным текстом

Фронтальный

78

18

М.Константиновский «Что такое электрический ток?». Н.Надеждина «Лук – от семи недуг»

1

КУ

Фронтальный




Знать содержание статьи. Уметь отвечать на вопросы по содержанию, составлять план по тексту

Фронтальный

79

19

В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»

1

КУ

Фронтальный




Уметь осмысленно и выразительно читать

Фронтальный

80

20

К.Паустовский «Великий сказочник» А.Дитрих, Г.Юрмин «Какая книжка самая интересная?»

1

КУ

Фронтальный




Знать содержание статьи, героев произведений Г. Х. Андерсена. Уметь читать по абзацам, пересказывать текст

Фронтальный

81

25

Я.Смоленский «Как научиться читать стихи». К.Паустовский «Сказки Пушкина» К.Чуковский «Признания старого сказочника»

1

КУ

Фронтальный




Уметь составлять план, пересказывать статью по плану, сказки Пушкина, участвовать викторине

Фронтальный

82

26

Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц» (повесть – сказка) Обобщение по разделу

12

КУ

ОиСЗ


Проект. Создание сборника любимых произведений.




Уметь работать с текстом, выделять событие, составляющее основу художественного произведения, выявлять авторский замысел посредством анализа сюжета

Фронтальный

83

30-31

Обобще знаний

Контроль знаний



2













Тест 4

3. Организация учебной деятельности


3.1.Формы организации учебной деятельности (принятые сокращения)

1. Обобщение и систематизация знаний - ОиСЗ

2. Комбинированный урок – КУ

3. Урок-конкурс – УК

4. Повторение пройденного материала – ППМ

5. Урок КВН.


3.2. Виды организации учебной деятельности
1. Фронтальная

2. Индивидуальная

3. Групповая

4. Работа в паре

5. Проектная деятельность

6. Исследовательская


3.3. Использование средств ИКТ в учебной деятельности

1. Презентация

2. Электронные учебники

5. Уроки с использованием ИКТ

6. Интернет ресурсы

7. Подготовка раздаточных материалов ПК

4. Система оценки качества обученности по предмету
Требования к уровню подготовки учащихся

по предмету






Требования

Знания, умения и навыки

Контрольно-измерительный материал

1

Уметь объяснять значение прочитанных слов, давать характеристику герою произведения. Уметь понимать и формулировать главную мысль произведения.

Тест 1

2

Уметь работать в группах, анализировать поступки героев, давать им характеристику, называть нравственные качества, отгадывать название рассказа по подбору слов, опираясь на рисунок

Тест 2

3

Уметь работать с текстом, выделять событие, составляющее основу художественного произведения, выявлять авторский замысел посредством анализа сюжета

Тест 3

4

Уметь отвечать на вопросы по содержанию, различать сказки литературные и народные, составлять план к пересказу. Выразительно читать

Тест 4


Формы контроля знаний:

  • письменные работы – тесты

  • правильное и выразительное чтение

  • ответы на вопросы по прочитанному

  • чтение стихотворений наизусть

Критерии оценки устного ответа

В 4 классе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведе­ние.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

- в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и


синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 90-100 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту ("про себя") на конец года; выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Характеристика цифровой оценки.

  • "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

  • "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

  • "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

  • "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.



Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более 2);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.


Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
    -неточности при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Критерии оценки письменной работы (теста):

Читательские умения: Выработка навыков осознанного, правильного чтения словосочетаниями и синтагмами. Темп чтения к концу 4 класса 90-100 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту ("про себя") на конец года;

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает замены, пропусков, перестановки, добавления, искажения, повторов букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте, правильно делает ударения в словах.

Выразительность чтения выражается в соблюдении пауз, отделяющих одно предложение от другого и соблюдение пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания в предложении. В умении передавать эмоциональный тон персонажа, произведения.

Сознательность чтения выражается в умении выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; пользоваться сносками и школьным толковым словарем; определять эмоциональный характер текста; опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; в умении составлять высказывание с опорой на текст; формулировать тему небольшого произведения; определять идею произведения; находить главную мысль, сформулированную в тексте; определять характер книги по обложке, заглавию, рисункам;

уметь прогнозировать содержание читаемого.


Тестовые задания оцениваются следующим образом:

Первая оценка ставится за читательские умения, правильность и выразительность чтения.

«5» - соблюдение всех требований к правильному и выразительному чтению, допускается один недочет.

«4» - соблюдение всех требований к правильному и выразительному чтению, наличие одной ошибки или трех – четырех недочетов.

«3» - соблюдение всех требований к правильному и выразительному чтению, наличие трех - пяти ошибок или восьми недочетов.

Далее оценивается каждое задание к прочитанному тексту.

«5» - все задание выполнено верно.

«2» - задание не выполнено, либо выполнено неверно.

После выполнения тестовых заданий подводится итог. Суммируются оценки и делятся на количество заданий.

Затем ставится итоговая оценка за весь тест. Суммируются две оценки (за правильность чтения и тестовые задания) и результат делится на 2.




В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Систематизация КИМов по предмету.



Приложения



Сроки проведения

Форма контроля

1

28.10

Тест 1

2

28.12

Тест 2

3

23.03

Тест 3

4

30.05

Тест 4


Список литературы

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование. Основное общее образование. Москва, 2004.

  2. Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. Екатеринбург, 2005.

  3. Учебники для ученика Кубасова О.В. Литературное чтение. 4 класс. – Смоленск:Ассоциация 21 век, 2007г.

  4. Кубасова О.В. Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2007г.

  5. О. В. Кубасова Литературное чтение. Тестовые задания 4 класс. – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2009г.

  6. Учебно-методический комплекс для учителя О.В. Кубасова Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 4 класс – «Ассоциация 21 век», 2006г.

  7. Литературное чтение 4 класс. Поурочные планы по учебнику О. В. Кубасовой. Автор – составитель С. В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2006г.

  8. Сайты: http://vip.km.ru/vschool ; http://community.livejournal.com/pishu_pravilno

http://openclass.ru;

http://festival.1septembe.ru



Тест 1

Не смей!


Перед нашим домом, на куче песка, игра­ют самые малые ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят куличики, строят что-то из еловых шишек.

Ерунда, в общем.

Только у этих карапузов тоже имеются свои заводилы, свои атаманы. И свои тихо­ни безответные.

Атаманом на песочной куче давно сделал­ся Фёдор. Он ростом побольше. Молчаливый такой, насупленный. И всегда лохматый, буд­то его не стригут и не причёсывают. А мо­жет, он и не позволяет себя причёсывать. Когда Фёдор что-нибудь возводит на пе­сочной куче, то лучше к нему не прибли­жайся.

А самая безответная, самая тихонькая дев­чонка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех.

Вдобавок носит очки Татьяна, а в её воз­расте это совестно. Вот прилепится Татьяна где-нибудь сбоку, с краешка, старается нико­му не мешать. И даже если обидят, не ре­вёт громко - стесняется...

Но сегодня Татьяна победила Фёдора.

Строил Фёдор город на вершине кучи.


Глядь - бежит по песку паучок-сенокосец.

Обыкновенный паучишко, мелочь. Фёдор под­нял свою ногу с чёрной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть.

-Не смей! - вдруг крикнула Татьяна. Что он тебе сделал?

Фёдор так и замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его так ошеломило. Но паучишку он не тронул. И Татьяну не тронул.

Может, вправду задумался что ему сде­лали те, которые меньше его и слабей? (169 слов)

(Э. Шим)

1. Как ты понимаешь слова: атаман, на­супленный, ошеломило?

2. О ком слова из предыдущего упраж­нения?

3. Что ты можешь сказать о Фёдоре?

4. Расскажи о том, как Татьяна «победи­ла» Фёдора.

5. Какова главная мысль рассказа?




Тест 2
Вот шагает гражданин

Вот шагает гражданин.

Совсем один.

Он ужасно одинок.

Вслед за ним бежит щенок.

Этот маленький щенок

Тоже

Очень


Одинок.

Одинок щенок, однако,

За щенком

Бежит собака.

И она -

Совсем одна



И, конечно, голодна.

Над собакою сорока,

Тоже

Очень


Одинока.

Из норы


Глядит сурок.

Он суров и одинок.

В небе -

солнышко высоко,

Солнце

Тоже


Одиноко.

Вот шагает гражданин.

Он - один,

Совсем один...

Эй!

Скорей остановись!



На дорогу оглянись!

(Ю. Коваль)

1. От чьего лица написано произведение? Отметь знаком «+».

от лица автора

от лица персонажа

2. Какие слова автор повторяет чаще других? Подчеркни в тексте.

3. Подчеркни названия всех персонажей.

4. Что сказано о каждом персонаже? За­пиши это слово.

Он


5. Какой совет даёт автор одному из своих персонажей? Обведи эти слова.

6. Для чего гражданину предлагается оглянуться? Отметь знаком «+».

Чтобы вернуться.

Чтобы найти себе друзей.

Чтобы увидеть, что не только ему

одиноко, и не огорчаться.

7. Какова идея этого произведения? За­пиши ответ кратко.

Тест3

__________________________________________________________

После весеннего половодья на берегу оста­лось много больших луж и протоков. Иногда слышны были громкие всплески. Это щуки метали икру в протоках. Около затопленной низины я заметил какого-то большого серого зверя. Он стоял в воде.

Прячась за прибрежные кусты, я тихо подошёл к этому зверю. Это был волк. Он стоял ко мне головой. Вдруг недалеко от волка раздался всплеск воды. Волк немно­го присел, сделал большой прыжок и выта­щил из воды большую щуку; потом не спе­ша выволок её подальше на берег и бросил на землю. Щука стала прыгать, извиваться. Волк оглянулся кругом, схватил щуку зу­бами, отнёс подальше от воды, вернулся к

затопленной низине и замер. Опять плеснула щука, волк поймал её и только хотел отне­сти к первой, как перед самым носом по­казалась спина другой щуки. Волк не удер­жался, хотел её схватить, да упустил и ту, что держал в зубах, и она поплыла вверх брюхом.

Тут я не выдержал и громко свистнул. Волк выпрыгнул на берег и бросился в лес. Щуку, которую он поймал, я взял себе, а волку вдогонку крикнул:

- За двумя щуками погонишься ни одной не поймаешь!

(Н. Никольский)










1. Выбери правильный ответ его знаком «+».

Это произведение...

грустное забавное

серьёзное глупое


2. Выбери правильный ответ и отметь знаком «+».

Это произведение... сказка

рассказ

басня
3. От чьего лица ведётся речь в этом произведении? Отметь знаком «+».



от лица автора

от лица автора-персонажа (охотника)

от лица персонажа

4. Запиши одно-два качества характе­ра автора-охотника, которые проявились в рассказе.____________________________
5. Найди и подчеркни в тексте главную мысль.
6. Запиши пословицу, похожую на эти слова.
_______________________________________________________________________________________________________________________

7. Выбери наиболее точный заголовок. Отметь его знаком «+» и запиши перед текстом.

Волк и щуки. Глупый вол. Жадный волк. Ловля щук.



Тест 4

___________________________________

Мне попала соринка в глаз. Пока я её вынимал, в другой глаз ещё попала соринка.

Тогда я заметил, что ветер несёт на меня опилки и они тут же ложатся дорожкой в направлении ветра.

Значит, в той стороне, откуда был ветер, кто-то работал над сухим деревом.

Я пошёл на ветер по этой белой дорож­ке опилок и скоро увидел, что это две са­мые маленькие синицы, гайки сизые, с чёрными полосками на белых пухленьких щеках,- работали носами по сухому дереву и добывали себе насекомых в гнилой дре­весине. Работа шла так бойко, что птички на моих глазах всё глубже и глубже ухо­дили в дерево. Я терпеливо смотрел на них в бинокль, пока, наконец, от одной гаечки на виду остался лишь хвостик. Тогда я ти­хонечко зашёл с другой стороны, подкрался и то место, где торчит хвостик, покрыл ла­донью. Птичка в дупле не сделала ни одно­го движения и сразу как будто умерла. Я потрогал пальцем хвостик - лежит, не шевелится; погладил пальцем вдоль спинки - лежит как убитая. А другая гаечка сидела на ветке в двух-трёх ша­гах и попискивала. Можно было догадаться, что она убеждала подругу лежать как мож­но смирнее. «Ты,- говорила она,- лежи и молчи, а я буду около него пищать, он погонится за мной, я полечу, и ты тогда не зевай!»

Я не стал мучить птичку, отошёл в сторо­ну и наблюдал, что будет дальше... (180 слов)



(М. Пришвин

1. От чьего лица ведётся речь в этом рассказе? Отметь знаком «+».

от лица автора

от лица автора-персонажа

от лица персонажа



2. Что за соринки попадали в глаза пи­сателя? Отметь знаком «+»
Песчинки

Пушинки


Опилки

3. Как писатель обнаружил гаечек? Выбе­ри правильный ответ и отметь его зна­ком «+».

увидел


по запаху

по опилкам

по характерным звукам

4. Что сделала птичка, когда оказалась в западне? Отметь знаком «+».

спряталась

улетела

притаилась



стала защищаться
5. Найди в тексте и подчеркни описание внешнего вида гаечек.

6. Найди в тексте и подчеркни предло­жение, где описано поведение второй га­ечки.

7. Дай рассказу название и запиши его перед текстом.
Песчинки

Пушинки


Опилки

3. Как писатель обнаружил гаечек? Выбе­ри правильный ответ и отметь его зна­ком «+».

увидел


по запаху

по опилкам

по характерным звукам

4. Что сделала птичка, когда оказалась в западне? Отметь знаком «+».

спряталась



улетела

притаилась



стала защищаться
5. Найди в тексте и подчеркни описание внешнего вида гаечек.

6. Найди в тексте и подчеркни предло­жение, где описано поведение второй га­ечки.

7. Дай рассказу название и запиши его перед текстом.
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основании пункта 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»
566.2kb.
Тришиной Татьяны Фёдоровны по литературному чтению 4А класс 2012 2013 учебный год рабочая программа
309.66kb.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе Примерной программы по литературному чтению из книги «Примерные программы по учебным предметам»
486.21kb.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
391.22kb.
Рабочая программа по литературному чтению для умк «Школа России»
519.88kb.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» на 2011/2012 учебный год для 3 класса
342.91kb.
Программа по литературному чтению для умк «Школа России»
520.26kb.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе
292.28kb.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 в класса
806.05kb.
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 2 класса
1635.67kb.
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Литературное чтение»
805.91kb.
Книга для учителя; Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение. Родная речь»
73.83kb.