Главная стр 1
скачать
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Вяткинская основная общеобразовательная школа»


Согласовано: зам. директора Утверждаю: директор ОУ

по УВР………./Ленских Н.Н./ ………….../Матвеева С.В./

«…..»…………………20…г. «……»……………….20…г.

Рабочая программа

по

«Литературному чтению»



3 класс

Составитель:

учитель начальных классов
Биянова О.В.

с. Вяткино 2012г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования .

Литературное чтение для II – IV классов четырёхлетней начальной школы. Авторы: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2005).


В третьем классе на изучение литературного чтения отводится 136 часов (исходя из 34 рабочих недель по 4 урока в неделю).

Программа «Литературное чтение» имеет два основных направления:

- знакомство с лучшими литературными произведениями, разбор и анализ которых строится по законам искусства;

- формирование грамотного читателя, который умеет правильно и выразительно читать, понимать и переживать содержание прочитанного.



Курс «Литературного чтения» направлен на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; развитие всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике; создание условий для потребности в самостоятельном чтении художественных и научно-познавательных произведений;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности.


Календарно – тематическое планирование

Тема раздела

Количество часов

Урок-крнтроль

Самое великое чудо на свете

3




Устное творчество русского народа

12




Страницы русской классики

45

2

Литературные сказки

12

1

Любимые детские писатели

50

1

Зарубежная литература

13




итого

136

4


Содержание программы

круг произведений для чтения

Введение «Самое великое чудо на свете» (4 часа)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.



Устное творчество русского народа (12 часов)

Малые фольклорные жанры. Русские народные песни. Докучные сказки.

Народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка».

Страницы русской классики (45 часов)

Ф. И. Тютчев («Весенняя гроза», «Листья»); А. Фет («Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»); И. Никитин («Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы»); И. Суриков («Детство»).

Н. Некрасов («Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»); К. Бальмонт («Золотое слово»); И. Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…»).

Чёрный («Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон»); А. Блок. («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»); С. Есенин («Черёмуха»).

С. Маршак («Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»); А. Барто («Разлука», «В театре»); С. Михалков («Если»); Е. Благинина («Кукушка», «Котенок»).

А. Пушкин («Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…»); И. Крылов («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»); М. Лермонтов («Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс», «Осень»); Л. Толстой («Детство», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).


Литературные сказки (12 часов)

Д. Мамин-Сибиряк («Алёнушкины сказки», «Сказка про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»); В. Гаршин («Лягушка-путешественница»); В. Одоевский («Мороз Иванович»).



Любимые детские писатели (50 часов)

Были-небылицы (11 ч)

М. Горький («Случай с Евсейкой»); К. Паустовский («Растрёпанный воробей»); А. Куприн («Слон»).



Люби живое (22 ч)

М. Пришвин («Моя Родина»); И. Соколов-Микитов («Листопадничек»); В. Белов («Малька провинилась», «Ещё про Мальку»); В. Бианки («Мышонок Пик»); Б. Житков («Про Обезьянку»); В. Дуров («Наша Жучка»); В. Астафьев («Капалуха»).



Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч)

Б. Шергин («Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»); А. Платонов («Цветок на земле», «Ещё мама»); М, Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»); Н. Носов («Федина задача», «Телефон»); В. Драгунский («Друг детства»).



По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (5ч)

Ю. Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»); Г. Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»); Р. Сеф («Весёлые стихи»).



Зарубежная литература (13 часов)

Мифы и легенды Древней Греции («Храбрый Персей»); Г. Х. Андерсен («Гадкий утёнок»).




Требования к уровню подготовки

учащихся, оканчивающих 3 класс

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений;

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

  • соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;

  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;

  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;

  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;

  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).

  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам.

литература


  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 1. В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова. Литературное чтение для II – IV классов четырёхлетней начальной школы / Сост. Сборника программ Т. В. Игнатьева, Л. А. Вохмянина. – М.: Просвещение, 2002.

  • Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. / [сост. Л. Ф. Климанова и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 223 с.: ил.

  • Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. –М.: ВАКО, 2006. – 320 с. – (В помощь школьному учителю).

  • Кутявина С. В. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 3 класс. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 272 с. – (В помощь школьному учителю).

  • Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Метод. пособие к учеб. «Родная речь. 3 класс» / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2005. – 96 с.

  • Литературное чтение. 3 класс. I и II полугодие. Поурочные планы по учебнику В. Г. Горецкого «Родная речь», 2002 / Сост. Т. С. Гулуева – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 136 с, изд. 2-е.

  • Тесты по литературному чтению: 3-й кл.: к учебнику Л. Ф. Климановой и др. «Родная речь. В 2-х частях. 3 класс» / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 286 с. – (Мастерская учителя начальных классов).

  • Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997.

  • Я иду на урок в начальную школу: Чтение. Часть I, II: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.

  • Личностно-ориентированный подход в работе педагога / Под. ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  • Электронные ресурсы:

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 2-х дисках: CD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2007.

  • Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 6-ти дисках: CD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2004.

  • Интернет-ресурсы: материалы сайтов:

  • Виртуальный музей литературных героев.

  • Писатели и литературные произведения: Лев Толстой и «Ясная Поляна», Крылов Иван Андреевич, Пушкин Александр Сергеевич, Толстой Лев Николаевич.

скачать


Смотрите также:
Тришиной Татьяны Фёдоровны по литературному чтению 4А класс 2012 2013 учебный год рабочая программа
309.66kb.
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению
752.74kb.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе Примерной программы по литературному чтению из книги «Примерные программы по учебным предметам»
486.21kb.
Рабочая программа по литературному чтению для умк «Школа России»
519.88kb.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
391.22kb.
Рабочая программа по литературному чтению умк: «Начальная школа 21 века»
1128.37kb.
Рабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс)
1088.11kb.
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Пояснительная записка Рабочая учебная программа курса «Литературное чтение»
241.24kb.
Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. «Начальная школа 21 века»
475.86kb.
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс умк «Школа России»
208.27kb.
Рабочая учебная программа по литературному чтению для I ступени / 1 класс
582.16kb.
Рабочая программа по «Литературному чтению» 3 класс
74.33kb.