Главная стр 1
скачать

Рассмотрено на МО Утверждена

_________________ _____________________

Протокол №___ А.Н.Карташова

«___» ____2011г Приказ №___от

«___»________2011г
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Костюковская средняя общеобразовательная школа»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике

для 6 класса

на 2011 – 2014 годы

Составил учитель математики

Л.А.Лупахина


с. Костюковка – 2011г.



Пояснительная записка
Нормативно правовая база для составления рабочей программы:

  • Приказ Минобразования России “Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” от 5 марта 2004г. № 1089.

  • Государственные стандарты среднего (полного) общего образования, Сборник нормативных документов по математике. – М.: Дрофа, 2004г.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2011-2012 учебный год.

  • Учебный план школы на 2011-2012 учебный год.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математике 6 класса для общеобразовательных учреждений, авторы Жохов Владимир Иванович издательство «Мнемозина», 2010г., утверждённой МО РФ (Москва, 2010г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта и учебникам Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков.

При разработке рабочей программы были учтены основные идеи и положения Программы формирования и развития учебных универсальных действий для основного общего образования, которые нашли свое отражение в формулировках мета предметных и личностных результатов.

Содержание математического образования в 6 классе представлено разделом арифметика, который служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и способствует приобретению практических навыков в осуществлении арифметических операций, необходимых в повседневной жизни.

Одним из приоритетных направлений в обучении математике в 6 классе является формирование навыков осуществления различного вида вычислений с помощью всевозможных вычислительных способов и средств. Содержание курса 6 класса нацелено на достижение основной предметной компетенции – вычислительной, а также мета предметных и личностных результатов обучения.

Программа рассчитана на 204 + 6 часа

Изменения в примерную программу:

За счет регионального компонента на изучение математики в нашей школе выделяется 1 дополнительный час, который отводится на изучение алгебры (всего 35 часов), это обусловлено необходимостью предпрофильной подготовки обучающихся, углублением и расширением отдельных тем курса. Поскольку в школе организовано профильное обучение (химико-биологический профиль).


Цель данного курса:

систематическое развитие понятия числа;

выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над натуральными и дробными числами;

умение переводить практические задачи на язык математики;

подготовка учащихся к изучению курса алгебры и геометрии.

Задачи:

обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;

обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;

сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;

выявить и развить математические и творческие способности учащихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся должны знать:

определение и свойства натурального ряда чисел;

сущность понятий простейших геометрических фигур;

правила сравнения натуральных чисел;

названия компонентов арифметических действий;

свойства арифметических действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;

алгоритм нахождения неизвестных компонентов при решении уравнений;

правило округления чисел;

формулы пути, площади и периметра прямоугольника, объема параллелепипеда;

единицы измерения длины, площади, объёма;

различные виды углов и способы их обозначения;

Учащиеся должны уметь:

сравнивать натуральные числа;

находить значения выражений, содержащих натуральные числа, обыкновенные и десятичные дроби;

уметь переходить от одной формы записи чисел к другой;

округлять числа;

упрощать числовые и буквенные выражения и находить их значения;

решать уравнения;

решать текстовые задачи с помощью уравнений;

находить значение выражений, содержащих степень числа;

находить значение дроби от заданной величины;

находить величину по значению ее части;

находить среднее арифметическое нескольких чисел;

определять среднее значение величины;

решать текстовые задачи различных видов на проценты;

выполнять построение простейших геометрических фигур как от руки, так и с помощью чертежных инструментов;

читать чертежи геометрических фигур

решать задачи с геометрическим содержанием.

Формой итоговой отчетности учащихся является итоговое тестирование.


При планировании предусмотрены разнообразные формы контроля:

Диктанты (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, слуховой);

Тесты (с одним правильным ответом, с множественным выбором, на соответствие);

Практические задания;

Письменные самостоятельные работы;

Контрольные письменные работы.


Основными формами организации обучения школьников являются: 

система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:



Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок-зачет. Устный опрос учащихся  по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях:

уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».



Компьютерное обеспечение уроков

       Спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также различные электронные учебники.



Демонстрационный материал (слайды).

Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.                 

   При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.

 Задания для устного счета.

Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.

Тренировочные упражнения.

    Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы математической теории и практики.



Слайды «Живая геометрия».

Наглядные чертежи геометрических фигур и геометрических тел. В данной среде возможны быстрые изменения в чертежах и рисунках, что позволяет сделать чертеж подвижным, наглядным, более понятным.


Содержание программы.
1. Делимость натуральных чисел. (20 ч.)

В результате изучения темы ученик должен



знать/понимать:

понятия "делитель" и "кратное".

понятия "наибольший общий делитель" и "наименьшее общее кратное".

признаки делимости.



уметь:

- применять признаки делимости чисел при разложении на простые множители, при решении текстовых задач;

- раскладывать число на простые множители.

использовать в практической деятельности:

- устную прикидку и оценку результатов вычислений;

- решение несложных практических расчётных задач.

Основные понятия: Делители и кратные. Простые и составные числа. Разложение на простые множители. НОД, НОК

1.  Делители и кратные

2.  Признаки делимости на 10, на 5 и на 2

3.  Признаки делимости на 9 и на 3

4.  Простые и составные числа

5.  Разложение на простые множители

6.  Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа

7.  Наименьшее общее кратное



Самостоятельная работа 1. Разложение натурального числа на простые множители.

Самостоятельная работа 2. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.
2.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. (22 ч.)

В результате изучения темы ученик должен



знать/понимать:

- основное свойство дроби.



уметь:

- сокращать дроби;

-  приводить дроби к наименьшему общему знаменателю;

- сравнивать дроби и упорядочивать наборы дробных чисел;

-  выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями;

- выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.

- решать текстовые задачи с дробями;

использовать в практической деятельности:

- решение несложных практических расчётных задач.



Основные понятия: Основное свойство дроби. Приведение к новому знаменателю, к общему знаменателю. Сокращение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями.

1. Основное свойство дроби

2. Сокращение дробей

3.Приведение дробей к общему знаменателю

4. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

5.Сложение и вычитание смешанных чисел



Практическая работа 1. Основное свойство дроби.

Практическая работа 2.  Сокращение дробей.

Практическая работа 3. Арифметические действия с обыкновенными дробями.

Практическая работа 4. Нахождение части от целого и целого по его части.

Практическая работа 5. Решение текстовых задач арифметическим способом.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей. (31 ч.)

В результате изучения темы ученик должен



знать/понимать:

- распределительный закон умножения при действиях с дробями.

 уметь:

- выполнять умножение и деление дробей.

находить часть от целого и целое по его части.

- вычислять несложные дробные выражения.

- решать текстовые задачи с дробями;

использовать в практической деятельности:

- решение несложных практических расчётных задач.



-  уметь решать текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.

Основные понятия: умножение и деление обыкновенных дробей, распределительное свойство, взаимно обратные числа, нахождение дроби от числа, нахождение числа по его дроби.

1.  Умножение дробей

2.  Нахождение дроби от числа

3.  Распределительное свойство умножения

4.   Взаимно обратные числа

5.   Деление

6.   Нахождение числа по его дроби

7.   Дробные выражения.



Практическая работа 1. Умножение дробей..

Практическая работа 2.  Нахождение дроби от числа.

Практическая работа 3. Нахождение  целого по его части.

Практическая работа 4. Решение текстовых задач арифметическим способом.
4. Отношения и пропорции. (18ч.)

В результате изучения темы ученик должен



знать/понимать:

- основное свойство пропорции.

- понятия и формулы длины окружности и площади круга.

уметь:

-  решать задачи с помощью пропорций на проценты.

- решать практические задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимости.

использовать в практической деятельности:

решение несложных практических расчётных задач.



Основные понятия: отношение, пропорция, основное свойство пропорции, пропорциональная  и обратно пропорциональная зависимости.

1.  Отношения.

2.  Пропорции.

3.  Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

4.  Масштаб.

5.  Длина окружности и площадь круга.

6.   Шар.

Практическая работа 1. Отношения и пропорции.

Практическая работа 2.  Пропорциональная зависимость.

Практическая работа 3. Обратно пропорциональная зависимость.
5. Положительные и отрицательные числа. (13 ч.)

В результате изучения темы ученик должен



знать/понимать:

- понятие модуля числа;



уметь:

- изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой.

- сравнивать рациональные числа;

- определять модуль числа;



использовать в практической деятельности: 

- устную прикидку и оценку результата вычислений; проверку результата вычислений;

Основные понятия:  рациональные числа; целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль числа. Сравнение рациональных чисел.

       Координаты на прямой

1.   Противоположные числа

2.   Модуль числа

3. Сравнение чисел

4.  Изменение величин



Практическая работа 1. Координаты на прямой.

Практическая работа 2. Модуль числа.

Практическая работа 3. Сравнение рациональных чисел.
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. (11ч.)

В результате изучения темы ученик должен



знать/понимать:

- правила сложения и вычитания положительных и отрицательных  чисел;



уметь:

- выполнять сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел;

- находить значения числовых выражений;

использовать в практической деятельности:

- устную прикидку и оценку результата вычислений; проверку результата вычислений;

- интерпретацию результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Основные понятия: алгоритмы действий с рациональными числами; законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.

1. Сложение чисел с помощью координатной прямой

2. Сложение отрицательных чисел

3.  Сложение чисел с разными знаками

4.  Вычитание

Практическая работа 1. Сложение чисел с помощью координатной прямой.

Практическая работа 2. Сложение отрицательных чисел.

Практическая работа 3. Сложение чисел с разными знаками.

Практическая работа 4. Вычитание положительных и отрицательных чисел.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. (12 ч.) 

В результате изучения темы ученик должен



знать/понимать:

- правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел;



уметь:

- выполнять умножение и деление положительных и отрицательных чисел;

- выполнять арифметические действия с рациональными числами.

использовать в практической деятельности:

 - для устной прикидки и оценки результата вычислений;

- проверки результата вычисления с использованием различных приемов.

Основные понятия: рациональные числа, свойства действий с рациональными числами.

1. Умножение

2.  Деление

3.  Рациональные числа

4.  Свойства действий с рациональными числами
8. Решение уравнений. (15 ч.) 

В результате изучения темы ученик должен



знать/понимать:

- как используются математические уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;



уметь:

- решать линейные уравнения с одной переменной;

- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

использовать в практической деятельности:

- моделирование практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры.



Основные понятия: Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение текстовых задач алгебраическим методом.

1. Раскрытие скобок

2.  Коэффициент

3.  Подобные слагаемые

4.  Решение уравнений

Практическая работа 1. Уравнение с одной переменной.

Практическая работа 2. Решение текстовых задач алгебраическим методом.
9.  Координаты на плоскости. (13ч.)

В результате изучения темы ученик должен



знать/понимать:

- как математически определённые функции могут описывать реальные зависимости;

- примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;

уметь:

- распознавать параллельные и перпендикулярные прямые, различать их взаимное расположение.

определять координаты точки плоскости.

строить точки с заданными координатами.



использовать в практической деятельности:

- интерпретацию графиков реальных зависимостей между величинами.



Основные понятия: Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Декартовы координаты на плоскости; координаты точки.

1.  Перпендикулярные прямые

2.  Параллельные прямые

3.   Координатная плоскость



Практическая работа 1. Параллельные и перпендикулярные прямые.

Практическая работа 2. Декартовы координаты на плоскости.

10. Повторение. Решение задач. (13 ч.)

Делимость чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и рациональными числами. Отношения и пропорции. Уравнение с одной переменной. Декартовы координаты на плоскости.

Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

Для оценки достижений обучающихся применяется пятибалльная система оценивания.

Нормы оценки:

Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

1) работа выполнена полностью;

2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

2) допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

1) допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.


Итоговые контрольные работы проводятся по текстам:

Жохов В.И., Крайнева Л.Б. Контрольные работы по математике. 6 класс.-  М.: «Росмэн», 2004. – 32 с.

Жохов В.И., Крайнева Л.Б. Контрольные работы по математике. 6 класс. – М.: «Росмэн», 2004. – 32 с.

Мерзляк А.г. и др. Сборник задач и контрольных работ по математике для 6 класса. – М.: «Илекса», Харьков: «Гимназия», 1998. – 128 с.



Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса. – М.:
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по математике для 6 класса на 2011 2014 годы
161.99kb.
Рабочая программа по математике 10-11 классы (базовый уровень) на 2013-14, 2014-15 учебные годы
388.03kb.
Рабочая программа по геометрии для 7 класса на 2013-2014 учебный год
178.98kb.
Рабочая программа по математике для 2 в, г класса на 2013 2014 учебный год Составитель(и): Учитель маоу «сош №131» г. Перми
1538.58kb.
Рабочая программа по предпрофильной подготовке по математике для 9 класса. Тема «Решение задач основных тем курса математики»
303.1kb.
Рабочая программа по алгебре для 9 класса 2011-2012 учебный год Количество часов: 119 в год 4 часа в 1 полугодии
271.49kb.
Рабочая программа по геометрии для 11 класса
482.48kb.
Рабочая программа Элективного курса по математике «Нестандартная математика» для 9 класса на 2010-2011 учебный год
212.46kb.
Рабочая программа по математике 9 класс Рабочая программа по математике (базовый уровень) для 9 класса
458.15kb.
Рабочая программа спецкурса по математике «Нестандартные задачи в школьном курсе математики» для 11 класса на 2010-2011 учебный год
231.52kb.
Программа развития школы на 2011 2014 годы
408.95kb.
Андрукович Наталья Владимировна учитель начальных классов г. Кандалакша 2011 год
184.09kb.