Главная стр 1стр 2 ... стр 4стр 5
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан



Рассмотрено

на заседании ШМО

МОБУ СОШ № 3

Протокол № __1__

от «_30_» _08_ 2013 г.

Рук. ШМО _________

(Шатанова И. Н.)


Согласовано

на заседании МС

Зам. директора по УР

__________________

(Нурова Р. А.)

Протокол № __1__

от «_02_» _09_ 2013 г.


Утверждено

Директор МОБУ СОШ № 3

_______________________

(Шамсиев Ф. Г.)

Приказ № ___285___

от «_02_» _09_ 2013 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

для 1-4 классов начального общего образования

учитель: Дунаева Ольга Вазиховна

Нефтекамск 2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Музыка» для I-IV классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами начального общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции выдающегося музыканта-педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, произведений композиторов-классиков (золотой фонд) и направлено на всестороннее и последовательное изучение народной и профессиональной музыкальной культуры Башкортостана, России и мира. Взаимодействие национальных музыкальных культур, диалог культур рассматривается как единственно верный путь к естественному развитию, сближению и взаимоуважению разных народов.

По мнению народного художника России Б. Неменского, «национальное искусство тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому искусство, культура своего народа, региона должны быть остро им прочувствованы». Введение ребенка в мир музыки других народов ' в программе осуществляется через интонации, темы и образы русской и башкирской музыкальной культуры, что оказывает позитивное влияние на формирование у младших школьников чувства патриотизма, достоинства, гордости за достижения отечественного музыкального искусства.

Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, связь музыки и жизни, проникновение в природу искусства и его закономерности, интонационность, деятельностное освоение искусства, выявления сходства и различия, триединство деятельности композитора- исполнителя - слушателя и диалога культур. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов


музыкального образования, которые нашли отражение в научно-методических
исследованиях Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Л.В. Горюновой, А.А. Пиличяускаса,
Л.М. Предтеченской, Л.В. Школяр и других: интонационно-стилевого постижения
музыки; художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

концентричности изучения музыкального материала; «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении); размышления о музыке; эмоциональной драматургии; музыкального обобщения; создания композиций; сочинение «сочиненного»; и художественного контекста (выхода за пределы музыки)1.


Критерии отбора музыкального материала заимствованы из концепции Д.Б.
Кабалевского - это художественная ценность музыкальных произведений, их

воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.



Структуру программы составляют темы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Темы программы определяют лишь общие направления в работе педагога-музыканта и ключевые моменты в формировании музыкальной культуры учащихся, а также являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, полугодия, года.

Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности, при этом списки музыкального материала намеренно увеличены, что дает педагогу возможность вариативного их использования на музыкальных занятиях исходя из собственных исполнительских возможностей и средств материально-технического обеспечения. Программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри полугодия, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий.


Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, отечеству, миру в целом.

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач:


  • формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры;

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

  • расширение музыкального кругозора учащихся через всестороннее и последовательное изучение народной и профессиональной музыкальной культуры Башкортостана, России и мира;

  • развитие восприятия музыки, образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Основной формой организации музыкального образования школьников является


урок музыки. Как урок искусства он имеет свои особенности. Специфика урока музыки
обусловлена: непосредственным обращением учителя и учащихся к живому, образному
звучанию музыки; воздействием музыки на духовный мир ребенка, его мировосприятие,
мироощущение; возможностью пережить состояние единения с другими в процессе
коллективной музыкальной деятельности; возможностью оказывать арттерапевтическое, коррекционное воздействие средствами музыки на психическое состояние ребенка; насыщенностью урока музыкально-творческим началом в его различных проявлениях; личностью учителя, выступающего на уроке разносторонним музыкантом и организатором музыкальной деятельности детей; возможностью учащегося ощущать себя исполнителем, слушателем, композитором, способным выразить себя в музыке; стремлением учителя музыки к построению и организации урока по законам искусства.

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки (музыкально-слушательская, вокально-хоровая, инструментальная, музыкально-теоретическая, музыкально-историческая, музыкально-ориентировнная полихудожественная деятельности, а также, импровизация и сочинение музыки) направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (вокальной, речевой, ритмической, пластической, изобразительной); в составлении программ концертов; в ведении дневников музыкальных впечатлений; в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и деко­раций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в сочинении рассказов, сказок, стихотворений о музыке, музыкальных инструментах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Место учебного предмета в учебном плане

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I-IV классах в объеме не менее 135 часов (32 часа в I классе, по 34 часа - во II-IV классах).



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры народному и профессиональному музыкальному творчеству - способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе и активизации творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.



Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
    осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения
    народной и профессиональной музыки Башкортостана, России и мира;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
    единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий на основе сопоставления
    произведений русской, башкирской музыки и музыки других стран, народов,
    национальных стилей;

  • уважительное отношение к иному мнению, историко-культурным традициям
    других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном
    мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

  • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и личностного смысла учения; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками
    при роешении различных творческих задач, в том числе музыкальных:

  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-
    нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в
    эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни
    человека и общества;

  • формирование бережного отношения к материальным и духовным
    ценностям;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий учащихся (познавательных, регулятивных,
коммуникативных) и обеспечивают овладение ключевыми компетенциями,

составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями:



  • формирование умения наблюдать за различными явлениями жизни и
    искусства в урочной и внеурочной деятельности и ориентироваться в культурном
    многообразии окружающей действительности.

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
    процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
    действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе
    познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные
    способы достижения результата в исполнительской творческой деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
    музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
    содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох,
    творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные
    с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и
    именной форме:

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
    классификации, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности:

• участие в совместной деятельности на основе сотрудничества (определение
обшей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и
ролей: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение

• поведение окружающих при решении различных музыкально-творческих задач на


уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической
деятельности);

  • умение слушать собеседника и вести диалог в процессе размышления о
    музыке, составления исполнительского плана, признавать возможности существования
    различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
    аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
    деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
    (справочная литература, пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные
    программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с
    интерактивной доской и т.п.);

  • умение выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением,
    соблюдая нормы информационной избирательности, этики и этикета. •

Предметные результаты изучения музыки должны отражать:

  • формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека и его
    духовно-нравственном развитии;

  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
    музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
    музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо
    виду) музыкально-творческой деятельности;

  • формирование общего представления о музыкальной картине мира на основе
    освоения отечественных

  • традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной
    самобытности музыкального искусства разных народов;

  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
    музыкальных произведений;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
    фольклору, классической и современной; понимать содержание, интонационно-
    образный смысл произведений разных жанров и стилей;

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
    произведениям;

  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
    музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений,
    в импровизациях;

  • умение применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности
    при реализации различных проектов для организации культурного досуга во
    внеурочной и внешкольной деятельности.


Содержание начального общего образования по учебному предмету
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека». «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность. танцевальность. маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель-слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СО, ^V^).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

I класс (33 ч)

Путешествие в мир музыки (16 ч.)

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Возникновение музыки как потребность человека выразить свое отношение к миру, людям. Звучание окружающей жизни, природы. Рождение музыки (композитор – исполнитель – слушатель). Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш, их разновидности и отличительные особенности. Песни, танцы, марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Первая песня человека. Песни-марши, песни-танцы, танцы-марши.


следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по музыке для 1-4 классов начального общего образования учитель: Дунаева Ольга Вазиховна Нефтекамск 2013 г
699.77kb.
Рабочая программа по музыке для 5 8 классов Разработана на основе Примерной программы основного общего образования по музыке
75.15kb.
Рабочая учебная программа по музыке 2-4 классы
291.22kb.
Рабочая учебная программа по музыке 5-7 классы
298.11kb.
Программа начального общего образования для 1 классов. В связи с переходом школы на фгос второго поколения для учащихся 1 классов разработана «Основная образовательная программа начального общего образования»
1663.58kb.
Образовательная программа по музыке начального общего образования мбоусош с. Нижняя Елюзань разработана на основе примерной программы по музыке для начальной школы
523.9kb.
Беликова Ольга Борисовна Год составления: 2012-2013 учебный год Класс 3 Общее количество часов по плану 102 Количество часов в неделю 3 рабочая программа
178.59kb.
Рабочая программа по биологии для 6 9 классов педагога Климовой Светланы Витальевны, вкк 2012 2013 уч год
1802.69kb.
Тематическое планирование по технологии для 1 класса на 2013-2014 учебный год Составитель(и): Учитель начальных классов
516.53kb.
Рабочая программа на 2013-2014 учебный год по химии класс 10 (профильный уровень) учитель Пономаренко О. В
535.84kb.
Рабочая программа География России Класс 8 Учебный год 2013-2014 Учитель Чувашова О. В
637.13kb.
Пояснительная записка рабочая программа по музыке для 5-7 классов составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
600.71kb.