Главная стр 1


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»


Рассмотрено на заседании ШМО

Утверждаю




Утверждаю

гуманитарного цикла МОУ СОШ №22

Директор МОУ СОШ № 22




Директор МОУ СОШ № 22

. ______________ Корнеева Н.Ю

Протокол № 1 от «___»_________2012 г.



_________И.А. Маляревич

Приказ № от 31.08.2012 г.






_________И.А. Маляревич










Приказ № от 31.08.2012 г.

Рабочая программа учебного предмета


«Обществознание (включая экономику и право)»
10-11 классы

Программа разработана

учителем истории и обществознания

Холзаковой Мариной Игоревной

Оленегорск

2012 год


Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). (базовый уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной программы среднего полного общего образования по обществознанию (базовый уровень).

При составлении программы учтены методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов «История» и «Обществознание», подготовленных кафедрой филологических дисциплин МОИПКРОиК.

При составлении рабочей программы также учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса, изложенные в таком документе, как «Анализ результатов единого государственного экзамена в Мурманской области» (http://moipkro.ru/section/activity/ege).

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.



Цели

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности,

  • межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:



  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  2. совершенствования собственной познавательной деятельности;

  3. критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

  4. решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  5. ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  6. предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  7. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  8. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  9. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Часы резерва учебного времени (8 часов) в 10-11 классах используются для проверки знаний обучающихся по разделам: «Общество как сложная динамическая система»-1 час; «Экономика»-1 час; «Социальные отношения»-1 час; «Политика как общественное явление»-2 часа; «Человек в системе общественных отношений»-1 час; «Правовое регулирование общественных отношений»-2 часа.

В соответствии с годовым календарным учебным графиком МОУ СОШ № 22 г.Оленегорска продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели.

Таким образом, рабочая программа учебного предмета Обществознание (базовый уровень) для 10-11-х классов рассчитана на 136 часов (68 часов для 10-го класса, 68 часов для 11-го класса).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 час)


Человек как творец и творение культуры (14 час)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.

Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.

Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.



Общество как сложная динамическая система (10 час)

Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.



Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.



Экономика (30 час)

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.



Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.



Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.

Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.

Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.



Основные принципы менеждмента. Основы маркетинга.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.



Социальные отношения (14 час)

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.



Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.



Политика как общественное явление (16 час)

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.



Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.

Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.



Человек в системе общественных отношений (14 час)

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.

Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.



Правовое регулирование общественных отношений (30 час)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.

Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.



Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Резерв учебного времени 16 часов.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:



  • работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • анализ современных общественных явлений и событий;

  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по социальным дисципли



Учебно-тематический план



Раздел примерной программы

Количество часов по примерной программе

Количество часов по рабочей программе

10кл

11кл

итого

1.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ














1.1.

Человек как творец и творение культуры


14ч

14ч




14ч

1.2.

Общество как сложная динамическая система


10ч





11ч

1.3.

Экономика


30ч



25ч

31ч

1.4.

Социальные отношения


14ч

13ч



15ч

1.5.

Политика как общественное явление


16ч

15ч



18ч

1.6.

Человек в системе общественных отношений


14ч



11ч

15ч

1.7.

Правовое регулирование общественных отношений


30ч



25ч

32ч




Итого

140

68ч

68ч

136


Календарно-тематическое планирование 10 класс

п\п


Дата

Тема раздела,

тема урока



Элементы содержания

Примечание

Человек как творец и творение культуры (14 часов)

1(1)




Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

Философские и научные представления о социальных качествах человека. Человек как часть природы. Взаимосвязь человека и природы. Природа, биосфера, ионосфера, общество, моральные нормы. НТП и его влияние на природу. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Прогрессирующее загрязнение природы. Экологические кризисы. Особенности современной экологической ситуации.




2(2)




Мышление и деятельность. Творчество в деятельности

Понятие и сущность деятельности человека. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности. Мотивы деятельности. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Многообразие деятельности. Виды деятельности. Практическая и духовная деятельность. Труд. Творчество. Игра. Общение как особый вид деятельности.  Общение и коммуникация. Формы общения (вербальное, невербальное), функции общения.




3(3)




Формирование характера. Потребности, способности и интересы.




4(4)




Понятие культуры.

Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура.




5(5)




Мораль. Искусство.

Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности. Мораль ставит оценки. Мораль регулирует деятельность человека. Внутренние духовные убеждения личности. Воспитательная роль морали.




6(6)




Познавательная деятельность человека.

Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие «познание», субъект и объект познания, виды познания. Познаваемый ли мир? Познание чувственное и рациональное. Многообразие человеческого знания, интуиция, озарение.




7(7)




Понятие истины, её критерии

Истина. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютная и относительная истина. Самопознание, его формы.




8(8)




Самооценка личности.

Социальные связи и их влияние на человека. Понятие и особенности социального познания. Конкретно-исторический подход. Факты, оценки, интерпретации. Социальные и гуманитарные знания. Самовосприятие. Самооценка. Образ «Я». Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.




9(9)




Мировоззрение, его место в духовном мире человека.

Культура подлинная и мнимая. Культура творчества и культура потребления. Культура народа и культура человека. Приобщение к культуре. Культура чувств и культура общения. Приобщение к мировой культуре -необходимое условие человеческого существования. МРВЗ и его влияние на жизнь человека. Мировоззрение: сущность, типологизация. Убеждения. Менталитет. Вера. Типы мировоззрения.




10(10)




Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность сектантства. Права религиозных организаций. Межрелигиозный мир. Р.К. Религиозные организации и объединения края. Их деятельность




11(11)




Наука. Основные особенности научного мышления.

Научное познание, методы научных исследований




12(12)




Естественные и социально-гуманитарные науки.

Особенности социального познания.




13(13)




Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода личности.




14(14)




Выбор. Гражданские качества личности.

Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.




Общество как сложная динамическая система (9 часов)

15(1)




Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы.

Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Философия. Политическое сознание. Обыденное и массовое сознание.




16(2)




Социальные взаимодействия и общественные отношения

Социальные процессы в современной России. Молодежь – как социальная группа. Развитие социальных ролей. Молодежная субкультура.




17(3)




Понятие о социальных институтах, нормах, процессах.

Основные институты общества.




18(4)




Общество и природа.

Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».




19(5)




Многовариантность общественного развития.

Понятие общественного прогресса, его противоречивость.




20(6)




Цивилизация, формация.

Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.




21(7)




Особенности современного мира.

Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция.




22(8)




Глобальные проблемы современности.

Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.




23(9)




Контрольная работа №1 «Общество и человек».







Экономика (6 часов)

24(1)




Экономика и экономическая наука.

Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные 6лага. Внешние факторы. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Монетарная и фискальная политика государства. Функции экономики.




25(2)




Спрос и предложение. Рыночные структуры.

Понятие спроса и предложения. Рыночные структуры.




26(3)




Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика.

Экономика. Производители, потребители. Стадии капитализма. Социальная ответственность.




27(4)




Рыночные отношения в современной экономике.




28(5)




Особенности современной экономики России.

Экономика, экономическая сфера общества, экономические институты, экономические механизмы, уровень жизни.

потребление, ВВП на душу населения, уровень бедности.






29(6)




Экономическая политика Российской Федерации




Социальные отношения (13 часов)

30(1)




Социальная структура и социальные отношения.

Многообразие социальных групп. Социальное неравенство.




31(2)




Социальная стратификация, неравенство.

Социальные группы, их типы. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы.




32(3)




Социальный конфликт

Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.




33(4)




Социальный контроль и самоконтроль.

Виды социальных норм. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальный контроль.




34(5)




Отклоняющееся поведение.

Наркомания, преступность, их социальная опасность.




35(6)




Социальная мобильность.

Виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности.




36(7)




Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Социальные процессы в современной России. Молодежь – как социальная группа. Развитие социальных ролей. Молодежная субкультура.




37(8)




Этнические общности. Нации.

Национальное самосознание.




38(9)




Межнациональные отношения,этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

Межнациональные отношения. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.




39(10)




Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Конституция - основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны. Классификация прав и свобод человека. Полномочия Президента, судов, Федерального Собрания.




40(11)




Семья как социальный институт. Семья и брак.

Что такое семья? Роль семьи в обществе, создание семьи. Государство и семья.




41(12)




Тенденции развития семьи в современном мире.

Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.




42(13)




Контрольная работа №2 «Социально – экономические отношения».







Политика как общественное явление (15 часов)

43(1)




Понятие власти.

Типология властных отношений. Политическая власть.




44(2)




Понятие государства. Функции государства.

Государство как главный институт политической власти.




45(3)




Политика как общественное явление.

Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность.




46(4)




Политический режим.

Типология политических режимов. Структура и функции политической системы.




47(5)




Политические цели и средства их достижения.

Опасность политического экстремизма. Государство в политической системе.




48(6)




Демократия, ее основные ценности и признаки.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе.




49(7)




Гражданское общество и государство.

Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Признаки государства. Функции государства. Типы государств. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Причины возникновения гражданского общества. Условия возникновения и развития гражданского общества. Условия формирования гражданского государства.




50(8)




Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.

Гражданские инициативы. Теории происхождения государства. Правовое государство. Государство и его признаки.




51(9)




Политическая идеология.

Основные идейно-политические течения современности.




52(10)




Многопартийность.

Политические партии и движения, их классификация.




53(11)




Роль партий и движений в современной России.

Демократические перемены в России. Избирательная система и ее типы.




54(12)




Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.




55(13)




Политический процесс.

Особенности политического процесса в России. Политическая система, политический режим, тоталитаризм, авторитаризм.




56(14)




Избирательная кампания в Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о выборах.Демократия, политический плюрализм, многопартийность, политическое и правовое равенство, парламентаризм, защита прав меньшинства, свобода, легитимность, гласность.




57(15)




Контрольная работа №3 «Политическая сфера».







Человек в системе общественных отношений (4 часа)

58




Общественное и индивидуальное сознание.

Социальные связи и их влияние на человека. Понятие и особенности социального познания.




59




Социализация индивида. Социальная роль.

Социальные роли в юношеском возрасте. Общественное и индивидуальное сознание.




60




Духовная жизнь человека.

Культура подлинная и мнимая. Культура творчества и культура потребления. Культура народа и культура человека. Приобщение к культуре. Культура чувств и культура общения. Приобщение к мировой культуре -необходимое условие человеческого существования. Этикет его происхождения и правила.




61




Самосознание индивида и социальное поведение.

Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.




Правовое регулирование общественных отношений (7 часов)

62-63(1-2)




Право в системе социальных норм.

Основные признаки права. Право и мораль. Система права, нормы права и институт права. Понятие правовой культуры.




64-65(3-4)




Система российского права.

Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.




66(5)




Контрольная работа №4 «Право как особая система норм».







67-68(6-7)




Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации, его стадии.



Календарно-тематическое планирование 11 класс



п\п


Дата

Тема раздела,

тема урока



Элементы содержания

Примечание

Общество как сложная динамическая система (2 часа)

1(1)




Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Современные военные конфликты. Предмет, цели и задачи курса «Человек и общество». Понятие «общество» в узком и широком смысле. Общество и природа. Общественные отношения. Сферы общественной жизни.




2(2)




Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики. Соотношение целей и средств в политике. Власть и политика.




Экономика (25 часов)

3(1)




Совершенная и несовершенная конкуренция.

Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.




4(2)




Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы, основные признаки.




5(3)




Экономика предприятия.

Факторы производства и факторные доходы.




6(4)




Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.

Постоянные и переменные издержки.




7(5)




Основные источники финансирования бизнеса.

Понятие и признаки предпринимательства. Предпринимательство как инициативная, рискованная самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Индивидуальное предпринимательство. Правовой статус индивидуального предпринимателя в России, условия для занятия предпринимательской деятельностью. Экономическая роль малого бизнеса.




8(6)




Фондовый рынок, его инструменты.

Акции, облигации и другие ценные бумаги.




9(7)




Финансовый рынок.

Особенности развития фондового рынка в России.




10(8)




Банковская система.

Роль ЦБ в банковской системе России.




11(9)




Финансовые институты.

Виды, причины и последствия инфляции.




12(10)




Рынок труда.

Безработица и государственная политика в области занятости в России




13(11)




Роль государства в экономике.

Прожиточный минимум




14(12)




Общественные блага.

Внешние эффекты.




15(13)




Налоговая система в РФ.

Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.




16(14)




Основы денежной и бюджетной политики государства.

Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Факторы, определяющие

производительность

труда.





17(15)




Кредитно-финансовая политика.

Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные блага. Внешние факторы.




18(16)




Государственный бюджет. Государственный долг.

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Монетарная и фискальная политика государства.




19(17)




Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП

Экономика, экономическая сфера общества, экономические институты, экономические механизмы, уровень жизни.

потребление, ВВП на душу населения, уровень бедности.






20(18)




Экономический рост и развитие.




21(19)




Экономические циклы.




22(20)




Основные принципы менеждмента.

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы. Источники финансирования. Банковская система. Банковский кредит.




23(21)




Основы маркетинга




24(22)




Мировая экономика

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Глобальные экономические системы.




25(23)




Государственная политика в области международной торговли.




26(24)




Глобальные экономические проблемы.




27(25)




Контрольная работа №1: «Человек и экономика».







Социальные отношения (2 часа)

28-29(1-2)




Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность сектантства. Права религиозных организаций. Межрелигиозный мир. Р.К. Религиозные организации и объединения края. Их деятельность.




Политика как общественное явление (3 часа)

30(1)




Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Типология властных отношений. Политические отношения.




31(2)




Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.




32(3)




Контрольная работа №2: «Социально – политическая сфера»







Человек в системе общественных отношений (11 часов)

33(1)




Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.

Отклоняющееся поведение, социальный контроль. Преступность.




34(2)




Общественная значимость и личностный смысл образования.

Образование. Этапы образования.




35(3)




Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры.

Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества




36(4)




Человек в системе экономических отношений.

Экономика. Человек в экономике. Экономические связи.




37(5)




Свобода экономической деятельности.

Предпринимательство.




38(6)




Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Рациональное использование природных и экономических ресурсов.




39(7)




Человек в политической жизни.

Политический статус личности.




40(8)




Политическая психология и политическое поведение.

Политическое поведение и политические отношения.




41(9)




Политическое участие.

Абсентеизм, его причины и опасность.




42(10)




Политическое лидерство.

Типология лидерства. Лидеры и ведомые.




43(11)




Контрольная работа №3 «Человек и закон. Виды права».







Правовое регулирование общественных отношений (25 часов)

44(1)




Гражданство в Российской Федерации.

Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.




45(2)




Воинская обязанность. Призыв на военную службу

Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба




46(3)




Права и обязанности налогоплательщиков.

Юридическая ответственность за налоговые правонарушения




47(4)




Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.

Общая характеристика экологического права. Право на благоприятную экологическую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природно- ресурсные нормы.




48(5)




Экологические правонарушения.

Природоохранные и природоресурсные нормы.




49(6)




Субъекты гражданского права.

Понятия юридического и физического лица.




50(7)




Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность. Права и обязанности предпринимателей.




51(8)




Имущественные права.

Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.




52(9)




Неимущественные права: честь, достоинство, имя.

Способы защиты имущественных и неимущественных прав.




53(10)




Порядок и условия заключения и расторжения брака.

Правовое регулирование отношений супругов.




54(11)




Права и обязанности родителей и детей.

Права ребенка. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи




55(12)




Законодательство РФ об образовании.

Наука.  Гипотеза. Теория и опыт. Особенности научного познания. Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование.




56(13)




Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования.




57(14)




Порядок оказания платных образовательных услуг.




58(15)




Трудовое законодательство РФ.

Занятость и трудоустройство.




59(16)




Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора.




60(17)




Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.




61(18)




Основные нормы социального страхования и пенсионная система




62(19)




Споры, порядок их рассмотрения.

Основные правила и принципы гражданского процесса.




63(20)




Особенности административной юрисдикции.

Особенности административной юрисдикции. Субъекты административной ответственности. Административное правонарушение.




64(21)




Особенности уголовного процесса.

Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.




65(22)




Контрольная работа №4 «Процессуальное право».







66(23)




Конституционное судопроизводство.

Особенности конституционного судопроизводства. Основные стадии конституционного судопроизводства.




67(24)




Понятие и система международного права

Взаимоотношения международного и национального права. Понятие и система международного права.




68(25)




Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях военного и мирного времени.






Учебно-методическое обеспечение программы

и перечень рекомендуемой литературы для учителя

  1. Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. Лоскутова М.В. Устная история: Методические рекомендации по проведению исследования. - СПб.

  2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», И.А. Панова, Г.И. Ускова, История России. Методические рекомендации и контрольные задания.

  3. Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. - М.: ИКЦ «МарТ»,

  4. Обществознание: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений. - под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2008

  5. Обществознание в таблицах и схемах: 10-11 класс. -М.: Астрель,2009-09-03

  6. Политика. Право. Граждановедение Школьный практикум 9-11 классы. - М.: Дрофа,1999

  7. Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. - М.: ИКЦ «МарТ»,


Цифровые образовательные ресурсы


  1. Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: assets/files/demo_ege_2008/social…

  2. metod/bogolubov10-11/index.htm

  3. …po-obshhestvoznaniju/class/11/

  4. testy_po_obshestvoznaniyu_11_klass.html




Смотрите также:
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право).
417.85kb.
Рабочая программа по обществознанию ( включая экономику и право)
421.51kb.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса
238.89kb.
Стандарт основного общего образования по обществознанию
73.7kb.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
85.58kb.
Стандарт основного общего образования по обществознанию
72.07kb.
Стандарт основного общего образования по обществознанию
397kb.
Стандарт основного общего образования по обществознанию
68.34kb.
Стандарт основного общего образования по обществознанию
72.96kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию
89.1kb.
Рабочая программа по Экономике для 8-9 классов на 2007-2008 учебный год. Учитель Миленький Андрей Юрьевич. Новосибирск 2007 год
267.38kb.
Программа предмет обществознание (включая экономику и право)
195.92kb.