Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Русская средняя общеобразовательная школа




Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол №1 от 29.08.2013г.



Согласовано

Зам.директора по УР

______________ Л.А.Бойко

«____»__________ 2013г.



Утверждаю

Директор школы

___________ Г.В.Колинько

приказ № 287 от 02.09.2013г.___________________





Рабочая программа

по обществознанию для 6- 9 классов
Учитель: Кательницкий А.И.

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

к рабочей программе по обществознанию

6-9 классы.

Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования от 5 марта 2004 г., Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право),рекомендованной Министерством образования и науки, авторской программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф.«Обществознание». Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.



Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

1.Боголюбов Л.Н.,ВиноградоваН.Ф.,ГородецкаяН.И..Обществознание. 6 класс.М.:Просвещение, 2011г.

2.Боголюбов Л.Н.,ВиниградоваН.Ф.,Городецкая.,Обществознание .Поурочные разработки. 6 класс.М

Просвещение ,2011 г.

3.Боголюбов Л.Н.,ГородецкаяН.И.,Иванова Л.Ф..Обществознание.7 класс.М.:Просвещение,2011г.

4.Боголюбов Л.Н.,ГородецкаяН.И.,ИвановаЛ.Ф.,Обществознание. 8 класс.М.:Просвещение,2011г.

5.Боголюбов Л.Н.,МатвееваА.И.,ЖильцоваЕ.И.. Общесьвознание. 9 класс.М.:Просвещение,2011г.

6. Боголюбов Л.Н.,ГородецкаяН.И.,Иванова Л.Ф. Обществознание. Программа общеобразовательных

учреждений. 6-9 классы.М.:Просвещение. 2011г.

7.Рабочие программы по обществознанию .6-9 классы.Составитель Сорокина Е.Н. «ВАКО» 2012г.



Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.



Место учебного предмета и курса Обществознание в базисном учебном плане.

Предмет «Обществознание» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6-9 классах в общем объеме 139 учебных часов. В 6,7,8, классах по 35 часов из расчета 1 час в неделю.В 9 классе 34 часа из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов. Первый этап - (6 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. Второй этап - (7-9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.



Цели.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Тематический план

6 класс – 35 часов.


Введение 1 час

Глава1. Человек 9 часов.

Тема 1 Человек родился 2 часа.

Тема 2. Человек личность 1 час.

Тема 3. Особый возраст отрочество1 час.

Тема 4. Познай самого себя 1 час.

Теме 5 Человек и его деятельность 1 час.

Тема 5 .Что человек чувствует ,о чем размышляет 2 часа.

Контрольная работа 1 час.

Глава 2 Семья 5 часов.

Тема 1Делу время потехе час 1 час.

Тема 2 Семейное хозяйство 2 часа.

Тема 3 Семья Ячейка общества 1 час.

Контрольная работа 1 час.

Глава 3 школа. 4 часа.

Тема 1 Профессия ученик 2 часа.

Тема 2 Однокласники,сверстники друзья. 2часа.

Глава 4 Труд 4 часа.

Тема 1 Труд основа жизни 1 час.

Тема 2 Труд и творчество 1 час.На пути к жизненному успеху.1 час.

Контрольная работа 1 час.

Глава 5 Родина 7 часов.

Тема 1 Что значит быть патриотом 2часа.

Тема 2 Символика России 2 часа.

Тема 3 Гражданин отечества достойный сын 1 час.

Тема 4 Мы многонациональный народ 2 часа.

Глава 6 Добродетели.
7 класс.-35 часов.

Введение 1 час. Глава1 Человек среди людей 4 часа.

Глава 2. Человек и закон 14 часов.

Глава 3.Челове и экономика 11 часов.

Глава 4 Человек и природа 5 часов.
8 класс -35 часов.

Глава 1 Бать личностью 5 часов.

Глава 2 .Сфера духовной жизни 10 часов.

Глава 3.Экономика 14 часов.

Глава 4.Социальная сфера жизни общества.6 часов.
9 класс – 34 часа.

Глава 1. Политика – 10 часов.

Глава 2.Право 24 часа.

Сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на 70 часов при учебной нагрузке 2 часа в неделю и содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

6 класс: 35 7 класс: 35 8 класс: 35 9 класс:34

1 четверть – 9 часов 1 четверть – 9 часов 1 четверть - 9 часов 1 четверть - 9 часов

2 четверть –7 часов 2 четверть – 7 часов 2 четверть - 7 часов 2 четверть - 7 часов

3четверть - 10 часов 3четверть - 10 часов 3 четверть - 10 часов 3 четверть - 10 часов

4 четверть - 9 часов 4 четверть –9 часов 4 четверть - 9 часов 4 четверть -8 часов

Контрольных работ - 4 Контрольных работ - 4 Контрольных работ - 4 Контрольных работ - 4


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Обществознание" на этапе основного общего образования являются:



  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

    • на использование элементов причинно-следственного анализа;

    • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

    • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

    • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

    • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

    • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

    • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

    • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (139час)

ПЕРВЫЙ ЭТАП

6 класс

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (35 час)

Человек. 9 часов.

Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность биологическая сущность всех людей. Человек личность. Что такое личность. Индивидуальность. С ильная личность . Особый возраст отрочество. Подростковый возраст. Самостоятельность как показатель взрослости. Польза самостоятельности.Познание мира и себя. Самосознание как потребность узнавать самого себя. Способности человека.Человек и его деятельность. Работа как жизнедеятельность людей. Многообразие человеческой жизни.Потребности человека. Человеческие чувства. Общество и природа, взаимосвязь природы и общества. Отличие человека от животных. Биологические свойства человека. Наследственность и инстинкты. Социальные свойства человека. Качество личности.Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Отрочество пора мечтаний.Познание мира. Самопознание.Спутникиталанта.Деятельность и ее мотивация. Духовный мир человека. Потребности человека.



Семья. 5 часов.

Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Обязанности семьи. Разноуровневые семьи.Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам. Свободное время и человек. Свободное время и его препровождение. Занятие человека в свободное время. Хобби как увлечение человека. Роль семьи в жизни человека.Семья и государство.Типы семей.Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи.Труд ребенка в семье.Налоги как часть расходов семьи.Семейный бюджет. Свободное время и физкультура.Ручной труд.



Школа. 4 часа.

Школьное образование. Первая ступень школьного образования. Профессия – ученик. Чему учит школа.Учись учится. Основной труд школьника-учеба. Из чего состоит труд ученика.Почему важно соблюдать правила поведения. Одноклассники сверстники твои друзья. Что объединяет школьников. Общие поручения, классные дела. Дружба как взаимопонимание школьников. Времяпрепровождение. Негативные стороны дружбы.Самообразование.Большие и малые социальные группы. Необходимость регулирования поведения людей.Правила и нормы поведения людей в обществе.Ответственность человека за свои поступки.



Труд. 4 часа.

Труд как деятельность человека. Различие труда по содержанию и сложности. Каким бывает труд. Что создается трудом.Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство как обязанность. Творчество как создание нового ценного. Творчество в искусстве. Слагаемые жизненного успеха. Привычка- успешный труд. Как выбирать профессию. Поддержка близких как залог успеха в жизни человека. Как правильно выбрать путь в жизни. Осмысленность выбора в жизни.Что такое творчество.Мастер и ремесленник.Творчество в искусстве.Слагаемые жизненного успеха.Привычки к труду.Выборпрофессии.Выбор жизненного пути.



Родина .7часов.

За что мы любим свою страну. Российская Федерация – многонациональное государство. Патриотизм как любовь к Родине. Символика России.Флаг.Гимн.Герб. Гражданин –отечества достойный сын. Права и обязанности граждан России.За что мы любим свою Родину . Понятия:гражданин ,государство,патриот.федерация. Государственное устройство. Государственный язык.Роль символики в жизни государства и отдельной личности.Конституционные обязанности и права гражданина.Межнациональныеотношения.Нация .Народ.Национализм.Этнические группы.



Добродетели. 5 часов.

Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит, хорошее.Главное правило доброго человека.Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».Феномен страха. Учимся быть терпимыми.Что такое человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам. Что такое золотое правило морали?



ВТОРОЙ ЭТАП

7-9 класс

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (104 часа)

7 класс . 35 часов.

Человек среди людей. 4 часа.

Виды межличностных отношений. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Человек и его ближайшее окружение. Искусство строить межличностные отношения.Однокласники,сверстники,друзья.Лидер.Качествалидера.Групповыенормы.Социаоьнаяответственность.Особенности отношений между сверстниками;форсальные и неформальные группы;большие и малые социальные группы. Общение –форма отношения человека к окружающиму миру. Цели общения.Средстваобщения.Особенности отношения со сверстниками,старшими и младшими.Искусствообщения.Меловек среди других дюдей.Конфликты и причины их возникновения.Стадии развития конфликта.Агрессивноеповедение.Конструктивное разрешение конфликта.Как победить обиду и установить контакт.


Человек и закон. 14 часов.


Многообразие правил поведения. Социальная ответственность. Складывание правил поведения.Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Взаимосвязь прав и обязанностей; принципы права; субъекты права; правовая информация.Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации защиты прав и свобод человека и гражданина. Международные документы по защите детства.Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Необходимость соблюдения закона. Представление о свободе и справедливости в различные исторические эпохи. Защита отечества. Долг и обязанность Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны. Дисциплина- необходимое существование общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина.Законопослушное поведение –необходимое условие нормальной жизни общества. Признаки виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Ответственность за нарушение законов. Ответственность несовершеннолетних. Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Человек и экономика .11 часов.


Экономика и ее роль в жизни общества.Сферы экономики. Натуральное и товарное хозяйство.Основные участники экономики. Факторы влияющие на производительность труда. Мастерство работника. Высококвалифицированный труди и малоквалифицированный труд. Заработная плата и стимулирование труда. Факторы определяющие размер заработной платы. Взаимосвязь количества и качества труда. Слагаемые профессионального успехаПроизводство-средство удовлетворения потребностей человека. Производительность труда.Затраты производства.Роль разделения труда в развитии производства. Роль предпринимательства в развитии экономики.Условия успеха в предпринимательской деятельности.Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы.Обмен – важная составляющая жизни людей. Условия выгодного обмена.Торговля и ее формы;реклама в современной экономике.Ис торические формы эквивалента стоимости.Основные виды денег.Функции денег.Экономика современной семьи.Ресурсы семьи:материальные ,трудовые,энергетические,финансовые.Источники доходов семьи.Обязательные и произвольные расходы.Принципы рационального ведения хозяйства.

Человек и природа. 5 часов.


Взаимоотношения человека и природы. Экология. Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы.Ответственность человека перед природой.Тяжелые последствия безответственности.Экологическая мораль.Деятельность людей направленная на охрану природы.Закон об охране окружающей среды.Правила защиты природы.Вклад школьников в дело защиты природы.

8 класс. 35 часов.

Личность и общество. 5 часов.


Признаки индивидуальности,человека,личности.Мировоззрение и жизненные ценности.Факторы влияющие на выбор профессии.Этапы становления личности.Сферы жизни общества:экономическая,политическая,духовная.Социальные нормы и ихроль в жизни общества.Ступени развития общества.Взаимоотношения общества и природы.Эволюционное развитие человечества.Марксизм о роли социальных эволюций в жизни человечества. Закономерности общественных мнений. Реформы и реформаторы.Противоречия и перспективы в развитии человечества.Глобальные проблемы человечества.Оценка процесса ускорения общественного развития

Сфера духовной культуры.10 часов.

Культура как достижение человека в преобразовании мира. Черты отличающую духовную сферу от других сфер общества.Духовные ценности.Культура личности и общества.Развитие культуры в современной России.Что такое мораль и зачем она нужна людям.Главный признак морали.Основные ценности морали.Добро и зло.Рольморальных норм и духовных ценностей в развитии личности. Что такое долг.Научный подход к пониманию долга. Общественный и моральный долг.Внутренний и внешний контроль за исполнением долга.Совесть и ее роль в жизни человека.Способность человека выбирать индивидуальное поведение.Способность выбора.Взаимосвязь свободы и ответственности.Гарантии выполнения моральных норм. Критический анализ собственных мыслей и поступков.Проблема оценки и самооценки. Приоритетность образования России. Возрастание значимости образования в информационном обществе. Взаимосвязь конкурентноспособности страны и образования.Основные элементы образовательной системы РФ . Наука как особая система знаний. Отличительные черты науки как системы государственных и общественных организаций. Роль науки современном обществе. Характерные черты религиозной веры. Роль религии в жизни общества.Основные виды религиозных организаций .Сущность принципа свободы совести.


Экономика. 14 часов.


Потребности и ресурсы.Проблемы ограниченности ресурсов.Свободные экономические блага. Проблема экономического выбора.Главные вопросы экономики:что производить,как производить ,для кого производить.Экономическая система и ее функции.Типы экономических систем.Имущественные отношения.Собственность как экономическая и юридическая категория.Формы собственности. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложения на рынке.Рыночное равновесие. Механизм установления рыночных цен.Принцип «невидимой руки» рынка. Роль производства в экономики. Товары и услуги.Факторы производства.Распределения труда и собственности.Экономическое содержание и функции предпринимательства.Экономический статус предпринимательства. Менеджер, предприниматель и наемный рабочий. Экономическая сущность малого бизнеса.Экономическаярольгосударства.Налоги как источник доходов федерального правительства. Виды налогов.Бюджет как финансовый документ.Составление бюджета.Внешний и внутренний долг.Доходы граждан и прожиточный минимум.Проблемы неравенства доходов.Экономический меры социальной поддержки населения. Факторы влияющие на объем иструктуру потребительских расходов. Структура расходов потребителей степень благосостояния граждан той или иной страны.Влияние инфляции на доходы населения Реальные и номинальные доходы.Формы сбережения граждан.Банковские услуги.Семейные сбережения. Безработица-спутник рыночной экономики.Причины безработицы.Последствия безработицы.Рольгосударства в обеспечении занятости. Мировое хозяйство Внешняя торговля Обменные курсы валют.

Социальная сфера. 6 часов.


Социальная структура общества.Социальная мобильность.Многообразие социальных групп.Признаки социальной группы.Социальные конфликты и пути их разрешения.Социальная позиция человека в обществе.Социальный статус. Социальные роли выполняемые человеком.Гандерные роли.Соотношения понятий Нация и этнос.Отношения между нациями.Национальные традиции.Причины межнациональных конфликтов.Способы предотвращения конфликтов.Разновидности отклоняющего поведения.Основные причины распространения алкоголизма и наркомании.Влияние негативного отклоняющегося поведения на личность.

9 класс. 34 часа.

Политика. 10 часов.


Соотношений понятий власть и политика.Роль политики в жизни общества. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь . Происхождение государства.Признаки государства.Внутренние и внешние функции государства.Формы правления . Взаимосвязь прав и обязанностей.Основные виды политических режимов. Способы удержания власти в тоталитарном обществе. Способы обеспечивания подконтрольности власти в условиях демократии . Развитие демократии в современном мире. Правовое государство.Сущность правового государства.Идея соединения сил и справедливости в правовом государстве. Власть в правовом государстве.Признаки правового государства.Основные признаки гражданского общества. Общественные организации-основа гражданскогообщества.Местное самоуправление и форма его осуществления.Выборы и референдум-возможность влияния на политику.Способы воздействия на власть в демократическом обществе. Степень и оправданность ограничения политических свобод.Условия сознательного участия человека в политической жизни.Сущность и проявление политического экстремизма.Причины возникновения политических движений и их сущность. Признаки политических партий.

Право. 24 часа.


Смысловые значения права.Основные назначения права в обществе.Мера свободы,справедливости и ответственности. Норма права и ее отличительные особенности. Основные виды законов. Система законодательства. Отрасли права.Право и закон. Сущность и особенности правоотношения. Элементы правоотношений.Субъекты правоотношения.Физические лица,юридические лица.Субъективное право. Признаки правонарушения.Виды правонарушений. Формы вины:неосторожность и умысел.Преступление и проступок.Виды юридической ответственности:уголовная,административная,дисциплинарная,шражданская. Государственные правоохранительные органы: функции, цели и задачи. Принципы правосудия. Суд. Прокуратура. Нотариат. Конституция – закон высшей юридической силы. Базовые ценности Конституции РФ. Основные задачи Конституции РФ. Конституционный строй в современной России. Основы статуса человека и гражданина. Права человека -высшие ценности человеческой цивилизации. Общечеловеческие правовые документы. Классификация прав закрепленных Конституцией РФ. Юридические гарантии системы защиты прав человека. Права ребенка. Сущность гражданского права. Особенности правоотношений. Договор и сделки.Виды договоров.Гражданская дееспособность несовершеннолетних.Защита прав потребителей. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой договор-основа трудовых отношений. Права и обязанности работника и работодателя. Льготы для совмещающих работу с учебой. Предпосылки для создания семьи. Характеристика брака.Условия и порядок заключения брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Правоотношения супругов родителей и детей. Административное право и его нормы. Понятие и черты правоотношения. Виды административных наказаний. Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Преступление и его признаки. Квалификация преступлений. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Социальная политика государства. Условия для успешного решения социальных задач. Социальные права граждан РФ. Предпосылки создания международного гуманитарного права. Методы и средства ведения войны запрещенные гуманитарным правом. Законодательство в сфере образования.

Виды и формы контроля.

Контроль осуществляется через различные формы работ:



  • Работа в группах – самостоятельная подготовка на уроке и устный ответ в группе по одному из предложенных вопросов без объяснения учителя, коллективное оценивание работы каждого участника группы;

  • Самостоятельная работа – самостоятельное изучение темы без объяснения учителя и выполнение предложенных заданий с возможностью консультации у учителя;

  • Практическая работа – изучение новой темы под руководством учителя с одновременным выполнением практических заданий всем классом для закрепления материала,

  • Тестирование,контрольные работы.

Предусмотрены творческие работы учащихся: сообщения, презентации, проекты

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Обществознание" на этапе основного общего образования являются:



  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

    • на использование элементов причинно-следственного анализа;

    • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

    • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

    • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

    • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

    • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

    • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

    • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.



В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснятьвзаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решатьпознавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлятьпоиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Система оценивания знаний и умений учащихся по Обществознанию (6-9 классы)

I.Описание методики определения результатов:

  1. Оценивание по истории учитель – предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по предмету.



  1. Родители вправе получить информацию о порядке оценивания по предмету от учителя – предметника, классного руководителя.



  1. При оценивании учитываются:

  • сложность материала;

  • самостоятельность и творческий характер применения знаний;

  • уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;

  • полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания;

  • аккуратность выполнения письменных работ;

  • наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;

  • особенности развития учащегося.

4. Оценивание итогов обучения делится на:

  • текущее оценивание в течение учебного года;

  • итоговое оценивание (четвертное, годовое).

4.1. Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учёбы, а также оценивание знаний, умений и навыков по какой–либо целостной части учебного материала. Текущие оценки могут быть поставлены:

  • за контрольную работу;

  • за самостоятельную работу;

  • за практическую работу;

  • за тестовую работу;

  • за презентацию

  • за устные ответы

II. Оценивание учащихся

При оценивании устного ответа учащегося оценка ставится:

  • за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке

  • за участие во внеурочных мероприятиях по предмету

  • за исправление ответов учащихся

  • за умение использовать в ответе различные источники знаний (текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы)

  • за работу с источниками и их анализ

  • за выполнение домашней работы;

  • за работу в группах по какой-либо теме;

  • за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;

  • за ролевую игру или викторину

  • за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

  • за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно

  • за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта

  • за исторический диктант

  • за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)

  • за тестовую работу

  • за письменное сообщение

Итоговое оценивание

Итоговыми оценками в основной школе являются четвертные отметки, полугодовые и годовые.

Четвертные и годовая оценки выставляются на основании не менее трёх текущих оценок.

III. Критерии оценивания знаний учащихся

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.


Оцениваниеустных ответов:

1.Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.

2.Оценка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.

3.Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.

4.Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы

5.Оценка «1» ставится при отказе ученика ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.



Оценивание письменных ответов:

Оценка «5» - 100-90 %

Оценка «4» - 89-70 %

Оценка «3» - 69-45 %

Оценка «2» - 44-20 %

Оценка «1» - 19 - 0 %

Самостоятельные работы, выполняемые учащимися

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Материально-техническое обеспечение:

Литература для учителя:

Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Просвещение» (Л. Н. Боголюбова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:

Программа:

  1. Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) – сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru

  2. Л.Н.Боголюбов, Н.И. ГородецкаяЛ.Н.Боголюбова Обществознание. 6-9 классы Программы общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011. Рекомендована Министерством образования РФ.


Литераура для учащихся:
1. Обществознание. 6 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2011 г.

2. Обществознание. 7 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2009 г.

3.Обществознание. 8 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2010 г.

4. Обществознание. 9 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2011 г.



Рабочие тетради:

О.А.Котова, Т.Е.Лискова Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова «Обществознание» . 6,7,8,9 класс., М., «Просвещение», 2011 г.



Пособия для определения уровня обученности:

Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6,7.8,9 класс, составитель А.В.Поздеев, М., изд «ВАКО», 2011 г. К учебнику Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2009.г., 2010, 2011 г. Обществознание 6,7,8,9 класс.


Технические средства обучения:

  1. Персональный компьютер.

  2. Экран.

  3. Проектор.


Интернет-ресурсы:

1. http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»

2.http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса

3. htt:// mon/ gov/ ru/work/orb/dok/ obs/8267

4. htt:// fp/ edu . ru/asp

5. www.td/gov.ru



Основные Internet-адреса:

  • http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;

  • http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;

  • http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);

  • http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;

  • http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;

  • http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования


http://www.rubricon.com/Рубрикон. Энциклопедии, энциклопедические словари и справочники: Большая советская, иллюстрированный словарь, Брокгауз и Эфрон, словарь Даля, словари "История Отечества" и "Всемирная история", Малая медицинская энциклопедия, Всемирная энциклопедия классического искусства и др. В разделе "Образование" - ссылки на педагогические ресурсы Интернета. Предусмотрен поиск. Доступ к полным текстам статей платный.

Электронные библиотеки

OREL - Открытая Русская Электронная Библиотека

Пилотный проект создаваемой электронной библиотеки Российской государственной библиотеки. OREL предоставляет для общественного пользования коллекции электронных версий книг, статей, рефератов, нот, коллекций изобразительного, военного и остальных отделов РГБ.



Российский информационно-библиотечный консорциум РИБК 

Новый библиотечный портал, созданный в Российской государственной библиотеке, представляет доступ к библиографическим и электронным ресурсам пяти российских библиотек консорциума: Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, Научной библиотеки МГУ и Парламентской библиотеки. Общее число единиц хранения этих библиотек равно 89 млн.



Библиотека "Нестор"

Электронная библиотека, в которой можно по тематическому и алфавитному каталогам найти литературу, необходимую в учебно-образовательном процессе. В тематическом каталоге представлен раздел психологии, философии, научно-публицистическая литература.



  • Профильное обучение в старшей школе

  • Интернет-школа "Просвещение.ru"



Олимпиада для школьников: информационный сайт

  • Обучающие сетевые олимпиады






скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по обществознанию для 6- 9 классов Учитель: Кательницкий А. И. 2013-2014 учебный год
281.97kb.
Рабочая программа по истории для 10-11 классов Учитель: Кательницкий А. И. 2013-2014 учебный год
366.37kb.
Рабочая программа по истории для 5 класса. Учитель: Кательницкий А. И. 2013-2014 учебный год
250.17kb.
Рабочая программа по геометрии для 7 9 классов Учитель: Клеймёнова Т. М. 2013-2014 учебный год
77.7kb.
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов Учитель: Кательницкий А. И
254.1kb.
Рабочая программа по черчению в 8 классе Учитель: Пикулева О. А. 2013-2014 учебный год
193.7kb.
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов на 2013-2014 учебный год
128.51kb.
Рабочая программа География России Класс 8 Учебный год 2013-2014 Учитель Чувашова О. В
637.13kb.
Турбина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов Ханты-Мансийск 2013-2014 учебный год пояснительная записка Данная рабочая учебная программа
371.52kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 5-8 классов на 2013-2014 учебный год
72.23kb.
Рабочая программа по физической культуре для 5 класса на 2013 2014 учебный год Учитель: Цымбалов И. В
2296.45kb.
Рабочая программа по технологии для 2в, г класса на 2013 2014 учебный год Учитель маоу «сош №131» г. Перми
548.67kb.