Главная стр 1
скачать
Пояснительная записка
1.Преподавание предмета обществознание в 2009-2010 учебном году осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно - методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003 № 2783).

  2. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004г. № 1089).

  3. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2009 – 2010 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 06.05. 2009г. № 01-269).

  4. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» ( Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07. 2009 № 103/3404).

Рабочая программа по обществознанию разработана на основе:

* Сборника Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2006.

* Сборник нормативных документов. Обществознание /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

Программы по обществознанию:

- обществознание 5-7 классы под ред. Боголюбова;

- 8-9 классы – введение в обществознание (руководитель авторского коллектива Л.Н. Боголюбов);

- 10-11 классы –Обществознание Базовый уровень, авторы Л.Н. Боголюбов и другие, М.: Просвещение, 2006.


Соблюдается преемственность в обучении с 5 по 9 класс на ступени основного общего образования и в 10-11 классах – на ступени среднего (полного) общего образования.

В курсы обществознания 5-11 классов включён региональный компонент.

С учётом учебного плана школы, психолого - возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает распределение учебного времени следующим образом (см. таблицу ниже)

2.Данная программа выбрана в связи с образовательными потребностями учащихся и их родителей, на основе которых составлен учебный план школы, наличием полного комплекта учебно-методического обеспечения для реализации данной программы.



Обществознание

класс

Количество часов

Региональный компонент

5

35

5

6

35

4

7

35

3

8

35

4

9

35

4

10

70

4

11

70

6


НРК по обществознанию


класс

Тема урока

НРК

5

Семья – ячейка общества.

Как в Челябинской области помогают семье.




Профессия – ученик.

Как в Челябинской области помогают ученикам.




Что значит быть патриотом

Патриот родного края.




Символы России

Символы области, района.




Мы – многонациональный народ.

Челябинская область – многонациональный состав.

6

Воздействие человека на природу

Экологические проблемы области, района, села.




Закон на страже природы.

Законы области об охране природы.




Участие граждан в природоохранной деятельности.

Что могут сделать ученики для охраны природы.




Готовимся выбирать профессию.

Какие профессии нужны у нас.

7

Кто стоит на страже закона.

Правоохранительные органы области.




Экономика семьи.

Экономика семьи.




Повторительно-обобщающий «Человек и экономика»

Повторительно-обобщающий «Человек и экономика»

8

Экологические и демографические проблемы региона.







Национальные отношения в современной России.

Национальные отношения в Челябинской области.




Социальное развитие региона







Культурная жизнь региона.




9

Экономика региона







Избирательный процесс. Выборы.

Выборы.




Местное самоуправление в регионе.







Законодательство региона.




10

Тенденции духовной жизни современной России, Южного Урала.







Культура межнациональных отношений. Межнациональные отношения на Урале







Политическая жизнь современной России, Южного Урала







Избирательные системы

Порядок выборов в местные органы власти.

11

Правовые основы предпринимательской деятельности

Поддержка бизнеса на Южном Урале.




Государственная политика в области занятости

Политика местных органов власти в области занятости.




Защита прав потребителя

Типичные нарушения и защита прав потребителя в области.




Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи.

Демографические проблемы области




Религиозные объединения и организации в Российской Федерации

Религиозные объединения в области.




Экологическое право

Природоохранная деятельность в области.

Перечень компонентов учебно – методического комплекса, обеспечивающего реализацию учебной программы.


Учебники и учебные пособия по обществознанию


класс

Учебник (и)

Пособия для учащихся

Методические пособия для учителя.

5

Обществоведение: гражданин, общество, государство: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2007.

Л.Ф. Иванова. Обществоведение. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2008.

Обществоведение 5 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова / Составитель С.Н. Степанько. – Волгоград, Учитель, 2007.

6

Обществоведение: человек, природа, общение: учеб.для 6 кл. общеобразоват. учреждений. Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2007.

О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществоведение. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2007.

Обществоведение: человек, природа, общение: методические рекомендации: пособие для учителя под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2004.

7

Обществознание: человек, право, экономика: учеб.для 7 кл.общеобразоват. учреждений /под. ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2007

О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществоведение. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2007.

Обществоведение: человек, право, экономика. методические рекомендации: пособие для учителя под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2006


8

Обществознание: учебник для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений /Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2007.
Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 класса. Ч. I М.: Русское слово.

Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание». 8 класс. М.: Просвещение, 2004.
И.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». М.: Русское слово, 2007.

Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание. Часть 1. М.: Просвещение, 2005.
А.Л. Певцова Обществознание. Книга для учителя. 8-9 класс. М.: Русское слово, 2000.
А.В. Поздеев. Поурочные разработки по обществознанию. К учебникам Л.Н. Боголюбова и А.И. Кравченко.

9

Обществознание: учебник для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений /Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2007.
Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 класса. Ч. I. Русское слово.

Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание». 9 класс. М.: Просвещение, 2004.
И.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». М.: Русское слово, 2007.

Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание. Часть 2. М.: Просвещение, 2005.
А.Л. Певцова Обществознание. Книга для учителя. 8-9 класс. М.: Русское слово, 2000.

10

Обществознание: учеб. Для учащихся 10 кл.общеобразоват. учреждений: базовый уровень. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006.

Обществознание. 10 Практикум. Пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Под. ред. Л.Н. Боголюбова.

Обществознание: учеб. Для учащихся 10 кл.общеобразоват. учреждений: базовый уровень. Методическое пособие для учителя Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006.

11

Обществознание: учеб. для учащихся 11кл.общеобразоват. учреждений: базовый уровень. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006.




Обществознание: учеб. Для учащихся 11 кл.общеобразоват. учреждений: базовый уровень. Методическое пособие для учителя Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006.

Е.Н. Сорокина Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс. Москва, ВАКО, 2009.

Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. Л.В. Поляков, А.И. Иоффе. М.: Просвещение, 2008.

Требования к уровню подготовки учащихся,

успешно освоивших рабочую программу

по обществознанию



Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10–15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Опыт познавательной и практической деятельности

– получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

– решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

– формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;

– наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

– оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

– участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

– конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;



– совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т. п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.


Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Опыт познавательной и практической деятельности

– работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

– критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

– решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

– анализ современных общественных явлений и событий;

– освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);

– применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;

– аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;



– написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Требования к уровню подготовки выпускников среднее (полное) образование

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий.

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы,
выполняемые учащимися

Не менее 40 % учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:



  • работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • анализ современных общественных явлений и событий;

  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по социальным дисциплинам.


Контрольно-измерительные материалы по обществознанию

А.И. Кравченко. Задачник по обществознанию. 8-9 класс. «Русское слово», 2000.

А.И. Кравченко Тесты по обществознанию. 8-9 класс. «Русское слово», 2001.

С.Н. Дыдко Контрольные и проверочные работы по обществознанию. К учебному пособию «Введение в обществознание. 8-9 классы» под ред. Л.Н. Боголюбова 8 класс. Издательство «Экзамен» Москва, 2004.

С.Н. Дыдко Контрольные и проверочные работы по обществознанию. К учебному пособию «Введение в обществознание. 8-9 классы» под ред. Л.Н. Боголюбова 9 класс. Издательство «Экзамен» Москва, 2004.

Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9 класс. М.: Просвещение, 2002.

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 под ред. Боголюбова. М.: Просвещение, 2007.

С.В Краюшкина. Тесты по обществознанию к учебнику «Человек и общество. Обществознание. 10 класс. Под ред Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. Издательство «Экзамен», 2008 год.

С.В Краюшкина. Тесты по обществознанию к учебнику «Человек и общество. Обществознание. 11 класс. Под ред Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. Издательство «Экзамен», 2008 год.

Задания и тесты по обществознанию: 10 класс. /Аверьянов Ю.И. и др. М.: Школа-Пресс, 1999.

Е.Н. Захарова. Дидактические матреиалы к курсу «Человек и общество» М. «Школа-Пресс», 1999.

Задания и тесты по обществознанию. 11 класс. Аверьянов Ю.И., Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. М. «Школа – Пресс», 2000.

П.А. Баранов, А.В. Воронцов. Обществознание. Контрольные и проверочные работы. 11 класс. Москва. «АСТ». «Астрель», 2002.

Р.И. Дианова. Тесты по обществознанию. 11 класс., «Дрофа», 2001.

Кишенкова О.В., Татур А.О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. Основная школа. – М.: «Интеллект – Центр», 2005.

Пособия для подготовке к итоговой аттестации и ЕГЭ.

Единый государственный экзамен. Обществознание: справ. Материалы, контрольно- тренировочные упражнения, задания с развёрнутым ответом. Учебное пособие для 10-11 кл. под. общей редакцией Л.Д. Ибрагимовой. – Челябинск, Взгляд, 2006.

В.В. Касьянов. Обществознание: экзаменгационные ответы. Ростов – на –Дону, «Феникс», 2002.

А.Клименко, В. Румынина. Экзамен по обществознанию. Конспекты ответов.

ЕГЭ – 2008. Обществознание: реальные задания /авт.- сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. АСТ: Астрель, 2008. ФИПИ

О.А. Чернышёва. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ – 2009. Учебно-методическое пособие. – Ростов – на – Дону, «Легион».

А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Издательство «Экзамен», 2009.

Сборники Учебно – тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ за 2003 – 2008 годы.

Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по обществознанию. 11 класс /Сост. Л.Ф. Иванова. М.: Дрофа, 2001.

Баранов П.А. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ, «Астрель, 2008.

Обществознание: сб. заданий для проведения экзамена в 9 классе.: пособие для учителя / Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая М.: Просвещение, 2006.

О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Обществознание, 2009. ФИПИ. – М.: «Интеллект – Центр», 2009.

О.А. Чернышёва. Обществознание.9 класс. Подготовка к итоговой аттестации - 2009 – . Учебно-методическое пособие. – Ростов – на – Дону, «Легион»., 2008.

ГИА – 2009. Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й Кл. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения итоговой аттестации в новой форме. АСТ, «Астрель», 2009.



Е.Н. Калачёва Обществознание. Государственная итоговая аттестация. 9 класс. Практикум. Издательство «Экзамен», 2008 год.
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе: Сборника Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2006
175.63kb.
Рабочая программа по истории разработана на основе: Сборника Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2006
139.55kb.
Программа по обществознанию для 8-х классов
131.85kb.
Рабочая программа разработана для 6 класса мбоу «Погромская сош»
344.37kb.
Рабочая программа по курсу обществознания составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений Обществознание. 6-11 классы. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев. Москва, «Просвещение», 2009 г
108.82kb.
Урок по теме «Правление Александра ii»
253.01kb.
-
719.17kb.
-
656.11kb.
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений по литературе (8 класс) составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы»
263.76kb.
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и Программы общеобразовательных учреждений Литература 5-11 классы
308.82kb.
Рабочая программа новой истории 7-8 класс Турганбаев Е. Д.
300.26kb.
Рабочая программа составлена на основании: Образовательный стандарт основного общего образования по обществознанию
58.23kb.