Главная стр 1стр 2стр 3стр 4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

станицы Новорождественской

муниципального образования Тихорецкий район

имени Героя Советского Союза Георгия Алексеевича Бочарникова


УТВЕРЖДЕНА

решением педагогического совета

протокол № 1

от 30. 08. 2013 г.

председатель педагогического совета:

____________ Л.Н.Зачитайло

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По обществознанию


Уровень образования (класс): основное общее образование, 5-9 классы
Количество часов: 170 (1 час в неделю)
Учитель Пипенко Наталья Васильевна

Программа разработана на основе

примерной учебной программы Обществознание. М.: Издательство «Просвещение», 2011 год, авторской рабочей программы учебно-методического комплекта по обществознанию 5-9 класс, образовательной системы «Школа 2100» авторов Д.Д.Данилов, С.М.Давыдова и др. М.: Издательство «Баллас», 2013 год,

1.Пояснительная записка

Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, раздел 1.2.3.9. Обществознание. М.: Издательство «Просвещение», 2011 год, авторской рабочей программы учебно-методического комплекта по обществознанию 5-9 класс, образовательной системы «Школа 2100». М.: Издательство «Баллас», 2013 год, письмом министерства образования и науки Краснодарского края от 26.07.2013 № 47-10886/13-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ по учебным предметам, курсов и календарно-тематических планов» и с учетом требований к результатам освоения ООП ООО, программы формирования УУД в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897).



1.1.Цели и задачи изучения предмета «Обществознание»

Обществознание является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире. Однако спорность и противоречивость анализа общественного развития, оценок ключевых событий, которые существуют в современной науке, активно переносятся в современную публицистику, что порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской. Этот естественный процесс заметно осложняет преподавание обществознания в школе. К тому же анализ результатов современного школьного обществоведческого образования свидетельствует, что массовая школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Зачастую овладение обществоведческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора определений (часто бессистемно), не поднимаясь до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки общественных событий. Изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить обществоведческие знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях.

Ключевой особенностью программы является формулирование целей изучения «Обществознания» в виде линий развития личности школьника средствами того или иного предмета. Под линией развития понимается группа взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющим человеку решать определенный класс жизненно-практических задач. Иными словами – это вариант ответа на вопрос, который очень часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет (в нашем случае обществознание)? Как он мне может пригодиться?» Обозначая цели изучения обществознания через линии развития, требования Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по обществознанию облекаются в более доступные ученику структуру и формулировки.

Таким образом, цели и задачи изучения курса «Обществознание» в свете требований результатам изучения предмета «Обществознание» во ФГОС для основной школы следующие:



1)формирование личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2)понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3)приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4)формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5)освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6)развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
2.Общая характеристика курса

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»*.



А.Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б.Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В.Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения де ятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

В соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»** каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Посредством программы реализуются три основные функции обществознания:

-познавательно, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

-практическо-политическая функция, состоящая в том , что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;



-мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.

Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа основной образовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний об обществе.

Наряду с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по обществознанию, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

-деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;



-компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;

-дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и.т.д.

-личностно ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;

-проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий принцип развивающего обучения.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания межпредметных связей.

Соблюдение и сочетание всех принципов познания обществознания обеспечат строгую научность и достоверность в изучении общества.

Структура курса основана на делении каждого учебного года на четыре основных блока (темы) – по основным сферам жизни общества: духовная культура, социальные отношения, экономика, политика. Вопросы права освещаются при изучении каждой из этих сфер как способы правового регулирования разных общественных отношений

Так, учебный материал 5-го класса (изучаемый только при переходе к работе по ФГОС 2011 года) является мотивационной пропедевтикой систематического курса обществознания. В нем перед учениками ставится главный вопрос в начале изучения нового предмета: «Зачем изучать общество, если это наша каждодневная и, казалось бы, понятная жизнь?» Для ответа на этот вопрос ребятам предстоит выяснить, что общество – это сложный организм, складывающийся из четырех сфер (экономика, политика, социальная сфера, духовная культура), что обществознание – это предмет, объединяющий весь комплекс наук об обществе. Узнать, чем занимается каждая из этих наук: какую сферу общественных отношений она изучает, каковы ее цели и, самое главное – какую практическую пользу каждая из общественных дисциплин может принести людям и лично ему. При этом на изучение нового для учеников материала отводится только половина учебного времени. Вторая половина по замыслу авторов направлена на развитие умений применять обществоведческие знания в решении жизненных задач и актуальных для пятиклассников проектов общественной тематики.

С 6-го класса курс обществознания приобретает модульную структуру. Каждая тема, как правило, представляет собой самостоятельный модуль, внутри которого материал связан дидактическим единством и системой изучения: определение целей и задач в начале модуля, обобщение и контроль – в конце. Таким образом, в каждом классе ученики знакомятся с целостной картиной общественных связей, но каждый раз на новом уровне, соответствующем уровню их восприятия, познавательных интересов и возможностей. Так, учебный материал 6-го класса объединен одним вопросом: как устроен мир людей? Два учебных модуля позволяют учащемуся найти решение проблем, поднятых в рамках каждого из них. Поиск ответа на С 6-го класса курс обществознания приобретает модульную структуру. Каждая тема, как правило, представляет собой самостоятельный модуль, внутри которого материал связан дидактическим единством и системой изучения: определение целей и задач в начале модуля, обобщение и контроль – в конце. Таким образом, в каждом классе ученики знакомятся с целостной картиной общественных связей, но каждый раз на новом уровне, соответствующем уровню их восприятия, познавательных интересов и возможностей. Так, учебный материал 6-го класса объединен одним вопросом: как устроен мир людей? Два учебных модуля позволяют учащемуся найти решение проблем, поднятых в рамках каждого из них. Поиск ответа на простые системы, факты, явления и понятия; научиться оценивать в т.ч. неоднозначные общественные поступки с разных точек зрения; объяснять отличия своих оценок от других; приучать себя действовать в соответствии с выбранными ценностями, понимать последствия своих общественных поступков.

Центральной темой в содержании 7-го класса является поиск ответа на вопрос: как найти себя в обществе? Содержание учебных модулей ориентировано на признание семиклассниками моральных и правовых норм как регуляторов общественной жизни.

Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества происходит в 8–9-м классах. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, характеризующих современное глобальное общество. Изучение обществознания в этом возрасте должно способствовать освоению старшими подростками основных социальных ролей (в рамках своего возраста), осознанию возрастающих возможностей и ответственности гражданина Российской Федерации.

В основу работы с содержанием в Образовательной системе «Школа 2100» положен один из принципов развивающего образования, сформулированный академиком А.А. Леонтьевым – принцип минимакса. Он предполагает, что учебник и учитель создают ситуацию, при которой ученик может (если хочет) взять материал по максимуму, но при этом каждый ученик должен усвоить необходимый минимум, который, прежде всего, контролируется и отрабатывается. Это позволяет нам предложить свой вариант решения проблемы разноуровневости обучения и формирования индивидуальной образовательной траектории каждого ученика. Количество вопросов после параграфа и объем информации в тексте изначально избыточны. Это сделано для того, чтобы у учителя и у ученика был выбор наиболее интересного варианта урока. Соответственно действует правило: Не все, что включено в учебник, нужно прочитать и выполнить! Необходимо самостоятельно выбирать главное и интересное.
3.Описание места предмета «Обществознние» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Обществознание» изучается с 5-го по 9-й класс. На каждую учебную неделю с 5-го по 9-й класс выделяется по одному уроку.

При планировании преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала, также используя для этого часы резерва (см. таблицу).
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения обществознания

4.1.Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Обществознания

должны отражать:



Формулировки личностных результатов

во ФГОС

Реализация в учебниках по обществознанию ОС «Школа 2100»

1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Через задания 2-й и 3-й линий развития и тексты, которые содержат основания для собственных оценок общественных ситуаций и явлений, но не готовые авторские оценки и выводы, что как раз обеспечивает самоидентификацию, формирование идентичности.


2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения обществознания с жизнью. Через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность.


3)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Через систему обществоведческих понятий и задания 1-й линии развития, обеспечивающих формирование целостной и разносторонней обществоведческой картины мира


4)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Через оценочно-толерантные задания 2-й линий развития и тексты, содержащие описание противоречивых обществоведческих явлений с позиций разных действующих сторон (разных народов, разных партий и т.п.).


5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

Через задания 3-й линии развития, направленные на нравственное самоопределение с опорой на общечеловеческие ценности при оценке противоречивых общественных явлений.


6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Через диалоговый стиль половины текстов учебника (как при постановке проблем, так и при их решении через коммуникативную направленность формулировок большинства заданий, обеспечивающих проблемный диалог, открытие нового знания и т.п

8)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Через насыщенность материалов учебников реальными семейно-бытовыми ситуациями, описанными глазами подростков, соответствующего ученикам возраста. Через постановку проблем значительной части уроков в виде проблем личностно-семейных отношений и поиск способов их решения (в т.ч. персонажами учебника).

9)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Через задания 1-й и 2-й линий развития в сочетании с культурологическим материалом разных исторических тем.


4.2. Метапредметными результатами

изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:



УУД

Формулировки метапредметных результатов

во ФГОС

Реализация в учебниках по обществознанию

ОС «Школа 2100»

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Е

Г



У

Л

Я



Т

И

В



Н

Ы

Е



1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


Через проблемно-диалогическую технологию, инструменты реализации которой (проблемные ситуации, тексты и задания для открытия нового) заложены в методический аппарат учебников

2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Через технологию оценивания учебных успехов, инструменты реализации которой (алгоритм самооценивания, задания актуализации) заложены в методический аппарат учебников и УМК: (подробнее см. пункт 3.2.)

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

ЕПОЗНАВАТЕЛЬНЫ

6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Продуктивные задания разных линий развития к каждому тексту учебника и через обобщенный алгоритм работы с продуктивными заданиями.

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

КОММУНИКАТИВНЫЕ

8) смысловое чтение;

Через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения, т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации).

9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к различным общественным явлениям.

10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции.

4.3. Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:

-добывать и критически оценивать информацию;

-систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы;

-обобщать;

-группировать.

-сравнивать факты, явления и понятия.

-устанавливать причинно-следственные связи.

2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:

-определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам.

-принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.

-уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.



3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:

-успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.



5.Содержание предмета «Обществознания»

5.1.Распределение учебных модулей по классам


5-й класс «Зачем изучать общество?»




Единый модуль, в рамках которого открывается, какую пользу приносят людям разные обществоведческие науки:




философия, психология, культурология, этика;

социология;


экономика;

политология и правоведение.

6-й класс: «Как устроен мир людей?»




Модуль 1. Искусство быть человеком.

Что такое «человек»?



Модуль 2. Проблема понимания общества




Человек человеку – «друг» или «волк»?

Почему люди «добывают хлеб в поте лица»?

Зачем нужна власть?




7-й класс: «Как найти себя в обществе?»




Модуль 1.

Как понять – чего я хочу и что могу?



Модуль 2.

Где мое место в обществе?



Модуль 3.

Что я могу сделать для себя и для других?



Модуль 4.

Где пределы моей свободы и пределы власти надо мной?






8-й класс: «Что объединяет разных людей?»




Модуль 1.

Как разные люди понимают друг друга?



Модуль 2.

Как разные люди договариваются друг с другом?



Модуль 3.

Как разные люди работают вместе?



Модуль 4.

Как разные люди организуют жизнь общества






9-й класс: Как жить по законам общества?




Модуль 1.

Как правильно отстаивать свое мнение?



Модуль 2.

Что можно, а что нельзя в отношениях между людьми?



Модуль 3.

По каким правилам зарабатывают деньги?



Модуль 4.

Каковы законы взаимодействия с властью?






следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по обществознанию Уровень образования (класс): основное общее образование, 5-9 классы
928.58kb.
Рабочая программа по кубановедению Уровень образования (класс): основное общее образование, 5-9 классы
2105.57kb.
Рабочая программа по математике Ступень обучения (класс) основное общее образование (фгос) Класс 5«А», 5
347.27kb.
Рабочая программа по биологии Уровень образования основное общее 5-9 классы Количество часов 272 часа
2393.88kb.
Рабочая программа по географии Ступень обучения (класс) основное общее образование 8 класс Количество часов 68 часов
66.7kb.
Программа предмет история (базовый уровень) основное общее образование, 8 класс
453.21kb.
Программа предмет история (базовый уровень) основное общее образование, 9 класс
421.22kb.
Рабочая программа обж, 11 класс (девушки) среднее полное общее образование базовый уровень на 2012 2013 учебный год рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Обж 1-11 классы. Москва «Просвещение»
96.32kb.
Программа «Английский малышам» (культурологическая направленность) (1 год) 30 Программа «Занимательный английский язык»
81.88kb.
Программа по литературе, Т. Ф. Курдюмова и др. (указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения (класс) 6 класс основное общее
493.81kb.
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс): основное общее образование 9 класс
75.03kb.
Рабочая программа По литературе Ступень обучения (класс) основное общее образование (6 «Б» класс) Количество часов 68
42.57kb.