Главная стр 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»



Рассмотрено на заседании ШМО

Утверждаю




Утверждаю

гуманитарного цикла МОУ СОШ №22

Директор МОУ СОШ № 22




Директор МОУ СОШ № 22

_________ Корнеева Н.Ю.

Протокол № 1 от «___»_________2012 г.



_________И.А. Маляревич

Приказ № от 31.08.2012 г.






_________И.А. Маляревич

Рабочая программа учебного предмета


«Обществознание (включая экономику и право)»
6-9 классы

Программа разработана

учителем истории и обществознания

Холзаковой Мариной Игоревной

Оленегорск

2012 год


рабочая программа ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

(включая экономику и право)

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию.

Общая характеристика учебного предмета


Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Данная рабочая программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Цели.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования


являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Часы резерва учебного времени (8 часов) в 6 классе используются для проверки знаний обучающихся по разделам и для более глубокого изучения тем этих разделов: «Человек и общество»-3 часа; «Экономика»-2 часа; «Социальная сфера»-1 час; «Политика и право»-2 часа.

Часы резерва учебного времени (8 часов) в 7-9 классах используются для проверки знаний обучающихся по разделам: «Человек»-1 час; «Право»-2 часа; «Сфера духовной культуры»-2 часа; «Общество»-1 час; «Экономика»-2 часа.

В соответствии с годовым календарным учебным графиком МОУ СОШ № 22 г.Оленегорска продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели.

Таким образом, рабочая программа учебного предмета Обществознание для 6-9-х классов рассчитана на 136 часов (34 часа для 6-го класса, 34 часа для 7-го класса, 34 часа для 8-го класса, 34 часа для 9-го класса).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 час)


ПЕРВЫЙ ЭТАП (6 класс)

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (35 час)
Человек и общество (6 час)

Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.

Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе.

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.

Духовная культура (4 час)


Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.

Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование.



Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.

Экономика (4 час)


Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с имеющимися ресурсами.

Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа. Деньги и их роль в экономике.

Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.

Социальная сфера (6 час)


Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.

Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.

Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.

Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.


Политика и право (6 час)


Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная символика. Россия – федеративное государство.

Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.

Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.

Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.



Резерв учебного времени – 9 ч

ВТОРОЙ ЭТАП 7-9 класс

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (105 час)

Общество (8 час)

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.



Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.



Человек (10 час)

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.



Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.



Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.

Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.

Сфера духовной культуры (8 час)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Экономика (22 час)

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.

Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.



Социальная сфера (14 час)

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.



Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

Политика и социальное управление (10 час)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.



Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Право (22 час)


Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

Резерв учебного времени – 14 часов
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:



  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Учебно-тематический план



Раздел примерной программы

Количество часов по примерной программе

Количество часов по рабочей программе

6кл

7кл

8кл

9кл

итого

1.

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

35ч













34

1.1
Человек и общество
















1.2.
Духовная культура
















1.3
Экономика
















1.4.
Социальная сфера
















1.5.
Политика и право
















2.
ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

105ч













102ч

2.1.
Общество
















2.2.
Человек

10ч











11ч

2.3.
Сфера духовной культуры













10ч

2.4.
Экономика

22ч




24ч







24ч

2.5.
Социальная сфера

14ч







14ч




14ч

2.6.
Политика и социальное управление

10ч










10ч

10ч

2.7
Право

22ч









19ч

24ч



Итого

140

34ч

34ч

34ч

34ч

136



Календарно-тематическое планирование 6 класс

п\п


Дата

Тема раздела,

тема урока



Элементы содержания

Примечание

Человек и общество (9 ч)

1(1)




Потребности, способности, характер.

Родовая община, человек разумный, расы. Отличие человека от животных.




2(2)




Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.

Определение возраста. Понятие «подросток». Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Другие возрасты человека: юность, зрелость, старость.




3(3)




Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве.

Что такое свободное время? Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Человек- играющий ведущую роль в истории, берущий на себя серьёзную ответственность.




4(4)




Общение в детском коллективе. Учеба в школе.

Общество, личность, среда обитания, взаимоотношения, ценности, идеалы, жизненная стратегия.




5-6 (5-6)




Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения.

Особенности межличностных отношений. Знакомство, приятельство, товарищество. Симпатия и антипатия.




7(7)




Сотрудничество.

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.




8(8)




Человек, общество и природа.

Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения. Экологический кризис. Охрана природы. Природа и человек.




9(9)




Контрольная работа №1: «Человек и общество»







Духовная культура (4 ч)

10(1)




Культура общества и человека, ее проявления.

Нравственность, мораль, этика. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности и идеалы. Добро. Зло




11(2)




Образование, его значение в жизни людей.

Право на образование. Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование.




12(3)




Наука в современном обществе.




13(4)




Труд ученого.

Ответственность ученых за результаты своих открытий. Научные открытия и изобретения. НТР.




Экономика (6ч)

14(1)




Экономика как хозяйство.

Экономика. Производители, потребители. Стадии капитализма.




15(2)




Экономические потребности и возможности.

Ограниченность ресурсов. Выбор жизненного пути.




16(3)




Товары и услуги. Рынок.

Купля - продажа. Деньги и их роль в экономике. Рынок, деньги, банки. Бизнес, предпринимательство. Менеджер.




17(4)




Домашнее хозяйство.

Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье.




18(5)




Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи.

Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.




19(6)




Контрольная работа №2: «Экономика»







Социальная сфера (7 ч)

20(1)




Необходимость регулирования поведения людей.

Правила и нормы поведения в обществе. Социальные нормы. Обычаи и традиции. Нравы и законы, роль ценностей в обществе




21(2)




Мораль. Религия. Право. Нарушение норм и их последствия.

Мораль помогает человеку жить сообща с другими людьми. Мораль, человечность, нравственность, добро, зло, моральная ответственность, общечеловеческие ценности, идеалы, нравственные принципы личности.




22(3)




Ответственность человека за его поступки.

Смелость, страх, злость, доброта. Проступки и ответственность за них.




23(4)




Здоровье людей.

Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность.




24(5)




Слагаемые здорового образа жизни.

Занятия физкультурой и спортом.




25(6)




Семья. Отношения в семье.

Что такое семья? Роль семьи в обществе, создание семьи. Государство и семья. Неполные семьи.




26(7)




Контрольная работа №3. «Социальная сфера общества»







Политика и право (8 час)

27(1)




Наше государство – Российская Федерация.

Наша Родина – Россия, русский язык – государственный. За что мы любим свою страну




28(2)




Государственное устройство.

Государственная символика. Россия – федеративное государство. Герб, гимн, флаг России.




29(3)




Роль права в жизни общества и государства.

Конституция как содержание основного закона. Власть, разделение властей. Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, местное самоуправление




30(4)




Традиции, обычаи и право.

Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.




31(5)




Права ребенка и их защита.

Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.




32(6)




Правомерное поведение.

Соблюдение и нарушение установленных правил.




33(7)




Проступок и преступление.

Ответственность за проступки и преступления. Правопорядок, законность. Правоохранительные органы. Судебные органы. Юридическая защита.




34(8)




Контрольная работа №4. «Политика и право»







Календарно-тематическое планирование 7 класс

п\п


Дата

Тема раздела,

тема урока



Элементы содержания

Примечание

Человек (5 часов)

1(1)




Биологическое и социальное в человеке.

Родовая община, человек разумный, расы.




2(2)




Мышление и речь.

Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста.




3(3)




Деятельность человека и ее основные формы.

Труд, игра, учение.




4(4)




Мотивы деятельности.

Особенности подросткового возраста.




5(5)




Контрольная работа №1 «Человек среди людей»







Право (5 часов)

6(1)




Право и его роль в жизни общества и государства.

Принципы права. Субъекты права.




7(2)




Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений.

Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.




8(3)




Признаки и виды правонарушений.

Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений.




9(4)




Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды).

Понятие прав, свобод и обязанностей.




10(5)




Контрольная работа №2 «Человек и закон»







Экономика(24 часа)

11(1)




Экономика и ее роль в жизни общества.

Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.




12(2)




Ресурсы и потребности.

Ограниченность ресурсов.




13(3)




Товары и услуги. Обмен, торговля.

Производство и труд. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.




14(4)




Деньги. Функции и формы денег.

Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.




15(5)




Реальные и номинальные доходы.

Обменные курсы валют. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.




16(6)




Экономические системы и собственность.

Главные вопросы экономики.




17(7)




Роль собственности и государства в экономике.

Понятия собственность и государство. Влияние государства на ЧС.




18(8)




Производство и труд.

Разделение труда и специализация.




19(9)




Производительность труда.

Факторы, влияющие на производительность труда.




20(10)




Заработная плата.

Стимулирование труда. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства.




21(11)




Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы.

Издержки, выручка, прибыль.




22(12)




Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Предпринимательская этика.




23(13)




Рынок. Рыночный механизм.

Понятия спроса и предложения.




24(14)




Факторы, влияющие на спрос и предложение.

Рыночное равновесие.




25(15)




Семейный бюджет.

Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.




26(16)




Контрольная работа №3 «Человек и экономика»







27(17)




Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).




28(18)




Сущность, формы и виды страхования.

Страхование, виды страхования.




29(19)




Экономические цели и функции государства.

Цель экономики, виды и формы регулирования экономики государством.




30(20)




Экономическое развитие России в современных условиях.

Положение России на Мировом рынке. ВВП и ВНП.




31(21)




Безработица как социальное явление.

Борьба с безработицей. Профсоюз.




32(22)




Неравенство доходов.

Перераспределение доходов.




33(23)




Экономические меры социальной поддержки.

Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.




34(24)




Контрольная работа №4 «Экономика и государство».








Календарно-тематическое планирование 8 класс

п\п


Дата

Тема раздела,

тема урока



Элементы содержания

Примечание

Человек(6 часов)

1(1)




Личность. Факторы ее формирования.

Социализация индивида.




2(2)




Мировоззрение.

Духовный мир человека.




3(3)




Мысли и чувства.

Поиск смысла жизни.




4(4)




Жизненные ориентиры и ценности.

Мораль и гуманизм. Моральные нормы и поступки людей.




5(5)




Ценность человеческой жизни.

Свобода и ответственность.




6(6)




Познание мира и самого себя.

Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.




Сфера духовной культуры (5 часов)

7(1)




Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Духовная и материальная культура. Наука. Художественное творчество. Истина. Сокровища человека и человечества. Понятие «культура».




8(2)




Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта.

Значимость образования в условиях информационного общества.




9(3)




Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

Самообразование.




10(4)




Религия, религиозные организации и объединения.

Свобода совести. Роль религиозных объединений и организаций в жизни современного общества.




11(5)




Контрольная работа №1. «Что такое человек, человек и природа»







Социальная сфера (14 часов)

12(1)




Социальная структура общества.

Социальные группы и общности.




13(2)




Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.

Социальное неравенство.




14(3)




Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры.

Перспективы получения дальнейшего образования.




15(4)




Социальное развитие России в современных условиях.

Высокий уровень мобильности как признак современного общества.




16(5)




Социальный конфликт.

Пути разрешения социального конфликта. Значение конфликтов в развитии общества.




17(6)




Человек и его ближайшее окружение.

Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив.




18(7)




Межличностные отношения.

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.




19(8)




Образ жизни.

Социальная значимость здорового образа жизни.




20(9)




Социальные нормы. Социальная ответственность.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.




21(10)




Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Индивидуальная воспитательная работа. Организация дополнительных занятий с участием медицинских работников, прокуратуры и т.д.




22(11)




Семья как малая группа.

Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье.




23(12)




Этика семейных отношений.

Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.




24(13)




Этнические группы и межнациональные отношения.

Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа.




25(14)




Межнациональные конфликты.

Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.




Общество (9 часов)

26(1)




Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей.

Общество, основные сферы общественной жизни. Социальные нормы.




27(2)




Взаимодействие общества и природы.

Природа, биосфера, ионосфера, общество, моральные нормы. Взаимодействие человека с окружающей природной средой.




28(3)




Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

Общественные отношения и их виды.




29(4)




Развитие общества.

Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция.




30(5)




Движущие силы общественного развития.

Традиционное, индустриальное, информационное общества.




31(6)




Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы.

Гуманизм. Социальные течения в обществе.




32(7)




Современные мир и его проблемы.

Глобализация.




33(8)




Причины и опасность международного терроризма.

Понятие международный терроризм и борьба с ним.




34(9)




Контрольная работа №2. «Человек и общество».









Календарно-тематическое планирование 9 класс

п\п


Дата

Тема раздела,

тема урока



Элементы содержания

Примечание

Политика и социальное управление (10 часов)

1(1)




Политика и власть.

Роль политики в жизни общества.




2(2)




Разделение властей.

Основные направления политической деятельности.




3(3)




Понятие и признаки государства.

Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство.




4(4)




Внутренние и внешние функции государства.

Внутренняя и внешняя политика.




5(5)




Политический режим.

Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности.




6(6)




Гражданское общество и правовое государство.

Теории происхождения государства. Правовое государство.




7(7)




Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ.

Местное самоуправление.




8(8)




Участие граждан в политической жизни. Выборы.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе.




9(9)




Референдум. Выборы в РФ.

Опасность политического экстремизма.




10(10)




Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.




Право (19 часов)

11(1)




Система права. Понятие нормы права.

Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства.




12(2)




Конституция Российской Федерации.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России.




13(3)




Президент Российской Федерации.

Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.




14(4)




Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы.

Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура.




15(5)




Адвокатура. Нотариат. Милиция.

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.




16(6)




Контрольная работа №1. «Гражданин. Право. Общество».







17(7)




Гражданство. Понятие гражданства РФ.

Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.




18(8)




Международно-правовая защита прав человека.

Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Особенности правового статуса несовершеннолетних.




19(9)




Правовые основы гражданских правоотношений.

Физические и юридические лица.




20(10)




Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений.

Дееспособность несовершеннолетних.




21(11)




Право собственности.

Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.




22(12)




Семейные правоотношения.

Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.




23(13)




Правовое регулирование отношений в области образования.

Право на образование.




24(14)




Дополнительное образование детей.

Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования.




25(15)




Право на труд.

Трудовые правоотношения.




26(16)




Трудоустройство несовершеннолетних.

Правовой статус несовершеннолетнего работника.




27(17)




Административные правоотношения.

Административное правонарушение. Виды административных наказаний.




28(18)




Уголовное право.

Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности.




29(19)




Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний.




Сфера духовной культуры (5 часов)

30(1)




Сфера духовной культуры и ее особенности.

Культура личности и общества.




31(2)




Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Право человека на духовную свободу. Что значит быть духовно богатым, цельным человеком. Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении.




32(3)




Социальные ценности и нормы.

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм.




33(4)




Долг и совесть. Моральный выбор.

Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.




34(5)




Контрольная работа №2. «Введение в обществознание».










Смотрите также:
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право).
417.85kb.
Рабочая программа по обществознанию ( включая экономику и право)
421.51kb.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса
238.89kb.
Стандарт основного общего образования по обществознанию
73.7kb.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
85.58kb.
Стандарт основного общего образования по обществознанию
72.07kb.
Стандарт основного общего образования по обществознанию
397kb.
Стандарт основного общего образования по обществознанию
68.34kb.
Стандарт основного общего образования по обществознанию
72.96kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию
89.1kb.
Рабочая программа по Экономике для 8-9 классов на 2007-2008 учебный год. Учитель Миленький Андрей Юрьевич. Новосибирск 2007 год
267.38kb.
Программа предмет обществознание (включая экономику и право)
195.92kb.