Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Юрьев – Польского»

Согласовано Утверждаю

МС школы директор школы

___________ _________ О.Н. Авраменко

протокол №1 _____ « » _________ 2013 г.

от « » 2013 г.

Рабочая программа

по обществознанию

10 класс (базовый уровень)

Болонкина Виктория Юрьевна

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории



г. Юрьев - Польский

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. М.: Дрофа, 2008).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Учебник:

Обществознание : 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2012.

Количество часов: всего - 68 (из расчета 2 часа в неделю).


Цели и задачи обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

-воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

-развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации - в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;

-углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;

-повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

-формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

-овладению учащимися умением получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать и анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

-формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.

Реализация рабочей программы способствует:


  • развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений; эти занятия необходимы для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

  • овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания ученик должен



знать/понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признак закономерности развития;

  • анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изучен» социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элемент"' общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным тема систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности"

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения ной и гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Литература для учителя и обучающихся:

  • Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, 2010.

  • Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л, Н. Боголюбова, ' А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2001.

  • Школьный словарь по обществознанию / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2001.

  • Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ: метод, пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. - М.: Экзамен, 2005.

  • Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006.

  • Единый государственный экзамен 2007. Обществознание : учеб.-трениров. материалы для ; подготовки учащихся. - ФИПИ-Центр, 2007.

  • Единственные реальные варианты заданий для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ-2007. Обществознание. - М: Федеральный центр тестирования, 2007.


Методический блок

В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология.



В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:

  • технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности);

  • технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);

  • технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);

  • метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий);

  • теория решения изобретательских задач – ТРИЗ педагогика (формирование самостоятельного и нестандартного стиля мышления, умений работать с открытыми заданиями, не имеющими четкого решения).

  • компьютерных технологий (создания презентаций POWER POINT по некоторым темам курса; использование CD-дисков по предмету);

  • технологии дифференцированного обучения.

  • игровые технологии.

На уроках обществознания применяются следующие методы и приемы:

  • - работа с учебником, раздаточным материалом, средствами массовой коммуникации;

  • - решение проблемных задач

  • - беседа, самостоятельная работа, наблюдение;

  • - работа с помощью схем, наглядных пособий;

  • - реферативная работа.

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

  • индивидуальная (консультации);

  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

  • лекции;

  • практические занятия.

  • домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника, рабочей тетрадью и дополнительной литературой для учащихся, анализ документов, творческие работы по проблемным вопросам обществознания).

Система контроля за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает самостоятельные и контрольные работы, а также защиту практических работ.

Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.

Формы контроля:- тестирование;

  • задания на выявление операционных жизненных ситуаций;

  • моделирование жизненных ситуаций.

Предполагаемые результаты.

В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:



  • знания и представления о нормах российского законодательства;

  • знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;

  • коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта
Учебно-тематический план

«Обществознание» (базовый уровень)


№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Общество и человек

14

2

Основные сферы общественной жизни

39

3

Право

13




Резерв

2




Итого

68


Тематическое планирование курса «Обществознание» 10 класс (базовый уровень) - 68 часов
Тема: Общество и человек (14 часов)


п/п


Тема занятия

Кол-во часов

Основные понятия, термины

Формы текущего и итогового контроля

Дата

1-2.

Что такое общество.

2

Общество, культура

Устный опрос




3.

Общество как сложная динамическая система.

1

Человек, подсистема, социальные институты

Письменный опрос




4.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество».

1




Тест




5.

Природа человека.

1

Смысл жизни

Устный опрос




6-7.

Человек как духовное существо.

2

Духовный мир, категорический императив, идеал, ценности, патриотизм, гражданственность, совесть, мировоззрение

Устный опрос




8-9.

Деятельность - способ существования людей.

2

Деятельность, потребность, цель, сознание

Письменный опрос




10-11.

Познание и знание.

2

Знание, пессимисты, оптимисты, скептики, агностицизм, чувственное познание, понятие, суждение, умозаключение, мышление, язык, сенсуализм, истина

Письменный опрос




12-13.

Человек в системе социальных связей.

2

Личность, нравы, обычай, самосознание, самореализация

Устный опрос




14.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество и человек».

1




Тест



Тема: Основные сферы общественной жизни (39 часов)




15-16.

Культура и духовная жизнь общества.

2

Культура, народная культура, массовая культура, элитарная

Устный опрос




17-18.

Наука. Образование.

2

Наука, образование

Устный опрос




19-20.

Мораль. Религия.

2

Мораль, смысл жизни, религия

Письменный опрос




21.

Искусство и духовная жизнь.

1

Искусство, виды искусства, направления искусства

Устный опрос




22.

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Духовная культура».



1




Тест




23-24.

Роль экономики в жизни общества.

2

Экономика, экономический механизм

Устный опрос




25.

Экономическая культура.

1

Экономические знания, отношения, экономическая свобода, ответственность

Письменный опрос




26.

Повторительно-обобщающий урок

по теме «Экономика».



1




Тест




27-29.

Социальная структура общества.

3

Социальное равенство, стратификация, социальная мобильность, социальные интересы

Устный опрос




30-32.

Социальные взаимодействия.

3

Социальный конфликт, социальные аспекты труда

Устный опрос




33-35.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

3

Социальные нормы, социальный контроль, девиантное поведение, преступность, преступление

Письменный опрос




36-37.

Нации и межнациональные отношения.

2

Этнические общности, национальное самосознание, дискриминация, геноцид, национальная политика

Устный опрос




38-39.

Семья и быт.

2

Семья, брак, бытовые отношения

Устный опрос




40.

Социальное развитие и молодежь.

1

Молодежь, молодежная субкультура

Устный опрос




41.

Повторительно-обобщающий урок

по теме «Социальная сфера».



1




Тест




42.

Политика и власть.

1

Политика, политические партии, политические институты, отношения

Письменный опрос




43-44.

Политическая система.

2

Государство, политический режим, тоталитарный режим, авторитарный режим, демократический режим

Письменный опрос




45-48.

Гражданское общество и правовое государство.

4

Президентская республика, парламентская, смешанная республика, парламентская монархия, гражданское общество, местное самоуправление

Устный опрос




49-50.

Демократические выборы и политические партии.

2

Избирательная система, право, избирательный процесс, мажоритарно - пропорциональный тип избирательной системы, смешанная избирательная система, партийная система, двухпартийная система, многопартийная система

Устный опрос




51-52.

Участие гражданина в политической жизни.

2

Политический процесс, политическое участие, культура

Письменный опрос




53.

Повторительно-обобщающий урок

по теме «Политическая сфера»



1




Тест



Тема: Право (13 часов)




54-55.

Право в системе социальных норм.

2

Право, система права, отрасли права, норма права, институт права

Устный опрос




56.

Источники права.

1

Нормативно-правовой акт, конституция

Письменный опрос




57-59.

Правоотношения и правонарушения.

3

Правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность, судебная защита

Устный опрос




60-61.

Современное российское законодательство.

2

Конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, уголовное право, экологическое право

Письменный опрос




62.

Предпосылки правомерного поведения.

1

Правосознание, правовая культура, правомерное поведение

Устный опрос




63-64.

Общество в развитии.

2

Прогресс, регресс







65.

Повторительно-обобщающий урок

по теме «Человек и общество».



1




Тест




66.

Повторительно-обобщающий урок

по теме «Обществознание»



1




Письменный опрос




67-68.

Резервные уроки

2











Содержание программы
Тема 1. Общество и человек (14 часов)

Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества. Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй культуры».

Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия.

Законодательства об охране памятников истории и культуры.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека.

Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно – технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло в жизни человека. Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов.

Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка. Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество», «Общество и человек».



Тема 2. Основные сферы общественной жизни (39 часов)

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно – исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий. Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религии в современном мире. Различные определения религии; ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства». Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров. Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности. Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура. Форма проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Структуры и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства. Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни. Социальные нормы.

Повторительно-обобщающий урок «Духовная культура», «Экономика», «Социальная сфера», «Политическая сфера».



Тема 3. Право (13 часов)

Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержания правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Конституционное право. Административ-ное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса.



Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и общество», «Обществознание».

Резервные уроки (2).
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по обществознанию 8 класс (базовый уровень) Болонкина Виктория Юрьевна учитель истории и обществознания
212.51kb.
Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень) Болонкина Виктория Юрьевна учитель истории и обществознания
212.34kb.
Болонкина Виктория Юрьевна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории г. Юрьев-польский 2013 г. Рабочая прграмма по курсу «история древнего мира» ( 5 класс)
227.89kb.
Рабочая программа по истории. Базовый уровень. 7 класс. Учитель истории и обществознания Носкова Т. В
181.41kb.
Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) (учебный предмет) Учитель Христофоров Игорь Геннадьевич
800.41kb.
Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) (учебный предмет) Учитель Христофоров Игорь Геннадьевич
491.78kb.
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (базовый уровень) Подольская Жанна Александровна
181.04kb.
Рабочая программа по обществознанию 6 класс (базовый уровень) Подольская Жанна Александровна
175.21kb.
Рабочая программа по истории 8 класс (базовый уровень) Учитель истории высшей категории Коваленко Е. В. 2013-2014 уч г
160.24kb.
Рабочая программа по истории 11 класс (базовый уровень) Учитель истории высшей категории Коваленко Е. В. 2013-2014 уч г
140.17kb.
Рабочая программа по литературе УчительСелиханович Н. В. Качановская Татьяна Юрьевна 6 класс (базовый уровень) 2011-2012 уч год
407.44kb.
Рабочая программа для 10 классов
124.34kb.