Главная стр 1
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» г. Рязани
«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №20 Т.А.Эктова


Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Учитель истории

первой квалификационной категории

М.А.Тимакова




Рязань, 2013

Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту по обществознанию, разработанному Министерством образования РФ.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание история 5-11 класс. М.: Просвещение, 2009. Допущено Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ».

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Рабочая программа cоставлена из расчета 34 часа на изучение курса обществознание в 9 классе, 1 час в неделю.

Структура программы соответствует структуре учебника «А. И. Кравченко, Е. А. Певцова Обществознание» (издательство «Русское слово» М, 2008 г.)»

Курс «Обществознание» для 9 класса органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знаниях прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Целый ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко, заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.

Программа, раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 8 классе по обществознанию, ориентирована на реализацию Стандарта основного общего образования по предмету.


Используемый учебно-методический комплекс:

  • Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Москва, «Русское слово», 2005.

  • Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Волгоград, Учитель, 2007.

Цель курса – воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.

Задачи:

  • формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;



  • развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;


  • профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;


  • формирование активной гражданской позиции и сознание приоритета прав личности.

Конкретность раскрытия многих вопросов курса, его практико-ориентированный характер делают принципиально важным активное использование регионального компонента обществознания.

В 9 классе в основе содержания курса – раскрытие различных сторон жизни подростка во всей ее многогранности. Курс состоит из 3 разделов, включающих 25 тем.


Содержание учебного материала

Политическая система
Политика, ее роль в жизни общества.
Политическая власть. Политические организации. Многопартийность. Политическая деятельность; политические партии.

Происхождение и развитие государства и права. Государство, его формы.

Политические режимы: Государство, в котором мы живем. Национально – государственное устройство. Местное самоуправление. Политическая система современной России. Внутриполитические проблемы России и пути их решения.
Государство
Государство - элемент политической системы общества; причины возникновения государства, признаки и функции государства. Суверенитет. Понятие гражданское общество. Пути становления гражданского общества. Институт гражданства. Правовое государство и его основные признаки. Основные формы участия граждан в политической жизни страны. Голосование. Процедура выборов. Референдум в общественной жизни страны.
Человек и его права. Право, его сущность и особенности
Роль права в жизни человека, общества, государства. Гражданин, гражданство и государство. Потребность людей в порядке и справедливости. Право - особый регулятор общественных отношений. Право - мера свободы. Нормы права, отрасли права. Соотношение права и закона.

Правовая (юридическая) ответственность. Признаки и значение юридической ответственности. Правонарушение, его признаки и виды. Административный проступок.

Преступление. Правоохранительные органы.

Власть и право. Право выше власти. Развитие учения о правовом государстве. Соединение силы государства и справедливости права.

Гражданское общество и государство. Общественные объединения граждан.

Правовое государство: сущность и основные признаки. Верховенство права. Незыблемость прав и свобод человека. Разделение властей. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации: законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ. Становление правового государства в РФ.




Конституция Российской Федерации
На пути к Конституции.

Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя РФ. Высший смысл и назначение Конституции РФ. Основные задачи Конституции РФ закрепление общепринятых международных стандартов прав человека. Федеративное устройство РФ.


Отрасли права
Гражданин - человек свободный и ответственный. Гражданин - человек, имеющий права и

ответственный за свои поступки. Высшие проявления гражданственности. Обязанности гражданина.

Исторический путь утверждения прав человека. Международные правовые документы.

Всеобщая декларация прав человека как идеал современного права. Права человека - мера его свободы.

Международное гуманитарное право. Необходимость защиты жертв вооруженных конфликтов. Задачи Международного комитета Красного Креста. Женевские конвенции о защите жертв войны. Основные нормы и значение международного гуманитарного права.

Частная жизнь гражданина. Основные стороны частной жизни.

Право на неприкосновенность частной жизни. Частное право.

Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование. Трудовой договор. Дисциплина труда. Охрана труда. Трудовая этика. Безработица. Рынок труда.

Социальные права человека. Право на жилье. Здоровье под охраной закона. Право на социальное обеспечение. Социальное государство. Социальная политика.

Имущественные отношения. Собственность и ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений. Собственность и предпринимательство. Предпринимательская деятельность. Предпринимательская этика.


Духовная сфера
Культура: многозначность понятия. Культурные нормы, формы культуры.

Право человека на духовную свободу. Духовно богатый человек.

Человеческое достоинство.

Свобода совести. Религиозное верование. Притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести.

Правовые основы брака и семьи. Потребность человека в семье. Правовые основы брачных отношений. Принцип наилучшего обеспечения прав ребенка.

Домашнее строительство. Личное и семейное потребление.

Личный и семейный бюджет. Деловая жилка. Справедливое распределение хозяйственных обязанностей в семье. Потребитель и его права.

Публичная жизнь. Участие граждан в политике и управлении.

Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура гражданина.

Гражданские и политические свободы. Свобода собраний. Свобода ассоциаций. Свобода слова. Правовые ограничения гражданских и политических свобод.

Право на доступ к культурным ценностям.

Выбор жизненного пути. Кем быть и каким быть?

Овладение умением совершенствовать самого себя.

Религия. Искусство


Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на цели, сформулированные в Стандарте, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную, социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.

В 9 классе важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:



  • обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;

  • формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

  • обучения умению давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.

Одним из направлений на пути решения названных выше задач является проведение системы лекций, практикумов, бесед, дискуссий, диспутов, деловых игр.

Требование к уровню подготовки учащихся 9 класса

по обществознанию
В ходе изучения данного курса учащиеся должны:
Знать термины:

политическая власть, разделение властей, суверенитет, демократия, референдум, нормы права, закон.

Называть: основные отрасли права, органы законодательной, исполнительной, судебной власти в РФ, систему органов местного самоуправления, роль органов местного самоуправления в общественной жизни, основные виды юридической ответственности, виды уголовной ответственности, особенности наказания несовершеннолетних. Права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей, права ребенка.

Сравнивать: преступление, административный проступок.

Характеризовать: государство, человека как гражданина, право. Конституцию как Основной Закон государства, нормы конституционного строя РФ, основные полномочия законодательной, исполнительной, судебной власти, гражданское общество, правовое государство, предмет трудового права, особенности трудовых отношений, человека как гражданина, права человека, международное гуманитарное право. Брак, семью и мораль. Моральный долг мужчины и моральный долг женщины в семье. Долг общественный и долг моральный. Совесть - внутренний самоконтроль человека.

Нравственные основы любви, брака и семьи. Любовь и мораль.

Приводить примеры: участия граждан в политической жизни, уголовной ответственности несовершеннолетних. 

Выделять в тексте оценочные суждения о способах защиты прав человека. Нравственная культура. Мораль и выгода. Человек - творец самого себя. Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных помыслов и поступков. 



Критерии и нормы оценки знаний учащихся 9 класса по обществознанию.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.



Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений .





Смотрите также:
Рабочая программа по обществознанию 9 класс Учитель истории первой квалификационной категории М. А. Тимакова Рязань, 2013
86.05kb.
Болонкина Виктория Юрьевна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории г. Юрьев-польский 2013 г. Рабочая прграмма по курсу «история древнего мира» ( 5 класс)
227.89kb.
Рабочая программа по новой истории (Конец XVI-XVIII вв.) 7 класс Учитель истории первой квалификационной категории
124.88kb.
Безгин Михаил Николаевич учитель истории и обществознания первой квалификационной категории пояснительная записка рабочая программа
531.89kb.
Безгин Михаил Николаевич учитель истории и обществознания первой квалификационной категории пояснительная записка рабочая программа
439.46kb.
Безгин Михаил Николаевич учитель истории и обществознания первой квалификационной категории пояснительная записка рабочая программа
390.42kb.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию
294.3kb.
Карпова Татьяна Владимировна учитель географии первой квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
782.4kb.
Рабочая программа курса литературы в 7 классе на 2013-2014 учебный год с. Боровское 2013г
411.26kb.
Рабочая программа курса литературы в 5 классе на 2013-2014 учебный год с. Боровское 2013г
283.09kb.
Рабочая программа курса литературы в 11 классе на 2013-2014 учебный год с. Боровское 2013г
363.21kb.
Малинская Ирина Григорьевна учитель географии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
699.38kb.