Главная стр 1
скачать
Рассмотрено на заседании методического Утверждено

объединения учителей гуманитарного Директор школы ____А.Н.Карташова

цикла Приказ №___ от «___» _____ 2011 г

Протокол №___ от «___» _______ 2011 г.


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Костюковская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа по обществознанию

6 класс


( 2011 – 2014 гг.)

Разработчик программы:

учитель истории и обществознания I квалифицированной категории

Орлова Светлана Олеговна

стаж работы 16 лет

с. Костюковка

2011 г.


Пояснительная записка

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.



Данная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11 – 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско – общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно – бытовых отношений.



Задачи:

- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениям познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

Закон «Об образовании» РФ

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Декларация прав ребенка

Конвенция о правах ребенка
Сведения о программе
Рабочая программа разработана на основании Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6 -11 кл. Москва «Просвещение» 2010 г. Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев.

Обоснование выбора данной программы:

Данная программа соответствует требованиям Федерального стандарта основного общего образования; допущена Министерством образования и науки Российской Федерации, ориентирована на УМК авторов Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой.



Информация о внесенных изменениях в программу

Изменений нет



Место и роль предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников)

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающей работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в 6,7,8 классах по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.

Программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 41 учебного часа (или 29%) для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Предусматривается выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Первый этап (6 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших школьников. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Второй этап (7 -9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсами «История», «Литература», «Экономика», «Экология», «Правоведение», «Психология» и другими учебными дисциплинами.

Распределение часов учебного времени в рабочей программе

предмет

класс

Количество часов учебного времени

Количество практикумов, п – о уроков

обществознание

6 класс

35 часов

11

Формы организации образовательного процесса:

Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная, разновидностями которой могут быть:

коллективная работа;

групповая работа;

индивидуальная работа.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

содержания;

обучающих средств;

методов обучения.

Программа предусматривает организовывать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

Учитель имеет возможность выбрать ту форму урока, которая является наиболее целесообразной для данного класса: урок, лекция, практическое занятие, семинар, зачет.
Технологии обучения

Уроки проводятся с применением проектной, личностно – ориентированной, информационно – коммуникативной, проблемно-поисковой, исследовательской технологий, методики развития критического мышления.



Механизмы формирования ключевых компетенций

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе общего образования являются:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на :

- использование элементов причинно – следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую;

- объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Компетенции:


  1. Информационно-поисковая.

  2. Учебно-познавательная.

  3. Коммуникативная.

  4. Рефлексивная.

  5. Смыслопоисковая.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Виды и формы контроля.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:

определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);

установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.


Планируемый уровень формирования общеучебных умений выпускников

(учащиеся должны уметь):

- выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;

- конспектировать;

- описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления;

- сравнивать несколько социальных объектов или несколько источников;

- делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их;

- участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения.


Планируемый уровень формирования специальных умений выпускников

(учащиеся должны уметь):

- знать основные обществоведческие термины;

- перечислять изученные социальные объекты или их существенные свойства;

- определять понятия, входящие в обязательный минимум содержания;

- описывать изученные социальные объекты;

- сравнивать указанные социальные объекты;

- объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы;

- характеризовать изученные социальные объекты и процессы;

- приводить примеры;

- давать оценку изученных социальных объектов и процессов.
Информация об используемом УМК

Учебник «Обществознание» 6 кл. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Москва. «Просвещение», 2008 г.

С.Н. Степанько. Обществознание. 6 класс. Поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград. Издательство «Учитель», 2010 г.

Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс. Москва. «Просвещение», 2009 г.



Содержание рабочей программы

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

6 класс (35 ч.)

Тема 1. Человек (9 ч.)

Цели и ценность человеческой жизни. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.

Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качество сильной личности.

Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самопознание и самооценка. Способности человека.

Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

Практикум – 1 ч.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Человек» - 1 ч.
Тема 2. Семья (4 ч.)

Семья – ячейка общества. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношение между поколениями.

Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятие физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечение человека. Значимость здорового образа жизни.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Семья» - 1ч.
Тема 3. Школа (4 ч.)

Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в школе. Урочная и внеурочная деятельность. Учеба – основной труд школьника. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Школа» - 1ч.


Тема 4. Труд (5 ч.)

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

На пути к жизненному успеху. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Практикум – 1 ч.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Труд» - 1 ч.


Тема 5. Родина (6 ч.)

Наша родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации.

Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Черты патриота.

Государственный символ России. Герб, флаг, государственные праздники. История государственного символа. Москва – столица России.

Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязательности граждан. Гражданственность.

Россия – федеративное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Родина» - 1 ч.
Тема 6. Добродетели (5 ч.)

Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Быть смелым. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание тем, кто нуждается в поддержке.

Практикум – 1 ч.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Добродетели» - 1 ч.


Итоговые уроки по курсу: «Введение в обществознание» - 2 ч.

Учебно-тематический план 6 кл.

№ п\п

Название раздела, темы

Кол-во часов

1

Человек

7

2

Практикум

1

3

Повторительно – обобщающий урок

1

4

Семья

3

5

Повторительно – обобщающий урок

1

6

Школа

3

7

Повторительно – обобщающий урок

1

8

Труд

3

9

Практикум

1

10

Повторительно – обобщающий урок

1

11

Родина

5

12

Повторительно – обобщающий урок

1

13

Добродетели

3

14

Практикум

1

15

Повторительно – обобщающий урок

1

16

Итоговые уроки по курсу

2

17

Итого

35

Требования к уровню подготовки выпускников:

формирование общеучебных умений:

- выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;

- конспектировать;

- описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления;

- сравнивать несколько социальных объектов или несколько источников;

- делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их;

- участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения


Требования к уровню подготовки выпускников:

формирование специальных умений:

- знать основные обществоведческие термины;

- перечислять изученные социальные объекты или их существенные свойства;

- определять понятия, входящие в обязательный минимум содержания;

- описывать изученные социальные объекты;

- сравнивать указанные социальные объекты;

- объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы;

- характеризовать изученные социальные объекты и процессы;

- приводить примеры;



- давать оценку изученных социальных объектов и процессов.
Литература и средства обучения

  1. Андреева Г.М. Социальная психология [Электронный ресурс]: библиотека учебной и научной литературы / Г.М. Андреева. – Режим доступа: WWW.i - u.ru.

  2. Загашев И.О. Критическое мышление [Текст]: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир – Бек. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

  3. Конституция РФ.

  4. Домострой [Текст]/ под редакцией В. Сенина. – СПб.: Лениздат, 1992.

  5. Котова О.А. Обществознание. Рабочая тетрадь [Текст]: пособие для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений /О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.:Просвещение, 2005.

  6. Пословицы русского народа [Текст]:сб. В. Даля. – М.: Просвещение, 2009.

  7. Соколов Я.В. Граждановедение. 5 – 9 кл. [Текст]: дидактические материалы / Я.В. Соколов, Драхлер А.Б. – М.: Просвещение, 2001.

  8. Антология мудрости./ сост. В.Ю. Шойхер. – М.: Вече, 2005.

  9. Преподавание прав человека в 6 – 8 классах средней школы: книга для учителя: в 2 т. – М.: Реал – А, 2000.

  10. Прутчиков А.С. Занимательное граждановедение: пособие для учащихся 5 – 7 классов, их родителей и учителей: методический альманах. – Вып 5. – М.: Научно – внедренческий центр «Гражданин», 1997.

  11. Социология (конспект лекций в схемах) . – М.: - Приор, 2001.

  12. Тесты и задания по обществознанию: 8 класс основной школы / Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт. – М.: - Школа – Пресс, 1997.

  13. Азарова А.Я., Болотина Т.В. Права человека: пособие для учителя. – М.: Издательство ИПК и ПРМО МО, 1994.

  14. Всеобщая декларация прав человека.

  15. Конституция США.

  16. Семейный кодекс.

  17. Никитин А.Ф. Основы обществознания. 8 – 9 кл.: учебно – методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.

  18. Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Региональный опыт/ Сборник материалов. – М.: Изд. дом. «Новый учебник», 2002.

  19. Бучило Н.Ф., Чумаков А.И. Философия: учебное пособие. – 4 – е изд. – СПб.: Питер, 2004.

  20. Обществознание в тестах и заданиях. 9 класс/ Л.Н. Боголюбов и др. – М.: Школа – Пресс, 1998.

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право).
417.85kb.
Рабочая программа по обществознанию ( включая экономику и право)
421.51kb.
Рабочая программа по обществознанию 11 класс учитель
150.39kb.
Рабочая программа по обществознанию 9 класс Учитель истории первой квалификационной категории М. А. Тимакова Рязань, 2013
86.05kb.
Рабочая учебная программа по курсу «Экономическая и социальная география мира»
135.25kb.
Программа по обществознанию 8 класс
191.04kb.
Рабочая программа по обществознанию для 6- 9 классов Учитель: Кательницкий А. И. 2013-2014 учебный год
281.97kb.
Программа по обществознанию. 9 класс
122.42kb.
Рабочая программа учебного предмета «Обществознанию»
358.06kb.
Рабочая программа по обществознанию для 7 9 классов Разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию
168.42kb.
Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по обществознанию 2004 года
179.46kb.
Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по обществознанию 2004 года
179.46kb.