Главная стр 1
скачать
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов:

Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

Примерная программа основного общего образования по природоведению для 5 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.

Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.

Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебном году (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2008 № 379).

На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базисный уровень.

Цели изучения предмета:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде.

Курс рассчитан на 70 часов. 2 часа в неделю.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.

В результате изучения природоведения ученик должен:



знать / понимать:

естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);

многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;

как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);

строение живой клетки (главные части);

царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);

среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

как человек появился на Земле (на уровне представлений);

как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);

изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.



уметь:

узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

следовать правилам безопасности при проведении практических работ.



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных. Следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА(70 часов, 2 часа в неделю)

. Введение (8 часов)

Тема 1. Вселенная (16 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV–XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик.

Демонстрации:

Карта звездного неба.

Модель Солнечной системы.

Глобус.


Мир в картинках: Космос (фотографии)

Плакаты: Малые небесные тела. Строение Вселенной. Мир звезд. Солнечная система.

.

Тема 2. Земля (16 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

Демонстрации:

Глобус.

Физическая карта полушарий.

Плакаты: Гипотеза о возникновении Солнечной системы. Вода на планете. Строение земли. Строение атмосферы. Круговорот воды.

Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)

Рекомендуемые практические работы

На контурной карте подписать крупнейшие вершины и реки материков.

На контурной карте подписать океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки.

Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление и скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Тема 3. Жизнь на Земле (16 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Демонстрации:

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, (использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений и т.п.).

Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта)

Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.

Рекомендуемые практические работы

Ознакомление с ископаемыми остатками организмов.

Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.

Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов.

Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.

Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций.

Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов.

Тема 4. Человек на Земле (11 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.

Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрации:

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов.

Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

Плакат: Науки о природе.

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Рекомендуемые практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Измерение своего роста и массы тела.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

70 часов (2 часа в неделю)



Примерная дата

№ урока

№ урока в теме

Тема урока

Примечания










Введение -8 часов







1

1

Введение в предмет природоведения. Знакомство с учебником.







2

2

Повторение







3,4

3,4

Науки о природе







5

5

Методы изучения природы. Наблюдение.







6

6

Методы изучения природы. Эксперимент.







7

7

Методы изучения природы. Измерение.







8

8

Великие естествоиспытатели.













Вселенная -15 часов+1 час резервного времени







9

1

Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.







10

2

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.







11

3

Н.Коперник. Его модель Вселенной.







12

4

Дж. Бруно и пропаганда идей Коперника.







13

5

Солнечная система., её состав. Планеты земной группы.







14

6

Планеты- гиганты.







15

7

Спутники планет.







16

8

Астероиды. Кометы.







17

9

Метеоры. Метеориты.







18

10

Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда.







!9

11

Многообразие звёзд.







20

12

Созвездия.







21

13

Галактики. Световой год.







22

14

Многообразие Галактик.







23

15

Обобщающий урок по теме «Вселенная». Резерв времени 2 часа













Земля – 14 часов + 2 часа резервного времени.







24

1

Как возникла Земля. Гипотезы происхождения Земли.







25

2

Возникновение Земли (продолжение)







26

3

Внутреннее строение Земли.







27

4

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.







28

5

Землетрясения.







29

6

Вулканы.







30

7

Суша планеты.







31

8

Атмосфера Земли.







32

9

Погода. Климат.







33

10

Ураганы. Смерчи.







34

11

Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.







35

12

Воды суши.







36

13

Уникальность планеты Земля.







37

14

Обобщающий урок по теме « Земля»













Жизнь на Земле – 16 часов







38

1

Развитие жизни на Земле







39

2

Животные прошлого.







40

3

Живые клетки.







41

4

Строение клетки (Лабораторная работа)







44

5

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.







45

6

Многоклеточные организмы. Грибы. Растения.







46

7

Беспозвоночные животные.







47,48

8.9

Позвоночные животные.







49

10

Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда. Приспособленность к ней организмов.







50

11

Водная среда. Приспособленность к ней организмов.







51

12

Почвенная среда. Приспособленность к ней организмов.







52

13

Жизнь на разных материках.







53

14

Природные зоны Земли.







54

15

Жизнь в морях и океанах.







55

16

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле»













Человек на Земле – 11 часов







56

1

Происхождение человека. Древние предки человека







57

2

Первые люди.







58

3

История географических открытий. Открытие Америки.







59

4

Открытие Австралии и Антарктиды.







60

5

Великие путешественники - первооткрыватели новых земель.







61

6

Как человек изменил землю.







62

7

О кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте.







63

8

Жизнь под угрозой.







64

9

Меры сохранения жизни на Земле.







65

10

Опустынивание, его причины. Защита Земли от опустынивания.







66

11

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»







67




Повторение и обобщение знаний по курсу







68




Административная контрольная работа







69,70




Резервное время















































































СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ: проверочные и тестовые работы, фронтальный опрос, итоговая административная контрольная работа.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. / авт.-сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2008.

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.- М.: Дрофа, 2006 г.

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2009.

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2009.

Дополнительная литература:

Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.

Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.

Рекомендуемые электронные издания:

Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)

Интерактивная модель Солнечной системы

Планета Земля: аудиэндиклопедия.

Природоведение, 5 кл («Дрофа», «Физикон»)

Хочу все знать: Земля и Вселенная



Хочу все знать: Растительный мир

Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
163.8kb.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
497.6kb.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
266.51kb.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании»
401.75kb.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» №273 фз от 29. 12. 2012 г
583.52kb.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального государственного образовательного стандарта
1250.41kb.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов
385.13kb.
Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе: Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-i «Об образовании»
196.2kb.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов
106.65kb.
Программа по географии составлена в соответствии с требованиями: Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред от 22. 02. 2011г.) «Об образовании»
508.6kb.
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе следующих документов: 1) Программа по русской литературе для национальных общеобразовательных учреждений (4-11 классы). Под редакцией профессора М
651.3kb.
Пояснительная записка Реализуемая образовательная программа разработана педагогическим коллективом школы на основе нормативно-правовых документов: Закон РФ от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании»
600.93kb.