Главная стр 1
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Утверждаю:______________

Директор школы :Т.И.Грехова



рабочая программа

ПО риторике

составлена

по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту

начального общего образования

УМК «Перспективная начальная школа»

Программу разработала: учитель начальных классов

Пыркова Оксана Александровна

2013/2014 уч.год
Автор-составитель: О.А.Пыркова, учитель начальных классов МКОУ «Боровская средняя общеобразовательная школа» Катайского района Курганской области.

Рецензент: Т.И.Грехова, директор МКОУ «Боровская средняя общеобразовательная школа» Катайского района Курганской области.

ПРИНЯТА

экспертно-методическим советом

МКОУ «Боровская средняя общеобразовательная школа»

Протокол №_____ от ____________



Пояснительная записка

Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика» Образовательная система «Перспективная начальная школа». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.



Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны,затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества»1.

Особенности построения курса «Риторика».

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.



Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

В курсе «Риторика» осуществляются тесные межпредметные связи

- с литературой, так как широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);

- с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);

- с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Исходными документами для составления рабочей программы по риторике являются:

- Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования».

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.10.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»

- Федеральный перечень учебников , рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования приказ министерства образования и науки РФ № 2080 от 24.12.2010

- Авторская программа Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика» Образовательная система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011. - 192с.

- Методическое письмо ГОАУ ЯО ИРО «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области в 2011- 2012 учебном году.

-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Учебно-методический комплекс по программе Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской.

п/п

Названиепособия

Класс

Годиздания

Издательство

Автор

1.

Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование

1-4

2011

М.:Баласс, 2011. - 192с.

Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.

2.

Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебные тетради для 2-го класса. В 2-х ч.

2

2012

М.: Баласс

Ладыженская Т.А. и др.

3.

Детская риторика в рассказах и рисунках 2 класс. Методические рекомендации

2

2012

М.: Баласс

.Под ред. Т. А. Ладыженской.

4

Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской.

2

2012

М.: Баласс

Ладыженская Т.А. и др.


В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует часам отведенным авторами программы.

При этом рабочая программа составлялась:

- с учётом особенностей класса;

- особенностей авторской программы;

- с целью сохранения требований к знаниям , умениям и навыкам учащихся , предполагаемым федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.

Тематическое планирование уроков риторики во 2 классе.

Наименование раздела

По программе

По рабочей программе

ОБЩЕНИЕ.

(1 часть)



17

17

1. Что такое успешное общение. Речь как средство воздействия на мысли, чувства.

1

2

2.Чему учит риторика.

3

3

3. Как мы говорим.

9

8

4. Вежливая просьба.

2

2

5. Учусь читать и писать.

2

2

ТЕКСТ. (2 часть)

16

16

1.Тема и основная мысль.

3

3

2. Пересказ.

3

3

3. Вежливый отказ.

2

2

4. Типы текстов.

1

1

5. Рассуждение.

3

3

6. Описание.

2

2

7. Невыдуманный рассказ.

2

2

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ.

1

1

Итого

34

34


Формы контроля и оценки планируемых результатов.

В основу изучения курса «Риторика» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.



Первый уровень результатовприобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.



Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).



Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:



Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

-публичные выступления ребёнка;

-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

-иллюстрирование, выразительное чтение;

-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

-решение риторических задач;

-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио



Планируемые результаты по предмету «Риторика».

Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

анализировать тактичность речевого поведения в семье;

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.


Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

отличать подробный пересказ от краткого;

знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

определять тему, основную мысль несложного текста;

определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

давать оценку невежливому речевому поведению.



Оснащение образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением предмета «Риторика»





Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения


В наличии

Примечания

1.

Учебно-методические комплекты (УМК) по риторике (учебники, рабочие тетради, дидактические материалы)

Программно-методические материалы: Программы по риторике; методические пособия (рекомендации к проведению уроков риторики).

Стандарт начального общего образования по образовательной области «Риторика».

Учебно-наглядные пособия.




В первую очередь утвержденные

МОН РФ




Печатные пособия







2.

Таблицы.




комплекты





Информационно-коммуникативные средства








3.

Мультимедийные обучающие программы.

Игровые компьютерные программы

Материал на информационном носителе(флэш-карта)







в перспективе




Технические средства обучения







4.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Интерактивная доска.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Ксерокс.


Цифровая фотокамера (по возможности)





в перспективе

в перспективе



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




п.п

Тема урока

Количество часов

Дата

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне




ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)

1

Речь в жизни человека. Уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях.

1




Объяснять значение речи, общения в жизни людей (Н).

Познакомиться с учебником (Н).
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях (П).

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения (П).






РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА

2

Анализ примеров общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.

Правила совместной работы.




1




Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства (Н).

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить (Н).
Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.






ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА

3
4

5


Определение риторики как науки.

Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания)

Речевые роли в разных ситуациях общения.


1
1

1





Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н).

Называть адресанта, адресата высказывания (Н).

Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н).

Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).






КАК МЫ ГОВОРИМ

6

7,8,9


Речь устная и письменная. Виды речевой деятельности. Несловесные средства общения: громкость, темп, тон, мимика, взгляд, жесты, поза.


1
3




Называть несловесные средства общения (Н).

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н).

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н).

10
11

12
13



Важность слушания в разных ситуациях. Словесные и несловесные сигналы, которые показывают собеседнику, что его слушают.

Приемы, помогающие понимать звучащий текст.

Несловесные средства, помогающие понять смысл сказанного. Правила вежливого поведения во время разговора.


1

1


1
1




Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н).

Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н).

Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н).

Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н).

Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н).

Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н).

Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н).

Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре (Н).

Называть правила вежливости при разговоре (Н).

Объяснять, почему их следует соблюдать (Н).






ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА

14

15


Вежливая просьба.

Скрытая просьба.




1

1





Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П).

Называть речевые формулы вежливой просьбы (П).

Характеризовать особенности скрытой просьбы (П).

Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П).






УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ

16

17


Роль шрифтовых выделений в учебных текстах.

Рисунки, иллюстрации,

таблицы, схемы…


1
1




Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н).

Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н).

Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н).







ТЕКСТ (II часть – 17 часов)





ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

18
19

20


Текст. Определение темы текста и его основной мысли. Роль заголовка в тексте.
Опорные слова. Моделирование текста по опорным словам.(устно)

Оформление текста на письме. Абзац. Построение текста.




1

1


1




Различать текст и набор предложений (Н).

Объяснять роль заголовка (Н).

Озаглавливать текст (Н).

Определять тему и основную мысль текста (Н).
Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте (Н). Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях (Н).

Выделять опорные слова в тексте (Н).

Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н).

Выделять незнакомые слова в тексте (Н).

Выяснять значение непонятных слов (Н).

Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте (Н).

Выделять начало, основную часть, конец текста (Н).

Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях (Н).






ПЕРЕСКАЗ

21
22
23


Обучение подробному пересказу.

Обучение краткому пересказу

Составление плана к тексту.


1
1

1





Различать подробный и краткий пересказ (П).

Пересказывать текст подробно (Н).

Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н).

Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н).

Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н).

Составлять план текста для пересказа (Н).







ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ

24

25


Ситуации, в которых можно дать согласие или отказ на выполнение просьбы.

Использование словесных и несловесных средств, которыми можно выразить согласие или отказ.



1

1





Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н).

Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П).

Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П).

Оценивать степень вежливости отказа (П).

Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н).

Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н).







ТИПЫ ТЕКСТОВ

26

Типы текстов

1





Различать повествование, описание, рассуждение (П).

Объяснять, чем они отличаются (Н).





РАССУЖДЕНИЕ

27

28
29



Основные особенности текста-рассуждения.
Ссылка на правило, закон.
Точные и неточные объяснения.


1
1
1




Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П).

Называть части рассуждения (Н).

Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н).

Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н).

Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н).

Различать точные и неточные рассуждения (Н).





ОПИСАНИЕ

30
31

Определение темы и основной мысли в тексте-описании. Признаки предмета.
Описание в объявлении.

Обучение сочинению загадки-описания.



1

1





Определять тему, основную мысль описания (Н).

Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н).

Определять в тексте его описательный фрагмент (Н).

Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н).





НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ

32

33


Анализ невыдуманного рассказа. Части рассказа.
Обучение составлению рассказа о случае из своей жизни.

1

1





Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н).

Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н).

Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н).






ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ

34

Чему мы научились на

уроках риторики?



1




Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П).



1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России. – 2009. – № 2. – С. 47.


скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по риторике составлена по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
254.17kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
484.51kb.
Рабочая программа по математике 1-4 класс составлена по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
2413.53kb.
Рабочая программа по информатике и икт составлена по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
516.33kb.
Пояснительная записка Рабочая учебная программа к учебному курсу по информатики для 3 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по информатике
217.07kb.
Рассмотрено и принято
597.84kb.
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение»
1158.25kb.
Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту по общест-вознанию, разработанному Министерством образования РФ
279.41kb.
Рабочая программа по обществознанию 9 класс Учитель истории первой квалификационной категории М. А. Тимакова Рязань, 2013
86.05kb.
Рабочая программа учебного предмета «Технология»
280.39kb.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
962kb.
Алгоритм действий педагогического коллектива школы по приведению образовательной среды начального звена в соответствие с требованиями перехода на работу по Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения
1282.91kb.