Главная стр 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 станицы Новорождественской

муниципального образования Тихорецкий район

имени Героя Советского Союза Георгия Алексеевича Бочарникова





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По русскому языку


Ступень обучения среднее (полное) общее образование класс 10
Количество часов 68 часов уровень базовый

Учитель Снимщикова С.Л.

Программа разработана на основе авторской программы к учебнику «Русский язык. 10 - 11 классы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина) / Н.Г.Гольцова. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010


I. Пояснительная записка
Настоящая программа 2 вида разработана на основе авторской программы к учебнику «Русский язык. 10- 11 классы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина) / Н.Г.Гольцова. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2010.

Предполагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

Цель курса — повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Методологической основой данной программы и курса «Русский язык» в 10—11 классах являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый и профильный уровни), что позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля (общеобразовательных, математических и т.д.), так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков. Данный учебник может быть использован как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Большое количество упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам, определяется практической целесообразностью и направлено на выработку практических навыков, в первую очередь навыков правильного письма. Включение в программу таких тем, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации» и др. очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.

Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, их многозначность и многофункциональность.

В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу.

Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место должно быть отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.

Учитывая особенности условий работы с определенными учащимися, учитель может вносить изменения в примерное распределение учебного времени, рекомендуемого программой, решать вопрос об изучении материала более крупными блоками. Это позволит высвободить время для практической работы и опережающего рассмотрения отдельных вопросов курса.

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи желательно использовать такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

Необходимо учитывать, что учебник может быть использован учащимися. И как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Цели и задачи обучения предмету:

- повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

- овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- повышение уровня практической грамотности;

-подготовка к государственной аттестации в форме Единого государственного экзамена;

- развитие умения создавать аргументативный текст на основе исходного.

Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Основная цель уроков развития речи – обучение написанию аргументативного текста на основе исходного текста (часть С). В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Предлагаемая программа должна обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и подготовки учащихся к государственной аттестации в форме ЕГЭ.

В связи с увеличением общего количества часов (по авторской программе в 10 классе 34 часа, а по учебному плану ОУ - 68 часов). Решение педагогического совета (протокол № 1 от 30.08.2013 ). 34 дополнительные часа используются для более качественной подготовки уч-ся к сдаче ЕГЭ, в частности, на умение создавать собственный аргументативный текст на основе прочитанного; анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка, а также на уроки текущего и итогового контроля знаний уч-ся.


Таблица тематического распределения количества часов:



Разделы, темы

Авторская

программа

Рабочая

программа

I

Введение




2

ІІ

Лексика. Фразеология. Лексикография.




8

III

Фонетика. Графика. Орфоэпия.




4

IV

Морфемика и словообразование.




7

V

Морфология и орфография.




47

5.1

Основные понятия морфологии и орфографии.




8

5.2.

Самостоятельные части речи




33




Имя существительное.




5




Имя прилагательное




5




Имя числительное




3




Местоимение




5




Глагол




8




Причастие




3




Деепричастие




2




Наречие




1




Слова категории состояния




1

5.3

Служебные части речи




6




Предлог




1




Союзы и союзные слова




1




Частицы




3




Междометие. Звукоподражательные слова.




1




Итого:

34

68

В КТП учтен региональный компонент содержания образования 10-15%.


II. Содержание обучения
10 класс (68 часов)

Ведение (2)

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка.

Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.

Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.


Лексика. Фразеология. Лексикография (8 часов)

Основные понятия и единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия (4 часов)

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.



Морфемика и словообразование (7 часов)

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке.


Морфология и орфография (47 часов)

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцированные написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление букв Э,Е,Е и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре- и при-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.



Самостоятельные части речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Морфологический разбор существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на –ий. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание н, нн в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.

Имя числительное.

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор числительных. Особенности склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.

Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глагола. Правописание глагола.



Причастие

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие

Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.



Слова категории состояния

Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р.ед.ч.

Служебные части речи

Предлог


Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

Частицы


Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы Не и НИ с различными частями речи.

Междометие

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.

III. Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 10 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической, грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

- производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ художественного текста;

- соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

- анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка;

- создавать собственный аргументативный текст на основе прочитанного;

- владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений т. п.)


IV. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. Государственная программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10-11 классы. Авт.:Гольцова Н.Г.- М.: «Русское слово», 2008год.


2. . Учебник «Русский язык в старших классах. 10-11 классы». Автор – Н.Г.Гольцова.-М.: «Просвещение», 2009г.

3. ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания / Л.И. Пучкова. — М.: «Экзамен», 2010г. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»).

4. ЕГЭ. Русский язык. Часть 3(С). Методические рекомендации по выполнению задания: учебно-методическое пособие / Г.Т. Егораева. — М.: «Экзамен». (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»).

5. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка.//Инченков П. Ф. –

М., 2010г.

6. Гриценко Р.М. Разноаспектный анализ текста. Часть 2. пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Краснодар.2008.

7. Гриценко Р.М., Николаевская Е.Л. Готовимся к ЕГЭ. Русский язык: Задания. Модели выполнения. Рекомендации. Краснодар.2005, 2006.

8. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.П. Краткий справочник по современному русскому языку./ Под ред. П.П.Леканта. М., 1991.

9. Русский язык. Полный справочник школьника и абитуриента./ Сост.М.Е.Булаева, М., 2005.
Учитель С.Л.Снимщикова

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

протокол заседания заместитель директора

методического объединения по УВР

учителей 28.08.13 г. №1 ______ С.Л.Снимщикова

руководитель МО



_______ Е.В.Кундрюкова 29 августа 2013г.


Смотрите также:
Рабочая программа по русскому языку Ступень обучения среднее (полное) общее образование класс 10 Количество часов 68 часов
147.5kb.
Рабочая программа по геометрии Ступень обучения (класс) 10-11 класс среднее (полное) общее образование Количество часов 136
365.1kb.
Рабочая программа по русскому языку Ступень обучения основное общее образование (6 класс) Количество часов 204ч.
689.65kb.
Рабочая программа первого вида по русскому языку Среднее общее образование 6 класс Количество часов 204 Базовый уровень. Учитель Мищенко М. В. Программа разработана на основе программы Е. А. Быстровой «Русский язык. 5-6 класс»
443.47kb.
Рабочая программа По литературе Ступень обучения (класс) основное общее образование (6 «Б» класс) Количество часов 68
42.57kb.
Рабочая программа по английскому языку Ступень обучения: основное общее образование 5-7классы Количество часов: 306 Уровень: базовый
214.31kb.
Рабочая программа по географии Ступень обучения (класс) основное общее образование 8 класс Количество часов 68 часов
66.7kb.
Программа по литературе Ступень обучения, класс среднее (полное) общее образование, 11 класс
117.32kb.
Рабочая программа по биологии Ступень обучения (класс) общее 6 класс Количество часов: 68 Уровень: базовый
119.91kb.
Рабочая программа по иностранному языку Ступень обучения основное общее образование (5-9 классы) Количество часов 510
324.3kb.
Рабочая учебная программа по русскому языку (название предмета) 10-12 классы Среднее полное (общее) образование
175.72kb.
Среднее (полное) общее образование
3225.62kb.