Главная стр 1
скачать

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____ /Тришина Т.Ф./

ФИО


Протокол №____ от

«___» _________ 2012г.





«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ СОШ № 76

_____ /Решетникова Н.А./

ФИО


«___» _________ 2012г.


«Утверждено»

Руководитель

МБОУ СОШ № 76

_____ /Алифанова М.А./

ФИО

Приказ №______ от



«___» _________ 2012г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя начальных классов
Тришиной Татьяны Фёдоровны
по технологии

4А класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _________

от «____» ________ 2012г.

2012 - 2013 учебный год
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования для 4 класса.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение экскурсий – 1 час.



Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

  • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Цели обучения технологии будут достигнуты, если ребенок на уроке займет позицию: «Я хочу это сделать. Сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться».

В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого учителю необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на уроке труда, включающей в себя как равнозначные интеллектуальный и моторный компоненты, т. е. на уроке должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие, причем на теоретическую часть урока должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, внеся в него,элементы игры, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Главной задачей учителя, проводящего уроки труда, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать урок новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

II. Основное содержание программы



(68 часов)

Трудовая деятельность в жизни человека. (6 часов)

Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира. Современная техника: транспорт, средства связи, бытовые электроприборы и инструменты, компьютеры и т.д. (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции). Влияние деятельности человека на окружающую среду и здоровье (общее представление).



Содержание труда людей ближайшего окружения; профессии моей семьи. Ручной, механизированный и автоматизированный труд.

Процесс труда: планирование и организация рабочего места; рациональное размещение инструментов и материалов; распределение рабочего времен и; выполнение последовательности технологических операций под руководством учителя и по операционной карте; контроль за ходом деятельности; соотнесение результатов деятельности с образцом. Осуществление сотрудничества при коллективной работе. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой, компьютером; соблюдение правил личной гигиены.

Первоначальные умения проектной деятельности: сбор и анализ информации о создаваемом изделии; поиск и построение плана деятельности; коллективный выбор лучшего варианта; определение последовательности изготовления изделия; выбор средств достижения поставленной задачи; изготовление изделия; проверка изделия в действии; представление и оценка результатов деятельности.

Варианты проектов: разработка поздравительных открыток, игрушек, домашней утвари (прихватки, подставки для карандашей и т.п.); создание декоративных композиций и панно из различных материалов; сборка моделей архитектурных сооружений и технических устройств из деталей конструктора.

Технология изготовления изделий из различных

материалов (опыт практической деятельности)

(34 часа)

Многообразие материалов и область их применения: древесина, металл, бумага, текстильные и пластичные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов.

Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач: определение формы и размеров деталей изделия, способов их соединения по рисункам, эскизам, чертежам. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Определение последовательности изготовления изделия по сборочной схеме и операционной карте. Условные обозначения на чертежах и схемах. Понятия: заготовка, деталь, изделие.

Использование измерений для решения практических задач: разметка заготовок деталей по шаблонам и с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля, угольника). Представление о развертке, выкройке детали.

Изготовление изделий из бумаги и картона. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные

способы соединения деталей изделия.



Практические работы. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу:

моделирование из готовых геометрических форм (в том числе с использованием компьютерных технологий).

Варианты объектов труда: поздравительные открытки, закладки для книг, игрушки, изделия в технике оригами (собачка, кошка, тюльпан, кораблик и т.п.), летающие модели, макеты архитектурных форм, коробочки, подставки для письменных принадлежностей, подарочные упаковки, декоративные композиции.

Изготовление изделий из природных материалов. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.

Практические работы. Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шипах; сборка изделия.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу:

моделирование из готовых природных форм, создание декоративных композиций в технике мозаичных и аппликационных работ.

Варианты объектов труда: изготовление моделей объектов окружающего мира (архитектурные сооружения, цветы, фрукты, овощи, животные, предметы быта и т.п.), декоративные композиции.

Изготовление изделий из пластичных материалов. Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия.

Практические работы. Изготовление изделий из пластичных материалов:

подготовка однородной массы; формообразование деталей изделия; соединение деталей на шип, «в надрез»; пластическое преобразования целой заготовки в изделие; использование природных материалов и фурнитуры для оформления изделия; приемы создания фактурной поверхности; сушка изделия. декоративное оформление изделия окрашиванием.



Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: создание моделей объектов живой и неживой природы; создание декоративных композиций из пластичных материалов.

Варианты объектов труда: изготовление моделей предметов живой природы (животные, птицы, цветы и т.п.); изготовление моделей объектов неживой природы (транспорт, архитектурные сооружения, предметы быта).

Изготовления изделий из текстильных материалов. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы выполнения ручных швов.

Практические работы. Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств; определение лицевой и изнаночной сторон; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы; резание ножницами по линиям разметки; клеевое и ниточное соединение деталей; соединения деталей петлеобразными стежками, ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу:

моделирование из тканей и нитей.

Варианты объектов труда: закладки для книг, декоративные. салфетки, прихватки, одежда для кукол, пальчиковые куклы, мягкая игрушка, изготовление изделий в технике лоскутной пластики, нитяной графики.

Изготовление изделий из проволоки и фольги. Краткая характеристика операций обработки проволоки и фольги (последовательность, инструменты и приспособления).

Практические работы. Изготовление изделий из проволоки и фольги: правка и резание заготовок, сгибание ручными инструментами и на оправках; плетение из проволоки; тиснение фольги; способы соединения деталей из проволоки и фольги.

Создание изделий и декоративных композиций из проволоки и фольги по собственному замыслу.



Варианты объектов труда: головоломки, каркасные модели животных и растений, оплетение готовых форм ручек, карандашей и т.п.; рамки для фотографий, елочные украшения, декоративные композиции.

Сборка моделей и макетов из деталей конструктора. Машины и механизмы:

назначение и история создания. Общее представление об устройстве машины: двигатель, механизм передачи движения, рабочий орган, органы управления. Краткая характеристика операций сборки моделей из деталей конструктора (последовательность, инструменты и приспособления). Понятия: типовая деталь, подвижные и неподвижные соединения деталей.

Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач: определение принципа действия и устройства простейших машин и механизмов по образцу и графическому изображению; определение назначения, количества и способа соединения деталей и узлов.

Практические работы. Сборка моделей машин и механизмов из деталей конструктора: сборка модели по образцу и сборочной схеме с использованием типовых деталей и механизмов; приемы монтажа изделия с использованием резьбовых соединений; проверка модели в действии; демонтаж изделия.

Создание моделей несложных объектов по собственному замыслу.



Варианты объектов труда: сборка моделей транспортных средств на основе различных видов тележек, сборка моделей транспортирующих устройств типа подъемного крана, экскаватора, транспортера; сборка моделей бытовой техники типа миксера, дрели и т.п.

Домашний труд

(14 часов)

Уход за одеждой. Общее представление об истории костюма, национальных традициях и особенностях одежды. Конструктивные и декоративные элементы одежды. Правила ухода за одеждой и обувью.

Практические работы. Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов: приемы пришивания пуговиц; восстановление распоротых швов на одежде; декоративное оформление одежды вышивкой, аппликацией.

Ремонт книг. Общее представление об истории книгопечатания. Основные части книги. Материалы, применяемые для изготовления книг. Правила обращения с книгами. Приемы обработки плотной бумаги и картона.

Практические работы. Несложный ремонт книг: ликвидация разрывов книжных листов; крепление выпавших листов книги; склеивание обложки книги. Бережное использование и экономное расходование материалов. Ремонт учебников и тетрадей.

Декоративное оформление предметов быта и жилища. Общее представление об интерьере дома. Традиции и характерные особенности культуры и быта народов России. Семейные праздники и традиции. Украшение дома. Правила уборки помещений.

Практические работы. Декоративное оформление домашней утвари и жилища изделиями из бумаги и ткани, декоративными панно, аппликацией из различных материалов, композициями из декоративных цветов и т.п. Оформление домашних праздников: разработка и изготовление пригласительных билетов, сувениров для конкурсов, подарков. Уборка помещений.

Современная бытовая техника. Современная бытовая техника (назначение, общее представление об устройстве). Правила управления. Безопасные приемы труда при использовании бытовой техники. Экономное расходование электроэнергии.

Практические работы. Управление работой бытовой техники; чтение условных обозначений на панелях бытовых приборов и пультах управления; соблюдение мер безопасности при использовании бытовых электроприборов.

Практика работы на компьютере

(14 часов)

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации (монитор, клавиатура, мышь и др.). Включение и выключение компьютера и подключенных к нему устройств. Общее представление о правилах клавиатурного письма; приемы работы мышью. Виды информационных объектов: текст, звук, графика, таблица, цифровое фото- и видеоизображение. Безопасные приемы труда при работе на компьютере.



Практические работы. Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: текстом, звуком, графикой, таблицей, цифровым фото- и видеоизображением. Простейшие действия в текстовом редакторе (набрать, удалить. вставить часть текста, изменить шрифт и др.). Набор небольших текстов, конструирование простых изображений. Вывод на печать.

Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

(4 класс)

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:



  • правила культуры труда;

  • названия изученных материалов, инструментов и приспособлений, их назначение;

  • правила безопасного труда при работе колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;

  • правила планирования и организации труда;

  • способы и приемы обработки материалов, предусмотренных программой;

  • основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота).

Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • составлять план предстоящей работы;

  • обрабатывать ручными инструментами различные материалы;

  • изготовлять по образцу, графическим изображениям поделки и другие полезные предметы из различных материалов;

  • определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;

  • подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае;

  • эстетично оформлять изделия.

Общетрудовые умения:

С помощью учителя:



  • выбирать темы для практических и проектных работ;

  • искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.

Самостоятельно:

  • разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;

  • организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

  • экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах.

IV. Оценка достижений планируемых результатов освоения учебного предмета

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся


Оценка деятельности обучающихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

  • степень самостоятельности,

  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» – ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходует материалы, работа аккуратная.

«4» – ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка

«3» – ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.



V. Тематическое планирование по технологии

Классы

Учитель Тришина Татьяна Фёдоровна

Количество часов :

Всего 68 час; в неделю 2 часа.

Плановых проверочных работ- 7

Планирование составлено на основе авторской программы Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров»

Учебник: Геронимус, Т. М. «Я всё умею делать сам» : учебник для 4 класса /
Т. М. Геронимус. – М. : АСТ-ПРЕСС «Школа», 2010г..

№ п/п

Разделы

Кол- во часов




4 класс




1

Трудовая деятельность в жизни человека.

6

2

Технология изготовления изделий из различных материалов

34

3

Домашний труд

14

4

Практика работы на компьютере

14

Календарно – тематическое планирование по технологии

урока


Дата

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

план

факт

1

4.09




Инструктаж по ТБ на уроке технологии. Сбор природного материала

1

Повторить ТБ на уроках технологии

2

5.09




Сортировка и закладка на хранение собранного материала

1

Сортировать собранный материал

3

11.09




Объемные игрушки из природных материалов «Райская птичка»

1

Докончить работу

4

12.09




Объемные игрушки из природного материала «На отдыхе»

1

Докончить работу

5

18.09




Объемные игрушки из природных материалов «Лесные строители»

1

Докончить работу

6

19.09




Игрушки из нескольких помпонов «Домовёнок»

1

Закончить работу по алгоритму

7

25.09




Игрушки из нескольких помпонов «Домовёнок»

1

Закончить работу

8

26.09




Игрушки из нескольких помпонов «Цыплёнок»

1

Закрепить помпоны

9

2.10




Игрушки из нескольких помпонов «Цыплёнок»

1

Доделать работу до конца

10

3.10




Декоративное оформление изделий вышивкой, фурнитурой

1

Закончить работу

11

9.10




Изготовление изделия из текстильного материала. Игольница «Мышка»

1

Закончить работу

12

10.10




Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик»

1

Закончить разметку

13

16.10




Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик»

1

Докончить работу

14

17.10




Изделия из бумаги и картона. Тетрадка-малышка

1

Докончить работу

15

23.10




Изделия из бумаги и картона. Тетрадка-малышка

1

Докончить работу до конца

16

24.10




Лягушонок-озорник из бумажных конусов

1

Докончить работу

17

30.10




Уборка класса, уход за комнатными растениями

1

Найти материал про башкирский орнамент

18

31.10




Башкирский орнамент. «Звезда»

1

Докончить работу

19

6.11




Башкирский орнамент. «Кускар»

1

Закончить работу

20

7.11




Конфетница из половинок нитяного ажурного кокона

1

Докончить работу

21

13.11




Конфетница из половинок нитяного ажурного кокона


1

Докончить работу

22

14.11




Работа с конструктором. Сборка моделей по собственному замыслу

1

Придумать новую модель

23

20.11




Работа с конструктором. Сборка моделей по собственному замыслу

1

Придумать новую модель

24

21.11




Работа с конструктором. Сборка моделей по собственному замыслу

1

Найти материал про браслеты

25

27.11




Плетеный браслет

1

Докончить работу

26

28.11




Елочное украшение «Складная звезда»

1

Докончить работу

27

4.12




Елочная подвеска «Золотая рыбка»

1

Закончить работу

28

5.12




Детали карнавального костюма «Каменный цветок»

1

Закончить разметку

29

11.12




Детали карнавального костюма «Каменный цветок»

1

Закончить работу

30

12.12




Подсвечник из металлической банки

1

Доделать детали для подсвечника

31

18.12




Подсвечник из металлической банки

1

Докончить работу

32

19.12




Плетение из проволоки. Оплетение карандашей

1

Доделать работу до конца

33

25.12




Каркасные модели человека в движении

1

Закончить разметку

34

26.12




Каркасные модели человека в движении

1

Доделать работу до конца

35

15.01




Тиснение фольги. Декоративная композиция «Цветы в вазе»

1

Закончить разметку

36

16.01




Тиснение фольги. Декоративная композиция «Цветы в вазе»

1

Докончить работу

37

22.01




Однослойная прихватка

1

Закончить разметку

38

23.01




Однослойная прихватка

1

Докончить разметку по плану

39

29.01




Однослойная прихватка

1

Докончить работу

40

30.01




Работа с конструктором. Сборка моделей транспортных средств

1

Придумать новую модель

41

5.02




Работа с конструктором. Сборка моделей транспортных средств

1

Придумать новую модель

42

6.02




Работа с конструктором. Сборка моделей транспортных средств

1

Придумать новую модель

43

12.02




Работа с конструктором. Сборка моделей транспортных средств

1

Придумать новую модель

44

13.02




Знакомство с устройством компьютера. Техника безопасности при работе за компьютером

1

Повторить устройство компьютера

45

19.02




Знакомство с устройством компьютера

1

Повторить устройство компьютера

46

20.02




Знакомство с устройством компьютера

1

Повторить устройство компьютера

47

26.02




Назначение основных устройств компьютера

1

Выучить определения

48

27.02




Назначение основных устройств компьютера

1

Выучить определения

49

5.03




Назначение основных устройств компьютера

1

Выучить определения

50

6.03




Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Обработка информации

1

Выучить определения

51

12.03




Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Обработка информации

1

Выучить определения

52

13.03




Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Обработка информации

1

Доделать работу

53

19.03




Работа с простыми информационными объектами
(текст, таблица, схема, рисунок):

1

Доделать работу

54

20.03




Работа с простыми информационными объектами
(текст, таблица, схема, рисунок):

1

Доделать работу

55







Работа с простыми информационными объектами
(текст, таблица, схема, рисунок):

1

Доделать работу

56







Работа с простыми информационными объектами
(текст, таблица, схема, рисунок):

1

Доделать работу

57







Работа с простыми информационными объектами
(текст, таблица, схема, рисунок):

1

Доделать работу

58







Кожаный брелок для ключей «Поросёнок»

1

Докончить разметку

59







Кожаный брелок для ключей «Поросёнок»

1

Доделать работу

60







Игрушки из поролона

1

Докончить разметку

61







Игрушки из поролона

1

Доделать работу до конца

62







Отреставрированные изделия, штопка

1

Доделать работу до конца

63







Отреставрированные изделия, штопка

1

Доделать работу до конца

64







Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро»

1

Докончить разметку

65







Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро»

1

Доделать работу до конца

66







Современная бытовая техника. Безопасные приёмы труда при использовании бытовой техники

1

Выучить правило

67







Правила уборки помещений. Уборка класса, уход за комнатными растениями

1

Выучить правило

68







Выставка лучших работ учащихся

1




Итого:

68ч.




VI. Список литературы для учителя
Для реализации программного содержания используются:

Геронимус, Т. М. «Я всё умею делать сам» : учебник для 4 класса /


Т. М. Геронимус. – М. : АСТ-ПРЕСС «Школа», 2010.

Геронимус, Т. М. Работаем с удовольствием : метод. рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников-тетрадей по трудовому обучению в школе. 1–4 классы / Т. М. Геронимус. – М. : АСТ-ПРЕСС «Школа», 2010 .

Геронимус, Т. М. Уроки технологии в 4 классе : метод. пособие /
Т. М. Геронимус. – М. : АСТ-ПРЕСС «Школа», 2010.

Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер) 4 класс. Москва

« БАЛАСС», 2010 г.

Средства обучения:


  • Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся.

  • Раздаточный и дидактический материал.

  • Печатные пособия.

  • Мультимедийные пособия.


Список литературы для детей

Геронимус, Т. М. «Я всё умею делать сам»: учебник для 4 класса /


Т. М. Геронимус. – М. : АСТ-ПРЕСС «Школа», 2010.
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по технологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования для 4 класса
243.38kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2009г.), Примерной программы начального общего образования по курсу «Детская риторика»
154.71kb.
Рабочая программа по технологии 2 класс разработана на основе примерной программы начального общего образования по технологии
475.48kb.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004 года, Примерной программы начального общего образования по иностранному языку 2005 года
244.93kb.
Книга для учителя; Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение. Родная речь»
73.83kb.
Рабочая учебная программа по технологии Класс 1
79.45kb.
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе: Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
819.82kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям
213.96kb.
Рабочая программа курса изобразительное искусство для 1 класса общеобразовательных учреждений
332.92kb.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и основного общего образования»
339.09kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Алгебра» для 7 класса
101.69kb.
Рабочая программа по физической культуре для 1-х классов умк «школа россии»
278.22kb.