Главная стр 1
скачать
Согласовано:

На заседании МО


Утверждаю:

Директор школы





Рабочая программа
по технологии

1-4 класс

УМК «Школа России»
Разработала: учитель

Радченко Ольга Федоровна

2012 –2013 уч. год


Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемой к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Теоретической основой данной программы являются:

- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.).

- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.



Цели изучения технологии в начальной школе:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;

  • развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

- внутреннего плана деятельности,

- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания в практику изготовления изделий ручного труда;

- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности

- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;

- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках;


  • обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;

Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшими школьниками деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира.

Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника – «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации – технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:


  • знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

  • первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;

  • знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

  • изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);

  • проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);

  • использование в работе преимущественно конструкторской деятельности;

  • знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;

  • изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.


Место предмета «Технология» в учебном плане

На изучение технологии в 1 классе отводится 1 ч в неделю - 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа. Всего 135 часов.


Результаты освоения курса «Технология» с 1-4 год обучения
Личностными результатами изучения курса «Технология» является формирование следующих умений

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;

  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • знать основные моральные нормы поведения;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметными результатами изучения курса «Технология» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

  • понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

  • определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

  • использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

  • отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

  • сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие.

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

  • анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

  • устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку

Коммуникативные УУД:

  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

  • слушать и понимать речь других;

  • принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

  • контролировать свои действия при совместной работе;

  • договариваться с партнерами и приходить к общему решению.

Предметными результатами изучения предмета «Технология»



является формирование следующих знаний и умений.

Знать:

  • виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;

  • конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

  • названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

  • технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

  • способы разметки: сгибанием, по шаблону;

  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА, пластилина, ниток;

  • виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты;

  • разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.

Уметь:

  • под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

  • самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

  • с помощью учителя реализовывать творческий замысел.

  • соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.

  • Осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).

Иметь представление:

  • о роли и месте человека в окружающем мире;

  • о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;

  • о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;

  • о влиянии технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

  • в области применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

  • об основных источниках информации;

  • о назначении основных устройств компьютера;

  • о правилах безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);

  • о транспорте, о способах передвижения человека и перемещение груза;


Календарно-тематическое планирование




п/п


Тема урока

Кол-во

Часов

Планируемые результаты обучения

Дата

1


Чему мы научимся на уроке?

1

Научатся: ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, работать с учебником и рабочей тетрадью.




2

Идем на экскурсию за материалом.

1

Научатся: распознавать природные материалы.




3

Урок-экскурсия «Что нам дарит природа»

1

Научатся: распознавать деревья и кустарники ближайшего уголка природы.




4

Приемы приклеивания деталей без разметки.

1

Научатся: изготавливать изделия из доступных материалов.




5

Работа с природным материалом, объемные работы из шишек.

1

Научатся: осуществлять декоративные оформления и отделку изделий; соблюдать последовательность технологических операций; получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки.




6-7

Приемы приклеивания листьев. Правила сушки изделия из природного материала под прессом.

1

Научатся: осуществлять декоративные оформления и отделку изделий; соблюдать последовательность технологических операций; получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки.




8

Приемы приклеивания листьев. Правила сушки изделия из природного материала под прессом.

1

Научатся: осуществлять декоративные оформления и отделку изделий; соблюдать последовательность технологических операций; получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки.




9

Работа с пластилином и природным материалом. Изделие – аппликация из пластилина «Ромашковая поляна»

1

Научатся приемам работы с пластилином.




10

Растения в жизни человека. Изделия «Получение и сушка семян»

1

Научатся: ухаживать за растениями.




11

Работа с бумагой. Изделия «Волшебные фигуры», «Закладка для бумаги».

1

Научатся: организовывать рабочее место для работы с бумагой, работать с шаблонам, усвоят безопасные приемы работы с ножницами, закрепят навыки разрезания бумаги ножницами.




12

Насекомые. Изделия «Пчелы и соты».

1

Научатся: приемам работы с пластилином, соединять детали при помощи пластилина; познакомятся с профессиями.




13

Дикие животные. Изделие «Коллаж».

1

Научатся: различать диких животных; новым приемам лепки из пластилина.




14

Домашние животные. Изделие «Котенок».

1

Научатся: различать домашних животных, познакомятся с профессиями, связанными с животными.




15

Такие разные дома. Изделие «Домик из веток».

1

Научатся: делать макет дома из картона.




16

Посуда. Сервировка стола для чаепития. Изделия «Чашка», «Чайник», «Сахарница».

1

Научатся новым приемам лепки (из целого куска пластилина).




17

Свет в доме. Изделие «Торшер».

1

Научатся: вырезать детали круглой формы.




18

Мебель. Изделие «Стул».

1

Научатся новому способу разметки детали из бумаги.




19

Новый год. Изделия «Украшения на елку»

1

Научатся: новым приемам работы с бумагой и, применяя этот прием, изготовят новогодние украшения.




20

Одежда. Ткань. Нитки. Изделие «Кукла из ниток».

1

Научатся: выполнять поделку из ниток.




21

Учимся шить. Изделия «Закладка с вышивкой», «Медвежонок».

1

Научатся: выполнять простейшие швы, пришивать пуговицы.




22

Передвижение по земле. Изделие «Тачка».

1

Научатся: сгибать и разрезать заготовки деталей точно по разметке.




23

Конструктор.

1

Научатся: приемам работы с конструктором, выполнять изделия из деталей конструктора.




24

Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Практическая работа «Проращивание семян».

1

Научатся: производить посадку семян




25

Питьевая вода. Изделие «Колодец».

1

Научатся: делать макет колодца.




26

Передвижение по воде. Изделие «Кораблик из бумаги».

1

Научатся: различать виды водного транспорта, проводить эксперименты, новым приемам работы с бумагой, выполнять изделия из бумаги.




27

Использование ветра. Изделие «Вертушка».

1

Научатся выполнять изделия.




28

Полеты птиц. Изделие «Попугай».

1

Научатся: выполнять мозаику в новой технике.




29

Полеты человека. Изделие «Самолет».

1

Научатся: проводить эксперимент с бумагой и делать выводы.




30

Способы общения. Изделие «Письмо на глиняной дощечке».

1

Узнают: способы общения людей друг с другом, способы получения и передачи информации, о развитии письменности, использовании различных материалов для передачи всевозможной информации.




31

Важные телефонные номера. Правила движения. Практическая работа «Важные телефонные номера».

1

Научатся: ориентироваться в информации различного вида.




32

Компьютер.

1

Научатся: находить источники информации в Интернете, отбирать нужную информацию для презентации.




33

Диагностика качества учебно-познавательной деятельности.

1

Обобщают и систематизируют знания по всем темам курса, проверят степень усвоения знаний, выделив то, что подлежит усвоению.




скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по технологии 1-4 класс умк «Школа России»
148.37kb.
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс умк «Школа России»
208.27kb.
Рабочая программа по родной ( карачаевской ) литературе 1 класс Программа 1 -4 умк «Школа России»
104.92kb.
Примерная рабочая программа к курсу «Технология», 1-4 кл для умк «Школа России»
202.13kb.
Рабочая программа к кур c у «технология. 2 Класс». Умк «начальная школа XXI век»
201.42kb.
Рабочая программа к умк «Школа России» 1 класс
1418.61kb.
Программа по технологии 1 класс умк "Перспективная начальная школа" Раздел
284.76kb.
Бредихиной Елены Викторовны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Русский язык» 1 «Б» класс умк «Школа России» 2013 2014 учебный год рабочая программа
574.16kb.
Рабочая программа по технологии умк «Начальная школа XXI века»
542.93kb.
Программа Литературное чтение 2 «б» класс умк «Школа России»
968.59kb.
Рабочая программа по литературному чтению (систематический курс) умк «Школа России»
425.29kb.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Программы отдельных учебных предметов, курсов: «Математика \"Учусь учиться\"»
2638.52kb.