Главная стр 1стр 2стр 3
скачать

Согласовано

Руководитель ШМО

________________Мячикова Л.Н.

Протокол №1

От «_1__»__09_____2013г


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ ________________Панова В.А.


Приказ № 1 от «__31_»____08______2013



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Информатика и ИКТ»

10-11 класс
Мельниковой

Антонины

Владимировны
Первая квалификационная категория
Базовый уровень

Программа Н.В. Макарова

2013-2014 учебный год



Пояснительная записка
10 - 11 класс



  • Рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ» ориентирована на примерную программу, составленную на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 09.03.04. № 1312.
    Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяя учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.


Рабочая программа  курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствие с Федеральным базисным учебным планом в 10 классе  рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе  рассчитана на 35 часов (1 часа в неделю).

Преподавание курса ориентировано на системно-информационную концепцию, Программу по информатике и ИКТ Н.В. Макаровой, которая обеспечивает базовый уровень информационной культуры учащегося, непрерывность образования на основе концентрического подхода, способствуя повышению устойчивости знаний и приобретению навыков работы на компьютере.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

 

Методическое обеспечение учебного курса:



Учебник

  • «Информатика и ИКТ». Учебник.10 кл. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2007.

  • «Информатика и ИКТ». Учебник.11 кл. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2007.

Учебные пособия для учителя

  • Сборник  нормативных документов, Информатика и ИКТ, М.:Дрофа.2005 г.

  • Комплект нормативных документов. Информатика. Приложение к Первому сентября, №32, 34, 2004.

  • Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10 -11 класс. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2007.

  • Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9 -11 класс. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2007.

  • днего образования»,М. Педагогическое общество России, 2004 г.

  • А.А.Кузнецов Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по информатике. М.: Дрофа, 2001 г.

  • Методическая газета для учителей информатики ИНФОРМАТИКА-приложение к газете «Первое сентября». 2004-2006 г.г.

  • Журнал «Информатика и образование». 2004-2006 г.г.

  • Цифровые образовательные ресурсы

Учебные пособия для учащихся



  • Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10 -11 класс. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2007.

  • Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9 -11 класс. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2007.



Основное содержание
10 класс

Информация и информационные процессы

Основные подходы к определению понятия «информация».


Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации.
Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Алфавитный подход к определению количества информации.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере.
Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.
Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.

Практические работы

  • Определение количества информации, алфавитный подход к измерению информации.

  • Соотношение систем счисления.

  • Арифметические операции в системах счисления

  • Форматы представления чисел в компьютере

  • Представление текстовой информации в компьютере

  • Представление графической информации в компьютере

  • Представление звуковой информации в компьютере

  • Представление видеоинформации информации в компьютере

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры  современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства , защиты информации.


Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Практические работы

  • Графический интерфейс Windows.

  • Файлы и файловая система.

  • Представление файловой системы с помощью графического интерфейса.

  • Программная обработка данных. Логическая структура дисков.

  • Интерфейс командной строки. Объекты и их свойства.

  • Служебные программы, мультимедиа программы.

  • Стандартные программы общего назначения.

  • Справочная система Windows.

  • Драйверы устройств.

  • Тестирование компьютера.

  • Установка программного обеспечения.

  • Файловые менеджеры и архиваторы.

  • Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Компьютерные технологии представления информации

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования.


Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.
Форматы файлов.
Возможность и область использования приложения Power Point. Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды Power Point. Заполнение презентации информацией.

Практические работы

  • Форматы графических файлов.

  • Растровые и векторные графические изображения. Графические редакторы.

  • Редактирование изображение в растровом редакторе.

  • Создание и редактирование изображений.

  • Технологии трехмерной графики.

  • Компьютерные презентации  с использованием мультимедиа технологии.

  • Программа подготовки презентаций Microsoft Power Point.

  • Создание презентации при помощи Мастера автосодержания.

  • Рисунки и графические примитивы на слайдах.

  • Выбор дизайна презентации. Редактирование и сортировка слайдов.

  • Использование анимации.

  • Интерактивная презентация.

  • Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьников»


Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.


Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).

Практические работы

  • Различные форматы текстовых файлов (документов)

  • Текстовый редактор: назначение и основные функции

  • Форматирование объектов текста.

  • Создание и редактирование графических изображений.

  • Создание и  редактирование таблиц

  • Изменение структуры  текстового документа.

  • Средства и технологии работы с таблицами.

  • Структура электронных таблиц. Типы и формат данных.

  • Относительные и абсолютные ссылки.

  • Математические функции.

  • Логические функции.

  • Сортировка и поиск данных.

  • Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм.

  • Технология накопления данных и их обработка в Excel.

  • Автоматизированная обработка данных.

 

Информационные модели

Информационное моделирование  как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, ель моделирования. Адекватность моделей  модулируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап модулирования.


Компьютерное модулирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия . Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Практические работы

  • Представление об основных этапах разработки проекта.

  • Разработка информационных моделей социального проекта «Жизнь без сигареты».

  • Информационная технология создания социального проекта «Жизнь без сигареты».

  • Исследование модели  социального проекта «Жизнь без сигареты» с позиции основных предметных областей.

Всего – 35 часа


11 класс

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.


Информационные технологии работы со структурой текстового документа. Информационная технология автоматизированной обработки текста.

Практические работы

  • Инструменты автоматизации редактирования.

  • Инструменты автоматизации форматирования.

  • Стилевое форматирование.

  • Создание стилей.

  • Создание оглавления.

  • Нумерация таблиц и рисунков.

  • Перекрестные ссылки.

  • Сортировка.

  • Информационные технологии автоматизированной обработки текста при создании проекта «Экология Южного Урала»

Информационные системы

Понятие и типы информационных систем. Базы данных )табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.



Практические работы

  • Система управления базами данных Access. Назначение, интерфейс, инструменты.

  • Теоретические этапы разработки базы данных Географические объекты.

  • Проектирование базы данных Географические объекты.

  • Создание файла базы данных.

  • Создание таблиц.

  • Связи между таблицами и ввод данных в связанные таблицы.

  • Формы.

  • Сортировка и отбор данных.

  • Создание запросов.

  • Создание отчетов.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.


Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных ТСР/IР. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Инструментальные средства создания Web-сайтов.

Практические работы

  • Процедура подключения к Интернету

  • Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы Outlook Express

  • Отправка и получение почтовых сообщений

  • Путешествия по Всемирной паутине. Настройка браузера

  • Пересылка информации через Интернет.

  • Работа с файловыми архивами

  • Работа с поисковыми системами.

  • Поиск информации в Интернете.

  • Общение в Интернете в реальном времени

  • Форматирование текста и размещение графики

  • Гиперссылки на Web- страницах.

  • Списки на Web- страницах

  • Формы на Web- страницах

  • Инструментальные средства создания Web- страниц

Основы социальной информатики

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества.


Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

Практические работы

  • Информационные услуги и продукты. Информационная культура.

  • Методы защиты информации.

Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначения и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентация в информационном пространстве, работы с распространёнными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства .

Тематическое планирование «Информатика и ИКТ» на базовом уровне
10 класс, 35 часа


Тематическое планирование учебного материала в старшей школе для базового уровня

10-й класс (1 час в неделю)


Номер темы в учебнике [8], практикуме [10], задачнике [7], программе [1]

Название темы

Вариант 2 (1 час в неделю), количество часов




Занятия в классе

СР




Всего

Н (Т+П)

К (П)




У 1

Пк, З

Пм







Часть 1. Информационная картина мира 15 час

Раздел 1. Информационные процессы, модели, объекты

1.1




1.1

Информация и данные. Свойства информации

0,5

0,5



1

1.2




1.2

Информационный процесс

0,5

0,5



1

1.3




1.3

Информационная модель объекта

1

1



2

1.4




1.4

Представление об информационном объекте

1

1



1

1.5-1.6




1.5

Представление информации в компьютере

2

2



4




(3) 3.1-3.4

1.6

Моделирование в электронных таблицах

10

5

5

10










Итого по разделу 1:

15

10

5

19

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий

Раздел 2. Информационная технология работы с объектами

текстового документа в среде Word

2.1




2.1

Текстовые документы и текстовые процессоры

1





1

2.1




2.2

Форматирование объектов текста







2

2.3-

2.4





2.32.4

Создание и редактирование графических и табличных объектов

1



1

3

2.5




2.5

Информационная технология работы со структурой текстового документа

1



1

1










Итого по разделу 2:

3



2

7

Раздел 3. Информационно-коммуникационные технологии работы в

компьютерной сети 7час

3.1




3.1

Разновидности компьютерных сетей







1

3.2




3.2

Представление о сервисах Интернета

1



1

1

3.3




3.3

Информационная технология передачи информации через Интернет

1



1




3.4




3.4

Этика сетевого общения







1

3.5-3.6




3.5

Информационная технология поиска информации в Интернете

4




4

5

3.7




3.6

Информационная безопасность сетевой технологии работы

1






1










Итого по разделу 3:

7



6

9

Раздел 4. Информационная технология представления информации в

виде презентации в среде Power Рoint 5 час

4.1




4.1

Возможности программной среды подготовки презентаций Power Point 2003

2






1

4.2




4.2

Информационная технология2 создания презентации с помощью Мастера автосодержания на тему «Техника безопасности в компьютерном классе»

3

1

2

4

4.3




4.3

Информационная технология2 создания презентации по социальной тематике «Компьютер и здоровье школьников»


















Итого по разделу 4:

5

1

2

5

Раздел 53. Информационная технология обработки данных в

среде табличного процессора Excel 5 час

5.1




5.1

Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм

4

1

3

4

5.2




5.2

Технология накопления и обработки данных

1










5.3




5.3

Автоматизированная обработка данных с помощью анкет






















Итого по разделу 5:

5

1

3

4

Раздел 6. Информационная технология разработки проекта (нет)

6.1-6.2




6.1, 6.2

Представление об основных этапах разработки проекта и информационных моделях проекта













6.3




6.3

Разработка информационных моделей социального проекта «Жизнь без сигареты»













6.4




6.4

Информационная технология создания социального проекта «Жизнь без сигареты»






















Итого по разделу 6:










Раздел 7. Основы программирования в среде Visual Basic5 (Нет)




1-2

7.1

Основные понятия и инструментарий среды Visual Basic
















3-4

7.2

Технология работы с формой и графическими методами












5

7.3

Оператор присваивания и ввод данных












8.6-7

7.4

Управляющие элементы: метка, текстовое окно, кнопка












8-9

7.5

Процедуры и функции


















Итого по разделу 7:


















Зачетные занятия

4

2

2

4










Итого за учебный год:

35

14

20

48

1. Условные обозначения: У — учебник, Пк — практикум, 3 — задачник, Пм — программа, Н (Т+П) - в некомпыотериом классе (теория + практика), К (П) — в компьютерном классе (практика), СР - самостоятельная работа.

2. При подготовке исходных материалов к презентации выполняется самостоятельный поиск в Интернете.

3. Тема 5.1 изучается независимо от уровня подготовки класса. Темы 5.2 и 5.3 изучаются только в классе с высоким уровнем знаний предмета или при наличии дополнительного времени.

4. В скобках поставлено общее количество часов для освоения всей темы.



5. Этот раздел изучается на базе практикума [10].


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» 10-11 класс Мельниковой Антонины Владимировны
367.34kb.
Луневой Софии Николаевны, учителя информатики и икт по учебному курсу «Информатика и икт» 8 «Б» класс (базовый уровень) Старый Оскол 2011 рабочая программа
385.24kb.
Луневой Софии Николаевны, учителя информатики и икт по учебному курсу «Информатика и икт» 8 «А», 8 «Б» класс (базовый уровень) Старый Оскол 2011 рабочая программа
463.15kb.
Луневой Софии Николаевны, учителя информатики и икт по учебному курсу «Информатика и икт» 10 «А», 10 «Б» класс (базовый уровень в старшей школе) Старый Оскол 2011 рабочая программа
488.98kb.
Киселевой Анны Александровны по учебному курсу «Информатика и икт» 9 класс 2012 пояснительная записка Данная рабочая программа
286.8kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» 8-9 класс Программу
408.47kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт»
188.75kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт»
794.75kb.
Луневой Софии Николаевны, учителя информатики и икт по учебному курсу «Информатика и икт» 7 «А», 7 «В» классы (базовый уровень) Старый Оскол 2011 рабочая программа
423.4kb.
Рабочая программа по курсу «Информатика и икт»
314.01kb.
Рабочая программа по курсу «Информатика и икт»
276.89kb.
Рабочая программа для основного общего образования Крыловой Ольги Борисовны I квалификационная категория по учебному курсу «Информатика и икт»
404.45kb.