Главная стр 1
скачать


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уколовская основная общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области



«Рассмотрено»

на заседании МС


протокол № 5 от

28.06.2013 г.





«Утверждаю»

Директор МОУ «Уколовская ООШ»

__________ Уколова Е.Н.

приказ №102 от 02.09. 2013 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Искусство»

для 9 класса
учителя музыки

Рыжовой Ольги Алексеевны
Базовый уровень

2013-2014 учебный год


Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основании следующих документов:

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования по искусству (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

- примерной (типовой) учебной программы по искусству для основного общего образования

- авторской программы «Искусство 8-9 классы» (Г. П. Сергеева, И.Э.Кашекова, Е. Д. Критская)

- Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Уколовская основная общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области 2013-2014 учебный год



Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

— воспитание художественного вкуса;

— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного самообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися приобретают информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из четырёх разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного образовательного стандарта, поэтому в данной программе изменения несущественные.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Искусство». В связи с тем, что в Учебном плане Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Уколовская основная общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области (2013-2014 учебный год) согласно Типовому положению 34 учебные недели на изучение предмета отводится 34 часа, а не 35 часов.

В рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час из резерва времени.

Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом включающим

- программу по предмету «Искусство. 8-9 классы» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы. - М. «Просвещение» 2011)

- учебник «Искусство8-9 классы» (Сергеева Г.П. Искусство.8-9 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/ Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д.Критская. - М.: «Просвещение, 2011),

- учебник «Искусство 8-9 класс» (Сергеева Г.П. Искусство.8-9 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/ Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д.Критская. - М.: «Просвещение, 2011),

электронная версия



Формы организации учебного процесса:

Единицей учебного процесса является урок.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

Художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Межпредметные связи. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.



Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью наблюдения, работы по карточке, тестированию,

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения творческого задания.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме защиты исследовательской работы
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.



Предметными результатами занятий являются:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;

  • знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

  • устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Учащиеся должны научиться:

• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

•понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

•описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

•структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:


  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Учащиеся должны научиться:

• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:


  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Учащиеся должны научиться:

• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.

Учебно-тематический план


п/п


Название раздела

Кол- во

часов


1

Воздействующая сила искусства

9 часов

2

Искусство предвосхищает будущее

7 часов

3

Дар созидания. Практическая функция

11 часов

4

Искусство и открытие мира для себя

7 часов


Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

дата

Приме-чания

план

факт

Тема 1. Воздействующая сила искусства.

9ч.

1

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей.

1

06.09.13







2

Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации.

1

13.09.13







3

Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Искусство массовой культуры, его функции.

1

20.09.13







4

Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

1

27.09.13







5

Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии

1

04.10.13







6

Храмовый синтез искусств

1

11.10.13







7

Возвышенность религиозно-нравственных идеалов

1

18.10.13







8

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия.

Театр, кино, телевидение



1

25.10.13







9

Вкус и мода. Зрелище на службе внушения.

1

01.11.13







Тема 2. Искусство предвосхищает будущее.



10

Дар предвосхищения. Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре.

1

15.11.13







11

Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства.

1

22.11.13







12

Предсказания в искусстве.

1

29.11.13







13

Художественное мышление в авангарде науки.

1

06.12.13







14

Научный прогресс и искусство.

1

13.12.13







15

Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказание сложных коллизий XX—XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда.

1

20.12.13







16

Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

1

27.12.13







Тема 3. Дар созидания. Практическая функция.

11ч.

17

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1

17.01.14







18

Архитектура: планировка и строительство городов.

Архитектура исторического города.



1

24.01.14







19

Архитектура современного города




31.01.14







20

Специфика изображений в полиграфии.

1

07.02.14







21

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1

14.02.43







22

Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.

1

21.02.14







23

Музыка в быту.

1

28.02.14







24

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении.

1

07.03.14







25

Изобразительная природа кино.

1

14.03.14







26

Музыка в кино




21.03.14







27

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

1

04.04.14







Тема 4. Искусство и открытие мира для себя.

7ч.

28

Вопрос себе, как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения.

1

11.04.14







29

Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры.

1

18.04.14







30

Информационное богатство искусства

1

25.04.14







31

Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе у человека.

1

02.05.14







32

Литературные страницы

1

09.05.14







33-34

Исследовательский проект «Пушкин – наше всё»

2

16.05.14

23.05.14








Содержание программы «Искусство» 9 класс.

Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный 'художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIXXXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).


  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.



Примерный художественный материал:

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их

художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,

93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.



Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 7 часов.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из программы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).


  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Исследовательский проект «Пушкин — наше все» — воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.

Формы контроля уровня обученности


№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля




Синтез искусств в театре, кино, на телевидении

Текущий - письменный

контрольная работа

(эссе)





Исследовательский проект «Пушкин – наше всё»

Итоговый

Защита проекта


Перечень учебно-методических средств обучения.

Литература

основная-

  1. Сергеева, Г.П., Е.Д.Критская Прог

  2. раммы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы./ - Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская - М.: «Просвещение» 2011

  3. Сергеева, Г.П. Искусство.8-9 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/ Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д.Критская. - М.: «Просвещение, 2011


дополнительная

  1. Алиев, Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М.: Гуманит. изд.центр Владос, 2002г

  2. Алянский, Ю. Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре/ Ю.Л.Абелянский. –Дет.лит.,1986.

  3. Бернстайн, Л. Музыка – всем/ Л.Бернстайн.- из-во «Советский коспозитор», 1978

  4. История зарубежного театра.Ч.1. Театр Западной Европы от Античности до Просвещения: Учебное пособие для культ.-просвет. И театр. Училищ и ин-тов уцльтуры/ Под ред.Г.П.Бояджиева, А.Г.Образцовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., Просвещение, 1981

  5. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?/ Д.Б. Кабалевский. – из-во «Советский композитор», 1982

  6. Королёва, Е.А. Азбука музыки в сказках и картинках/ Е.А. Королёва. – М.: Гуманит.изд.центр «Владос», 2001

  7. Кун, Н.А. Легенды и мифы Древней Греции: Пособие для учителя/ Н.А.Кун. – Ф.: Мектеп, 1984

  8. Мастера классического искусства Запада: сборник статей/ под ред. В.Н.Прокофьева. – из-во «Наука», 1983

  9. Михеева, Л. Музыкальный словарь в рассказах./Л.Михеева. – М.: «Советский композитор», 1984

  10. Музыкальное воспитание в 20 веке: сборник статей/ под редю Л.А.Баренбойма. – ИСМЕ, 1986

  11. Прохорова, И. А. Зарубежная музыкальная литература/ И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.

  12. Прохорова И. А., Скудина, Г. С. Советская музыкальная литература./ И.А.Прохорова, Г.С.Скудина. – М.: Музыка, 1973.

  13. Разумовская,О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды/ О.К.Разумовская.- М.: Айрис-пресс, 2008. – (Методика)

  14. Разумовская,О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды/ О.К.Разумовская.- М.: Айрис-пресс, 2007. – (Методика)

  15. Смирнова, Э. С. Русская музыкальная литература/ Э.С.Смирнова. – М.: Музыка, 1969.

MULTIMEDIA – поддержка предмета




    1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

    2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

    3. Мультимедийная программа «Детская музыкальная школа»

    4. Фонохрестоматия. Г.П. Сергеева «Музыка. 3 класс» 1 СD, mp 3

    5. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

    6. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

    7. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

    8. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

    9. Сергеева, Г.П. Искусство.8-9 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/ Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д.Критская. - М.: «Просвещение, 2011 Электронный учебник


Оборудование:

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения



количество

Примечания

Музыкальный центр «Samsung»

1




фортепиано

1




Караоке

1




DVD - проигрыватель

1




Компьютерное оборудование




На занятиях в компьютерном классе



скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по учебному курсу «Искусство» для 9 класса
226.14kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Искусство» для 8 класса
219.16kb.
Разработала Микова Людмила Николаевна 2012 2013 учебный год пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство» рабочая программа
199.29kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Геометрия» для 9 класса
47.49kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 7 класса
535.26kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 1 класса
219.06kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» для 8 класса
158.74kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 4 класса
280.87kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для 6 класса
855.73kb.
Романова Владимира Артуровича категория по учебному курсу: Информатика и ит 9 класс Базовый уровень пояснительная записка рабочая программа
228.27kb.
По учебному курсу «История» 7 класс
612.89kb.
Рабочая программа Андрющенко Татьяны Ивановны по учебному курсу «Технология» для 4 класса (базовый уровень) 2013год
464.72kb.