Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уколовская основная общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области


«Рассмотрено»

на заседании МС


протокол № 5 от

28.06.2013 г.





«Утверждаю»

Директор МОУ «Уколовская ООШ»

__________ Уколова Е.Н.

приказ №102 от 02.09. 2013 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Православная культура»

для 3 класса
учителя православной культуры

Рыжовой Ольги Алексеевны
Базовый уровень

2013-2014 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа для 3 класса разработана на основе программы:

- Л. Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). Программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. 1-е изд. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008; Л.Л Шевченко Православная культура:

- Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения / Шевченко Л.Л.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 г.- 150 с.

Общая тема 2-го года обучения (3 класс): «Радостный мир православной культуры»

Общий объем: 34 часов в год.

Темы четвертей:

1 четверть – «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях».

2 четверть – «Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни христианина».

3 четверть – «Радость православной веры».

4 четверть – «О чем рассказывают создатели православной культуры?»

На 2-м году обучения в соответствии с методологией отечественной педагогической школы, принципами христианской антропологии в определении этапов духовно-нравственного становления личности школьники начинают знакомиться с христианским православным пониманием духовности, как основы православной культуры. Это предполагает расширение в учебно-воспитательном процессе спектра задач обучения, воспитания и развития.



Цель программы 2-го года - формирование духовно-нравственной культуры личности школьников. Православное понимание духовности раскрывается через понятие «христианская радость» как состояние, характеризующее человека духовного.

Учебно-воспитательные задачи для 2-го года обучения |

• Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей.

• Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями, сознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

• Передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.


Дидактические принципы:

  • Принцип обучения в атмосфере предмета. Его реализация предполагает создание в процессе обучения атмосферы увлеченности предметом, так как полноценное восприятие информации о православной культуре предполагает создание ситуации сопереживания этой информации. Учебный материал отбирается с учетом его нравственной значимости и художественной ценности и разработан в сквозной педагогической драматургии содержания и формы уроков на протяжении всего учебного курса.

  • Принцип личностно - ценностного соответствия реализован в организации учебного материала с учетом возрастных и индивидуальных ценностных ориентации современных детей в целях формирования у них эмоционально-ценностных отношений к объектам православной культуры.

  • Принцип содержательных обобщений предполагает организацию материала, при которой учащиеся получают возможность постепенного эмоционального «вживания» в учебный материал.

Изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу связаны с различным количеством часов: в учебном плане согласно Типовому положению 34 учебных недель на изучение предмета отводится 34 часа, а в программе Шевченко Л.Л. - 32 часа. В связи с этим в планирование внесены дополнительные уроки:

В конце каждой четверти добавлены уроки : - Обобщение материала по темам четвертей.

Преподавание по предмету строится на основе учебно-методического комплекса:

Л. Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). 2 год обучения. В 2-х книгах. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 изданий. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.; Л. Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). 2 год обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие,. 2 издания. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.



Формы организации учебного процесса

  • Урок-беседа,

  • Урок-размышление (над прочитанным, просмотренным и т.п.),

  • Урок-праздник,

  • Практическое занятие (тематическое рисование, лепка, сочинение сказок с комментированием),

  • Урок-экскурсия (в храм, в музеи, на выставки, к святыням, историческим памятникам, в библиотеки),

  • Встречи с интересными людьми - носителями православной традиции.

Применение практического домашнего задания (творческие упражнения, образные упражнения в рабочей тетради).

Методы обучения, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративный, дискуссия, видеофрагменты, аудиозаписи. Наглядные методы: метод иллюстраций (тематические карты; картины; иконы; фотографии монастырей, храмов, святых мест; фотографии событий, схемы), метод демонстраций (кинофильмы, презентации),

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков в начальной школе осуществляется посредством практических работ и упражнений: 1) устные - комментирование источников (житий святых, исторических документов, отрывков литературных произведений); 2) графические – составление рисунков,3) промежуточный тестовый контроль знаний основных терминов и понятий.


Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса (2-й год обучения)
Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».

Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.

В рамках требований учащиеся должны:

- называть и показывать;

- определять и измерять, фиксировать; _

- описывать, составлять; _

- объяснять;

- прогнозировать (простейшие действия).

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знании и умений школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
Материал программы подобран таким образом, что позволяет решить следующие задачи:

1.Научить ребёнка видеть красоту внешнюю, так как от внешнего мира красоты возвышается душа.

2. Дать знания о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной и нерукотворной и её источника в Боге Красоте.

3. Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека.

4. Дать знания о христианской антропологии: о том, в чём христиане видели красоту человека.

5. Дать знания и показать на примерах житий святых, как строилась система отношений христиан.



6.Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.
Календарно - тематическое планирование по предмету

«Православная культура» 3 класс. Общий объем: 34 часа в год.



Содержание


Часы учебного времени

Дата

Примечания

План

факт

I четверть

«Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях» (8ч.)




1

Красота и радость в жизни людей.

1

05.09.13







2

Буквица славянская. История славянской азбуки.

1

12.09.13







3

Праздники-радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы

1

19.09.13







4

Православный храм-дом Божий

1

26.09.13







5

О чем рассказывают иконы

1

03.09.13







6

Радостный мир православной иконы

1

10.10.13







7

Скорби и торжество в православной иконе

1

17.10.13







8

Обобщающий урок по теме «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях

1

24.10.13







II четверть

«Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека». (8ч.)




9

Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы.

1

31.10.13







10

Радостные гимны Романа Сладкопевца

1

14.11.13







11

Какими законами Бог сохранял красоту мира

1

21.11.13







12

Синайское законодательство

1

28.11.13







13

История Царя Давида. Псалтирь

1

05.12.13







14

Введение во храм Пресвятой Богородицы

1

12.12.13







15


Что мы видим в православном храме.

1

19.12.13







16

Обобщающий урок по теме «Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека».

1

26.12.13







III четверть

- «Радость православной веры» (11ч.)




17

Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово.

1

16.01.14







18

Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как
разговаривает икона?

1

23.01.14







19

Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме

1

30.01.14







20

Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются»

1

06.02.14







21

Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель

1

13.02.14







22

Прославление Творца тварью: животные как меньшие
братья человека

1

20.02.14







23

Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь

1

27.02.14







24

Радость послушания. Дети и родители

1

06.03.14







25

«Небесное веселье». Христианские мученики.

1

13.03.14







26

Радости православной веры.

1

20.03.14







27

Обобщающий урок по теме: «Радость православной веры».

1

03.04.14







IV четверть

«О чем рассказывают создатели православной культуры

(иконописец, зодчий, поэт, певчий)?» (7ч.)




28

О чем рассказывают создатели православной культуры?

1

10.04.14







29

Благовестие спасения.

1

17.04.14







30

Воля Божия и воля человеческая

1

24.04.14







31

Радость праведных

1

01.05.14







32

Праздник праздников. Торжество торжеств 1


1

08.05.14







33

Защита веры. Святые люди

1

15.05.14







34

Доброта и милосердие христианина

1

22.05.14









Содержание предмета «Православная культура»

Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (8ч.) (православный храм — православная икона — православный праздник.)

О христианской радости. Красота и радость в окружающем мире. Что мы видим вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. Библейская история о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Искажение красоты в мире. Исчезновение радости. Грех. Христиане о проявлении искажения красоты в человеке и в окружающем мире.

Поэтическая история славянской азбуки. Ее создатели. Слово, письмо, их цель и религиозный смысл. Значение славянских букв, отражающих их религиозный смысл. Красота церковнославянских буквиц. Почему христиане на Руси радовались, получив славянскую азбуку?

Радость православных праздников. Рождество Пресвятой Богородицы. Где и как празднуют православные праздники? Как христиане понимали слова: благодать, благочестие, честность, лицемерие?

Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Духовная радость. Изображение. Украшение. Постройка. Храм — хранитель памяти. Что может отражать красота рукотворная? Как православные мастера изображали красоту мира Небесного? О душе человека. Как создавались произведения православного искусства? Каждый ли мастер может создать красивое произведение? Молитвенная подготовка православного мастера. Дионисий. Ферапонтов монастырь. Соловецкий монастырь. Дмитриевский собор во Владимире. О чем рассказывают их стены? Радость в каменных узорах.

Радостный мир православной иконы. В чем радость православной иконы? О чем рассказывают иконы? Икона и картина. Лик. Лицо. Образ. История первой иконы. Спас Нерукотворный. Чудотворные иконы. Икона и благо дать. Поэтическое описание иконы. Что в иконе самое главное? Как научиться понимать, о чем рассказывают иконы? Сюжет, символика, дидактический смысл, духовное содержание. Какими качествами должен обладать иконописец? Икона: «О Тебе радуется». Содержание и духовный смысл. О Царствии Небесном. Христиане размышляют о мире Горнем: Божия сила; Премудрость Божия. Какими силами укреплялся православный мастер?

Скорби и торжество в православной иконе. Воздвиженье Креста Господня. История обретения святыни. Символ Креста. Его смысл. Крестная Жертва. Христианское понимание Искупления: от чего Бог искупил человека?

Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного христианина. (8ч.)

Какие праздники празднуют православные христиане? Покров Пресвятой Богородицы. Чудеса. Радостные гимны преподобного Романа Сладкопевца. Радость добродела-ния. Добродетели. Библейская история рассказывает об образе Божием в человеке. Почему человек утратил радость? Как восстановить радость в душе человека?

Отражение христианской радости в произведениях православной культуры: духовной музыке, поэзии, иконописи. Акафист Божией Матери. О чем в нем поется? Ведущий рефрен акафиста «Радуйтесь». Чему радовались христиане?

Библейские истории о том, какими законами Бог сохранял красоту мира? Вавилон. Неопалимая купина. Синайское законодательство. Христиане размышляют о том, почему человек не может самостоятельно сохранить красоту в себе и в окружающем мире? И кто ему может помочь в этом? Почему христиане забывали о Божиих законах? Кто напоминал им о правилах жизни, данных Богом?

Как православные христиане почитали святых? Тропари - песни, прославляющие Бога и святых. Царь и пророк Давид. Кто такой пророк? Когда к человеку возвращается радость? Как ее обрести? Псалтирь. Псалмы царя Давида. О чем пел царь Давид? Каким был пророк?

Радость праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Что в нем радостного? Чему радовались христиане в этот праздник?

Что могла увидеть в храме Пресвятая Отроковица Мария? Скиния. Иерусалимский храм. Что мы видим в православном храме? Внешний вид и внутреннее устройство православного храма. Иконостас. Алтарь. Где размещается церковный хор?

Радость в традициях христианской жизни. В чем большая радость для христианина: получать подарки или дарить?



Радость православной веры. (11ч)

Праздник Рождество Христово. Ветхозаветные пророчества о Христе. Каким был пророк? Пророки: Исайя, Даниил, Аггей, Захария, Малахия, Иона. Пророки и мученики. К кому обращались за помощью три отрока: Анания, Азария и Мисаил? Кто спас от смерти пророка Даниила? Чему радовались пророки? К чему стремились в своей жизни?

Христиане - создатели православной культуры. Почему на Рождество украшают елку? Пророчество Исайи. Красота и радость в иконах Рождества Христова. Иконопись. Сюжет, иконописный канон. Два мира в иконе: земной и Небесный.

Радость встречи. Праздник Сретения в православном храме. Церковное богослужение. Божественная Литургия. Как христиане размышляли о встрече человека с Богом: когда он может приблизиться к Богу? Покаяние. Радость.

Радостное пророчество. Иоанн Креститель. Почему было предсказано, что «многие о рождении его возрадуются»? Какие качества Иоанна Крестителя являлись примером для христиан?

Христиане размышляют, для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. Как восстановить первозданную красоту человека? Мытарь и фарисей. Добродетель смирения. Грех гордыни. Древо добродетелей.

Жития святых рассказывают о радости прославления Творца тварью: животные как меньшие братья человека. Пророк Даниил. Преподобный Герасим и лев Иордан. Преподобный Серафим Саровский. Преподобный Сергий Радонежский. Раскрытие духовной

соты святого в духовных песнопениях. «Дивен Бог во святых Своих» (Псалом 67 стих Отражение христианской радости в духовной музыке.

Христиане размышляют о том, как сохранить красивый Божий мир. Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей: «блаженство -счастье». Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.

Радость послушания. Дети и родители. Ной и его сыновья: Сим, Хам, Иафет. Радость счастье. Любовь как исполнение закона Божиего.

Небесное веселье». Христианские мученики. Во имя чего терпели, чему радовались 40 мучеников севастийских? Мученические венцы. Кого христиане называли умным? Радости православной веры. Великий Пост. Крестопоклонная неделя. Почему христиане называли это время «веселое время поста»? В чем они видели радость? Можно ли зваться, отказывая себе в чем-либо?

О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт)? (7ч.) ,
Какими качествами души обладали православные мастера?

Радость благовестия спасения. Предвестие Великого праздника. Праздник «Вход Господень в Иерусалим». Воля Божия и воля человека. Праздничные песнопения.

Искупление. Радость праведных. Царствие Небесное. Притча о зерне горчичном. Радости жизни современного человека. Праздник праздников и торжество торжеств» - Воскресение Христово. Чудеса в жизни людей. Вера. Доверие. Благодарение, защита веры - защита христианской радости о Господе. Святые люди. Благочестивые и неблагочестивые люди. Честь. Неблагодарность. Верность.

Радостная весть в мире. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он - христианин? Праведники.



Перечень учебно-методических средств обучения.
Литература:
Учебник: Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Л.Л.Шевченко. М., Издательский дом «Покров», 2007 г.

Наглядное пособие «Иллюстрации». Л.Л.Шевченко. М., Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2004 г.


Оборудование и приборы:

. Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

Примечания

Музыкальный центр «Samsung»

1




DVD - проигрыватель

1




Компьютерное оборудование




На занятиях в компьютерном классе

Демонстративные пособия в формате СD и DVD











скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
243.04kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
158.39kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
176.41kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
302.9kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
150.39kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
185.54kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
288.85kb.
Рабочая программа 8 класса разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура\ »
217.64kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 9 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
309.59kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 6 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
292.88kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 11 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
283.43kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 10 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
295.36kb.