Главная стр 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уколовская основная общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области


«Рассмотрено»

на заседании МС


протокол № 5 от

28.06.2013 г.





«Утверждаю»

Директор МОУ «Уколовская ООШ»

__________ Уколова Е.Н.

приказ №102 от 02.09. 2013 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Православная культура»

для 9 класса
учителя православной культуры

Рыжовой Ольги Алексеевны
Базовый уровень

2013-2014 учебный год



Пояснительная записка

к рабочей программе по предмету «Православная культура»

Рабочая программа составлена на основе программы В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. Программа учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006; Т. В. Рыжова. Методические рекомендации по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно-методических комплексов для средней школы «Православная культура». — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 152 с. ISBN 5903101070.

Основная цель рабочей программы— развитие у школьников интереса к изучению России, понимания роли православия в истории Родины и восприятие ими основ православной нравственности и духовности, как необходимого и первоочередного элемента российской морали и нравственности, без понимания которого нельзя считаться настоящим гражданином России.

В процессе изучения предмета «Православная культура» в 9 классе решаются следующие задачи:

1. Воспитание в детях нравственного идеала.

2. Развитие исторической памяти.

3.Формирование у школьников культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей.

Дидактические принципы программы:



  • Принцип обучения в атмосфере предмета. Его реализация предполагает создание в процессе обучения атмосферы увлеченности предметом, так как полноценное восприятие информации о православной культуре предполагает создание ситуации сопереживания этой информации. Учебный материал отбирается с учетом его нравственной значимости и художественной ценности и разработан в сквозной педагогической драматургии содержания и формы уроков на протяжении всего учебного курса.

  • Принцип личностно - ценностного соответствия реализован в организации учебного материала с учетом возрастных и индивидуальных ценностных ориентации современных детей в целях формирования у них эмоционально-ценностных отношений к объектам православной культуры.

  • Принцип содержательных обобщений предполагает организацию материала, при которой учащиеся получают возможность постепенного эмоционального «вживания» в учебный материал.

При разработке программы учитывались «Методические рекомендации по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения учебно-методических комплексов «Православная культура» для средней школы». АНО «ИНФОФОД» «Православная культура. 9 класс».

В соответствии с программой УМК «Православная культура. 9 класс», построенной на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ, учащиеся в 9-м классе изучают на достаточно серьезном уровне храмовую архитектуру. Поскольку 9-й класс является выпускным классом основной школы, программа предмета «Православная культура» включает в себя, кроме изучения нового материала, обобщение и повторение знаний, полученных учащимися в 5-8 классах. С этой целью изложение нового материала построено на повторении учащимися содержания Священного Писания, старославянского и церковнославянского языков, духовных и нравственных основ православия.

Большое значение в связи с этим приобретают подготовка и написание учащимися рефератов как самостоятельных творческих работ. В рефератах должна отражаться связь темы с библейскими сюжетами и героями, с историей Ветхого и Нового Завета, поскольку учащимся в работах необходимо проанализировать глубинный христианский смысл и истоки появления храмов, особенности русского православного храмостроительства, внутреннего убранства храмов и священнодействий, происходящих в храме. При подготовке рефератов учащимся необходимо предложить самостоятельный поиск дополнительных материалов на сайтах, выход на которые осуществляется непосредственно с диска мультимедийного приложения к учебному пособию. Это, с одной стороны, поможет учащимся приобщиться к информационной культуре в части поиска и отбора нужной информации, а с другой стороны, поможет учителю определить степень понимания учениками материала по предмету «Православная культура», изученного в основной школе.

Особое внимание уделяется пониманию учащимися глубинного духовного смысла молитв, заповедей Ветхого и Нового Завета, Символа Веры, а также необходимо отработать с учениками навык чтения и понимания текстов на церковнославянском и гражданском языках.

В программе 9 класса предусмотрено время на изучение регионального компонента: архитектуры и художественного оформления храмов родного города, местных особо почитаемых икон, святых и православных праздников.

Таким образом, девятиклассники на глубоком уровне изучают содержательные линии:

• Православный образ жизни;

• Художественная культура православия.

Учитывая, что 9 класс является выпускным классом основной школы, учащиеся повторяют на более глубоком уровне знания из содержательных линий:

• Православная христианская картина мира;

• История православной религии и культуры;

• Нравственная культура православия;

• Православие — традиционная религия русского народа.

В программу внесены следующие изменения:

В 9 классе программа учебного предмета « Православная культура» предусматривает глубокое изучение содержательных линий:


        • Православный образ жизни;

  • Художественная культура православия.

  • Нравственная культура православия

Это обусловлено тем, что в 9 классе учащиеся в состоянии на достаточно серьезном уровне изучать храмовую архитектуру и внутреннее убранство православного храма. В 9 классе предполагается выделение на изучение предмета 2 часа в неделю. Соответственно учебному плану школы на изучение данного предмета отводится 1 час в неделю. Поэтому темы: «Происхождение внешнего вида христианского храма», «Истоки и самобытность русского храмового зодчества», «Кому посвящались и какое значение имели православные храмы на Руси», «О церковнославянском языке и молитвах»- сокращены, соответственно сокращено количество итоговых контрольных работ, уроков компьютерного контроля знаний. Все сокращения тем проведены за счет их краткого изучения.

В программе 9 класса предусмотрено время на изучение регионального компонента: архитектуры и художественного оформления храмов Белгородчины, местных особо почитаемых икон, святых и православных праздников. Материал для организации изучения регионального компонента подбирается учителем самостоятельно, поэтому в календарно-тематическом планировании отражена тема «Храмовое зодчество Белгородской области»-3часа

Преподавание предмета строится на основе учебно-методического комплекса:

Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 9 класс: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 260 с.: цвет. илл. ISBN 5903101054.

Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 9 класс» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 9 классе / Т. В. Рыжова. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 154 с.: илл. ISBN 5903101046.

Мультимедийное приложение к руководству по поурочному планированию «Православная культура 9 класс» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

Мультимедийное приложение к методическим рекомендациям «Православная культура 9 класс» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см. Общая тема 9-го года обучения: «Христианский храм»

Общий объем: 34 часа в год; контрольных работ – 3

Темы четвертей:

1 четверть – «История христианского храма»

2 четверть – «Православный храм»

3 четверть – «Православный храм»

4 четверть – «Храмовое зодчество Руси»


Формы организации учебного процесса:

комбинированный урок, урок-экскурсия.

Виды деятельности на уроке: слушание рассказа учителя, беседа, обсуждение, размышление, слушание духовной музыки, рассматривание иллюстраций, видеолекции, тренировочные компьютерные тесты и тренировочные упражнения, литературное творчество, обсуждение ситуаций нравственного выбора, выполнение тематических рефератов

Формы и критерии оценки учебно-воспитательных результатов

изучения программы учащимися:

Показателями освоения учебного материала, помимо знаний и умений школьников характеризовать и объяснять основные представления и понятия предмета «Православная культура» в содержательном плане, являются умения и навыки анализировать и оценивать духовно-нравственные явления и категории, изучаемые в рамках предмета, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном — российском социокультурном контексте, организовывать отношения с окружающими людьми в соответствии с традицонными нравственными и культурными нормами российского общества. В связи с этим критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьником являются критерий факта (какие знания и в каком объеме усвоены из предъявленного материала) и критерий деятельности (применение изученных знаний на практике в части умения проводить сравнительный анализ лиц, предметов, событий и явлений, раскрывать сущность явлений, используя примеры, обобщать изучаемые явления и делать собственные выводы ).

Программой предполагается проведение текущего контроля знаний учащихся в следующих формах:

-письменная контрольная работа,

-письменная самостоятельная работа,

-письменная творческая работа,

-реферат по проведению исследования и

-устный опрос учащихся во время урока,

-компьютерный контроль знаний учащихся по окончании изучения каждой

обобщения по теме изученного материала, главы программы.

Критерии оценивания рефератов учащихся

1. Оформление рефератов учащимися:

- реферат должен быть представлен в печатном варианте;

- реферат должен содержать иллюстративный материал кА с материалов диска к учебному пособию, так и с сайтов, выход на которые осуществляется с диска, а именно:

http://www.enc.mail.ru

http://www.icon-art.info

http://www.school.edu.ru

http://slovari.yandex.ru

2. Написание рефератов предполагает использование учащимися всех учебно-методических материалов комплекса и материалов сайтов. поэтому рекомендуются следующие критерии оценивания рефератов :

- при использовании только материалов учебного пособия – «удовлетворительно»;

- при частичном использовании, помимо материалов учебного пособия, информационных материалов диска – «хорошо»

- при использовании всех имеющих в комплексе учебно-методических материалов, касающихся темы, а также дополнительных материалов с сайтов – «отлично»



Требования к уровню подготовки учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».

Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.

В рамках требований учащиеся должны:

- называть и показывать;

- определять и измерять, фиксировать; _

- описывать, составлять; _

- объяснять;

- прогнозировать (простейшие действия).

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знании и умений школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

1. Выпускник основной школы должен ЗНАТЬ {перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события явления, понятия):



По содержательной линии «Православный образ жизни»

Православный календарь, Церковное новолетие. Православные христианские праздники (Пасха Христова, двунадесятые и великие праздники, память святых), история и традиции их празднования в Церкви и семье. Пасхальный праздничный цикл, православная Пасхалия. Православные посты. Святые Христианской Церкви, их почитание в православной культуре. Христианские имена, святые покровители, празднование именин в Церкви и семье. Крестные отец и мать, их взаимоотношения с крестными детьми и их родителями. Правила устройства православного дома. Православная культура общения: приветствия и прощания, просьба, благодарность, поведение в гостях, на собраниях, трапезах. Молитвенная культура православия. Молебны. Православный молитвослов. Молитвенная культура православной семьи. Крестное знамение. Православная община, органы самоуправления общины. Административная и священная иерархии в Христианской Церкви; миряне, дьяконы, священники, епископы. Выражение почтения священному сану. Богослужебная культура православия. Православный храм как место общего богослужения, его общий вид, устройство, освящение. Правила участия в храмовых богослужениях. Порядок богослужений: суточный, недельный и годовой крут. Богослужебные предметы в алтаре. Церковное пение и колокольный звон на богослужении, церковные хоры. Литургия, ее происхождение и центральное значение в православной богослужебной культуре. Богослужение Всенощного бдения. Освящение христианского дома и всякого дела в православной культуре. Крестные ходы. Православная культура почитания святых икон. Знаменитые Богородичные иконы, их история и традиции почитания. Православная культура погребения усопших, поминовения их в Церкви и семье, ухода за могилами предков. Православная культура поминовения воинов — защитников Отечества.



По содержательной линии «Нравственная культура православия»

Православная этика. Система нравственных норм, заповеди. Последствия греховных поступков в жизни человека, семьи, общества, народа. Ложь и насилие как главные проявления греховности человека. Греховные дела, помыслы, привычки, страсти, пороки, необходимость борьбы с ними. Страсть, стадии ее развития. Православная нравственная культура. Совесть, Любовь, Благо, Истина, Красота, Добро в православной культуре. Христианские добродетели. Заповеди Ветхого Завета. Десятисловие (Моисеев закон). Первая часть Десятисловия — заповеди отношения человека к Богу. Нравственные нормы почитания родителей, предков. Нравственная культура православной семьи. Запрещение блуда, нравственная ответственность мужчины и женщины в половых отношениях. Духовно-нравственные и психосоматические последствия половой распущенности. Запрещение воровства, желания имущества других людей. Запрещение ложного свидетельства. Иисус Христос как нравственный идеал. Заповеди Блаженства, Нагорная проповедь. Христианское воинство. Благотворительность, милостыня. Поддержка человека в его борьбе с личной греховностью со стороны ближних и Церкви.



По содержательной линии «Художественная культура православия»

Содержательные, формальные и смысловые особенности православной художественной культуры. Православная эстетика. Формирование и развитие православной художественной культуры. Выдающиеся произведения православной художественной культуры в России и мире. Православная храмовая архитектура, канонические нормы храмостроительства. Художественное убранство православного храма. Православное зодчество Киевской Руси. Православное зодчество Владимиро-Суздальской Руси, Новгорода. Шатровое зодчество как уникальный стиль русского храмостроения. Храмы Московского Кремля. Храм Христа Спасителя. Храмовое зодчество Санкт-Петербурга. Утраты художественного достояния православной культуры в XX в. Восстановление православных храмов с 1991 г., строительство новых храмов. Воссоздание храма Христа Спасителя в Москве. Православная икона. Хоругвь. Богородичные иконы. Иконопись в Ромейской Империи (Византии). Иконопись на Руси, творческое осмысление византийских традиций. Древнерусские памятники иконографии XI-XIII вв. Выдающиеся русские иконописцы. Древнерусская фреска, фрески в средневековой Руси. Использование мозаики в православной художественной культуре. Музыкальная культура церковного пения, гласы, распевы. Древнерусское церковное пение, знаменный распев. Авторские произведения православной музыкальной культуры. Придворная певческая капелла. Современная культура церковного пения. Храмовые колокола, их изготовление. Культура оформления православной книги. Рукописные православные книги — Остромирово Евангелие, Геннадиевская Библия. Первые печатные русские православные книги — Апостол. Православное декоративно-прикладное искусство.



По содержательной линии «Православие традиционная религия русского народа»

Предание об избрании веры. История формирования и развития православной культуры в России, византийское и другие влияния. Православие в традиционной русской культуре — в быту, социальных отношениях, правовой и политической культуре, хозяйстве, художественной культуре. Собор Российских святых. Православная культура Киевской Руси. Православная культура и Церковь в период ордынского нашествия и борьбы за национальную независимость. Образование Русской Поместной Церкви, Русское Патриаршество. Православный христианский уклад жизни общества в Московском Царстве.



2. Выпускник основной школы должен УМЕТЬ сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры):

По содержательной линии «Православный образ жизни»

Переходящие и непреходящие праздники. Отличия православного поста от диеты и вегетарианства. Отличие именин от дней рождения. Виды молитв, молитва личная и общественная. Священнослужители, церковнослужители, прихожане на богослужении. Особенности православного богослужения в праздники, во время постов. Православный образ жизни (уклад жизни). Смысл праздника в православной культуре. Духовно-нравственный смысл поста в православной культуре. Крещение как условие благодатной духовной жизни. Православная семья как «малая Церковь». Молитва, ее происхождение и значение в мировой культуре. Церковный народ как высший носитель Истины в Христианской Церкви. Таинства Христианской Церкви. Православные обряды. Чудотворные иконы.



По содержательной линии «Нравственная культура православия»

Ветхий Завет в нравственном отношении к Новому Завету; Закон и Благодать, Особенности нравственной культуры воина-христианина. Соотношение личных усилий, помощи ближних и Церкви в нравственном очищении. Сравнение аскетической практики в православной культуре и в других религиозных традициях. Православный и философский гуманизм. Духовно-мировоззренческие основы морали. Православное понимание свободы воли. Грех как беззаконие, нарушение заповедей. Духовно-нравственное попечительство старших над младшими в православной культуре. Заповедь «не убий». Необходимость противления злу силой. Добродетель целомудрия, ее значение для духовной жизни и здоровья юноши и девушки. Православная культура отношения к ближнему, жертва за ближнего в личной жизни, семье, обществе. Единство веры и дел как необходимое условие исправления жизни. Православная христианская культура отношения к болезни и смерти. Достижимость православного нравственного идеала, его свидетелъствование в святости. Пост и молитва как средства борьбы с грехом. Духовный совет, духовничество, духовное руководство в нравственной культуре православия. Православная нравственная культура общественной и государственной деятельности. Православные нравственные основы любви к Родине, патриотизма и гражданственности.



По содержательной линии «Художественная культура православия»

Особенности храмовой архитектуры в Ромейской Империи (Византии), других православных странах, в России. Православное христианское понимание художественного творчества и его задач. Канон в православной художественной культуре. Духовная традиция благочестия в православной художественной культуре. Православная культура в творчестве русских художников.



По содержательной линии «Православие традиционная религия русского народа»

Церковь и Древнерусское государство, русские князья и Церковь. Русские цари и Патриархи. Православие — традиционная религия русского народа, православные основы русской цивилизации. Святость как идеал народной жизни. Православие — культурообразующая религия в России. Православная культура в русской градостроительной традиции. Национальные особенности русской православной культуры. Государствообразующая роль православия в истории России.



3. Выпускник основной школы должен ИМЕТЬ НАВЫК проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения необходимой информации, отбора ее содержания, копирования, редактирования найденной информации, выделения и вставки в готовый текст отдельных найденных фрагментов.


Календарно - тематическое планирование по предмету

«Православная культура» 9 класс. Общий объем: 34 часа в год.




Содержание


Часы учеб-ного времени

дата

примечания

план

факт

История христианского храма(6ч.)

1

Понятие христианского храма. Библия о возникновении христианских храмов: скиния завета.

1

04.09.13







2

Храм Соломона.

Второй Иерусалимский храм.

1

11.09.13







3

Происхождение внешнего вида христианского храма

1

18.09.13







4

Стили христианского храмостроения

1

25.09.13







5

Единство внутреннего устройства и символизм форм христианских храмов

1

02.10.13







6

Урок контроля знаний по главе «История христианского храма»

1

09.10.13







Православный храм (18ч.)

7

Православный храм: истоки и самобытность

1

16.10.13







8

Деревянное храмовое зодчество Руси. Каменные храмы древней Руси

1

23.10.13







9

Кому посвящались, и какое значение имели православные храмы на Руси

1

30.10.13







10

Внутреннее устройство православного храма

1

13.11.13







11

Иконостас православного храма и Библия.

1

20.11.13







12

Устройство алтаря в православном храме

1

27.11.13







13

Урок контроля знаний по главе «Православный храм»

1

04.12.13







14

Символ Веры- основные положения православия. Объяснение членов Символа Веры

1

11.12.13







15

Десять заповедей Ветхого Завета.

1

18.12.13







16

Девять заповедей блаженства Нового Завета




25.12.13







17

Богослужения: понятия богослужений, круги богослужений во время праздников. молебны

1

15.01.14







18

Книги священного писания и церковных богослужений и церковнославянский язык. Смысл молитвы, молитвы пресвятой Богородице и молитва Господня.

1

22.01.14







19

Смысл молитвы, молитвы ангелу Хранителю, Пресвятой троице и святому Духу.

1

29.01.14







20

Обычаи и обряды русской Православной Церкви

1

05.02.14







21

Понятие о таинствах православной церкви. Таинства крещения и миропомазания. Таинства причащения

1

12.02.14







22

Таинства покаяния и елеосвящения. Таинства священства и брака.

1

19.02.14







23

Правила поведения в православном храме

1

26.02.14







24

Колокольные звоны

1

05.03.14







Храмовое зодчество Руси (7ч.)

25

Собор Святой Софии в Киеве

1

12.03.14







26

Единый храмостроительный замысел Новгорода

1

19.03.14







27

Зодчество Владимиро-Суздальской земли


1

02.04.14







28

Шатровое зодчество –уникальный стиль русского храмостроения

1

09.04.14







29

Храмы Московского Кремля


1

16.04.14







30

Храм Христа Спасителя

1

23.04.14







31

Храмы Санкт-Петербурга

1

30.04.14







Храмовое зодчество Белгородской области (3ч)

32

Православное зодчество Белгородчины.

Храмы Белгорода


1

07.05.14







33

Православное зодчество Белгородчины.

Храмы города Губкина

1

14.05.14







34

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

1

21.05.14








Содержание программы

по предмету «Православная культура»


ГЛАВА 1 «ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМА» (6часов)

«Из истории возникновения христианских храмов» .

Библия о происхождении храма и формировании его внешнего вида и внутреннего оформления, скиния, храм Соломона, Второй Иерусалимский храм.

«Происхождение внешнего вида христианского храма» .

Гонения на христиан, проведение тайных богослужений. Икосы, катакомбы, кубикулы, крипты, капеллы. Прекращение гонения на христиан в начале IV века, базилика — особенности архитектуры, связь формы базилики с библейской историей.

«Стили христианского храмостроения»

Византийский стиль храмостроения. Пантеон в Риме. Типы византийского храмостроения. Собор Святой Софии в Константинополе: история создания, архитектура, значение собора для Византийской империи. Периоды истории развития византийской храмовой архитектуры. Крестово-купольная конструкция. Русско-византийский стиль храмостроения. Романский, готический стили храмостроения. Стили Возрождения, барокко, рококо, классицизма, ампира в храмостроениии.

«Единство внутреннего устройства и символизм форм христианских храмов»

Притвор, алтарь, святой престол, алтарная преграда, солея, амвон. Священные предметы святого Престола: антиминс, дарохранительница, напрестольное Евангелие, напрестольный крест. Символическое значение различных форм христианских храмов.

ГЛАВА 2 «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» (18часов)

«Истоки и самобытность русского храмового зодчества» —

Влияние византийского зодчества на древнерусское храмостроение. Собор Святой Софии в Константинополе — образец для русских храмостроителей Руси X-XI веков. Формы православного храма и их символическое значение. Многоглавие православных храмов на Руси и их символическое значение. Деревянное храмовое зодчество Руси: столповые и клетские храмы. Каменное храмовое зодчество, крестово-купольная конструкция. Формы крестов на куполах православных храмов и их символическое значение. Назначение русских православных храмов.

«Кому посвящались и какое значение имели храмы на Руси»

Роль православных храмов на Руси. Типы православных храмов — ставропигиальные, кафедральные, приходские, кладбищенские. Храмы, освященные в честь Иисуса Христа. Храмы, освященные в честь православных праздников — двунадесятых и великих. Значение святых в православии, сонмы православных святых, храмы, освященные в честь святых. Храмы, освященные в честь особо чтимых на Руси икон.

«Внутреннее устройство православного храма»

Притвор православного храма, его функции и художественное оформление. Колокольня. Средняя часть храма, ее функции и художественное оформление,

символический смысл внутреннего убранства средней части. Купол, его символическое значение и художественное оформление. Паруса, символическое значение изображений апостолов-евангелистов в парусах. Аналое, праздничная икона, хоругвь, канунник, паникадило, кафедра, рака со святыми мощами. Иконостас, ярусы иконостаса, Царские и боковые врата иконостаса. Солея, амвон, клиросы. Алтарь православного храма — его символическое значение, священные предметы алтаря и их функциональное и символическое значение, священные предметы священного престола и их символическое значение.

«О Символе Веры, основных заповедях и богослужении»

Содержание Символа Веры, объяснение смысла его членов. Десять заповедей Ветхого Завета и их объяснение. Заповеди Блаженства и объяснение их смысла. Православное богослужение, суточный, недельный, годовой круги богослужений. Литургия, Всенощное бдение, молебны. Панихида.

«О церковнославянском языке и молитвах»

Оригинальные языки книг Священного Писания. Кирилло-мефодиевская традиция перевода книг Священного Писания и создание славянской письменности. Церковнославянский язык как инструмент передачи смысла текста и богатства речи Священного Писания. Возвышенность и мелодичность церковнославянского языка. Молитвы, их смысл. Сравнительный анализ смыслового содержания, мелодичности строя и особенностей чтения текстов основных православных молитв на старославянском, церковнославянском и современном русском языках.

«Обычаи и обряды Русской Православной Церкви»

Обряд как внешний знак благоговения, выражающий православную веру. Порядок совершения и символический смысл обрядовых действий, совершаемых каждым православным человеком: крестное знамение, поклоны, зажигание свечи. Порядок совершения и символический смысл обрядовых действий, совершаемых священником: напутственные молитвы, освящение воды и пищи, крестные ходы.

«Основные таинства Православной Церкви»

Определения понятия «таинство» в православии. Символический смысл и порядок совершения семи основных таинств в Русской Православной Церкви: крещения, миропомазания, причащения, покаяния, елеосвящения, священства и брака.

«Правила поведения в православном храме»

Требования к одежде приходящего в православный храм, порядок совершения православным человеком действий при подходе к храму и при вхождении в храм, правила поведения человека внутри православного храма и во время проведения богослужения.

«Колокольные звоны»

Колокол как единственный музыкальный инструмент православного храма. История появления колоколов на Руси. Значение колокола в общественной жизни

Руси. Русские колокольные мастера и их творения. Виды колокольных звонов православных русских храмов и их назначение. Использование колокольных звонов в произведениях знаменитых русских композиторов. Возрождение колокольного дела и колокольной музыки в современной России.

ГЛАВА 3 «ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО РУСИ» (7 часов)

. «Собор Святой Софии в Киеве»

История возведения Киевского Софийского собора. Особенности архитектуры и богатство внутреннего убранства храма. Значение собора для русской православной культуры и для политической и общественной жизни Киевской Руси.

«Единый храмостроительный замысел Новгорода»

История возведения Новгородского Софийского собора. Особенности архитектуры и богатство внутреннего убранства храма. Значение собора для русской православной культуры и для политической и общественной жизни Киевской Руси. Архитектурные особенности Новгородской школы храмостроения. Оформление единого храмостроительного замысла Новгорода путем возведения дополнительных архитектурных центров Новгорода — Николо-Дворищенского собора, Рождественского собора Антониева монастыря и Георгиевского собора Юрьева монастыря. История строительства, архитектурные особенности и внутреннее убранство Николо-Дворищенского собора, Рождественского собора Антониева монастыря и Георгиевского собора Юрьева монастыря.

«Зодчество Владимиро-Суздальской земли»

Архитектурные особенности Владимиро-Суздальской школы храмостроения. Владимирский Успенский собор — главный храм новой столицы Киевской Руси. Особенности архитектуры и богатство внутреннего убранства Владимирского Успенского собора. Шедевры белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской земли — Дмитриевский собор и Георгиевский собор.

«Шатровое зодчество уникальный стиль русского

храмостроения»

История создания и развития русского шатрового зодчества. История возведения церкви Вознесения в Коломенском, особенности архитектуры первой шатровой церкви на Руси. Споры ученых о происхождении русского шатрового зодчества. Шатровые храмы Руси: собор Василия Блаженного, церковь Илии Пророка в Ярославле, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, церковь Рождества Богородицы в Путинках. Превращение Москвы в Новый Иерусалим и строительство по указу Патриарха Никона Воскресенского Собора Новоиерусалимского монастыря, особенности архитектуры и внутреннего убранства храма. Решение Патриарха Никона о запрете строительства на Руси шатровых храмов.

«Храмы Московского Кремля»

Грандиозное храмостроительство в Московском Кремле во времена правления князя Ивана III. Строительство Успенского собора Московского Кремля— Первопрестольного храма Всея Руси, архитектура и внутреннее

Руси. Русские колокольные мастера и их творения. Виды колокольных звонов православных русских храмов и их назначение. Использование колокольных звонов в произведениях знаменитых русских композиторов. Возрождение колокольного дела и колокольной музыки в современной России.

убранство храма. Благовещенский собор Московского Кремля — домовая московских великих князей и русских царей: архитектура и богатство внутреннего убранства. Архангельский собор Московского Кремля — усыпальница московских великих князей и русских царей: архитектура и богатство внутреннего убранства. Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле, приобретение ею окончательной формы. Завершение формирование Соборной площади Московского Кремля.

«Храм Христа Спасителя»

История строительства храма Христа Спасителя в Российской империи, художественное оформление и архитектура храма, богатство его внутреннего убранства. Значение храма Христа Спасителя для истории Российской империи. Уничтожение храма большевиками в 1931 году. Возрождение храма Христа Спасителя в 90-е годы XX века. История строительства, архитектурное решение и художественное оформление возрожденного храма.

«Храмы Санкт-Петербурга»

Строительство Исаакиевского собора как главного храма новой столицы Российской империи, архитектура и оформление внутреннего убранства храма. Казанский собор: история возведения, архитектурное решение и внутреннее убранство.

«ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» (3 часа)

Православное зодчество Белгородчины.

Храмы Белгорода

Православное зодчество Белгородчины.

Храмы города Губкина

Перечень учебно-методических средств обучения.

Перечень учебно-методических средств обучения.

Литература:

1. Учебник В.Д.Скоробогатова, Т.В.Рыжовой, О.Н. Кобец «Православная культура», 9 класс, Ульяновск, Инфофонд, 2006 г.»,

2. Т.В.Рыжова, Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура»

3. Т.В.Рыжова, Методические рекомендации при организации учебного процесса личностно-ориентированного обучения на основе применения учебно-методических комплексов «Православная культура»



4. Учебно-методические комплексы с мультимедийными приложениями, издаваемые АНО «ИНФОФОНД» для отдельных классов средней общеобразовательной школы. (9 класс)

Оборудование

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

Примечания

Музыкальный центр «Samsung»

1




DVD - проигрыватель

1




Компьютерное оборудование




На занятиях в компьютерном классе

Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 9 класс» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (650 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)











Смотрите также:
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
243.04kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
302.9kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
150.39kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
288.85kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
176.41kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
158.39kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура»
185.54kb.
Рабочая программа 8 класса разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура\ »
217.64kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 11 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
283.43kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 10 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
295.36kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 9 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
309.59kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 6 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
292.88kb.