Главная стр 1
скачать
ИСКУССТВО. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Рабочая программа

по учебному предмету

« Искусство. Изобразительное искусство »

в 5 «а,б,в» классе

Программа разработана учителем Бухоновой И.В., ВКК

Рабочая программа разработана на основе примерной программы

« Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского МО и науки РФ, 2008, изд. Просвещение

Количество часов в неделю- 1, всего в год- 35

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы.

Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Одна из главных целей преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами; художественная фотография и видеосъемка.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.

Программа «Изобразительное искусство» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа — это базовый этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 5—9 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.

В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

V класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.


Программа выражает логику развития содержания учебного материала. Ступенчато построено овладение художественными навыками, умениями и знаниями. Программа рассчитана на 35 учебных часах в год. Учитель может творчески подходить к распределению часов по темам, соблюдая логику взаимодействия тем.

Программа при внимательном изучении дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, а также учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.

Этот год посвящен содержанию и языку декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.

Обучение в V классе строится как познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.

Необходимо иметь в виду, что освоить, осознать отдельно образный язык и социальную роль декоративно-прикладного искусства невозможно. Содержание искусства можно воспринимать адекватно, лишь осваивая специфику образного языка.

Темы «Древние корни народного искусства» и «Декор — человек, общество, время» являются важнейшими для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно символического языка (пришедшего к нам от далеких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существования декоративно-прикладного искусства в обществе, т. е. его главной коммуникативной функции. Школьников подводят к пониманию того, что из века в век декор (украшение) формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива, как обозначение принадлежности к определен-ной человеческой общности - так было в любой век, у любого народа, начиная с каменного века до наших дней.

В процессе восприятия произведений народного, классического, современного декоративно-прикладного искусства центральным вопросом для формирования художественного мышления является вопрос «зачем?», включающий в себя вопросы «что? и «как?», помогающий установить в сознании ученика смысловую связь между декором вещи и господствующими идеями в обществе у разных народов, в разные времена.

Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.

Все разделы и темы рабочей программы даны в соответствии с программой «Изобразительное искусство» МО и науки РФ, порядок изучения программного материала и количество учебных часов сохранены полностью.

ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве предполагает:


  • дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

  • понимание особенностей декоративно-прикладного искусства;

  • осмысление места декоративного искусства в жизни общества;

  • осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию.

Формирование художественно-творческой активности. Учащиеся должны:

  • учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

  • учиться выражать свое личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

  • умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности;

  • учиться выражать свое личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

  • проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных украшений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


Тема 1 : «ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА» ( 8 ч. )

Дом — космос. Единство конструкции и декора в народном жилище..

Интерьер крестьянского дома.

Древние образы в народном искусстве. Символы цвета и формы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Внутреннее убранство крестьянского дома



Тема 2 : «СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ» ( 8 ч. )

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.



Тема 3 :»ДЕКОР: ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ» ( 10 ч. )

Зачем людям украшения.

Декор и положение человека в обществе.

Украшения в жизни древних обществ.

Что такое эмблемы, зачем они людям?

Одежда выражает принадлежность человека к различным слоям общества.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Тема 4: « ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ». ( 9 ч. )

Современное повседневное и выставочное декоративное искусство.

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

Создание коллективной декоративной работы в материале.



Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно- прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства ( традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России.


Учащиеся должны уметь:
- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.


В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).

Календарно - тематическое планирование

п/п


Название раздела (темы), тем уроков

Кол- во часов

Дата



Общая тема: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.










1 четверть: Древние корни народного искусства.


8




1

Древние образы в народном искусстве.

1




2

Декор русской избы.

1




3

Внутренний мир русской избы.


1




4

Конструкция и декор предметов народного быта.


1




5

Конструкция и декор предметов народного быта.


1




6

Образы и мотивы в орнаментах русской народ.вышивки.

1




7

Народный праздничный костюм.

1




8

Праздничные народные обряды. Обобщение темы четверти.

1







2 четверть:Связь времен в народном искусстве.

8




1-3

Древние образы в современных народных игрушках.

3




4

Искусство Гжели.Истоки и современное развитие промысла.

1




5

Искусство Городца.Истоки и современное развитие.

1




6

Искусство Жостова.Истоки и современное развитие.

1




7

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы )

2







3 четверть: Декор: человек, общество, время .

10




1

Введение в проблематику четверти. Зачем людям украшения.

1




2

Декор и положение человека в обществе.

1




3-4

Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись чернофигурного и краснофигурного стилей.

2




5-7

Одежда говорит о человеке.

3




8-9

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

2




10

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Обобщение темы четверти.



1







4 четверть: Декоративное искусство в современном мире

9




1-3

Современное выставочное декоративное искусство.

3




4-5

Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства.

2




6-8

Создание декоративной работы в материале.

3




9

Обобщение темы четверти

1







Итого

35




Перечень учебно- методического обеспечения:

Учебник «Изобразительное искусство» Горяева Н.А., Островская О.В., 2011, М. «Просвещение».



Рабочая программа

по учебному предмету

« Искусство. Изобразительное искусство »

в 6 «а,б,в» классе

Программа разработана учителем Бухоновой И.В., ВКК

Рабочая программа разработана на основе примерной программы

« Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского МО и науки РФ, 2008, изд. Просвещение

Количество часов в неделю- 1, всего в год- 35

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы.

Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Одна из главных целей преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами; художественная фотография и видеосъемка.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.

Программа «Изобразительное искусство» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа — это базовый этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 5—9 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.

В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

Цели учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями;

- формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т,е. зоркости души ребенка;

- формирование художественной творческой активности.

VI класс посвящен собственно изобразительному искусству. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мир и выражения отношения к нему, как особой и необходимой фор мой духовной культуры общества.

Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляя обозначает, является его знаком, вернее системой знаков, т. е. языком. Все элементы и средства, которые (как и у любого языка) служат для передачи значимых смыслов, являются способом выражения содержания.

Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережитая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображенную реальность. В этом заключен механизм передачи от человека к человеку, от поколения к поколению опыта чувств и опыта видения мира.

При изучении языка изобразительного искусства мы неизбежно сталкиваемся с его изменчивостью. Он меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Изменчивость языка искусств, т. е. правил изображения,— часть общего процесса развития человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы, они определяются изменениями, которые происходят в жизни общества. Правила изображения не были установлены когда-либо и кем-либо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного развития: правила рождались как средства выражения определенного содержания, определенной системы ценностей, как выражение духовной жизни общества. Искусство современного мира особенно сложно потому, что оно включает в себя одновременно множество языков современной культуры и ориентироваться в его многоголосии без понимания исторических культурных контекстов невозможно.

Восприятие произведений искусства происходит на многих уровнях. Этому необходимо учиться, причем обязательно и через собственное практическое художественное творчество. Восприятие произведения не может быть задано: это индивидуальная творческая деятельность, труд души, доступный для человека, обладающего определенной культурой, определенным развитием личностных качеств и характером мышления. И тогда этот труд строит самого человека, развивает его самосознание, его взаимоотношение с другими людьми.

В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придается освоению начальных основ грамоты изображения.

Программа выражает логику развития содержания учебного материала. Ступенчато построено овладение художественными навыками, умениями и знаниями. Программа рассчитана на 35 учебных часах в год. Учитель может творчески подходить к распределению часов по темам, соблюдая логику взаимодействия тем.

Программа при внимательном изучении дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся. Все разделы и темы рабочей программы даны в соответствии с программой «Изобразительное искусство» МО и науки РФ, порядок изучения программного материала и количество учебных часов сохранены полностью.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.



Тема 1: « ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» ( 8ч. )

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Рисунок- основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности.

Пятно как средство выражения.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Основы языка изображения.



Тема 2: «МЫ И МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ » ( 8 ч. )

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира.

Понятие формы.

Изображение объема на плоскости.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.

Тема 3 : «ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ» ( 10 ч. )

Образ человека – главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты.



Тема 4 : « ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ» ( 9 ч. )

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила линейной и воздушной перспективы.

Пейзаж- большой мир.

Организация изображаемого пространства.

Пейзаж-настроение.

Природа и художник.

Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразит. искусства.

Язык и смысл.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:



  • о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

  • о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

  • основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

  • о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

— о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:



  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.



Календарно - тематическое планирование

п/п


Название раздела (темы), тем уроков

Кол- во часов

Дата



Общая тема: Изобразительное искусство в жизни человека.










1 четверть: Виды изобразительного искусства и основы образного языка.


8




1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1




2

Рисунок – основа изобразительного творчества.

1




3

Линия и ее выразительные возможности.


1




4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен .


1




5

Цвет. Основы цветоведения.

1




6

Цвет в произведениях живописи.

1




7

Объемные изображения в скульптуре.

1




8

Основы языка изображения. Обобщение темы четверти.


1







2 четверть: Мир наших вещей. Натюрморт.

8




9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1




10

Изображение предметного мира- натюрморт.

1




11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1




12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1




13

Освещение. Свет и тень.

1




14

Натюрморт в графике.

1




15

Цвет в натюрморте.

1




16

Выразительные возможности натюрморта. Обобщение темы.

1







3 четверть: Вглядываясь в человека. Портрет.

10




17

Образ человека – главная тема искусства.

1




18

Конструкция головы человека и ее пропорции.

1




19

Изображение головы человека в пространстве

1




20

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1




21

Портрет в скульптуре.

1




22

Сатирические образы человека.

1




23

Образные возможности освещения в портрете.

1




24

Портрет в живописи.

1




25

Роль цвета в портрете.

1




26

Великие портретисты. Обобщение темы.

1



















4 четверть: Человек и пространство в изобразительном искусстве.

9




27

Жанры в изобразительном искусстве.

1




28

Изображение пространства.

1




29

Правила линейной и воздушной перспективы.

1




30

Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства.

1




31

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

1




32

Городской пейзаж.

1




33

Выразительные возможности изобразит. Искусства.

1




34

Язык и смысл.

1




35

Обобщение темы четверти

1







Всего

35



Перечень учебно- методического обеспечения:


Учебник «Изобразительное искусство- 6 кл.» Н.А. Горяева, О.В. Островская под ред. Неменского Б.М., 2011, М. «Просвещение».

Рабочая программа

по учебному предмету

« Искусство. Изобразительное искусство »

в 7 «а,б,в» классе

Программа разработана учителем Бухоновой И.В., ВКК

Рабочая программа разработана на основе примерной программы

« Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского МО и науки РФ, 2008, изд. Просвещение

Количество часов в неделю- 1, всего в год- 35

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы.

Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Одна из главных целей преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами; художественная фотография и видеосъемка.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.

Программа «Изобразительное искусство» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа — это базовый этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 5—9 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.

В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

Цели учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями;

- формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т,е. зоркости души ребенка;

- формирование художественной творческой активности.

Темы, изучаемые в VII классе, являются прямым продолжением учебного материала VI класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира.

Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Здесь важно показать культуростроительную роль искусства, роль искусства в понимании людьми образа своего прошлого, место искусства в развитии особого характера и самосознания народа и образных его представлениях о жизни народов мира.

Определенное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни XX века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

Принцип «от жизни — через искусство — к жизни» способствует развитию творческой наблюдательности за окружающей реальностью, развивает самосознание и интерес к жизни других людей, поднимает содержательное значение каждого момента в жизни человека, вводит его собственное бытие в контексты культуры.

Проблема «слово и изображение» затрагивается через знакомство с особенностями художественной иллюстрации. Наиболее глубоко она раскрывается через библейские темы в изобразитель ном искусстве.

Итоговая художественно-практическая работа учащихся может осуществляться в форме художественно-творческих проектов с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся.

Художественно-творческие проекты

Для завершения материала по изобразительному искусству возможен метод творческих проектов, когда группа учеников или один ученик выбирают и утверждают тему и работают над ней в течение четверти, получая на занятиях консультации от педагога и защищая впоследствии завершенный проект. Это могут быть как художественные композиции в разных материалах, так и подготовленный альбом с материалом на определенную тему по изобразительному искусству. Варианты тем для творческого проекта: «Жизнь в моем городе столетие назад», «Иллюстрации к любимому литературному произведению» и т. п.

Этапы работы над проектом: замысел, эскизы, обсуждение идеи проекта, сбор материала, развитие идеи и уточнение эскизов, исполнение проекта. Работа может готовиться дома. Материал — по выбору учащихся в соответствии с содержанием проекта.

Программа выражает логику развития содержания учебного материала. Ступенчато построено овладение художественными навыками, умениями и знаниями. Программа рассчитана на 35 учебных часах в год. Учитель может творчески подходить к распределению часов по темам, соблюдая логику взаимодействия тем.

Программа при внимательном изучении дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся. Все разделы и темы рабочей программы даны в соответствии с программой «Изобразительное искусство» МО и науки РФ, порядок изучения программного материала и количество учебных часов сохранены полностью.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.



Тема 1: «Изображение фигуры человека и образ человека » ( 8ч. ) Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Тема 2: « Поэзия повседневности » ( 8 ч.) Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках( историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в ИЗО ( тема праздника в бытовом жанре)

Тема 3: «Великие темы жизни.» ( 10 ч.)
Исторические и мифологические темы в искусстве.
Тематическая картина в русском искусстве. разных эпох.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве ХХ века.

Тема 4: «Реальность жизни и художественный образ.» ( 9 ч.)
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в ИЗО.
История искусства и история человечества.
Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.


Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:



  • о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

  • о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

  • о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

  • о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

  • о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

  • о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

  • о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

  • о роли художественной иллюстрации;

  • о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

  • наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.

Учащиеся должны иметь представление:



  • об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

  • о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

В процессе практической работы учащиеся должны:

  • получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

  • научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

  • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

  • получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

  • получить навыки соотнесения собственных переживани с контекстами художественной культуры.



Календарно - тематическое планирование

п/п


Название раздела (темы), тем уроков

Кол- во часов

Дата



Общая тема: Изобразительное искусство в жизни человека.










1 четверть: Изображение фигуры человека и образ человека


8




1

Изображение фигуры человека в истории искусства.

1




2-3

Пропорции и строение фигуры человека.

2




4-5

Лепка фигуры человека.


2




6

Набросок фигуры человека с натуры.


1




7-8

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.


2







2 четверть: Поэзия повседневности.

8




9

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

1




10

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

1




11-12

Сюжет и содержание в картине.

2




13

Жизнь каждого дня-большая тема в искусстве.

1




14

Жизнь в моем городе в прошлых веках( историческая тема в бытовом жанре).

1




15-16

Праздник и карнавал в ИЗО ( тема праздника в бытовом жанре)

2







3 четверть: Великие темы жизни.

10




17-18

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

2




19-20

Тематическая картина в русском искусстве.

2




21-22

Процесс работы над тематической картиной.

2




23-24

Библейские темы в изобразительном искусстве.

2




25

Монументальная скульптура и образ истории народа.

1




26

Место и роль картины в искусстве ХХ века.

1







4 четверть: Реальность жизни и художественный образ.

9




27-28

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

2




29-30

Конструктивное и декоративное начало в ИЗО.

2




31-32

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

2




33

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

1




34

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

1




35

Обобщение темы четверти

1







ИТОГО:

35




Перечень учебно- методического обеспечения:
Учебник «Изобразительное искусство- 7 кл.» Н.А. Горяева, О.В. Островская под ред. Неменского Б.М., 2011, М. «Просвещение».
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
409.16kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
100.83kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
193.81kb.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 1-4 классе на 2011 2015 учебный год
1087.35kb.
Рабочая программа по предмету «Искусство» для 8 9 класса разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство»
262.68kb.
Рабочая программа предмет: изобразительное искусство
199.44kb.
Изобразительное искусство
161.17kb.
Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы., «Изобразительное искусство»
43.37kb.
Рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы»
113.71kb.
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5-7 класс, 105 часов
1198.35kb.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
267.63kb.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»
276.05kb.