Главная стр 1
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17»





«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

гуманитарного цикла

протокол №1

от «26» августа 2013 г.

руководитель ШМО

Каймонова Э.П.

________________________





«СОГЛАСОВАНО»

«27» августа 2013 г.

Заместитель директора

по УВР


Антонова Е.Н.

___________________



«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ №

от «____ » августа 2013 г.

Директор

МБОУ «СОШ № 17»

Шелковникова Л.М.

__________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«ЛИТЕРАТУРА»

для 5 класса

на 2013 – 2014 учебный год


Модэко Оксана Владиславовна,

учитель русского языка и литературы

Ангарск, 2013 год



Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 11 кл. под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. М., 2008
Назначение программы:
Способствовать духовному становлению личности, формировать нравственные позиции, эстетический вкус, совершенствовать владение речью
Цель программы:

Постижение принципов развития искусства, осознать своеобразие и богатство литературы, воспитывать культуру чтения, совершенствовать устную и письменную речь.


Задачи:

Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика. Осваивая программу, учащийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

Программа фиксирует не только границы, но и пропорции этапов. Наиболее полно в ней представлены этапы, которые живы и сегодня в читательской практике. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.
Принципы построения:

Через изучение художественных произведений формирование цепочки понятий



сюжет – герой – жанр – автор.
Специфика курса:

Литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.


Технологии, методы:

Проектная деятельность, исследовательский метод, проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный.



Система оценивания:

В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и самостоятельные работы.


Литература:

для учащихся: Базовый учебник. Т.Ф.Курдюмова. Литература 5 кл. Учебник-хрестоматия, 2009 г.


для учителя:

Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 5 кл., 2006 г.

Б.И.Турьянская. Литература в 5 классе. Урок за уроком, 2005 г.

Т.Ф.Курдюмова. Литература 5 кл. Методические рекомендации, 2008 г.



Наглядность, ТСО

На уроках применяются учебно-наглядные пособия (портреты писателей и поэтов, иллюстрации, раздаточный_изобразительный материал, тесты, тексты произведений)



Формирование общеучебных умений (компетенций)

Требования к уровню подготовки учащихся

Учебный предмет «Литература» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.

Специальной целью преподавания литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

- сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации;

- эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств.

Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо;

- развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения;

- использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;

- информационная переработка текста;

- культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме);

- культура разговорной речи.

Развивать навыки комментированного чтения.

Развитие и формирование творческих умений (выразительное чтение, инсценирование, написание творческих работ).

Знание авторов русской и зарубежной литературы.

Умение находить нужную информацию по заданной теме; умение работать самостоятельно и в коллективе.

Умение находить основные художественно выразительные средства в предложенном тексте.




Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся.

В итоге к концу 5 класса должны быть сформированы следующие знания и умения:

- знать авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведений - литературных героев;

- уметь характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями. Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику;

- использовать различные формы пересказа;

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;

- отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении;

- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;

- работать со справочным материалом.





Расписание учебного времени




Распределение учебного времени

Общее количество часов

В том числе

Развитие речи

Внеклассное чтение

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

Экскурсии

1.

Всего часов по учебному плану

68

18

9













2.

Количество часов в неделю

2



















3.

Запланировано на 1 четверть

18ч.

6

1













4.

Запланировано на 2 четверть

14 ч.

5

2













5.

Запланировано на 3 четверть

20 ч.

6

3













6.

Запланировано на 4 четверть

16 ч.

1

3















Планирование основных тем


№№ п.п

Тема (раздел)

Количество часов

1.
2.


3.
4.
5.

Введение.


Мифы народов мира
Устное народное творчество. Фольклор.
Литература XIX века.
Литература ХХ века.

3 час.
5 час.


21 час.
36 час.
37 час.


Календарно-тематическое планирование курса




Тема

Тип урока

Контроль

Требования к уровню подготовки

Содержание урока

Д/З




Введение. Литература как искусство слова.


усвоение новых знании

Рассказ


Чтение на лето

Художественная литература как одна из форм освоения мира.






Р.Р. « Я хочу рассказать о книге»


РР

сочинение


Соблюдение норм техники чтения









МИФЫ НАРОДОВ МИРА

Мифы и мифология.



Изучение новогоматериала

Беседа


Сказка, легенда,

миф


Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Теория. Мифы.





Славянские мифы. Мифы о сотворении мира.Календарные мифы. «Масленица».



практикум

Изучение нового материала



Составле

ние


Мифы УНТ

Мифы разных времён и разных народов.





Древнегреческие мифы. Знакомство с мифами о Геракле. Миф «Золотые яблоки Гесперид».



эвристический

Изучение нового материала



план


Мифологические герои

Знакомство с мифами о Геракле.

Мифы, изученные на уроках истории


Викторина. Мифы древней Греции.




ВН ЧТ


творческой работ

Знать содержание мифов

Работа в группах. КВН






УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ФОЛЬКЛОР
Былина как жанр фольклора. Былина «Святогор-богатырь».

совершенствования знаний и умений

пересказ

Знать жанры УНТ, уметь их различать

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Теория. Фольклор. Жанры фольклора.






Р.Р.Сюжет и герои, композиция, особенности повествования и описания в былине. Былина «На заставе богатырской».


РР

пересказ

Соблюдение компози-ционного строя

Русский народный эпос – былины. Циклы былин. Теория .Былина. Сюжет былины. Гипербола.






Р.Р.Сочинение по картине Васнецова «Богатыри».


РР

Беседа






Былины. Сюжеты былин в других видах искусства.






Русские народные сказки. Особенности жанра. Марья Моревна» - волшебная сказка.

совершенствования знаний и умений

таблица


Знать русские народные сказки

Сказка как популярный жанр народного творчества Теория. Сказка. Виды сказок.





Р.Р.Сказка «Марья Моревна» Работа с текстом волшебной сказки. Обсуждение сюжета и героев.



репродуктивный



Заучивание наизусть




Теория. Художественные особенности волшебной сказки.






Сказки, народов мира. Арабские сказки.

Изучение новогоматериала


пересказ

Знать арабские сказки

Богатство отражения жизни в сказках народов мира.





Вн.чт. «В гостях у сказки».




объяснительно-иллюстра









Р.Р. Пишем сказку.




Малые жанры Фольклора. Пословицы и поговорки.

Изучение новогоматериала



Работа по карточкам


Пословицы,поговорки.

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы и поговорки. Богатство и разнообразие тематики. Загадка как один из видов фольклора.

Составление рассказа по пословице.



Анекдоты.

Загадки.


Песни, частушки.


Изучение нового материала

Творческая работа


Песни,частушки

Сказка-загадка. Теория. Загадка и особенности её строения. Отгадка Анекдот как один из малых жанров фольклора . Сказка-анекдот..

Составить загадку.



Б.Шергин. Рифмы.


Изучение нового материала

Подгот.карт



Частушки.

Песни, частушки. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Теория. Песня, частушка. Рифма. Музыка в произведениях фольклора.

Тематические частушки.



Народная драма. «Озорник Петрушка».


Изучение нового материала

Чтение по ролям

Народн. театр

Народный театр в истории русской культуры. "Озорник Петрушка".

Нарисовать костюм Петрушки



Р.Р.Итоговый урок по фольклору, устному народному творчеству.



РР







Итоговый урок по фольклору. Вокруг тебя мир. Из фольклора народов Северного Кавказа.

Сочинен-миниатюр

«Мой писатель 19 в»




ЛИТЕРАТУРА XIX века.

Вн.чт. Классики русской литературы.


Усвоение новых знаний Обобщение и систематизация

Викторина


Знать произведения

Славные имена русских писателей XIX века. Теория. Классика. Классическое произведение.

Викторина по произведениям 19 века.

Один день из жизни писателя


И.А.Крылов - великий баснописец. Р.Р.Понятие о басне как жанре. P.P. Анализ басен учебника.



Изучение нового материала

лекция,

Работа в тетрадях



Стрекоза и муравей и тд

Расцвет русской басни в начале XIX века. И.А.Крылов "Свинья под дубом". Осёл и Мужик». Мораль басен. Теория. Аллегория. Олицетворение. Мораль басен.основные признаки басни.

Наизусть,иллюстрация



Р.Р.Конкурс на лучшее исполнение басни.

РР


Рассказ





Афоризмы из текстов басен. Басня и её читатели. Жанр басни в мировой литературе.

Сказка о мертвой царевне и 7 ..


В.А.ЖУКОВСКИЙ. Страницы биографии.

«Спящая царевна».

Изучение нового

материала


работа



«Сказка о мёртвой царевне и 7

богатырях»



Несколько дней из жизни поэта.

Спор с Пушкиным.

Чтение сказки.

Сходство и различия в сказках великих поэтов.




Нарисовать иллюстрации,защита



ВН.Ч. Жанр басни в мировой литературе.

Обобщение и систематизация знаний и умений







Знакомство с современными баснописцами.

Актуальность.



Написать басню



А.С.ПУШКИН. Страницы биографии.

Комбиниро-ванный


Работа в тетрадях



Знать творчество писателя

А.С.Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Родная природа в лирике поэта. «Зимняя дорога», «Няне

Наизусть



«Руслан и Людмила». История создания поэмы. (Пролог).


Изучение нового материала

Дополнит.материал.



«Руслан и Людмила»

Поэма "Руслан и Людмила". Связь пролога к поэме с русскими народными сказками. Руслан, его друзья и помощники, соперники и враги

Нарисовать иллюстрации,защита


P.P. Чтение стихотворений А.С.Пушкина наизусть. Анализ стихотворений



РР

чтение наизусть




Родная природа в лирике поэта. «Зимнее утро», «Зимний вечер».

Устный анализ



Вн.чт. Любимые строки А.С.Пушкина.


Комбинирован-ный

Рассказ





Выступления проблемных групп «О любви», «О природе», «О поэте» и тд

Биография



М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. Страницы биографии. Лирика. «Парус», «Из Гете».

Изучение новогоматериала


беседа


Лирика

М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. "Парус", "Из Гёте", «Листок», «И вижу я себя ребёнком».

Учить наизусть



Р.Р.Чтение стихотворений М.Ю.Лермонтова наизусть.

РР






Урок-концерт

Биография



Н.В.ГОГОЛЬ. Слово о писателе. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Пропавшая грамота».

поисковый
Изучение нового материала

Рассказ о жизни и тв-ве писателя

Проза. Н.В. Гоголь.

Детство и юность Н.В.Гоголя. "Пропавшая грамота". Цикл повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки".

. «Майская ночь, или Утопленница»



Вн.чт. «Майская ночь, или Утопленница»

ВНЧТ

Обобщени








Особенности прозы Гоголя,черты фольклора.

Биография


И.С.ТУРГЕНЕВ. Детство писателя. Муму». Сюжет рассказа.




Изучение нового материала

Рассказ о жизни и тв-ве писателя

Муму

Детство И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму".

Читать, нравы в доме барыни



Герасим и его окружение.

комбинированный

беседа




Сюжет и герои рассказа. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима.

Рассказ о герое от 1-го лица



Герасим и Муму. Счастливый год.


комбинированный




Знать содержание текста

Герасим и барыня. Причины самовольного возвращения героя в родную деревню. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева (описание пути Герасима в родную деревню).

Сочине

ние




Россия в стихах поэтов XIX века. Р.Р.Анализ и чтение наизусть одного из стихотворений.


Изучение нового материала

Чтение наизусть




Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. М.Ю. Лермонтов « Москва, Москва! Люблю тебя как сын», А.В. Кольцов «Косарь». Фет "Весенний дождь", «Летний вечер тих и ясен», «Учись у них – у дуба, у берёзы». Теория. Двусложные размеры стиха.

Примеры стихов с двуслож размером



М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Поэтическое изображение народного подвига.


Изучение нового материала

реферат

Поэтический текст «Бородино»

М.Ю.Лермонтов "Бородино". Патриотическая тема в стихотворении.

Отрывок наизусть



Р.Р Художественные особенности. Чтение наизусть.

РР

Сообщения,




Р.Р. Образ старого солдата. Рассказ-монолог старого солдата о знаменитой битве.

Что я узнал о войне 12-го года?


Л.Н.ТОЛСТОЙ. «Петя Ростов».



Изучение нового материала

рассказ





Л.Толстой "Петя Ростов". Партизанская война на страницах романа.

Петя Ростов в партизанском отряде.

Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига. Теория. Роман-эпопея.




М.А. Булгаков. "Петя Ростов".



P.P. Урок-обобщение. Литература XIX века.


РР комбинированный


Соблюдение норм чтения

Выполнение заданий, сообщения «Я хочу рассказать вам о книге»






ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА. «Связь веков» в поэзии XX века.

Обобщение и систематизация

беседа





Век XIX и век XX. Богатство литературы XX века. . Теория. Тема лирики.

Запол

нить таблицу





К.Г.ПАУСТОВСКИЙ. «Теплый хлеб».

Изучение нового материала

Сообщение о жизни и тв-ве писателя






Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Теория. Пути рождения сказок.

Читать, ответ на вопросы



Победа добра над эгоизмом. Судьба Фильки.

Совершенствования ЗУН








Сочинение-размышление



А.П.ПЛАТОНОВ. «Волшебное кольцо». Сюжет и герои сказки. P.P. Б.В.ШЕРГИН. «Волшебное кольцо». Особенности языка сказки.

Изучение нового материала комбинированный



Рассказ о жизни и

тв-ве писателя





Русская сказка «Волшебное кольцо»

А. Платонов. Писатель о своём детстве и привязанности к тяжёлому труду. Теория. Фольклорная и литературная сказки. Герои сказки Платонова

Нарисовать иллюстрации,защита


Дж.Даррел. Говорящий сверток.



Совершенствования ЗУН



Знать произведение









Г.К.АНДЕРСЕН. «Соловей».

ВН ЧТ комбинированный


сообщения









Нарисовать иллюстрации,защита



Р.Р.Д.Родари. «Сказки по телефону». Художественное рассказывание.

Совершенствования ЗУН



Иллюст-


рации

Зарубежные сказки

Дж. Родари "Сказки по телефону"- отклик на стремление людей XX века к краткости и оперативности. Сказки, которые решают множество нравственных проблем.





Вн.чт. Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес» в переводе В.В.Набокова.



комбинированный

монолог


Зарубежные сказки

Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». В.В. Набоков "Аня в стране чудес".Алиса (она же Аня) – героиня сказок. Чудо и парадокс на страницах сказки.

Презентация фантастич. книги


Д.Р.Толкин. «Хоббит, или туда и обратно».





Совершенствования ЗУН




Знать жанр фэнтези

Джон Толкин "Хоббит, или Туда и обратно". Смысл двойного названия повести. Теория. Фэнтези как жанр. Связь произведения с фольклором. Малые формы фольклора на страницах произведения.

Пересказ эпизода







И.А.БУНИН. Мир фантазии и мир творчества.

К.Д.БАЛЬМОНТ. Поэтичность и красота лирики. И.СЕВЕРЯНИН. Сочувствие всему живому в творчестве поэта.



Совершенство

знания ЗУН

Работа по карточкам




Лирика поэтов


К.Д. Бальмант « Снежинка», «Фейные сказки» («У чудищ», «Осень»). Отражение красоты природы в стихах А.А. Блока «На лугу», «Ворона» и И.А.Бунина «Канарейка», «Сказка».




Вн.чт. Любимые стихотворения поэтов начала XX века.

ВНЧТ

Рассказ






Сообщения о биографии и творчестве поэтов, чтение стихов, словесное рисование иллюстраций


«Как я ходил на рыбалку»У соч




И.С.ШМЕЛЕВ. «Как я встречался с Чеховым». «За карасями».




комбинированный

Сообщение, кроссворд




Знать содержание произведений

Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» - Антоном Чеховым. Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле.

Пересказ эпизода



Очерк А.И.Куприна «Мой полет».

Комбиниро-

ванный


Составление плана





А.И. Куприн "Мой полёт". Автобиографический очерк и его герои. Теория. Очерк.

Составить памятку «Призна

ки очерка»





Е.ЗАМЯТИН. «Огненное А»

Ф.Сологуб. Сказка о полете «Крылья» A.M.РЕМИЗОВ. «Змей» Петькин полет.



Комбиниро-ванный

кроссворд



Знать содержание произведений

Е.И. Замятин "Огненное А". Рассказ о мечте подростков начала XX века Сюжет, который рождён прочитанной книгой. Комическая развязка.

Р.Р. Написание сочинения в жанре очерка






М.Зощенко. Великие путешественники. Золотые слова.

комбинированный


Разд.


материал




Сатира и юмор. Чтение произведений Зощенко. Инсценировка.

Рисунки.



Поэтический образ Родины. Весна в стихах и

лирической прозе М.М.Пришвина.


Комбинирован-ный





Лирическая проза М.М. Пришвина

Отражение красоты природы в стихах.

Природа в изображении русских художников.

Наизусть, сообщения,иллюстрации к стихам



P.P. Героическое прошлое России. Стихи и песни о ВОВ.

Практикум



беседа

Знать стихи о ВОВ

Чтение наизусть стихов о Вов, прослушивание песен, сообщения «История одной песни»





В.П.АСТАФЬЕВ. «Васюткино озеро».



комбинированный




Сост.плана

Знать содержание произведений

В.П. Астафьев "Васюткино озеро". Автобиографическое произведение писателя.Васюткино озеро» как произведение о формировании характера подростка в сибирской деревне.

.P. Сочинение «Как Васютка выжил в тайге».



В.П.АСТАФЬЕВ. «Васюткино озеро».





РР Совершенствования ЗУН

пересказ




Р.Р. Работа над сочинением "Как Васютка выжил в тайге".

Пересказ эпизода


В.И.Белов. «Скворцы».



комбинированный


















Кир Булычев. «Заповедник сказок». Алиса - девочка из будущего.

Совершенствования ЗУН







Чтение , фольклорные мотивы в литературной сказке.








Туве Янссон. «Последний в мире дракон».



Совершенствования ЗУН

беседа

Знать содержание произведений

Т.Янссон "Последний в мире дракон". Утверждение права современной литературы на сказку. Мумми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которых придумала и нарисовала художница, как герои её книг.

Нарисовать иллюстрации,защита


Д.Дефо. «Робинзон Крузо».




комбинированный




«Робинзон Крузо»

Д. Дефо "Робинзон Крузо". Теория. «Робинзонада».

Пересказ эпизода



Вн.чт. Рудольф Эрих Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена».


Совершенствования ЗУН

Иллюст-рации

«Приключения барона Мюнхгаузена».

Р.Э. Распэ "Приключения барона Мюнхгаузена". Теория. Гротеск. Гипербола. Литота.

Пересказ эпизода





М.Твен. «Приключения Тома Сойера».







беседа

. «Приключения Тома Сойера».


Детство зарубежных сверстников.

Приключенческая литература.

Пересказ эпизода






Вн.чт. Л.Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста».


комбинированный

кроссворд

«Приключения Калле Блюмквиста».


А. Линдгрен "Приключения Калле Блюмквиста". Теория. Трилогия .Детективный сюжет.









Вн.чт. М.И.Цветаева. Книги в красном переплете.











Сюжеты изученных произведений. М.И. Цветаева "Книги в красном переплёте".









Итоговый урок.




беседа




Рекомендации на лето.









Резервный урок




















скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 5 класса
319.3kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 8 класса
607.62kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Алгебра» для 10 класса
318.97kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 9 класса
624.01kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 7 класса
535.26kb.
Рабочая программа 8 класса разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура\ »
217.64kb.
Рабочая программа по учебному предмету «русский язык» для 5 класса
1026.49kb.
Примерная программа по учебному предмету «Литература Красноярского края» (2-4 классы)
982.34kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» учителя русского языка и литературы
347.99kb.
Приказ № од 98от «02» сентября 2013г. Рабочая программа педагога Тищенко Галины Александровны Первая квалификационная категория по учебному курсу «Литература» 5 класс
532.84kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
243.04kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «литература» для обучающихся
371.6kb.